Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 12 августа 2013 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Нуруллаева Ш.К., Балтаев Б.Ф. ЧОГИРМА — ТРАДИЦИОННЫЙ МУЖСКОЙ ГОЛОВНОЙ УБОР ХОРЕЗМА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ЧОГИРМА  —  ТРАДИЦИОННЫЙ  МУЖСКОЙ  ГОЛОВНОЙ  УБОР  ХОРЕЗМА

Нуруллаева  Шоира  Кушназаровна

канд.  ист.  наук,  ст.  преп.  УрГУ,  г.  Ургенч

E-mailshoira_69@mail.ru

Балтаев  Бунёд  Фуркатович

студент  ист.  фак  УрГУ,  г.  Ургенч

E-mail: 

 

CHOGIRMA  IS  A  TRADITIONAL  HEADDRESS  OF  KHOREZMIAN  MEN

Shoira  Nurullaeva

doctor  of  Philosophy  (Ph.D),  Faculty  of  History,  UrSU,  Urgench

Baltaev  Bunyod

the  student  of  Urgench  State  University,  Urgench


 


АННОТАЦИЯ


Чогирма  —  традиционный  головной  убор  мужчин  Хорезма,  история  которого  имеют  древние  корни.  Даны  подробные  данные  о  целях  использования  чогирма,  порядок  его  изготовления,  полезные  стороны  и  о  мастеров  по  изготовлению  чогирма  XXI  века.


ABSTRACT


Chogirma  —  It  is  a  national  head  clothes  of  the  men,  its  history  conducts  us  to  the  for  past  Complete  information  is  given  there  about  what  purpose  use  Chogirma,  how  to  make  it  about  for  men  of  XXI  century.


 


Ключевые  слова:  чогирма,  шерази,  силкма,  тугалак  чогирма 


Keywords:  сhogirma,  sherozi,  silkma,  tugalak  chogirma


 


Хорезм  является  оазисом  расположенного  на  северных  территориях  Узбекистана.  Климат  по  отношению  к  другим  регионом  Центральной  Азии:  Климат  Хорезма  резко-континентальный.  Чтобы  защититься  от  этих  климатических  изменений  люди  одевали  чогирму,  которая  сохраняла  тепло  зимой,  а  летом  прохладу.


Головной  убор  Хорезма  считался  символом  состоятельности,  величия  и  доблести,  поэтому  запрещалось  менять  и  давать  другим  головной  убор.  Отцовский  головной  убор  передавали  только  его  сыну.  Старейшины  говороли:  «Хотя  в  ногах  нету  сапожек,  но  обязательно  должна  быть  чогирма».  Головной  убор  населения  Хорезмского  оазиса,  её  цвета,  формы  и  порядок  надевания  имеют  своеобразие.  Узбеки,  проживающие  в  Хорезме  надевали  большую  округлую  чогирма  [1,  c.  324].  Чогирма  широко  раскрывает  этнические  свойства  жителей  оазиса.  Чогирма  бывает  трёх  видов:  тугалак  чогирма,  шерази,  силкма.  Тугалак  чогирма  [5,  хива]  первоначальный  вид  головного  убора,  которую  начали  одевать  в  оазисе  с  XIX  века.  Верхняя  часть  гладка  сшита  из  кожи  или  материала,  а  бока  полностью  слеплены  каракулю  (название  шерстя).  Изначально  его  одевали  только  правители,  затем  представители  других  слоёв  населения.  Чогирма  шерази  сшита  из  коротких  шерсти  в  стиле  Хазораспа.  Чогирма  шерази  удобная,  вышивали  из  шерсти  новорождённого  ягнёнка,  которая  не  отличался  от  современных  шапок.  Третий  вид  силкма  чогирма  одевали  бедный  слой  населения  и  туркмены,  обитавшие  в  оазисе,  она  сшита  из  длинных  шерсти.  Силкма  чогирма  вышивали  из  длинных  шерсти  овца,  округлой  форме  и  объёмным. 


В  источниках  пишут  что  основной  причиной  распространения  головного  убора  под  названием  чогирма  явились  жамшиды-представители  афганских  племён.  Саид  Мухаммад  Рахимхан  II  (1865—1910)  первым  из  правителей  надел  эту  чогирма  [2,  с.  324].  Из  результатов  опроса  населения  установилось,  что  эти  доводы  неосновательные.  Появлением  этих  головных  уборов  при  правлении  Хивинского  хана  Аллахкулихана  (1825—1842)  стала  традицией  надевания  новой  формы  головного  убора  похожего  на  чогирма,  а  до  этого  бедное  население  традиционно  одевала  «тугалак  чогирма».  Правильность  этих  фактов  доказала  скульптуру  мужчин  (V  в  до  н.  э.)  в  голове  которого  был  головной  убор  в  виде  чогирма  найденного  ведущим  научным  сотрудником  Хорезмской  академии  Маъмуна  С.  Баратовым  2012  году  в  Хумбузтепе.


Изготовление  чогирма  осуществляется  в  трёх  стадиях:


1.  Обработка  кожи,  является  тончайшим  делом  в  изготовлении  чогирма,  так  как  она  является  первой  стадий  и  при  обработке  из  кожи  должны  быть  удалены  излишки  жир  и  мяса.  Чтобы  кожа  не  испортилась  при  удалении  излишек,  один  день  обмакивают  кожу  на  воде,  после  это  очистка  кожи  будет  лёгким  и  качественным.


2.  Подготовка  кожи  к  пошиву.  Из  обработанной  кожи  берут  образцы  из  разных  размеров,  в  основном  из  от  56  до  63.  После  изготовления  образцов  из  кожи  начинают  шить  чогирма.  Для  того  чтобы  чогирма  была  летом  прохладной,  а  зимой  тёплым  между  кожами  пришивают  материал,  а  над  ним  шапочку.  Таким  образом  будет  завершена  80  %  дели  начинается  основная  часть  изготовления  чогирма.


3.  В  этой  стадии  даёт  форму  чогирма,  то  есть  его  помещают  на  макет  и  добиванием  деревянным  молотком  придают  ему  форму.  Затем  засушивают  чогирма  при  температуре  60—70  градусов  в  р  месте.  При  этом  сохранялась  форма.  После  окончания  засушки  готовый  головной  убор  брали  с  макета. 


В  Хорезме  проводились  мероприятия  связанные  с  чогирма.  «В  древности  аксакал  махалли  мог  лишить  отца  с  чогирмы,  если  он  не  должным  образом  обращал  внимание  на  воспитание  своего  ребёнка,  и  другие  могли  не  общаться  с  ним»  [6,  Хива].  В  начале  XX  века  в  Хорезме  было  не  порядочно  ходить  без  головного  убора,  и  поэтому  это  наказание  считалось  тяжким.  Уединение  человека  от  махалли  означало,  что  не  имел  возможности  участвовать  в  общественных  мероприятиях.  Чогирма  и  другие  изготовленные  из  шерсти  головные  уборы  встречаются  у  тюркских  народов  (туркмены,  турки  и  др.)  и  у  народов  Кавказа  (азербайджанцы,  грузины,  армяне,  лезгины  и  другие).  У  туркменской  племени  явмут  были  похожие  на  Хорезмские  чогирма  и  назывались  човурмами.  Силкма  чогирма  были  в  основном  у  туркменских  племён  эрсары  и  сарык  и  назывались  они  силкма  телпак  [3,  с.  86—87]  Туркменские  юноши  надевали  чогирма  белого  цвета.  В  Хорезме  эти  белые  чогирмы  надевали  лицо  определённой  специальности.  Их  называли  «гассолами»,  их  узнавали  с  белой  чогирма  и  серебряного  кольца  надетого  на  серединное  пальцо.


Естественные  условия  и  географическое  положение  Хорезма  предполагала  возможности  шерстяных  уборов.  Сохранение  в  нормальном  состоянии  температур  внутри  халатов  и  чогирма  защищала  тело  от  сильных  буранов  или  бурей.  Если  спросить  у  мастеров  «Какие  свойства  имеются  у  чогирмы?»  то  они  ответят,  что  чогирма  сохраняет  тепло  в  зимой  и  прохладу  летом.  Кроме  этого  чогирма  защищает  человека  от  глазных  болезней  (простуды),  так  как  в  Хорезме  часто  бывают  бури  [7,  хива].  В  походах,  если  поставить  на  седло,  можно  использовать  как  подушку.  В  настоящее  время  изготовлением  чогирма  занимаются  хивинские  мастера  Абдураимбой  уста  и  его  потомки.  Представители  этой  династии  образцово  обслуживают  местных  и  иностранных  туристов,  и  тем  самым  распространяют  миру  славу  хорезмского  чогирма.  Потомки  Абдураимбой  уста,  Азимбой  (1954—1996),  Максудбек,  Маратбек  (1961—2009),  Бахромжон,  Хурматбек,  Шокирбек,  Пирназарбой,  Эргащбек,  Мухаммаджон,  и  в  настоящее  время  продолжают  отцовское  дело.  В  мастерских  занимаются  сол  своими  учениками  искусству  изготовление  головных  уборов. 


До  70-х  годов  XX  века  чогирма  оставался  головным  убором  старейшин.  Затем  население  перестала  одевать  чогирма,  а  использовали  его  члены  фольклорно-этнографических  и  театральных  ансамблей.  Однако  «шерази»  и  по  сей  день  сохранилась  среди  среднего  и  возрастного  населения.


В  настоящее  время  население  мало  пользуется  этим  головным  убором.  Однако  данное  ремесло  продолжает  своё  существование  в  качестве  национального  достояния,  материального  наследия  благодаря  интересу  туристов.  Кроме  этого  во  всех  праздничных  мероприятиях  мужчины  одевают  чогирма.  Его  надевают  и  при  исполнении  национального  танца  Лезги,  при  исполнении  которого  у  всех  появляется  какое-то  психологическое  состояние  при  котором  хочется  плясать.  В  настоящее  время  отрасль  изготовления  чогирма  стала  современной.  Основная  проблема  это  уменьшение  спектра  этой  отрасли.  На  современном  этапе  в  республика  поставила  новый  шаг  к  сохранению  ценностей,  к  развитию  народного  творчества  и  практического  искусства.  Национальное  ремесло  благодаря  независимости  получила  распространение,  оценили  труд  мастеров.  Мастера  по  изготовлению  чогирма  получили  возможность  представлять  свои  изделия  на  выставках.  Значит,  если  народ  существует,  этот  головной  убор  в  качестве  символа  мужчин  будет  навеки  жить  в  Хорезме. 


 


Рисунок  1.  Шокирбек  уста  (мастер)


 


Список  литературы:


1.Ибрагимов  Ш.И.  Некоторые  заметки  о  хивинских  туркменах  и  киргизах  //Военный  сборник:  СПб.,  1873.  —  С.  133—163. 


2.Ибрагимов  Ш.И.  Некоторые  заметки  о  хивинских  туркмена  и  киргизах  //Военный  сборник:  СПб.,  1873.  —  С.  133—163.


3.Народы  Средний  Азии  и  Казахстана  //  под.  ред.  С.П.  Толстова.  М.:  АН  СССР,  1963.  —  779  с.


4.Нуруллаева  Ш.К.  Хоразм  аньанавий  кийимлари.  Тошкент:  Янги  нашр  2013.  —  154  б.


5.Полевой  запись.  Чогирмадоз  Собиров  Абдулла.  г.  Хива,  ул.  Мустакиллик,  2005.  Тетрадь  №  1.  —  30  с.


6.Полевой  запись.  Информатор  Отабаева  Сарибиби.  г.  Хива,  ул.  Каптархона,  2008.  Тетрадь  №  1.  —  30  с.


7.Полевой  запись.  Информатор  Амина  Богибекова.  г.  Хива,  ул.  Каптархона,  2004.  Тетрадь  №  1.  —  30  с.


8.Полевой  запись.  Информатор  Аллаберганов  Анагул,  Хазарасп.р.,  с.  Мухомон,  2010.  Тетрадь  №  1.  —  30  с.


9.Полевой  запись.  Информатор  Юсупова  Рỷзика.  Шовот.  р.,  с.  Кият,  2010.  Тетрадь  №  1.  —  30  с.


10.Полевой  запись.  Информатор  Абдуллаев  Умид,  г.  Урганч  ,  ул.  Кунакалъа,  2011.  Тетрадь  №  2.  —  52  с.


11.Полевой  запись.  Информатор  Сапаева  Бекпошша.  Янгибозор.р.  с.  Каттабог  2011.  Тетрадь  №  2.  —  52  с. 


12.Полевой  запись.  Информатор  Шавкат  Абдримов.  г.  Хива,  ул.  Сангар,  2011.  Тетрадь  №  2.  —  52  с. 


13.Полевой  запись.  Информатор  Алланазоров  Умид.  г.  Хива,  центр-1,  2012.  Тетрадь  №  2.  —  52  с. 


14.Полевой  запись.  Информатор  Балтаева  Курвоной.  Ханкинский  р.,  с.  Туркистан,  2013.  Тетрадь  №  3.  —  45  с. 


15.Полевой  запись.  Информатор  Назаров  Камилжон.  г.  Хива,  ул.  Мевастан,  2013.  Тетрадь  №  3.  —  45  с. 


16.Содикова  Н.  Ўзбек  миллий  кийимлари.  Тошкент:  Шарк,  2006.  —  160  с. 


 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом