Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2012 г.)

Наука: Политология

Секция: Методология политического анализа

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кутузова А.А. РОЛЬ И МЕСТО ДИСКУРС-АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ СПЕКТРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РОЛЬ И МЕСТО ДИСКУРС-АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ СПЕКТРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ

Кутузова Анастасия Александровна

аспирант ИНИОН РАН, г. Сыктывкар

E-mail: azzazell-x@mail.ru

 

Как известно, на сегодняшний день существует определенный спектр политических партий и перечень тех показателей и инстру­ментов анализа, позволяющих определить их идеологическую принад­лежность или приверженность тем или иным идейным воззрениям. Чаще всего обыватели рассматривают и определяют принадлежность партии той или иной идеологической позиции исходя, в первую очередь, из названия политической партии.

В общественном мнении принято, что если партия называется «Коммунистическая партия Российской Федерации», то и идеология партии содержит только коммунистические идеи, если «Либерально-демократическая партия России» — то партия придерживается только либеральных воззрений. Но в современных реалиях идентификация идеологической принадлежности политической партии исходя из самого названия представляется некорректным исходя из следующих моментов.

Прежде чем перейти к анализу идеологической принадлежности политической партии, необходимо дать определение следующим феноменам.

ВработеТ. ВанДейка«Ideology and Discourse. A Multidisciplinary Introduction» («Идеологияидискурс. Междисциплинарное представ­ление») отмечено, что идеологии (именно во множественном числе) имеют дело с системами идей, особенно с социальными, политичес­кими или религиозными представлениями, разделяемыми и выражаемыми определенными социальными группами или движениями. Эти представления могут быть позитивными или негативными в зависимости от того, какую точку зрения разделяем мы сами или же в зависимости от того, принадлежим ли мы к группе, которая выражает данные идеи и воззрения [4].

Системы представлений о мире не только придают смысл окружающим реалиям, не только помогают воспринимать и понимать мир, но также являются основой для определения активной социальной позиции и социальных действий, как отдельного человека, так и целой группы. Идеология представляет собой относительно систематизированную совокупность взаимосвязанных идей и представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения целей, отвечающих интересам родоначальников этих идей состояния общества, которые создают основы для организации и деятельности социума [1].

В рамках определенного сообщества формируются общие понятия о плохом и хорошем, о причинах и следствиях того или иного события (здесь мы наблюдаем начало формирования общего / коллективного сознания). Наличие общих, коллективных понятий и образов приводит, с одной стороны, к улучшению взаимопониманию, четкости коммуникативного процесса между членами сообщества.

Восприятие и использование наиболее распространенных в обществе идей, их трансформация и приспособление к имиджевой позиции политической партии — наиболее часто используемый инструмент привлечения внимания общественности к самой политической партии. Особенно эффективно использование общих, хорошо знакомых, простых и удобных для общественного понимания и восприятия идей.

В текстах общественных и политических мыслителей, политиков часто присутствуют понятия, претендующие на привлечение и проведение определенных политических установок, их внедрение в сознание людей, дальнейшее влияние на них и использование. Подобные понятие являются фундаментальными. К ним относятся понятия «справедливость», «правда», «общественное благо», «общее благо», «общественный интерес», «общий интерес».

Определение блага в рамках политической общественной комму­никации позволяет либо дискредитировать существующий строй и создать собственный круг сторонников, либо поддержать строй, показывая, как центральный курс реализует понятие общего блага и общего интереса. Интерпретация данного феномена, наполнение его определенным смыслом той или иной политической партией предопределяет наличие огромного спектра значений, вкладываемых в определенный концепт.

Довольно часто при изучении политического или иного феномена исследователи ориентируются на узкие рамках количественных и качественных показателей, которые лежат на поверхности полити­ческой действительности. Необходимо отметить тот факт, что зачастую, используемые политической партией идеологические понятия не совпадают с официально пропагандируемой идеологической пози­цией партии. Коммунистическая партия придерживается либеральных позиций, консервативная партия — коммунистических и социалисти­ческих идей и т. д. Говоря об общем, общественном или национальном благе, политическая партия может оперировать понятиями, заключая в них одновременно элементы целого спектра идеологических представлений.

Проблема заключается в поверхностном использовании инстру­ментария для рассмотрения коммуникативного поля политической партии. В данном случае, в перечень объектов для изучения входят не только политическая платформа, официально принятая политическая программа партии, но также и выступления, высказывания, действия представителей политической партии, которые входят в общее коммуникационное поле субъекта политического взаимодействия, то есть в дискурсивное поле (поле политического дискурса).

Как таковой дискурс представляет собой комплексный феномен, состоящий из языковой формы, значения и действия, которое может быть охарактеризовано при помощи понятий «коммуникативный акт», «коммуникативное действие». Само по себе дискурс предполагает интерпретацию, под которой понимается когнитивный процесс и одновременно результат в установлении смысла речевых и неречевых действий [3].

Посредством интерпретации дискурса реципиентом создается мысленный мир, в котором описывается реальное и желаемое положение вещей. В этом мире находятся характеристики действу­ющих лиц, объектов, событий и их обстоятельств, а также домыс­ливаемые детали и оценки. Как правило, политический дискурс оказывается в специфических отношениях с объектами социальной действительности. Любой коммуникативный акт, принадлежащий политическому дискурсу, направлен не к личности, а к обществен­ности. Общая направленность ценностного восприятия, система интерпретации основных понятий, наиболее часто используемая в том или ином сообществе, определяют тематику, выбор языковых средств и основные параметры языкового поведения акторов политического пространства. Как отмечает Т.А ван Дейк, так называемые «фреймовые репрезентации оценочных представлений о социальных явлениях, структурах или проблемах» являются отражением национально-культурной спецификой политического дискурса [2, с. 132].

При коммуникации задействуется когнитивная база определен­ного сообщества, анализ которой предполагает более успешное использование дискурсивных инструментов. Когнитивная база представ­ляет собой структурированную совокупность знаний и представлений, которыми обладают все представители того или иного лингво-культурного сообщества. Ее формируют не столько представления как таковые, сколько инварианты (существующих и возможных) о тех или иных феноменах.

В исследованиях идеологической принадлежности политической партии необходимо следовать определенным условиям. В частности, при рассмотрении идеологической идентификации политической партии при помощи такого феномена, как «общее благо», необходимо определить первоначальное значение концепции «общего блага» для консерватизма, либерализма и т. д., в дальнейшем учесть специ­фику условий зарождения, развития и жизнедеятельности полити­ческой партии и т. д.

Коммуникация, коммуникативный акт и коммуникативное собы­тие как объекты исследования позволяют расширить понятийный и исследовательский аппарат, вовлечь в исследовательский процесс дополнительные факторы.

Использование дискурса стало привычным сегодня в рамках политического взаимодействия. Дискурс является не только полем борьбы различных политических сил, но также и регулятором политической активности и идейной направленности.

 

Список литературы:

  1. Гудков Д.Б. Прецендетные феномены в текстах политического дискурса // www.audotorium.ru/aud/conf/conf44.
  2. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  3. Демьяненков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // www.audotorium.ru/aud/conf/conf44.
  4. Dijk, Teun A. Van. Ideology and Discourse. A Multidisciplinary Introduction. (English version of an internet course for the Universitat Oberta de Catalunya (UOC). July 2000 // http://www.discourses.org/download/books/.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий