Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 14 ноября 2012 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Арсланов А.М. К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ ТАТАРСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДРЕСЕ ДО КОНЦА XIX В. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:
 

 

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ ТАТАРСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДРЕСЕ
ДО КОНЦА XIX В.

Арсланов Алмаз Мехаметгалиевич

аспирант, К(П)ФУ,

 г. Казань

E-mail: almazarslan@yandex.ru

 

Татары-мусульмане, в большинстве своем проживавшие в Восточной части Российской империи, имели сложившуюся веками традицию мусульманского образования. Точкой отсчета, по нашему мнению, надо считать принятие Ислама булгарами в 922 г., что повлекло установление дипломатических и других отношений с наиболее развитыми исламскими странами, а в последствии и перенятие научных и культурных достижений этих стран в Булгарию. Еще в X веке, по сообщениям арабского ученого, географа ибн-Руста, в Булгарских городах и селениях существовали мечети и начальные школы с муэдзинами и имамами [4, c. 49].

С завоеванием данных территорий монголами, а в последующем с образованием здесь Золотой Орды, традиции мусульманского образования не уходят в бытие, они перенимаются самой Золотой Ордой, а после распада данного государства воспринимаются казанскими татарами [2, с. 142].

Из застоя в системе образования, связанного с завоеванием Казанского ханства в 1552 г. войсками Ивана Грозного, а также немилостью государства по отношению к народностям, проживавшим на данной территории, татары-мусульмане начали выходить лишь к концу XVIII― началу XIX.

В начале XIX в. г. Казани было уже несколько мектебов и медресе, если быть точным к 1816 г. при 8 казанских мечетях были 4 школы, мектебы и медресе появлялись в селениях. К середине XIX в. только в Казанском крае насчитывалось 430 мектебов и 57 медресе [4, с. 58].

В данной статье мы хотим остановиться на наиболее существенных моментах народного, в частности, педагогического образования у татар до начала XX века.

Практически до конца XIX в. татары-мусульмане получали образование и воспитание в конфессиональных школах ― в мектебах (Мектеп, мектеб, мактап (араб. بـتــكـمـ‎‎ — «там, где пишут»; письменный стол; школа) — мусульманская начальная школа в странах Востока и Российской империи) и медресе (Медресе́ (араб. مدرسة‎‎, букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии). Школы были практически в каждой деревне и располагались при мечетях. Миссионер Я.Д. Коблов отмечает: «Среди народов, населяющих восточную часть России, татары-магометане занимают первое место. Процент грамотности среди них высок даже по сравнению с русскими. Из какого бы сословия ни происходил татарин, он непременно знает начало вероучения, умеет читать и писать по-татарски...» [5, с. 1], что также подтверждается словами К. Фукса: «Татарин не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и, как гражданин не пользуется уважением других» [8, с. 126]. Что также подтверж­дается упоминаниями В.В. Радлова: «…Шакирды (учащиеся мусульманских учебных заведений) стоят умственно гораздо выше наших учителей приходских школ» [6].

Для подготовки педагогических кадров, вплоть до 70-х годов XIX в., не было специальных учебных заведений, соответственно, педагогический состав мектебов и медресе пополнялся за счет своих же выпускников. Например, в 1875 г. 86,7 % мулл-учителей Уфимской губернии образование получили в школах этой же губернии 206 [7, с. 61]. Распорядителем мектеба был мулла, но вопросы обучения учеников он возлагал на хальфу ― шакирда не получившего никакого педагогического образования. В мектебах (начальной школе), где не было специально разработанных программ, ступени образования не были установлены. Обучение велось по строго чередующимся книгам, написанным в XI―XVI вв., содержание которых состояло из догматов веры и нравоучительных рассказов. В большинстве случаев очередность книг выглядела так: «Иман шарты» (букварь и догматы веры на татарском и русском языках), «Ясин» (сура из Корана), «Хафтияк» (одна седьмая часть Корана) и Коран. Вот как характеризует обучение в медресе Дж. Валиди: «Начинающий ученик не только не понимал смысла этих сочинений, но даже не разбирал их букв и слов (…) только при дальнейшем продолжении курса, благодаря многократному повторению, ученик начинал осваиваться с буквами (…) и это ― лишь при условии сравнительной способности ученика (…)» [3, с. 107].

После прохождения данного курса книг ученик имел право продолжить образование в медресе (высшей школе). В медресе, как в высшей школе, готовили учителей, способных преподавать в мектебах. Медресе имело 10 ступеней, каждая ступень, соответст­венно, носила название изучавшейся книги. Предметы обучения делились на две категории: «вспомогательные», для основательного и всестороннего понимания религии, и «основные», изучение собственно религии. В медресе углублялись знания по арабскому языку, логике, юриспруденции, мусульманской философии. На первой, второй и третьей ступенях обучали арабскому языку, а после этого приступали к «умственным» наукам (логика ― «мантик» и философия ― «хакмат»). Далее преподавались религиозные науки ― «наклият» («келям»-религиозная сторона, «фикх» и «усулу-фикх»-правовая сторона ислама). Арабский язык в медресе изучался как язык Корана и богослужения. Стоит отметить, что татарский язык не изучался вовсе, так как считался языком мужиков [3, с. 107].

Нельзя утверждать, что в медресе не преподавались светские науки. В программе они были представлены следующими предметами: «Фараиз», «Шамсия», которые заключали в себе математические сведения, трактат по логике ― «Исагоги» (по Аристотелю), арифметика, сведения о браке, продаже, барыше, о закладке вещей, хифзысыххат (гигиена) и др. [1, с. 88].

К середине XIX века уже были видны слабые стороны традиционной системы образования, подготовки педагогических кадров татарского народа. Несоответствие по формам обучения, по содержанию образования требованиям педагогики, неизменность на протяжении десятилетий учебных программ, «схоластичность» образования, архаичность методики, отсутствие классно-урочной системы, отсутствие подготовки к последующей преподавательской работе приводило к трудностям в освоении знаний, а так как после окончания медресе шакирды становились муллами и учителями и преподавали так, как сами были обучены, получался некий «замкнутый круг».

Рост капиталистического производства и соответствующих ему производственных отношений, что в свою очередь повлекло за собой коренные перемены в обществе, затронувшие практически все стороны жизни, в том числе и сферу образования. Татарский народ, который сформировался в нацию именно во второй половине XIX века, не стоял в стороне от данных процессов, происходивших в общественной жизни Российской империи. Считаем нужным отметить, что результаты изменений можно увидеть уже к концу XIX ― началу XX века: разрабатывается татарский язык и его грамматика, появляются книги по истории, географии, гигиене физике и др. на татарском языке, развивается литература, открываются школы, появляется театр и т. д. Ориентация татарской буржуазии поворачивается в сторону Запада, в частности Москвы.

Проникновение новых идей в жизнь татарской общины естественно отразилось и на деле образования. Татарская интеллиген­ция стала выражать недовольство системой конфессионального образования татарского народа, ее схоластицизмом, отдаленностью преподаваемого от повседневной практичной жизни, полного господства религии над наукой. Данное недовольство порождает возникновение в обществе реформаторско-просветительского движения ― джадидизма. Джадидисты, среди которых выделяются видные ученые-педагоги Ш. Марджани, К. Насыйри, Р. Фахрутдинов, г. Махмудов, Х. Фаизханов настаивали на необходимости реформы школьного образования, в частности включения светских наук в учебные программы медресе, изменения методов обучения и т. д.

К концу XIX― началу XX века дело подготовки татарских учителей перешло в ведение джадидистских или новометодных медресе и, отчасти, специализированных учительских школ ― Казанской татарской учительской школы (1876―1917). Так как целью данного труда не ставился вопрос изучения способов подготовки учителей в реформированных, а также специализированных учебных заведениях, рассмотрение данной проблемы требует более тщатель­ного изучения в последующих работах.

Подытоживая можно сказать, что подготовка учительских кадров вплоть до конца XIX в. имела установленную систему. Получив в мектебе базовое образование ученик-шакирд переходил в медресе, где и готовили мугаллимов, способных преподавать в мектебах, что и обеспечивало воспроизведение педагогических кадров для татарского народа. Но к середине XIX в. слабые стороны подготовки педагогических кадров татарского народа начали открыто проявляться отставанием татарского народа от темпов развития других народностей, в том числе турецкого и русского. Несмотря на все недостатки классической системы образования, не стоит забывать, что многие представители интеллектуальной элиты, впоследствии сыгравшие важную роль в развитии татарского народа, среди которых выдающиеся татарские просветители, общественные деятели, историки, писатели Ш. Марджани, К. Насыри, Х. Фаизханов, с. Кукляшев, М. Акмулла, г. Махмудов, г. Ильяси, Р. Фахрутдинов, г. Баруди, Ф. Карими и многие другие вышли из медресе классического типа обучения.

 

Список литературы:

  1. Амирханов Р.У. Татарское просвещение в зеркале истории (дооктябрьский период) / Р.У. Амирханов// Ислам в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. ― Казань: Мастер Лайн, 2001. ― с. 88.
  2. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья / В.М. Горохов. ― Казань, 1941. ― 260 с. 
  3. Дж. Валиди Очерк истории образованности и литературы татар: (до революции 1917 г. )/ Дж. Валиди. — Москва; Петроград: Госиздат, 1923. — с. 107.
  4. История Татарской АССР: с древнейших времен до наших дней / под ред. З.И. Гильманова. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1968. — 720 с.
  5. Коблов Я.Д. Мечты татар-магометан о национальной общеобразо­вательной школе. / Я.Д. Коблов ― Казань: 1908. ― 20 с.
  6. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Д. 56. Л. 15.
  7. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60―90 годы XIX века. / М.Н. Фархшатов. ― М.: Наука, 1994. ― 144 с.
  8. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Краткая история города Казани. / К. Фукс. ― Казань: Фонд ТЯК,1991. ― 210 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.