Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 14 ноября 2012 г.)
Наука: Политология
Секция: Социология и психология политики
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Сафонова Анна Сергеевна
аспирант кафедры социально-политических технологий СПбГПУ
E-mail: merry.pr@yandex.ru
Как показывают опросы общественного мнения [11], проведенные в молодежной среде на тему патриотизма, ситуация в стране за последние 10―12 лет практически не изменилась. К сожалению, такие понятия как «патриотизм» и «гражданственность» так и не приобрели свой смысл среди поколения, рожденного в начале 90-х.
Некоторые исследователи отмечают, что радикальная трансформация ценностных ориентаций российской молодежи в последние 20 лет идет преимущественно в направлении вытеснения общественно значимых ценностей сугубо индивидуалистическими. Кроме того, как отмечают ученые, данная трансформация в целом характеризуется утверждением технократической парадигмы и вытеснением принципов гуманистической [3, с. 126].
События последнего десятилетия XX века оказали негативное влияние на сознание населения страны. На протяжении этих лет снижался уровень российской культуры, искусства и образования, как одних из самых важных инструментов воспитания чувства патриотизма и гражданского долга. Вместо этого постепенно происходило насаждение западной культуры, направленной не на воспитание новых высоких целей и идеалов, а скорее, на разрушение уже имеющихся.
Основная проблема заключается в том, что сегодняшняя молодежь ― поколение начала 90-х годов, родилась уже в совершенно новом государстве, не успев застать времена Советского Союза, когда были сформированы определенные нормы и ценности, обычаи и устои. Россия начала 90-х ― это государство, претерпевавшее изменения во всех сферах общественной, социальной и политической жизни, государство, еще не нашедшее для себя путь развития.
Таким образом, новое поколение начинало свою жизнь в государстве не имеющим определенной идеологии, а образовавшийся вакуум начал быстро разрушать национальное самосознание русского человека. Прежде всего, здесь мы говорим о феномене «массовой культуры» с ее культом насилия и эгоизма, который препятствовал (и продолжает препятствовать) зарождению патриотической идеи в обществе.
В результате отсутствия какой-либо политики в сфере воспитания и образования, а шире именно в сфере гражданско-патриотического социализации в конце XX― начале XXI века российское общество столкнулось с утратой чувства патриотизма, гордости за свою Родину и ее народ, историю и культуру великой России.
Основной причиной создавшегося положения явилось практически свертывание патриотического и гражданского воспитания молодежи и в первую очередь учащихся и студентов образовательных учреждений [12, с. 130].
Трудно оспорить тот факт, что школа является одним из основных институтов воспитания детей, в том числе воспитания гражданского. А гражданское воспитание основывается на таких понятиях как патриотизм и гражданственность. В данном контексте актуальным становится новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации», который в первом чтении приняла Государственная Дума.
К сожалению, как и любой закон, он имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но прежде всего мы отметим, что в новой версии закона упущены вопросы нравственного и психического здоровья детей, вопросы патриотического воспитания. Кроме того, вызывает тревогу положение русского языка. Ольга Леткова, директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России «АРКС» отмечает, чтоязык обучения будет определяться самой образовательной организацией. До сих пор у нас в стране был один государственный язык-русский, на котором и происходило обучение. Субъекты Федерации могли добавлять свои языки в качестве регионального компонента. Теперь каждый субъект Федерации сможет проводить обучение только на своем языке. Это значит, что мы теряем единое языковое пространство, что, в свою очередь, может привести к расколу территориальной целостности [5].
В современной обстановке мы все чаще сталкиваемся с так называемым понятием «реактивного патриотизма». Данный вид патриотизма является защитной реакцией, возникающей в сознании людей, в ответ на пропагандируемые в последние годы тезисы о том, что «Россия никогда не станет цивилизованной страной», «Россию ждет крах» и т. п. Распад Советского Союза, поражение в холодной войне, падение авторитета нашей страны ― все это послужило причиной возникновения в сознании людей определенных образов врагов, предателей и т. п. Именно «реактивный патриотизм» сегодня очень распространен в молодежной среде, он порождает некий комплекс неполноценности, называемый по-другому «НomoSoveticus» [2]. Такая подмена понятий, прежде всего, опасна проявлениями национализма и ксенофобии. По определению, патриотизм ― это любовь к своей Родине, любовь к своей религии, любовь к своему народу, своей истории, своей культуре, а не движение «против». Тем не менее, по данным исследования ВЦИОМ, проведенного 5―6 июня 2010 года, более четверти (27 %) россиян видят патриотизм именно в защите своей страны от нападок и обвинений [8].
Таким образом, исследования на тему патриотизма сегодня продолжают быть актуальными.
Так, в декабре 2010 г. кафедрой политологии СПбГПУ было проведено исследование на тему понимания студентами феномена патриотизма. Объектом исследования явились студенты пяти технических факультетов СПбГПУ разных курсов (объем выборочной совокупности составил 224 респондента в возрасте от 17 до 22 лет).
Цель исследования ― выяснить, что студенты понимают под понятием «патриотизм» и насколько среди них распространены радикальные настроения.
Исследование включало в себя пять основных блоков.
1. Уровень политической и социальной активности студентов.
Каждый член общества, так или иначе, позиционирует себя в политической среде: разделяет те или иные политические взгляды, участвует или не участвует в выборах, в политических акциях, либо, как минимум, проявляет свою позицию в форме политической лояльности или протеста. Политическая (или гражданская) позиция, политическая активность выступают, таким образом, как необходимый элемент поведения молодежи [9, с. 68].
Исследование показало, что меньше половины опрошенных студентов считают себя политически активными людьми. На вопрос «Считаете ли Вы себя социально и политически активным человеком?» «да» ответило всего 20,25 % респондентов, «нет» 58 % респондентов, затруднились с ответом 21,75 % респондентов.
Кроме того, у подавляющего большинства респондентов участие в общественно-политической жизни сводится к отслеживанию информации о событиях в стране и за рубежом с помощью СМИ ― 69 %. Почти вдвое меньше голосуют на выборах ― 38 %, 8 % ― участвуют в митингах, 3 % отметили членство в политической партии, и 15 % указали, что их участие в общественно-политической жизни не сводится ни к чему из вышеперечисленного (Везде, где сумма ответов превышает 100 %, респондентам была дана возможность выбрать несколько вариантов ответа на вопрос).
На вопрос о желании стать членом какой-либо политической партии всего 8 % молодых людей ответили положительно, 72 % ответили отрицательно, 20 % не ответили на этот вопрос. Отметим, что отсутствие желания участвовать в партии или политическом движении, прежде всего, мотивируется тем, что молодежь сама может выражать свою гражданскую позицию ― 35,5 %, 8,5 % ― не считают себя патриотами, 22,5 % указали вариант «другое» без уточнения выбора, 31 % ― затруднились ответить на данный вопрос.
Приведенные нами данные указывают на тот факт, что в российском обществе царит недоверие к политическим партиям. Молодые люди в своем большинстве не участвуют и в общественных процессах, бойкотируют выборы и политическую жизнь страны в целом. Сегодня во главе угла стоят другие ценности: ориентирование на личный успех, профессиональный и карьерный рост, материальное благополучие и создание семьи.
2. Гражданская самоидентификация.
Одним из самых близких понятий к понятию патриотизм является понятие гражданственности. Гражданственность, прежде всего, подразумевает под собой политическую и социальную активность индивида, его включенность в жизнь общества. А также способность, желание и готовность выступать в роли гражданина и полноправного участника политических и социальных процессов страны.
Гражданская самоидентификация подразумевает под собой два основных понятийных поля. Первое поле ― политическое. В данном случае ― это самоидентификация личности с определенными политическими институтами и структурами, отношение к власти и выражение своей гражданской позиции. Второе поле ― культурное. Здесь мы говорим об отношении индивида к таким понятиям, как «патриотизм», «Родина», «Отечество».
В данном ключе довольно показательны ответы на вопрос «Как бы Вы себя охарактеризовали?» проведенного нами исследования. Ответы распределились следующим образом: «гражданин России» ― 63 %, «житель своего региона, города, села» ― 32 %, «представитель национальности» ― 30 %, «представитель профессии» ― 28 %, «гражданин мира» ― 20 %, а 11 % указали бы на семейное положение и 9% на религиозные взгляды.
Данные опроса свидетельствуют, с одной стороны, о формирующейся идентичности, связанной с национальными ценностями (опирающимися на страну в целом, на самоидентификацию с отдельным регионом или городом). С другой стороны, третье место (пусть и с большим отрывом от первой позиции) идентификации по национальному признаку может указывать на наличие кризисных явлении в современном российском обществе, особенно распространенных в молодежной среде.
3. Трактовка феномена патриотизм.
Прежде всего, говоря о патриотизме, нельзя не упомянуть о важности изучения истории нашей Родины. Прежде всего, потому, что патриотизм тесно связан с осознанием исторического прошлого народа. Настоящее и будущее нашей Родины неотделимо от ее прошлого. Патриотизм ― это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас ― с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее [10, с. 14].
Патриотизм не заложен в человеке на генетическом уровне. Это, прежде всего, социальное качество индивида, которое не передается по наследству, а формируется на протяжении всей жизни.
На вопрос «Вы считаете себя патриотом?» утвердительно ответили 73 % опрошенных, отрицательно ответили 20 % респондентов. Затруднились с ответом 7 % студентов. Данные показатели свидетельствуют о противоречиях и трудностях в процессе политической социализации молодежи, об отсутствии или недостаточной работе необходимых институтов, обеспечивающих информационную поддержку данного процесса.
При этом на вопрос «Считаете ли Вы необходимыми уроки патриотического воспитания для молодежи?» утвердительно ответило 46 % респондентов. Отрицательно ответили на данный вопрос 42 % респондентов, 8 % затруднились с ответом. Наибольшее количество молодых людей, считающих необходимым проведение уроков патриотического воспитания, полагают, что их надо проводить в школах ― 85 %. Кроме того, 26 % и 33 % опрошенных указали на необходимость такого рода уроков в училищах и вузах соответственно.
Наиболее популярными ответами на вопрос «В чем, по Вашему мнению, проявляется патриотизм» стали ответы: «уважение традиций» ― 74 %, «конструктивная критика власти и недостатков в стране» ― 34 %, «создание семьи и воспитание детей» ― 29 % и «работа по специальности с максимальной отдачей» ― 19 %.
Достаточно печальны ответы студентов на вопрос «Кого из Ваших современников Вы можете назвать патриотом?». Большинство ― 48 % ничего не ответило на данный вопрос, а порядка 9 % указали на то, что таких людей в России нет. Данные показатели могут свидетельствовать о нехватке выдающихся личностей в современной России. Тем не менее, некоторые молодые люди отнесли к патриотам таких политических деятелей, как В.В. Путин ― 16 %, В.В. Жириновский ― 10 %, Д.А. Медведев ― 4 %, Г.А. Зюганов ― 2 %. Некоторые указывали на В.В. Познера, Ж.И. Алферова, С.П. Капицу, В.И. Матвиенко, М.С. Боярского, Н.В. Расторгуева и т. п.
Но, к счастью, молодое поколение помнит и знает о самом трудном времени испытаний, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, когда армия и народ проявили истинный, небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над непобедимым доселе врагом. Тогда именно этот исторический факт свидетельствовал о том, что форма власти, общественная система, прежде всего, опираются на высшие духовные ценности народа в годы суровых национальных испытаний. И при определенных исторических условиях происходит их очищение, обновление и проявление в интересах всей страны.
Так, наиболее популярным событием, поднимающим патриотический дух молодежи, остается победа в Великой Отечественной войне. Этот вариант ответа указал 81 % учащихся. Также 57 % отметило успехи наших ученых, 54 % ― успехи спортсменов, 52 % ― полет в космос Ю. Гагарина, 36 % ― победу в Отечественной войне 1812 года, 16 % ― победа над интервентами в 1612 году.
4. Источники информации о патриотизме и политических организациях.
Возрастные особенности определили формирование специфической молодежной субкультуры, которая весьма податлива к влиянию средств массовой информации. Данные опросов свидетельствуют о достаточно высокой степени информированности молодежи, прежде всего студентов, о политической борьбе в современной России через средства массовой коммуникации, включая Интернет, тогда как более половины молодежи не интересуется информационно-политическими программами [7, с. 197].
При ответе на вопрос «Назовите Ваши источники информации о явлениях патриотического характера», занимая первое место, лидирует Интернет ― 89 %, далее следует телевидение ― 42 %, документальные фильмы ― 42 %, художественные фильмы ― 41 %, художественная литература ― 36 %, журналы ― 32 %, семья ― 29 %, радио ― 20 %, друзья ― 20 %, молодежные движения ― 13 %, музыка ― 18 %, другое ― 6 %.
5. Отношения к патриотическим и экстремистским общественно-политическим организациям.
Отвечая на вопрос «Как вы относитесь к деятельности политических партий и движений патриотической направленности?» 31 % ответили, что положительно, 25 % ответили, что отрицательно, 35 % респондентов относятся к указанным организациям нейтрально, а 9 % затруднились ответить.
На вопрос об отношении к экстремистским организациям были получены следующие данные: 55 % ответили, что отрицательно, 9 %, что положительно, 2 % указали, что являются членами данных организаций, 34 % затруднились ответить.
Многие зарубежные и русские деятели (А.И. Герцен, Б.Г. Ананьев, В.Б. Белинский) указывали на то, что формирование патриотизма происходит уже в детском возрасте и закладывается в семье через такие понятия как любовь и уважение. С первых дней жизни у ребенка формируются познания об окружающем мире, закладываются понятия любви и уважения. В течение первых трех лет возникает фундамент доверия. Далее, с трех до пяти-семи лет происходит освоение базовой гражданско-патриотической информации. Первые представления о Родине ребенок получает через народное творчество (сказки, песни, басни), через мультфильмы и книги отечественных авторов. Именно на основе этих источников информации зарождаются и формируются основы патриотизма и гражданственности. Здесь большое значение придается внутреннему климату семьи, который определяется взрослыми (родителями и ближайшими родственниками) и от которых по существу зависит, будет ли их ребенок с детства приобщаться к культуре своей страны.
По мнению В.И. Лутовинова: «Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в нашем обществе патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими граждански активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой» [6, с. 94].
В.К. Левашов видит цель патриотического воспитания, прежде всего, в развитии в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [4, с. 99].
Патриотизм как явление национальной духовности и компонент общественного сознания в настоящее время, когда Россия «собирает камни» своей истории, актуален для российской действительности не в меньшей степени, чем много веков назад. Сила любой страны во многом определяется силой патриотизма ее граждан.
Особенного внимания заслуживает научно-исследовательская литература последних двух десятилетий, т. к. этот период связан с началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах нашей жизни. Глубокие изменения претерпели не только основы нашего непосредственного бытия, но и высшие ценности, среди которых особое место занимает патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, позиций, дискуссий и т. п. В ходе этой полемики, острота которой лишь несколько ослабла за последнее время, наряду со скандальными, конъюнктурно-спекулятивными публикациями появилось немало и таких работ, которые характеризуются творческим, исследовательским подходом к осмыслению патриотизма и проблем его формирования в нашем обществе [1, с. 27].
Список литературы:
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. — 172 с.
- Зиновьев А. Гомо советикус. Парабеллум. — М.: Московский рабочий, 1991. — 416 с.
- Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социология молодежи. — 2012. — № 6. — С. 126.
- Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов // Вестник РАН. 2005. — № 2, — С.99.
- Леткова О. Прощай, народное образование [Электронный ресурс]. –Режим доступа. — URL:http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/19/prowaj_narodnoe_obrazovanie/.
- Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи — будущее России. — М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. — 206 с.
- Орлов И.Б. Политическая культура России XX века. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 351 с.
- Патриотизм: настоящий и «квасной» — 2010. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13576.
- Тимерманис И.Е. Студенческое самоуправление как объект исследования и ресурс общественного развития. — СПб.: Диалог, 2006. — 215 с.
- Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник. — 2004. — № 16. — С. 14.
- Федоров В. Патриотизм у россиян в прошлом // Газета «Московский комсомолец»: — 2010. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mk.ru/politics/article/2010/07/04/514036-patriotizm-u-rossiyan-v-proshlom.html/.
- Чернов В.В. Гражданско-патриотические аспекты социализации российской молодежи // Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации: Материалы «круглого стола»/ Под ред. Н.С. Федоркина, Н.В. Карповой. — М.: КДУ, 2009. — 168 с.
дипломов
Оставить комментарий