Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2012 г.)
Наука: Философия
Секция: Философские проблемы образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ИДЕАЛОВ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Горбатюк Тарас Витальевич
канд. филос. наук, доцент кафедри философии НУБиП Украины, г. Киев, Украина
E-mail: tarastn@ukr.net
На рубеже тысячелетий человечество вступило на абсолютноновый, информационный этап своего развития. Главными экономическими ресурсами этого времени становятся информация и знания, умение оперировать которыми дает основания для успешного функционирования, как отдельных государств, так и общественного прогресса в целом. Эти обстоятельства, безусловно, привели к значительным общественным трансформациям — формирующееся общество, не только постоянно учится, но и пытается быстро и эффективно отвечать на новые социальные и экономические запросы глобализированного рынка. Совершенно очевидно, что адекватное реагирование на потребности современного мира, невозможно как без теоретического обоснования необходимости существенных изменений в сфере образования, так и без формирования нового идеала образования.
Перспективы развития образования в контексте изменения образовательной парадигмы, исследуют ученые, как высокоразвитых стран, так и находящихся на пути к нему. В частности, инновационные тенденции в образовании анализируют Ж. Аллаки, Н. Бурбулес, Т. Воропай, Б. Гершунський, А. Джуринский, С. Клепко, Г. Климова, М. Култаева, Ф. Михайлов, И. Радионова, А. Тягло, П. Фрейре, М. Фуллан т. д.
В общем, проблема перспектив образования сегодня является одной из центральных как в сфере педагогического, так и философского дискурса. Вместе с тем, рассматривая мировоззренческие проблемы постнеклассической парадигмы образования, исследователи очень часто оставляют без внимания такой важный феномен настоящего как постмодернизм, образовательно-педагогические интенции которого страдают от глубокой критики. В этом контексте стоит вспомнить работы Г. Рапп-Вагнера, Г. Мертенса, Ф. Ладентина. Все они убеждены в том, что постмодернизм выступает как своего рода нигилистический комплекс, который приводит к дезинтеграции человека в мире и подрывает смысл традиционной педагогики.
Несмотря на то, что общая критика постмодернистских интенций вполне правомерна, сегодня мы уже не можем отрицать того факта, что постмодернизм как социокультурный феномен второй половины ХХ века имел достаточно сильное влияние на концептуальные основы и практику педагогики. В частности, в этом контексте следует вспомнить ориентацию постмодернистской педагогики на радикальную реформу школы как репрессивного социального института, субъективную конструкцию знания, переоценку отношений «учитель-ученик». Ведущее место в процессе модернизации современного образования занимает и изменение учебных планов — узкопрофильные учебные заведения, которые обеспокоены своим локальным профилем, меняют методы и содержание образования в направлении вариативности и разнообразия. Это, в свою очередь, дает основания для свободы выбора и индивидуализирует саму систему образования.
В целом постмодернистская педагогика выступает как против общезначимости, универсальности и объективности традиционных ценностей и норм поведения, так и против классических педагогических теорий. Вместе с тем, отрицая саму идею объективного, постмодернистские педагогические программы сами превращаются в субъективное мировоззрение, которое раскрывает лишь один возможный вариант развития образования и воспитания.
Исследователи философской ситуации второй половины ХХ века справедливо отмечают «диалогичность» как ключевое понятие постмодернизма. Предшествующую эпоху модерна можно рассматривать с оговорками, как монологическую. Пафос ее развития заключался в безраздельном и монологическом воздействии научных концепций и парадигм, отражавшие лишь одну из сторон реальности. В свою очередь, понять постмодернизм можно только в контексте диалога, ориентированного минимум на два мнения. Такая диалогичность обусловлена дискуссионностью и неопределенностью интеллектуальной атмосферы культуры [1].
В целом постмодернистские педагогические идеи полностью отражают дух постнеклассической науки, общие тенденции, развития которой одним из первых проанализировал российский исследователь В. Степин. В частности, в работе «Теоретическое знание» он отмечает, что этот период развития науки характеризуется: во-первых, широким использованием научного знания во всех сферах практической деятельности, во-вторых, на первый план выступают междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности, в-третьих, включением аксиологических факторов в состав знания [6].
Еще более отчетливую взаимосвязь идей постмодернизма и идеалов и норм постнеклассической науки подчеркивает синергетика — постнеклассической методология, главной задачей которой является изучение природных и культурных феноменов на основе принципов самоорганизации систем.
Стоит отметить, что одним из первых постнеклассические представления и выводы на историко-культурные процессы распространил российский теоретик синергетики И. Пригожин. Он предложил рассматривать эволюцию как процесс, ведущий к большему усложнению и разнообразию биологических и социальных структур за счет появления новых «диссипативных» образований более высокого порядка. В этом процессе особая роль отводится случайности, которая рассматривается как важнейшее условие формирования и развития новых структур. Сочетание случайности и необходимости создает возможность рассматривать историко-культурные процессы в новом аспекте, который учитывает смысловую роль случая и расширяет границы аксиоматических закономерностей. И. Пригожин убежден, что законы строгой причинности в условиях современной науки можно рассматривать лишь как частные случаи [4].
Что касается синергетического подхода к образованию, то, как отмечает И. Добронравова, здесь скорее «речь идет о практике, чем о познании» [2, с. 123]. Ведь большинство педагогов нуждаются практического применения синергетики в организации учебного процесса. В частности, используя результаты синергетических исследований в психологии и других областях науки о человеке, можно достичь самоорганизации процессов мышления у учащихся, способствовать лучшему запоминанию учебного материала и т. п. [2, с. 124].
Постмодернистские интенции проявляются и в постнеклассической толковании проблемы познания, знания и реальности, в частности, как отметил Ж.-Ф. Лиотар: «Наша гипотеза состоит в том, что по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры — в эпоху постмодерна, изменяется статус знания ... При таких общих изменениях природа знания не может оставаться неизменной» [3, с. 14]. В частности, аналогично постмодернизма, современная наука постулирует мысль о том, что объективная реальность, к которой явно или не явно обращаются исследователи, в конце концов, имеет место только в конвенции ученых, включенных в исследовательское поле в это время, а потому проявляется только в системе тех представлений, которым ее наделяют исследователи. Учитывая это, вполне справедливо отрицается возможность достижения объективной истины и утверждается необходимость включения в систему знаний субъективных и аксиологических факторов.
Формированию постнеклассической парадигмы образования в значительной степени способствовал процесс глобализации, который предстает современным этапом развития единого и универсального проекта модерна и проявляется в движении к универсальному экономического, правового, информационного и образовательного пространства.
Процесс глобализации и информационная революция не только интегрируют, но и неустанно интенсифицируют все сферы жизни человека. Переход к постиндустриальному информационному обществу обусловил изменение в ритме общественной жизни, которое превратилось в постоянное соревнование людей, организаций и стран за обладание информацией и знаниями. Страны-лидеры соревнуются за «инновационный ресурс», который обеспечивает опережающее развитие.
Пытаясь дать ответ на вызовы информационного общества и глобализации, постнеклассическая парадигма образования формирует идеал автономного самодостаточного человека. Интересно, что содержательное наполнение парадигмы предоставляет современная культура, ведь идея автономии существовала и в предыдущих педагогических парадигмах. В частности, традиционная европейская образование индустриального общества, отвечая на запрос времени, сформировала свой идеал человека, которым выступал добротный профессионал, полностью соответствовал потребностям общества массового благосостояния. Как следствие, образование этого периода было адаптатированым и прагматичным. То есть, образование осуществляло социализацию личности, служило средством ее адаптации к существующей экономической, социальной и культурной жизни. Только социализированный индивид способен участвовать в совместных согласованных действиях с другими людьми на основе четко определенных социальных ценностей или норм [5, с. 21].
Социокультурные и цивилизационные изменения настоящего обусловливают необходимость сформировать не только новые общественные ценности и нормы, но и человека, который осознает ответственность за сохранение окружающей среды и социальное благополучие, способного быстро обучаться и регулировать любые изменения. В общем, современное общество требует отношение высокообразованного человека, конструирует себя, творит собственный проект самореализации, кроме того оно творит окружающие человека среды: социально-экономическую, материальную, культурно-духовную, экологическую. Автономный и самодостаточный человек свободно и творчески реализует свой потенциал, ориентируясь на национальные и общечеловеческие ценности.
Итак, подводя итоги, отметим, что постмодернизм как социокультурный феномен современности не обошел и сферу образования и педагогики. Вместе с тем, несмотря на опасения ряда исследователей, постмодернизм не разрушил традиционную для индустриального общества педагогику и образование, а показал несостоятельность предыдущего образования отвечать на вызовы и открыл возможность для внедрения новых педагогических практик, которые были использованы постнеклассической парадигме образования.
Список литературы:
- Григорьев В.П. Диалог в науке и обществе. Диалогическая (не) интеллигентность [Електронний ресурс] / В. Григорьев // Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214867078/Grigoriev.pdf.
- Добронравова И.С. Философия образования в эпоху постнеклассической науки / Ирина Добронравова / / Философия образования — № 1. — К.: — 2005.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/ Ж. Лиотар. — СПб.: Алтея, 1995. — 360 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой/ И. Пригожин, И. Стенгерс [Пер. с англ./ Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова]. — М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
- Рыжак Л. Самодостаточная личность как идеал постнеклассической модели образования / Л. Рыжак / / Вестник Львовского университета. Философские науки.— 2006, Вип.9. — С. 12—23.
- Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция [Текст] / Вячеслав Степин. — М. : Прогресс-Традиция, 2000. — 743 с.
дипломов
Оставить комментарий