Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 14 ноября 2012 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Грызова У.И. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:
 

 

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Грызова Ульяна Игоревна

преподаватель, кафедра философии науки и социологии,
Оренбургский государственный университет,

 г. Оренбург

E-mail: yasya87@mail.ru

 

Характер заявленной темы диктует необходимость предварить обсуждение связей с общественностью как варианта социальной технологии уточнением и соотнесением содержаний соответст­вующих понятий.

В наши дни понятие «социальная технология» получило широкое распространение во многих сферах социально-гуманитарного знания. Более того, данное понятие постепенно становится все более отчетливым выражением созидательного потенциала этого знания. Его содержание при этом обогащается. Так, еще в 1984 г. в работе г. И. Иконниковой указывалось, что социальная технология — это «своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации. Именно через технологизацию знаний получает сознательное выражение отношение людей к организации их деятельности по реализации поставленных целей и задач» [5, с. 27]. В «Новой философской энциклопедии», изданной в 2010 г., социальные технологии трактуются как «практически ориентированное социальное знание, имеющее целью создание и изменение организационных структур, и управление социальным поведением людей; совокупность методов и приемов решения задач (достижения целей), выработанных в процессе социального планирования и социального проектирования» [3, с. 65].

Важно подчеркнуть, что социальные технологии не являются выдумкой досужих теоретиков, а их повсеместное внедрение не имеет ничего общего с преходящей модой. Такие технологии возникают естественным образом как атрибут общества, достигшего такого уровня развития, который имеет место сейчас.

Анализ разнородных и разнообразных литературных данных и их творческое переосмысление позволили нам установить, что социальные технологии представляют собой целенаправленное алгоритмизированное практическое использование соответствующими специалистами комплексов форм, средств и методов коммуникативно-управленческой деятельности, с высокой мерой вероятности приводящее к успешной реализации поставленных целей и задач. По ходу применения этих технологий происходит, как пишет В.Г. Афанасьев, переход объективных законов развития общества в механизм социального управления [1].

Сферами, в которых в современную эпоху в первую очередь сосредоточены процессы реализации возможностей социальных технологий, выступают бизнес, политика, деятельность органов исполнительной власти и некоммерческих организаций. Однако интенсивное вовлечение обсуждаемых технологий в разрешение все более многообразных социокультурных проблем позволяет сделать предположение о том, что в обозримом будущем их использование станет неотъемлемой составляющей любых событий, вызывающих интерес у каких-либо человеческих сообществ.

Перейдем к понятию «связи с общественностью». Феномен, мыслимый в данном понятии, обнаруживается как система информа­ционно-аналитических действий, чей принцип заключается в обеспечении реализации целей субъекта управления на основе честного и уважительного отношения к тем лицам и организациям, на которые направлено его влияние [7]. Смысл функционирования связей с общественностью, представляющих собой социально-комму­никативную технологию управления [4; 6] состоит, как мы полагаем, в оптимизации отношений реализующих его субъектов со значимыми для них фрагментами социальной среды.

Реалии современной российской социокультурной действитель­ности таковы, что нашим соотечественникам не вполне ясно, чем же все-таки являются связи с общественностью по своей сути: кому-то выгодным изощренным манипулированием людьми с целью искажения их представлений о подлинном положении вещей, или же этически вполне допустимым механизмом эффективного управления общественным мнением. Это непонимание вполне объяснимо. Дело в том, что всякая технологичность, как вполне резонно отмечает В.П. Барышков [2], имеет манипулятивную составляющую. Тем не менее, надо полагать, что обсуждаемая технология, подобно едва ли не всякому иному социально обозначающемуся феномену, сама по себе этически нейтральна. Разрушительный или же созидательный вектор воздействия на общественное мнение ей придают конкретные индивиды и их группы. И если специалисты по реализации интересующей нас технологии станут придерживаться декларируемых соответст­вующими международными и национальными организациями целей и норм профессиональной деятельности, а в существующих законода­тельных актах будут представлены аналогичные правовые нормы и предусмотрены действенные санкции за их нарушения, то связи с общественностью с большой вероятностью окажутся позитивным фактором социокультурного развития нашей страны и каждого ее гражданина.

Нет никаких сомнений в том, что связи с общественностью могут быть целенаправленно использованы как весьма продуктивный социально-технологический механизм обеспечения внутренней и внешней гармонии той социокультурной системы, в рамках которой они воплощаются в жизнь [8]. Следует обратить внимание и на то, что вносить важный, порой решающий вклад в возникающий совокупный гармонизирующий эффект данной технологии помогает актуализация ее потенций по упорядочиванию входящей и исходящей информации, циркулирующей в социокультурном пространстве.

Стоит отметить также, что информационно-коммуникативное взаимодействие, осуществляемое в рамках связей с общественностью, окажется эффективным только тогда, когда ему будет присущ субъект-субъектный характер. Иначе говоря, применение данной технологии даст искомый результат в том случае, если адресат управляющего воздействия (часть его целевой аудитории) выступит в этом процессе не пассивно претерпевающей стороной, а стороной активной, адекватно реагирующей на все воспринимаемое. При этом субъект, осуществляющий воздействие, может быть признан ведущим, а субъект, воспринимающий его — ведомым.

Далее имеет смысл указать на то, что социальные технологии призваны обеспечивать успешное решение множества разнообразных информационно-коммуникативных задач, постоянно встающих перед обществом и его членами. Примерами таких задач являются стимулирование процессов изменения того или иного объекта, стабилизирование его состояния, прогнозирование изменений в его состоянии, проектирование его желательного состояния и т. д. Думается, что в перечень задач, решаемых посредством применения социальных технологий, надо обязательно включить и позициони­рование какого-либо объекта. Соответственно технологии, для которых данная задача является приоритетной, следует причислить к позиционирующему типу.

В число технологий позиционирующего типа могут быть включены те, которые обеспечивают создание положительного имиджа определенных лиц или организаций и по своей сути довольно-таки явственно тяготеют к использованию с целью влияния на общественное мнение. Причем подавляющее большинство технологий рассматриваемого типа с полным на то основанием должно быть квалифицировано как различные модификации связей с общественностью.

Применение социальных технологий позиционирующего типа предполагает, что транслирование социальной информации о некотором объекте должно проходить так, чтобы часть целевой аудитории, включившейся в данный процесс в роли ведомого субъекта, индивидуального или совокупного, получала представления о признаках, выгодно отличающих его от всех иных, в том числе и очень похожих объектов и, как следствие, обретала устойчиво-положительное отношение к нему. Связи с общественностью, как и другие технологии подобного рода вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств всегда направлены на то, чтобы в сознании ведомого субъекта сложился стереотип, обеспечивающий именно такое отношение к объекту с его стороны, которое нужно ведущему субъекту.

 

Список литературы:

  1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 c.
  2. Барышков В.П. Знание и социальные технологии [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sgu.ru/files/ nodes/63395/Baryshkov.pdf.
  3. Быченков В.М. Технологии социальные // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. IV. — С. 65.
  4. Гавра Д.П. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции // Петербургская школа PR и рекламы: от теории к практике. Вып. 1: сб. статей;отв. ред. А.Д. Кривоносов. СПб.: Роза мира, 2003. — С. 28—46.
  5. Иконникова Г.И. О понятии социальной технологии // Философские науки. — № 5. — 1984. — С. 21—29.
  6. Кужелева-Саган И.П. Онто-гносеологические и философско-методоло­гические основания научного знания о связях с общественностью: автореф. дис. ... докт. филос. наук: 09.00.01. Томск, 2008. — 46 с.
  7. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: учебник. М.: Аспект Пресс, 2007. — 302 с.
  8. Поверинов И.Е. Паблик рилейшнз как механизм гармонизации социальной среды: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Саранск, 2000. — 16 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий