Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2013 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бессарабов-Гончаров М.В. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 32. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РОЛЬ  КОМПЬЮТЕРНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ  В  РЕАЛИЗАЦИИ  ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА  ЛИЧНОСТИ:  ФИЛОСОФСКИЙ  АСПЕКТ

Бессарабов-Гончаров  Михаил  Владимирович

аспирант,  кафедра  философия  Волгоградского  государственного  технического  университета,  РФ,  г.  Волгоград

E-mail: 

 

ROLE  OF  COMPUTER  TECHNOLOGY  IN  IMPLEMENTING  CREATIVE  POTENTIAL  OF  INDIVIDUAL:  PHILOSOPHICAL  ASPECT

Bessarabov-Goncharov  Mikhail  Vladimirovich

post  graduate  student,  the  chair  of  philosophy  of  Volgograd  State  Technical  University,  Russia  Volgograd

 

АННОАТЦИЯ

Целью  статьи  является  исследование  особенностей  влияния  информационных  технологий  на  творческую  деятельность  личности.  Определены  приоритетные  роли  компьютеризации  в  искусстве  и  изобретательстве.  Сделан  вывод  о  возможности  рассмотрения  виртуальной  реальности  как  перспективного  направления  творческой  активности  человека.

ABSTRACT

The  article  explores  and  summarizes  the  knowledge  on  influence  of  information  technologies  on  people's  creative  work.  Considering  current  knowledge  on  this  topic,  the  author  defines  the  significant  role  of  the  computerization  in  art  and  invention.  The  author  comes  to  the  conclusion  that  virtual  reality  can  be  considered  as  one  of  the  most  prospective  areas  of  creative  activity.

 

Ключевые  слова:  творчество;  искусство;  компьютерные  технологии;  виртуальная  реальность;  изобретательство.

Keywords:  creativity;  art;  computer  technology;  virtual  reality;  inventiveness.

 

В  современном  мире  неудержимо  нарастает  потенциал  информационной  техники  и  компьютерных  технологий.  Очевидно,  что  информационные  технологии  оказывают  влияние  на  все  сферы  жизнедеятельности  человека,  исключением  не  является  и  реализация  творческого  потенциала  личности.  С  одной  стороны  компьютерные  технологии  позволяют  по-новому  сформироваться,  раскрыться  творческим  потенциям  индивида,  с  другой  стороны  они  же  являются  объектом  приложения  творческих  усилий  человека.  С  третьей  стороны,  некоторыми  учеными  (С.Э.  Крапивенский,  К.Х.  Момджан,  И.А.  Гобозов  и  др.)  усматривается  негативная  роль  компьютерных  технологий  именно  в  плане  развития  и  реализации  творческих  личностей.  Соответственно,  становится  актуальным  социально-философский  анализ  заявленной  проблемы  и  осмысление  на  новом  мировоззренческом  уровне  роли  компьютерных  технологий  в  реализации  творческого  потенциала  личности  и  общества.

С  самого  рождения  человек  окружён  информацией,  предоставляемой  в  широком  диапазоне  форм  —  от  буквенных  и  числовых  конструкций  до  полноцветных  трёхмерных  изображений  со  звуковым  сопровождением.  Произведения  компьютерной  графики  имеют  эстетичную  форму,  сопоставимую  с  эстетичностью  живописи,  портрета  и  скульптуры.  Современные  коммуникативные  средства  дают  возможность  быстро  обмениваться  информацией,  моделировать  широкий  спектр  изображений,  звуков  и  даже  ощущений,  что  предоставляет  человеку  возможность  создания  нового  для  себя  объекта  творчества  —  кибернетической  реальности  (синонимом  которой  принято  называть  «виртуальную  реальность»).  Подчеркнем,  что  феномен  виртуальной  реальности  представляет  несомненный  интерес  с  позиции  актуализации  вопроса  о  роли  компьютерных  технологий  в  творческой  активности  человека.

Например,  крайне  расширяется  сфера  применения  изобразительного  искусства  и  в  тоже  время,  и  классическое,  и  современное  искусство  становятся  широко  доступны  любому  человеку  [2,  с.  16].  Главной  особенностью  творчества  в  сфере  изобразительного  искусства  является  создание  артефакта,  который  подобно  природе  удовлетворяет  эстетические  и  духовные  потребности  человека  в  созерцании  прекрасного,  как  пишет  И.  Кант:  «Природа  прекрасна,  когда  она  похожа  на  искусство,  а  искусство  может  быть  лишь  тогда  названо  прекрасным,  когда  мы  сознаем,  что  это  искусство,  но  вместе  с  тем  видим,  что  оно  выглядит  как  природа»  [3,  с.  420].  Изображения  компьютерной  графики  способны  не  только  точно  копировать  природную  красоту,  но  и  генерировать  виртуальные  образы  природы  на  основе  фантазии  и  свободы  мысли  автора  картины  (например,  фантастические  природные  ландшафты  создаваемые  художниками  фильма  «Властилин  колец»,  «Звездные  войны»  и  т.  п.). 

Здесь  перед  нами  встает  проблема  свободы  творчества,  которую  значительно  легче  реализовать  в  мире  информационных  технологий.  Создание  какого-либо  произведения  на  основе  свободы  характеризуется  И.  Кантом,  как  искусство:  «Правильнее  было  бы  называть  искусством  лишь  созидание  посредством  свободы,  или  произвола,  полагающего  в  основу  своих  действий  разум»  [3,  с.  414].  Так  же,  Бердяев  отмечал  в  качестве  неотъемлемого  элемента  процесса  творчества  свободу:  «Творчество  неотрывно  от  свободы.  Лишь  свободный  творит»  [1,  с.  250].  Таким  образом,  деятельность  по  проектированию  и  созданию  художественных  картин,  архитектурных  проектов,  музыки  на  основе  компьютерных  технологий  мы  можем  обозначить  как  свободный  творческий  акт  личности.  Иначе  говоря,  современная  компьютерная  техника  и  доктрина  информационного  общества  предоставляют  широчайшие  возможности  для  свободной  реализации  идей  в  самых  различных  областях  творческой  деятельности. 

Современная  техника  не  всегда  позволяют  сохранять  в  виде  материальных  объектов  сложные  трёхмерные  картины  и  виртуальные  модели,  а  некоторые  музыкальные  мелодии  генерируются  и  воспроизводятся  только  на  специальном  оборудовании.  Таким  образом,  современные  компьютерные  технологии  выступают  не  только  в  качестве  инструмента  создания  новых  произведений  искусства,  но  и  в  качестве  неотъемлемого  элемента  среды  их  существования,  где  они  могут  быть  востребованы  и  воспроизведены  человеком. 

Особенной  средой  производства  и  воспроизведения  продуктов  творческого  компьютерного  моделирования  является  виртуальная  реальность,  которая  позволяет  не  только  быть  сторонним  наблюдателем  модели  мира,  но  и  выступать  в  роли  активного  участника  виртуальных  природных  и  социальных  событий.  Современная  техника  позволяет  создать  воображаемый  мир  со  своими  закономерностями,  правилами  и  возможностями.  Создание  такого  мира  носит  характер  творческого  акта.  По  мнению  Н.  Бердяева,  творчество  осуществляется  человеком  на  основе  присутствия  в  нём  природы  более  совершенного  мира  и  способности  выразить  эту  природы  через  свои  произведения  вследствие  внутреннего  стремления  к  «иному  миру».  Творчество  —  это  акт  создания  аномального,  принципиально  нового  объекта  или  явления,  относительно  понятий  уже  существующего  мира. 

Можно  провести  аналогию,  сейчас  мы  можем  создавать  виртуальные  миры  при  помощи  компьютерной  техники,  а  наши  дальние  предки  творили  создавая  более  комфортный,  удобный,  технически  эстетичный  мир  при  помощи  орудий  труда.  Начиная  с  элементарной  палки-копалки,  рычага,  позже,  кривошипа  и  системы  зубчатых  колес  пытаясь  создать  нарисованный  воображением  мир.  Вся  цивилизация  Земли  —  это  проявление  творческого  потенциала  человека,  непрерывное  изменение  налично-данного  представляет  собой  творческий  процесс,  как  следствие  появления  «иного  мира»  на  планете  Земля,  отдельные  элементы  которого  неизбежно  будут  стремиться  к  другому  «иному  миру».  В  качестве  олицетворения  такого  стремления  мы  рассматриваем  создание  виртуальной  реальности.

Творческий  акт,  по  мнению  Бердяева,  призван  создать  иную,  более  совершенную  реальность:  «Цель  творческого  порыва  —  достижение  иной  жизни,  иного  мира,  восхождение  в  бытии»  [1,  с.  205].  Преодоление  существующего  мира,  его  обновление  и  обогащение  —  это  основная  цель  творчества:  «То,  что  порождено  извне,  что  создается  перераспределением  субстанции,  не  есть  творчество.  Творчество  не  есть  новое  соотношение  частей  мира,  творчество  есть  оригинальный  акт  личных  субстанций  мира»  [1,  с.  233].  Таким  образом,  создание  нового  происходит  на  основе  внутренней  энергии,  неповторимого  содержания  и  способностей  субъекта,  который  представляет  собой  подобие  космоса,  микрокосмическую  систему,  обладающую  духовной  независимостью  и  сверхприродностью.  Подобное  понимание  творчества  позволяет  взглянуть  на  виртуальную  реальность  как  на  естественное  явление  в  процессе  развития  общества.  Использование  инструментария  информационных  технологий  в  целях  создания  «иного  мира»  является  способом  реализации  творческих  устремлений  человека.  Проектирование  визуального  облика  виртуального  мира,  его  необычных  возможностей,  основанных  на  несуществующих  законах  естествознания  и  т.  п.  осуществляется  на  основе  свободной  разумной  мысли  творца. 

Простейшим  примером  виртуальной  реальности  могут  служить  компьютерные  игры,  создающие  среду  для  воспроизведения  социальных  взаимоотношений  между  участниками.  Виртуальная  жизнь  в  роли  персонажа  компьютерной  игры  стала  популярным  развлечением  в  современном  мире,  которое  позволяет  удовлетворить  духовные  и  эмоциональные  потребности  человека.

Таким  образом,  деятельность  по  созданию  виртуальной  реальности  можно  выделить  в  современный  вид  творчества,  который  стал  возможным  благодаря  информационным  технологиям.  Появление  такого  вида  созидательной  активности  личности  обусловлено  естественным  стремлением  творческих  людей  к  новому,  неизвестному  и  более  совершенному  миру. 

В  научно-техническом  творчестве,  изобретательстве  и  инновационной  деятельности,  так  же  активно  реализуется  как  технологический  потенциал  компьютерных  технологий,  так  и  творческий  потенциал  личности.  Важным  аспектом  компьютерного  моделирования  является  создание  виртуальных  проектов  инженерных  решений  и  апробация  их  эффективности  с  помощью  программных  средств.  В  качестве  выводов  можно  сказать,  что  в  процессе  социально-философского  анализа  были  обозначены  следующие  роли  компьютерных  технологий  в  процессе  реализации  творческого  потенциала  личности:

1.  Современные  компьютерные  технологии  выступают  в  роли  инновационного  инструмента  для  деятельности  в  области  искусства  и  художественного  творчества.  Компьютерная  графика  и  моделирование  XXI  века  позволяют  реализовывать  самые  смелые  идеи  деятелей  искусства,  расширяя  спектр  их  возможностей;

2.  Компьютерное  моделирование  повышает  эффективность  изобретательской  деятельности  и  способствует  сокращению  затрат  ресурсов  на  инновационные  разработки,  выступая  в  роли  мощного  инновационного  инструмента,  а  это  особенно  актуально  с  позиции  праксеологии.

3.  Феномен  виртуальной  реальности,  создаваемой  на  основе  компьютерных  технологий,  представляет  собой  отдельный  вид  творчества,  который  активно  развивается  в  современности.  Таким  образом,  компьютерные  технологии  играют  роль  мощного  инструмента  и  информационной  базы  для  полноценной  реализации  творческого  потенциала  личности.

 

Список  литературы:

1.Бердяев  Н.А.  Смысл  творчества.  М.:  АСТ,  2011.  —  672  с.

2.Виноградова  Н.Л.  Новационные  и  творческие  взаимодействия  в  культуре  общества  /  Н.Л.  Виноградова  //  Гуманитарные  науки:  сб.  науч.  тр.  Ч.  1  Караганда,  2010.  —  С.  14—18.

3.Кант  И.  Критика  способности  суждения.  М.:  Аспект-пресс,  2006.  —  512  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.