Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 12 августа 2013 г.)
Наука: Социология
Секция: Социология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЖИЗНЬ — ИГРА
Данилова Мария Романовна
студент 5 курса, кафедры ПНО ПИ СВФУ им. М.К. Аммосова г. Якутск
Владимирова Вера Егоровна
канд. пед. наук, доцент Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова г. Якутск
LIFE — PLAYING
Danilova Maria Romanovna
5-year student, Department of PNO PI NEFU name M.K. Ammosova Yakutsk
Vladimirova Vera Egorovna
candidate of pedagogic sciences, associate professor of the Pedagogical Institute them. M.K/ Ammosova Yakutsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается человеческая жизнь как игра. Игры, в которые играют люди в повседневной жизни. Изучены работы выдающихся ученых педагогов. Определены такие понятия как жизнь, игра, роли, маски. Согласно статье эти же игры, роли и маски помогают в определенных жизненных ситуациях.
ABSTRACT
This article examines the human life is like a game. Games people play in everyday life. Studied the work of outstanding scientists educators. Defined concepts such as life, play, role, mask. According to the article, these are the games, roles and masks help in certain situations.
Ключевые слова: жизнь — игра, межличностные отношения, социальные роли, маска.
Keywords: life — playing, interpersonal relationships, social roles, mask.
«Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…»
Уильям Шекспир
ЖИЗНЬ... Что это? Удивительное природное явление? Слово, обозначающее физический объект? Способность мыслить и принимать правильные решения? Возможно, все люди думают так, но мы глубоко убеждена, что, кроме всего остального, наша жизнь — игра.
У каждой игры есть свои правила, по которым мы действуем, живем. Хочешь легкой жизни — живи, ни в чем себя не утруждая, а если ты хочешь другой жизни - попробуй нарушить эти правила, да так, чтоб никто не заметил, точно как в картах.
Исследователи, которые рассмотрели жизнь как игру:
· Эрик Берн в книге «Игры, в которые играют люди» обосновывает свое учение, согласно которому любой из нас ежедневно, практически ежеминутно находится в состоянии игры. Игра, по Берну, — это некая взаимодействие, акт общения, единица соотношения одного человека с другим [4, с. 35].
· Роже Кайюа в своей работе «Люди и игры» считает, что игра это деятельность которая является добровольной, обособленной, неопределенной, непродуктивной, подчиняющейся определенным правилам, иллюзорной [2, с. 5].
· Согласно учению Йохана Хейзинги “Homo Ludens” — «Человек играющий» игра как деятельность пронизывает все сферы человеческой жизни. Он глубоко убежден в том, что игра — необходимый способ социальной жизни [1, с. 157].
· Эльконин Даниил Борисович в книге «Психология игры» писал, что в игре воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности [3, с. 20].
Что вы понимаете под словом игра? Игра — это процесс, ограниченный правилами, не имеющий продуктивного значения и направленный на получение удовольствие от процесса игры. Лица, принимающие участие в игре, называются игроками. В игру игроки вступают добровольно, т.е если человек не хочет, он не обязан в нее играть.
Игра — это ситуационное моделирование всего происходящего в нашем мире, побочный результат которого может быть и продуктивное значение. Если посмотреть принципы построения любой игры и принципы развития ситуации в нашем мире, по сути своей, аналогичны. Поэтому, соответственно, можно сказать, что наша жизнь — та же игра, но только более сложно организованная.
Игры могут быть разными: компьютерные игры, настольные, подвижные, логические... Люди сами могут придумать игру. Но суть каждой игры состоит в том, что в ней есть победитель и проигравший. И в жизни, как и в игре, каждый старается стать первым, а не вторым.
Каждый человек изменчив. Эта изменчивость обуславливается сразу же несколькими масками ложных личностей, которые взаимодействуют с миром вместо настоящего «я» человека. Иногда, эта изменчивость — средство приспособляемости к окружающей действительности, иногда — акт самоутверждения, иногда маска — образ есть средство защиты от окружающего мира. Маска это некий образ, которому человек очень старается соответствовать для создания своего определенного имиджа, маска определяет ту роль, которую люди играют в обществе.
Есть очень большое количество ролей, в которые мы играем в нашей жизни. Возьмем мужчину и женщину — это некие социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Существуют такие социально-демографические роли как жена, муж, дочь, сын, внук, дедушка, бабушка, тетя, дядя и т. д. Эти роли изменяются с возрастом и со статусом человека. Выделяются также межличностные роли, связанные с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
Многие межличностные роли определяются индивидуальными особенностями человека. И даже среди многообразия индивидуально-типических проявлений личности можно заметить социально-типические роли. Например, в театральном искусстве выделяют своеобразную специализацию актеров на исполнение ролей, наиболее соответствующих их внешним сценическим данным, характеру, дарованиям и какому-то социально-типическому образу. Некоторые актеры имеют яркие личности, тяготеющие к определенной межличностной социальной роли. Такие актеры выступают обычно в специфическом амплуа. Амплуа — тип актерских ролей, сходных по характеру и соответствующих индивидуальным особенностям актера. Выделяют амплуа трагика, комика, героя, простака, инженю и т. д.
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем в большей степени становятся привычными для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения того или иного участника.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в жизни человек играет множество ролей, которые помогают ему пройти определенные жизненные ситуации. А социальная роль это некая игра, в которую человек самовольно играет, чтобы достичь неких высот, выйти победителем.
Список литературы:
1.Йохан Хейзинга. Человек играющий. М.: Прогресс, — 1992. — 464 с.
2.Роже Кайюа. Люди и игры. М.: ОГИ, — 2007. — 304 с.
3.Эльконин Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, — 1999. — 360 с.
4.Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. М.: Литур, — 2005. — 576 с.
дипломов
Оставить комментарий