Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 05 ноября 2013 г.)

Наука: Философия

Секция: Философия и ее роль в современном обществе

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
О СУЩНОСТНОМ СВОЕОБРАЗИИ ФИЛОСОФИИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 10(30). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

О  СУЩНОСТНОМ  СВОЕОБРАЗИИ  ФИЛОСОФИИ

Михайлов  Михаил  Иванович

профессор,  д-р  филос.  наук,  доктор  филологических  наук,  профессор  Нижегородского  государственного  педагогического  университета  им.  К.  Минина,  г.  Нижний  Новгород

E-mail: 

 

ABOUT  THE  ESSENTIAL  PECULIARITY  OF  PHILOSOPHY

Mikhail  Mikhailov

professor,  doctor  of  philosophical  sciences,  doctor  of  philological  sciences,  Minin  Nizhny  Novgorod  State  Pedagogical  University,  professor  of  chair  of  philosophy  and  theology,  Nizhny  Novgorod

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  раскрытию  существенных  сторон  и  особенностей  философии.  Выделяются  и  раскрываются  три  уровня  (среза)  философии:  1)  философия  как  познание;  2)  философия  как  отношение  и  3)  философия  как  творчество.  Обращается  внимание  на  соотношение  философии  и  других  форм  общественного  сознания. 

Методы  научного  исследования:  анализ,  синтез,  абстрагирование,  обобщение.

Автор  приходит  к  выводу,  что  философию  нельзя  изолировать  от  науки,  но  вместе  с  тем  ее  нельзя  сводить  к  научной  философии.  Как  явление  творчества  философия  находится  ближе  всего  к  искусству.

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  disclosure  of  the  essential  aspects  and  features  of  philosophy.  Three  levels  (cuts)  of  philosophy  are  allocated  and  revealed:  1.  philosophy  as  cognition;  2.  philosophy  as  relation;  3.  philosophy  as  creativity.  Attention  is  drawn  to  the  correlation  between  philosophy  and  other  forms  of  public  consciousness.

Methods:  analysis,  synthesis,  abstraction,  generalization.

Conclusion:  philosophy  cannot  be  isolated  from  the  science,  however,  it  is  impossible  to  reduce  it  to  scientific  philosophy.  As  a  phenomenon  of  creativity  philosophy  is  closest  to  art.

 

Ключевые  слова:  философия;  познание;  отношение;  творчество;  наука;  искусство.

Keywords:  philosophy,  cognition,  relation,  creativity,  science,  art.

 

Обращаясь  к  раскрытию  темы,  вынесенной  в  заголовок  статьи,  целесообразно  задаться  вопросом:  является  философия  наукой?  Ответы  на  него  существуют  разные:  от  отождествления  философии  и  науки  [5,  с.  48,  55]  до  их  резкого  противопоставления  [2,  с.  26].  Особый  интерес  тут  представляет  суждение  П.С.  Гуревича:  «Философия  имеет  такие  черты,  которых  нет  у  науки.  Можно,  вероятно,  говорить  о  том,  что  у  философии  есть  признаки  науки,  точнее  сказать  —  научности,  что  она  руководствуется  научными  критериями.  Но  для  того,  чтобы  понять  философию,  необходимо  помнить  о  ее  своеобразии,  отличии  от  науки.  Философия  в  целом  относится  к  гуманитарному  знанию,  т.е.  знанию  о  человеке,  человеческом  духе,  человечестве»  [3,  с.  26]. 

На  наш  взгляд,  философия  и  наука  имеют  много  общего.  В  то  же  время  нельзя  не  видеть  и  их  существенного  различия.

Что  же  сближает,  роднит  философию  и  науку?  Прежде  всего  и  главным  образом  то,  что  философия,  как  и  наука,  является  формой  познания  мира,  а  это  значит,  что  в  своей  значительной  части  она,  под  стать  науке,  базируется  на  знании.  Отсюда  она  предстает  как  миропонимание.

Соответственно  этому  философия,  начиная  с  античности,  как  правило,  пользуется  категориальным  аппаратом,  а  порою  дает  знания  о  мире  на  уровне  законов  (к  примеру,  законов  диалектики).  Это  особенно  характерно  для  марксистской  философии.

Разумеется,  философское  знание,  по  сравнению  с  научным,  по  своей  природе  и  содержанию  весьма  специфично.  Дело  в  том,  что  если  научное  знание  носит  частный  характер,  то  философское  —  обобщенный.  Другими  словами,  если  наука  дает  знания,  касающиеся  отдельных  сторон,  граней  мироздания  и  человеческого  бытия,  то  философия,  опираясь  на  эти  частные  знания,  дает  нам  обобщенные  представления  о  мире  и  о  человеке  как  части  мира.  Но  это  с  одной  стороны. 

С  другой,  нельзя  отрицать  того,  что  развитие  частных  наук  в  значительной  мере  зависит  от  философии  (как  обобщенно-теоретического  миропонимания),  ибо  научное  познание  не  может  успешно  осуществляться  вне  опоры  на  общее,  общую  картину  мира  (природы  и  общества),  которую  дает  философия.  Во  всем  этом  философия  являет  себя  по  отношению  к  частным,  в  том  числе  общественным,  наукам  в  качестве  методологии

Вместе  с  тем  философия  и  наука  —  это  не  только  «одного  поля  ягоды»,  но  и  принципиально,  качественно  разные  вещи.  В  чем  же  это  проявляется?

Прежде  всего,  следует  признать,  что  философия  имеет  дело  не  только  с  познанием  мира  (а  также  человека  как  части  мира),  иначе,  с  созданием  общей  картины,  образа  мира,  но  и  с  отношением  самого  философа  как  человека  к  этому  миру,  главным  образом  социальному  миру,  которое  реализуется  в  его  произведениях.  В  основе  своей  это  отношение  —  отрицательное,  критическое,  т.  е.  отношение,  наполненное  чувством,  «пафосом»  неприятия  мира  в  силу  его  падшести  и  несовершенства.  Пожалуй,  наиболее  ярким  выражением  неприятия  существующего  мира  является  философия  Ф.  Ницше. 

Пафос  критического  отношения  философа  к  миру  (социальному  миру)  выражается  в  его  трудах  в  том,  что  идеи,  высказанные  им,  —  это  не  просто  идеи  (как  некие  абстракции),  а  идеи-чувства,  идеи-переживания,  пропущенные  через  горнило  сомнений  и  раздумий,  через  его  сердце,  говоря  словами  К.  Маркса,  «идеи..,  из  уз  которых  нельзя  вырваться,  не  разорвав  своего  сердца».  Нередко  философия  в  таком  случае  становится  публицистикой  (эссе).

Речь,  таким  образом,  идет  здесь  о  субъективно-личностной  оценке  мира,  происходящих  в  нем  событий,  о  ценностном  смысле  и  значении  тех  или  иных  явлений  действительности  для  человека  (философа  как  человека),  для  его  жизни.  Очевидно,  что  философия  тут  предстает,  являет  себя  как  мироотношение.  Важно  при  этом  отметить,  что  без  субъективно-философского,  критического  мироотношения  вряд  ли  бы  вообще  стало  возможным  какое-либо  серьезное  позитивное  изменение  и  преобразование  мира,  общественной  жизни.

Что  касается  науки  (науки  как  таковой),  то  для  нее  вопрос  об  отношении  человека  к  миру  неактуален.  Для  науки  существенно  знание  как  объективное  раскрытие  необходимости,  т.  е.  причинно-следственных  связей  между  явлениями,  а  не  отношение  как  проявление,  выражение  субъективного  начала,  а  именно  человеческих  чувств  и  переживаний.

В  контексте  вышесказанного  представляется  некорректным  определение  основного  вопроса  философии  как  отношения  мышления  к  бытию,  как  в  свое  время  считал  Ф.  Энгельс  и  как  считают  сегодня  его  последователи.  Основным  вопросом  философии  скорее  является  отношение  человека  к  миру,  как  справедливо  утверждают  некоторые  современные  философы.

Вместе  с  тем  философия  —  это  так  или  иначе  не  только  отношение,  но  и  более  того:  творчество  (творческое  самовыражение,  самореализация).  Нельзя  не  согласиться  с  суждением  Н.А.  Бердяева:  «Философия  есть  творчество,  а  не  приспособление  и  не  послушание  …  В  философии  совершается  самоосвобождение  творческого  акта  человеческого  духа  в  его  познавательной  реакции  на  мир,  в  познавательном  противлении  миру  данному  и  необходимому,  а  не  в  приспособлении  к  нему  [1,  с.  53]. 

С  учетом  этого  нужно  признать  родственность  философии  и  искусства.  Здесь  есть  смысл  обратить  внимание  на  то,  что  философия  жизни,  подчеркивая  «принципиальное  различие,  несовместимость  философского  и  научного  подхода  к  миру»,  утверждает  следующее:  «наука  стремится  овладеть  миром  и  подчинить  его,  философии  же  свойственна  созерцательная  позиция,  роднящая  его  с  искусством»  [6,  с.  732].  Наиболее  же  адекватной  формой  философского  познания,  постижения  целостной  реальности  с  этой  точки  зрения  является  художественный  символ.

Представляет  интерес  и  утверждение  Н.А.  Бердяева:  «Философия  есть  искусство…  —  искусство  познания.  Философия  —  искусство,  потому  что  она  предполагает  особый  дар  свыше  и  призвание.  Философия  —  искусство,  потому  что  на  ней  запечатлевается  личность  творца  не  менее,  чем  на  поэзии  и  живописи»  [1,  с.  53]  .

Как  видно,  дело  философии  нельзя  сводить  к  рациональному,  абстрактно-логическому  познанию  мира  и  человека  в  нем.  Стремление  философа  заглянуть,  проникнуть  в  глубины  человека,  его  таинственного  бытия  нередко  приводит  к  тому,  что  он  невольно  становится  не  просто  субъектом  познания,  а  философом-художником

Важными,  определяющими  основаниями  философии  как  творческого  самовыражения  человека  являются  его  саморефлексия,  самоуглубление,  самопереживание,  особенно  характерные  для  философии,  философской  антропологи  Нового  и  Новейшего  времени.

Как  феномен  творчества  философия  позволяет  человеку  переступить  порог  внешнего  существования  мира,  всего  того,  что  относится  к  повседневному,  прозаическому,  «слишком  человеческому»  и  почувствовать,  ощутить  себя  перед  лицом  вечности,  первобытийной  пустоты  и  в  обычном  смысле  «ничто». 

Основной  силой,  опорой  философского  самовыражения,  следовательно,  служит  чувство  вневременной,  в  том  числе  внеисторической,  первозданной  сути  человека,  его  чистого,  т.  е.  совершенного  бытия.  На  наш  взгляд,  последнее  является  отличительной  чертой  художественно-философского  гения.

Соответственно  вышесказанному  философию  можно  характеризовать  и  как  эстетическое  миротворение  (миропреображение).  Это  значит,  что  мир  в  данном  случае  предстает  как  феномен  художественных  представлений,  художественно-эстетического  воображения  человека.  Отсюда  следует:  каково  «я»  философа,  таков  и  мир  (бытие).

Судя  по  всему,  философия,  а  точнее  философствование  не  сводится  к  мысли,  познанию,  что  как  раз  и  определяет  суть  науки,  философия,  наряду  с  этим,  предстает  и  как  особое  поэтическое  состояние  (самостояние)  человека,  которое  позволяет  ему  быть  свободным  изнутри,  а  тем  самым  быть  самим  собой,  т.  е.  целостной  индивидуальностью.  И  тут  существенно  не  знание,  а  чувство,  воображение,  сверхсознание.  К  сожалению,  философия,  начиная  с  Нового  времени  и  по  сей  день,  излишне  гносеологизирована.  Нельзя  забывать  о  том,  что  в  философии,  помимо  онтологии  и  гносеологии,  есть  и  эстетика,  и  этика,  и  нечто  другое.  Попутно  отметим,  что  многие  выдающиеся  представители  мировой  философской  мысли  определяющее  значение  придавали  не  только  решению  вопросов  онтологии  и  гносеологии,  но  не  в  меньшей  степени  и  вопросов  эстетики.  Достаточно  здесь  вспомнить  Платона,  Аристотеля,  Канта,  Гегеля,  Н.  Федорова.  Вл.  Соловьева,  Н.  Бердяева.  А.  Лосева  и  др.,  чтобы  убедиться  в  этом. 

Иначе  говоря,  в  философии,  по  крайней  мере,  в  ее  европейском  варианте  царствует  логоцентризм.  Невольно  вспоминается  декартовское:  «Cogito  ergo  sum»  («Я  мыслю,  следовательно,  существую»).  В  сущности,  это  философия  языка  (слова).  «Однако  неземное  и  вечное  не  может  быть  выражено  в  языке»  [4,  с.  217].  А.  Швейцер  не  случайно  писал:  «Истинная  этика  начинается  там,  где  перестают  пользоваться  словами».  С  его  точки  зрения,  этика  возможна  не  как  знание,  а  как  действие,  индивидуальный  выбор.  По  словам  А.СА.  Гусейнова,  «Этика,  как  ее  понимает  Швейцер,  и  научное  знание  —  разнородные  явления:  этика  есть  приобщение  к  вечному,  абсолютному,  а  научное  знание  всегда  конечно,  относительно,  этика  творит  бытие,  а  научное  знание  описывает  его.  Этика  умирает  в  словах,  застывая  в  них,  словно  магма  в  горных  породах,  а  научное  знание  только  через  язык  и  рождается»  [4,  с.  218].

Не  только  истинная  этика,  но  и  истинная  эстетика  начинается  там,  где  «перестают  пользоваться  словами».  Она  скорее  всего  эстетика  образа,  художественного  символа  как  творения  бытия  в  единстве  земного  (телесного)  и  небесного  (духовного)  начал  в  человеке.

Итак,  мы  постарались  раскрыть  три  уровня  (среза)  философии:  философия  как  познание  мира,  2)  философия  как  отношение  человека  к  миру  и  3)  философия  как  творчество.  Общий  же  вывод  такой.  Нельзя  изолировать  философию  от  науки  (научного  познания),  но  вместе  с  тем  нельзя  философию  в  целом  сводить  к  научной  философии.  В  таком  случае  философия  становится  сподвижницей  искусства,  устремленного  к  красоте  (совершенству)  как  конечной  цели  человеческой  и  мировой  жизни.  Согласимся:  в  этом  нет  умаления  философии,  роль  и  значение  ее  более  чем  достойное.

 

Список  литературы:

1.Бердяев  Н.А.  Философия  творчества,  культуры  и  искусства.  В  2-х  т.  Т.  1.  М.:  Искусство,  1994.  —  542  с.

2.Гулыга  А.В.  Дух  и  духовность  //  Диалог.  1991.  №  17.

3.Гуревич  П.С.  Основы  философии:  Учебное  пособие.  М.:  Гардарики,  2000.  —  438  с.

4.Гусейнов  А.А.,  Апресян  Р.Г.  Этика:  Учебник.  М.:  Гардарики,  1998.  —  472  с.

5.Каменский  З.А.  Философия  как  наука.  М.:  Наука,  1995.  —  171  с.

6.Философский  энциклопедический  словарь.  М.:  Советская  энциклопедия,  1983.  —  840  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий