Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 09 сентября 2013 г.)

Наука: Политология

Секция: Политика в России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Филина Н.В. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(28). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РЕЛИГИОЗНАЯ  СИТУАЦИЯ  В  ОМСКОЙ  ОБЛАСТИ  ПЕРСПЕКТИВЫ  СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  РЕГИОНАЛЬНЫХ  ОРГАНОВ  ВЛАСТИ  С  РЕЛИГИОЗНЫМИ  ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Филина  Нина  Владимировна

аспирант  негосударственного  образовательного  учреждения  высшего  профессионального  образования  «Омской  гуманитарной  академии»,  г.  Омск

E-mail:  

 

RELIGIOUS  SITUATION  IN  OMSK  PROSPECTS  OF  SOCIAL  AND  POLITICAL  COOPERATION  OF  REGIONAL  AUTHORITIES  WITH  RELIGIOUS  ORGANIZATIONS

Filina  Nina

graduate  student  of  private  educational  institutions  of  higher  education  "Omsk  Academy  of  the  Humanities",  Omsk

 

АННОТАЦИЯ

Автором  исследуется  религиозная  ситуация  в  Омской  области,  определяется  круг  проблем  социально-политической  направленности.  На  основе  анкетных  данных  автор  характеризует  социально-политическое  взаимодействие  региональных  органов  власти  с  религиозными  организациями.  Определены  перспективы  повышения  действенного  участия  религиозных  организаций  в  решении  существующих  социально-политических  проблем.

ABSTRACT

The  author  examines  the  religious  situation  in  the  Omsk  region,  defined  by  a  range  of  problems  of  social  and  political  orientation.  Based  on  the  questionnaire  data,  the  author  describes  the  social  and  political  cooperation  of  regional  authorities  and  religious  organizations.  The  prospects  of  increasing  the  effective  participation  of  religious  organizations  in  addressing  existing  social  and  political  problems.

 

Ключевые  слова:  социально-политический  процесс;  религиозная  ситуация;  социально-политическое  взаимодействие;  религиозная  организация.

Keywords:  social  and  political  process;  religious  situation,  socio-political  interaction,  a  religious  organization.

 

Глобальные  перемены,  произошедшие  в  вопросах  религии  в  конце  XXI  века  в  России,  отразились  на  внутренней  политике  субъектов  Российской  Федерации.  Однако  на  региональном  уровне  участие  религиозных  организаций  в  социально-политическом  процессе  носит  индивидуальный  характер.  В  каждой  административно-территориальной  единице  учитываются  исторические  и  иные  местные  традиции,  которые  складывались  веками,  они,  несомненно,  оказывают  влияние  на  конфессиональную  политику.  В  Западной  Сибири  и  на  Дальнем  Востоке  наблюдается  преобладание  православных  и  мусульманских  религиозных  организаций,  но  в  последнее  время  количество  протестантских,  буддийских  и  нетрадиционных  религиозных  организаций  неуклонно  растет.  Эти  религиозные  организации  сознательно  выбирают  буферную  зону,  так  как  она  отличается  большой  территорией,  недостаточным  контролем  со  стороны  органов  государственной  власти. 

Основными  характеристиками  религиозной  ситуации  в  регионах  являются:  религиозность  населения  и  участие  религиозных  организаций  в  социально-политическом  процессе.

Дать  объективную  оценку  религиозной  ситуации  по  всем  субъектам  Российской  Федерации  невозможно  в  связи  с  тем,  что  их  количество  велико  и  недостаточно  научных  исследований  в  этом  направлении,  религиозные  лидеры  не  желают  вести  диалог  с  исследователями. 

Поэтому  с  целью  выявления  современного  состояния  и  особенностей  религиозности,  а  также  ее  влияния  на  социально-политические  процессы  нами  было  проведено  социологическое  исследование  «Роль  религии  и  религиозных  организаций  в  социально-политических  процессах».  Опрос  проводился  по  средствам  интернет  анкетирования  при  поддержке  сервера  виртуальных  исследований  “Virtualexs”.  С  текстом  и  результатами  исследования  можно  ознакомиться  на  сайте,  номер  опроса  8946.  В  опросе  приняло  участие  500  респондентов.  Он  был  проведен  методом  индивидуального  стандартизированного  интервью. 

Среди  500  респондентов  по  половому  признаку  анкеты  распределились  примерно  одинаково  49  %  —  мужчины,  51  %  женщины.  Что  касается  возрастных  категорий,  то  среди  опрошенных  26  %  составили  лица  в  возрасте  от  21—29  лет,  23  %  лица  в  возрасте  до  20  лет,  20  %  —  от  30—39  лет,  17  %  —  от  40—50  лет,  9  %  от  50—55  лет,  5  %  —  старше  55  лет.  Возросший  интерес  среди  молодежи  суммарно  более  50%  можно  объяснить  тем,  что  эта  категория  более  мобильна,  владеет  информационными  технологиями,  проявляет  активную  гражданскую  позицию,  стремится  к  тому,  чтобы  их  голос  был  услышан  и  учтен  даже  в  подобных  анкетах.  По  уровню  образования  голоса  распределились  следующим  образом  со  средним  —  27  %,  со  средним  специальным  —  23  %,  с  неполным  высшим  —  28  %,  с  высшим  —  23  %. 

На  вопрос,  считаете  ли  вы  себя  верующим  человеком,  положительно  ответили  68  %  респондентов.  Нестабильность  в  обществе,  социальная  деформация,  безработица,  безразличие  к  окружающим,  жестокость,  акты  вандализма  порождают  у  молодежи  желание  обрести  частичку  спокойствия,  умиротворения  и  они  обращаются  к  вере. 

Выражая  свое  отношение  к  социальному  служению,  осуществляемому  религиозными  организациями,  38  %  респондентов  высказали  необходимость,  27  %  нужность  и  только  35  %  ответили  отрицательно.  Доверяют  деятельности  религиозных  организаций  49  %,  считают,  что  роль  православной  церкви  возрастает  35  %.

Задумываясь  над  вопросом,  какую  роль  религия  играет  в  российском  обществе,  32  %  ответили  —  духовно  объединительную,  20  %  —  считают,  способствует  культурному  развитию,  22  %  —  формирует  нравственные  и  моральные  устои,  17  %  —  служит  обществу.  Остальные  считаю,  что  религия  —  источник  поддержки  людей.

На  вопрос  должен  ли  существовать  диалог  между  государством  и  религиозными  организациями  положительно  ответили  43  %  респондентов,  допустимо  ли  вовлечение  религиозных  структур  в  политический  процесс  положительно  ответили  43  %  опрошенных.

Таким  образом,  оценивая  религиозную  ситуацию  в  регионе  можно  сказать,  что  она  нестабильна,  несмотря  на  численное  превосходство  православных  приходов,  наблюдается  активизация  мусульманских,  евангельских  религиозных  организаций.  Опрос  показал,  что  43  %  респондентов  посещают  несколько  религиозных  организаций.  Этот  факт  свидетельствует  о  том,  что  молодежь  не  расставила  до  конца  свои  религиозные  приоритеты,  а  значит,  борьба  за  паству  продолжается,  какая  религиозная  организация  победит  в  этой  борьбе  —  неизвестно. 

Оценивая  деятельность  религиозных  организаций,  больше  половины  опрошенных  высказали  необходимость  социального  служения.  Сегодня  общество  предъявляет  высокие  требования  к  власти,  к  себе,  к  институтам  гражданского  общества,  в  том  числе  и  к  религиозным  организациям.  По  мнению  общества,  религиозные  организации  должны  быть  направлены  на  социальное  служение,  на  оказание  помощи  нуждающимся.  Сегодня  большинство  религиозных  организаций  ограничиваются  богослужением,  проведением  обрядов,  а  этого  недостаточно.  Необходимо  пересматривать  свою  деятельность  и  быть  социально  ориентированными.  На  вопрос  насколько  заметна  общественно-политическая  деятельность  религиозных  организаций  в  муниципальных  образованиях  большинство  респондентов  ответили  «незаметна».  Доверие  сложно  завоевать  и  очень  легко  потерять.  Сегодня  доверие  к  религиозным  организациям  пошатнулось,  из  500  опрошенных  —  49  %  высказались  положительно.  Что  сегодня  мешает  религиозным  организациям  быть  социально-ориентированными?  Большинство  ответили  —  нехватка  финансов,  однако  пожертвования  всегда  были  и  остаются  частью  доходов  религиозных  организаций. 

Изучая  отчеты  религиозных  организаций  на  примере  Омской  области  можно  сделать  вывод,  что  они  формальны,  доходы  и  пожертвования  есть  и  их  хватает  для  социального  служения.  Однако  как  перераспределяются  эти  средства,  большой  вопрос,  зависящий  от  настоятеля,  а  он,  как  известно  не  без  греха. 

На  вопрос  какое  место  православие  должно  занимать  в  государстве,  голоса  респондентов  распределились  примерно  поровну  между  следующими  утверждениями:  православие  должно  стать  государственной  религией,  все  религии  должны  быть  равны  и  религия  не  должна  вмешиваться  в  дела  государства.  Учитывая  сложившуюся  ситуацию,  смею  предположить,  что  будет  продолжаться  дальнейшая  политизация  религии.  Так  как  большинство  респондентов  высказали  свою  позицию  в  пользу  диалога  между  государством  и  религиозными  организациями,  а  также  допускают  вовлечение  религиозных  структур  в  политический  процесс. 

К  настоящему  времени  по  данным  министерства  юстиции  в  Омской  области  269  зарегистрированных  религиозных  организаций  131  —  религиозная  организация  Русской  православной  церкви,  1  —  Старообрядческая  организация,  2  —  Греко-католических  прихода,  1  —  Русская  истинно-православная  церковь,  2  —  Молоканские  организации,  1  —  общество  Кришны,  4  —  Адвентистов  седьмого  дня,  1  —  Индуистская  религиозная  организация,  5  —  Евангельско-лютеранских  общин,  12  —  религиозных  организаций  Христиан  веры  евангельской,  1  —  Евангельско-лютеранская  церковь  «Ингрии»,  1  —община  братских  меннонитов,  45  —  Мусульманских  религиозных  организаций,  2  —  Буддийский  центр  и  община,  9  —  Римско-католических  приходов,  6  —  церквей  Евангельских  христиан  баптистов,  12  —  Евангельских  христиан  пятидесятников,  1  —  Иудейская  община,  2  —  Армяно-апостольских  церкви. 

Для  понимания  состояния  религиозной  ситуации  в  Омской  области  необходимо  охарактеризовать  деятельность  ряда  конфессий. 

Социальное  служение  религиозного  учреждения  Омского  отделения  благотворительной  католической  организации  «Каритас»  Азиатской  части  России,  регистрационное  дело  №  5511010028.  И  других  Римско-католических  религиозных  организаций  четко  организованно  и  согласно  уставу  осуществляет  следующие  направления  деятельности:

·     проведение  религиозных  обрядов; 

·     оказание  благотворительной  помощи;

·     профилактика  девиантного  поведения;

·     образовательные  услуги;

·     социальная  поддержка  и  защита  граждан;

·     создание  социальных  служб.

На  региональном  уровне  религиозная  организация  осуществляет  свою  деятельность  в  форме  благотворительных  акций  и  специальных  служб,  оказывающих  социальную  поддержку  населению.

Деятельность  Римско-католических  организаций,  безусловно,  оказывают  влияние  на  социально-политическую  жизнь  региона.  Они  быстро  перестраиваются  под  социальные  деформации  и  потребности  общества.  «Каритас»  сотрудничает  с  интернатами,  больницами.  Однако  необходимо  на  региональном  уровне  документально  регламентировать  совместную  деятельность  с  целью  взаимообогащения,  открытия  новых  центров  для  большего  охвата  нуждающихся  и  для  расширения  направлений  социального  служения.

Широкое  распространение  на  территории  региона  получили  Евангельские  христиане  баптисты.  Члены  этой  религиозной  организации  частые  гости  в  домах  престарелых,  в  колониях,  в  учебных  заведениях.  Проповедуют  Евангелия  среди  населения.  Миссионеры  построили  в  городе  Омске  дом  молитв.  В  нем  проводятся  евангельские  беседы,  просветительская  работа.  Проповеди  проводятся  регулярно  с  большим  количеством  прихожан.  Баптисты  активно  сотрудничают  с  зарубежными  религиозными  организациями,  которые  оказывают  им  гуманитарную,  финансовую  помощь. 

Также  на  религиозную  жизнь  Омской  области  оказывает  влияние  Церковь  Адвентистов  седьмого  дня.  В  своей  деятельности  они  широко  используют  женское  служение,  семейное  служение,  детское  служение,  молодежное  служение.  На  базе  церкви  действуют  различные  клубы;  «Следопыт»,  «Искатели  приключений».  Среди  верующих  проводятся  субботние  школы  по  возрастам.  Организовываются  кружки  по  интересам.  Религиозная  организация  Адвентистов  седьмого  дня  проводит  социальное  служение  для  членов  своей  церкви.

В  Омске  действует  Новоапостольская  церковь.  Активной  пропагандистской  и  миссионерской  работы  эта  организация  в  нашей  области  не  ведет.  Членами  организации  являются  в  основном  люди  старшего  и  среднего  возраста,  хотя  присутствуют  и  более  молодые  члены.  Деятельность  направлена  на  богослужение.  Новоапостольские  прихожане  стремятся  к  признанию  важнейших  христианских  заповедей:  любви  к  Богу  и  к  ближнему.

Наряду  с  православием  в  Омской  области  распространяются  и  мусульманские  религиозные  организации.  Свою  деятельность  они  направляют  на  проведение  праздников  и  на  оказание  помощи  нуждающимся,  как  правило,  мусульманам.  Особо  в  вопросы  политики  и  межконфессионального  союза  они  не  вникают.  Однако  активно  принимают  участия  в  праздниках,  конференциях.  Оказывают  помощь  в  акциях,  городских,  областных  мероприятиях. 

В  Омской  области  есть  ряд  организаций,  зарегистрированных  как  общественные.  По  характеру  своей  деятельности,  фактически  являются  религиозными.  На  мой  вопрос:  «для  чего  они  скрывают  характер  своей  деятельности?»  —  организаторы  мне  пояснили,  что  сегодня  диалог  между  представителями  власти  и  религиозными  организациями,  а  особенно  нетрадиционными  очень  долог  и  безрезультатен.  С  любой  общественной  организацией  органы  власти  легко  идут  на  контакт. 

Говоря  о  перспективах  повышения  действенного  участия  религиозных  организаций  в  решении  существующих  социально-политических  проблем,  необходимо  обозначить  круг  проблем  Омской  области.  Ежегодное  сокращение  численности  населения;  старение  населения;  утрата  семейных  ценностей,  разрушение  института  семьи;  наркомания;  алкоголизация;  увеличение  количества  инвалидов;  очередь  и  нехватка  учреждений  социального  обслуживания;  неразвитость  социального  обслуживания;  нехватка  комплексных  центров  социального  обслуживания  населения;  увеличение  численности  лиц  без  определенного  места  жительства  и  освободившихся  из  мест  лишения  свободы;  безработица;  преступность;  социальное  сиротство;  детская  и  подростковая  девиация;  низкий  уровень  морали  и  нравственности;  несовершенство  законодательства;  бедность  населения. 

Для  решения  данных  проблем  на  региональном  уровне  действуют  программы,  создаются  новые  структурные  единицы,  разрабатываются  межведомственные  соглашения,  принимаются  комплексные  меры  для  решения  существующих  проблем.  Продолжается  работа  в  рамках  областных  долгосрочных  целевых  программ  правоохранительной  направленности:  «Новое  поколение  (2009—2013  гг.)»;  «Профилактика  правонарушений  и  наркомании  (2010—2014  гг.)».

Учитывая  социальную  значимость  наркологических  заболеваний  и  их  последствий,  в  Омской  области  создана  система  межведомственного  взаимодействия  по  предупреждению  наркологических  заболеваний.

На  протяжении  нескольких  лет  врачами-наркологами  совместно  со  специалистами  других  ведомств,  проводятся  такие  массовые  акции,  как  «Родительский  урок»,  «Здоровье  молодежи  —  богатство  России»,  «Классный  час»,  «Первокурсник»,  «Лагерь  —  территория  здоровья»  и  другие.  В  течение  2012  года  специалистами  наркологической  службы  организовано  и  проведено  около  5  тысяч  мероприятий  по  профилактике  наркологических  заболеваний  и  пропаганде  здорового  образа  жизни.  Всего  в  профилактических  мероприятиях  в  2012  году  участвовало  более  200  тысяч  человек. 

Однако  этой  помощи  недостаточно  и  государственные  учреждения  не  справляются  в  полном  объеме  с  теми  проблемами,  которые  возникают  в  регионах.

Учитывая  тенденцию  старения  населения,  религиозным  организациям  целесообразно  заключать  договор  пожизненной  ренты.  В  рамках  данного  договора,  одиноко  проживающие  пожилые  люди,  имеющие  в  собственности  жилое  помещение,  могли  проживать  на  территории  монастырей,  церквей.  В  случае  смерти  жилое  помещение  переходило  в  собственность  религиозной  организации.  Учитывая  бескорыстный  характер  деятельности  религиозных  организаций,  жилье  могло  перераспределяться  между  остронуждающимися  гражданами,  перестраиваться  под  дома  интернаты,  ночлежки  и  т.  д. 

К  причинам  смертности  и  рождаемости  можно  отнести  большой  процент  абортов.  За  2012  год  жительницами  Омской  области  было  сделано  более  12  тысяч  188  абортов.  Религиозные  организации  выступают  против  абортов.  В  случае  сокращения  их  количества,  улучшится  демографическая  ситуация  в  регионе.  В  решении  этой  проблемы  религиозные  организации  обязаны  оказывать  помощь.  Основные  причины  абортов  социальная  незащищенность,  отсутствие  жилья.  Органы  социальной  защиты  могут  предложить  только  выплаты  в  виде  пособий  их  размер  500  рублей,  материнский  капитал,  тоже  в  большинстве  случаев  не  останавливает  от  аборта.  Сегодня  молодой  семье  или  матери  одиночке  нужна  помощь.  Подобную  помощь  оказывают  религиозные  организации  «Каритас»,  где  на  их  базе  предоставляется  площадь  для  проживания  матерей  все  необходимое  для  матери  и  малыша  впервые  годы  жизни.  Одежда,  питание,  мебель,  подобные  общежития,  детские  сады  помогаю  в  борьбе  с  абортами.  Эти  случаи  единичны,  необходимо  обобщение  и  распространение  подобного  опыта.  А  также  объединить  усилия  религиозных  организаций  с  центрами  планирования  семьи,  и  родильными  домами. 

В  вопросах  наркозависимости  религиозные  организации  оказывают  неоценимую  помощь,  проводят  акции,  беседы,  круглые  столы,  на  своей  базе  организуют  реабилитационные  центры,  разрабатывают  программы  реабилитации  через  познание  бога.  Подобную  работу  ведут,  к  сожалению  не  все  религиозные  организации.  Хороший  опыт  сложился  в  Свято-Никольском  мужском  монастыре,  село  Большекулачье.  В  Евангельских  религиозных  организациях  регулярно  проходят  реабилитацию  и  излечиваются  несколько  сот  наркоманов  с  большим  стажем.  Излечившиеся  наркоманы  продолжают  жить  по  законам  религиозной  организации,  они  не  остаются  без  внимания  и  поддержки  со  стороны  религиозных  братьев  и  сестер. 

Подобная  реабилитация  осуществляется  и  с  людьми  злоупотребляющими  алкоголем.  Необходимо  объединить  усилия  религиозных  организаций  и  наркологических  диспансеров  в  вопросах  лечения  и  реабилитации  наркозависимых  граждан.  А  также  сотрудничать  с  участковыми  с  целью  выявления  подобных  семей  и  работы  с  ними. 

В  связи  с  увеличением  количества  инвалидов,  нехватке  и  несовершенстве  социального  обслуживания,  религиозным  организация  необходимо  подключаться  оказывать  действенную  помощь,  уход  за  инвалидами,  организовывать  службу  сиделок  при  религиозных  организациях,  вести  просветительскую  работу,  оказывать  посильную  материальную  помощь. 

Сложным  остается  вопрос  с  лицами  без  определенного  места  жительства,  освободившимися  из  мест  лишения  свободы.  Нехватка  мест  в  социальных  учреждениях  ночного  и  временного  проживания.  Вопросы  трудоустройства,  восстановления  документов,  социализация  требуют  всесторонней  помощи  и  внимания.  Так  отдельные  религиозные  организации  оказываю  помощь  в  восстановлении  документов,  в  медицинском  обслуживании,  организуют  горячее  питание,  создают  санитарные  комнаты,  выдают  одежду.  Распространяют  религиозную  литературу,  протягивают  руку  помощи.  Религиозные  организации  недолжны,  быть  равнодушными,  они  должны  оказывать  помощь  людям,  попавшим  в  трудную  жизненную  ситуацию. 

Что  касается  бедности  то  эта  проблема  и  позор  государству,  но  религиозные  организации  подобно  аккумуляторов  накапливают  финансовые  средства  и  способны  их  перераспределить  между  теми,  которые  находятся  за  гранью  бедности  и  тем  самым  повысить  качество  жизни  населения.  Практика  показывает  те  религиозные  организации,  которые  оказывают  действенную  помощь,  имеют,  как  правило,  один  молитвенный  дом,  двери  которого  никогда  ни  закрываются,  а  количество  прихожан  исчисляется  сотнями.  Порой  некуда  сесть,  но  люди  готовы  стоя  нести  службу  делиться  радостью  и  горем,  вмести  сообща  решать  проблемы.  Другие  религиозные  организации  стремятся  к  количеству,  строят,  восстанавливают  храмы,  не  принося  помощи  людям.  Возникает  законный  вопрос,  зачем  восстанавливать  и  строить  разрушенное,  необходимо  сохранять  то,  что  осталось  и  помогать  людям. 

О  несовершенстве  законодательства  говорить  не  приходится.  Необходимо  выработать  стратегию  конфессиональной  политики.  Проблемы  сегодня  возникают  при  работе  с  религиозной  группой  о  деятельности,  которой  никто  не  знает  и  о  существовании  тоже.  Количество  религиозных  групп  не  регламентировано,  их  деятельность  бесконтрольна.  Практика  показывает,  что  именно  религиозные  группы  нарушают  нормы  действующего  законодательства.  Их  деятельность  может  быть  направлена  на  разжигание  войны,  споров,  розни,  экстремизма.  Считаю  необходимым  проводить  регистрацию  всех  религиозных  групп,  а  также  осуществлять  контроль  над  их  деятельностью.  Несовершенный  порядок  рассмотрения  жалоб.  Пример,  религиозная  группа  разжигает  конфликт,  об  этом  сообщают  в  органы  юстиции.  Органы  юстиции  по  своей  картотеке  проверяют  наличие  группы  и  выясняют,  что  по  указанному  адресу,  религиозная  группа  у  них  не  зарегистрирована.  Следовательно,  проверить  они  ее  не  в  праве.  В  свою  очередь  юстиция  передает  информацию  в  прокуратуру  или  полицию.  Пока  прокуратура  и  полиция  назначат  проверку,  приедут  на  место.  Религиозная  группа  переедет  и  информацию  о  ней  могут  не  найти  или  не  захотят  найти. 

На  наш  взгляд  подобный  опыт  социального  служения  и  предложенные  формы,  механизмы  участия  религиозных  организаций  помогут  частично  решить  существующие  социально-политические  проблемы,  стоящие  перед  государством  и  обществом.

В  Омской  области  уровень  религиозно-ориентированного  населения  низкий  но,  не  смотря  на  это,  сохраняется  социально-политическая  стабильность  в  регионе.

Следует  отметить,  что  популярность  религии  среди  населения  будет  возрастать,  благодаря  религиозно-ориентированным  гражданам,  и  социально-ориентированной  деятельности  религиозных  организаций.  В  регионе  выстраиваются  толерантные  отношения  между  верующими  и  неверующими. 

Возрождение  духовности  в  регионе  характеризуется  формированием  конфессиональной  политики,  развитием  сотрудничества  между  исполнительными  органами  власти  и  религиозными  организациями,  многоконфессиональностью.  Социум  влияет  на  возрождение  духовности,  гуманное  отношение  к  религии,  критерий  развитого  гражданского  общества. 

В  настоящее  временя,  религиозный  резерв  по  количественным  и  качественным  показателям  в  субъекте  еще  не  исчерпан.

Преодоление  кризисных  явлений  в  социально-политических  процессах  в  ближайшее  время  будет  способствовать  увеличению  количества  верующих,  возрастанию  доверия  к  религиозным  организациям.

 

Список  литературы:

1.Бабошина  Е.В.  Право  и  религия:  теоретико-правовые  аспекты  взаимодействия  /Е.В.  Бабошина//  Юристъ  —  правоведъ  —  2009.  —  №  5.  —  с.  33—37/

2.Володина  Н.В.  теоретические  основы  правового  регулирования  отношений  государства  и  религиозных  объединений:  автореф….доктора  юрид.  наук:  12.00.01/  Володина  Нина  Витальевна.  СПб.,  —  2010.  —  22  с. 

3.Сорокин  В.В.  Право  и  православие  [Текст]:  монография  /  В.В.  Сорокин;  М-ва  образования  и  науки  Российской  Федерации.  Барнаул:  Изд-во  Алт.  ун-та,  2007.  —  548  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий