Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2012 г.)

Наука: Политология

Секция: История и теория политики

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гусев А.В. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ — ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ КОНЦЕПЦИЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ (ОТ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО К СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ — ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ КОНЦЕПЦИЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ (ОТ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО К СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ)

Гусев Алексей Владимирович

канд. ист. наук, докторант Московского государственного областного университета, г. Москва

E-mail: gusev-75@bk.ru

 

Молодёжная политика России на протяжении всей советской и постсоветской истории занимает своеобразное, можно сказать, неопределённое место в общей политике государства, деятельности институтов гражданского общества. С одной стороны, постоянно констатируется важность и значение данного направления политики, с другой — происходят бесконечные реформы, как в сфере управления, так и в концептуально-философском осознании, практической работе с молодёжью. В этой связи изучение процессов формирования и реализации концептуальных подходов в целом и их важнейшего элемента — информационной политики, в частности, имеет актуальнейшее значение, прежде всего для определения дальнейших путей развития работы с молодёжью на самых различных уровнях.

Уже в проекте Закона СССР «О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций во всех областях государствен­ного, хозяйственного и социально-культурного строительства СССР» (1967 г.) содержались некоторые подходы к информационному обеспечению определенных интересов молодежи, хотя и в области преимущественно профессиональной. Так, в ст. 69 законопроекта устанавливалось, что руководители научно-исследовательских учреждений, проектно-конструкторских организаций и учебных заведений обязаны, среди прочего, «улучшать для молодых ученых систему информации о новейших мировых и отечественных достижениях науки и техники как в целом, так и по отдельным проблемам» [1, Т. 1, c. 54—55]. Информационная политика в отношении молодёжи до этого периода не выделялась партийно-государственным аппаратом в отдельное направление. При всей её мощи и разнообразииспособов и средств информационного воздействия, она была частью единой системы «средств массовой коммуникации и пропаганды».

В «Основах концепции Закона СССР о молодежи» (1987 г.) информационная поддержка молодежи в большей мере связывалась с политической информированностью. Здесь подчеркивалось: «Повышению политической активности молодежи в области социального контроля послужит приятие правовыхнорм, закрепляющих права молодежии молодежных организацийна оперативное и системати­ческое получение от государственных органов и общественных организаций необходимой информации, гласность в решении ими вопросов молодежной политики; права на участие в различных видах контроля за деятельностью аппарата государственного управления» [1, Т. 1, c. 177]. На этом данном этапе еще невозможно говорить о высокой значимости информационной составляющей в системе государственной молодежной политики, каковой она виделась разработчикам законопроекта.

Однако достаточно скоро ситуация начала меняться. В наибольшей степени это было связано не с концептуальными разработками в области государственной информационной политики, а с освоением и осмыслением опыта молодежной политики ряда зарубежных стран и мирового сообщества. Характерны в этом отношении «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления последующих мер, касающихся молодежи», которые были изложены в докладе Генерального секретаря ООН «Международный год молодежи: участие, развитие, мир» на 40-й сессии ООН (1985 г.) Эти принципы были утверждены в помощь правительствам, организациям системы Организации Объединенных Наций и другим межправительственным и неправительственным организациям, в частности, молодежным организациям, на всех уровнях при дальнейшем планировании и осуществлении соответствующих последующих мер, касающихся молодежи, с тем чтобы содействовать проведению соответствующих мероприятии в соответствии с задачами «Международного года молодежи: участие, развитие и мир» [1, Т. 2, c. 144—193]. В документе многократно идет речь об информационных аспектах молодежной политики — и в отношении информирования молодежи о состоянии общества, науки, трудоустройства, образования, и в отношении информирования общества о положении и интересах молодежи. Специальный раздел документа был посвящен деятельности в области общественной информации. В нем, в частности были сформулированы следующие позиции: «88. Должна быть признана важность деятельности, связанной с общественной информацией, для содействия целям руководящих принципов. Можно предоставлять информацию о проблемах молодежи средствам массовой информации и другим информационным каналам с целью создания и поддержания понимания положения и забот молодых людей со стороны широких слоев общественности и особенно липами, ответственность за принятие решений. Деятельность, связанная с информацией, должна быть направлена на информирование молодых людей относительно вопросов, непосредственно затрагивающих их и их общества в общем, с целью мотивировки их участия.

89. В дополнение к средствам информации другие группы могут служить каналами информации, получаемой от молодежи, предназна­ченной для молодежи и касающейся ее. На нижеперечисленные общие задачи следует обращать внимание правительственных и неправитель­ственных организаций, занимающихся вопросами молодежи; департа­ментов социального обеспечения молодели и подобных учреждений; организаций профсоюзов и предпринимателей; парламентариев, специа­лизирующихся в вопросах молодежи; министерств, занимающихся вопросами молодежи, и министерств и департаментов, отвечавших за вопросы образования; правительственных и неправительственных учреждений, отвечающих за неофициальное образование молодых людей; и широкой общественности с целью создания и улучшения атмосферы понимания и одобрения планов и программ, касающихся молодежи.

90. Для содействия пониманию целей руководящих принципов предлагаются следующие меры для информационной деятельности Департамента общественной информации Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений:

a) обращать внимание на положение, нужды и устремления молодежи;

b) поощрять сотрудничество при решении вопросов, связанных с молодежью;

c) содействовать активному участию молодых людей во всеобщем развитии общества, привлекать ее к изучению и решению главных национальных, региональных и международных проблем и информировать общественность о вкладе молодежи в эту деятельность;

d) освещать деятельность системы Организации Объединенных Наций, насколько это возможно, наиболее важные национальные мероприятия, связанные с годом молодежи;

e) информировать молодых людей о международных проблемах, в том числе о роли молодежи в установлении нового международного экономического порядка и вопросах обеспечения мира, разоружения, международного взаимопонимания и сотрудничества между странами» [1, Т. 2, c. 188—190].

Представленные положения могут быть рассмотрены как основы международной концепции информационной политики в отношении молодежи, и именно в этом ключе они воздействовали на формирование информационного аспекта концепции государственной молодежной политики, разрабатывавшейся в нашей стране в 1987—1991 гг.

Кроме этого на отечественную концепцию существенно повлияли два фактора. Одинсвязан с изучением опыта законодательства Германии, где после объединения страны был принят Закон о помощи детям и молодежи ФРГ (1990 г.), продолжавший линию законо­дательства в отношении молодежи, утвердившуюся еще в 1922 г. Здесь специфична была исключительная щепетильность, с какой германский законодатель правовыми средствами отстаивает интересы молодого человека в вопросах сбора и использования частной информации о нем. В российской правовой системе и сегодня нет подобного уровня регламентации, которая установлена в отношении прав личности на защиту информации о себе, которая имеется в германском законодательстве, в том числе и в «Законе о помощи детям и молодежи». В статье 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» конфиденциальная информация определена как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» первой среди групп выделены сведения «о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях». Но это слишком нечеткая формула на фоне немецкой пунктуальности.

Второй фактор — изучение опыта работы информационных центров для молодежи ряда европейских стран. Приведем фрагмент из отчета о командировке во Францию директора Научно-исследовательского центра Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ И.М. Ильинского (декабрь 1989 г.), где описывается опыт постановки такой работы в Министерстве по делам молодежи и спорта, в ведении которого находится система информации и документации для молодежи, созданная во всех регионах и городах страны: «Подчиняясь функционально Министерству по делам молодежи и спорта, данные центры лишь на 50 % являются государственными и финансируются государством лишь на 50 %. А 50 % средств данные центры должны зарабатывать сами. Это осуществляется путем продажи специальной молодежной инфор­мации, издания газет, журналов и т. д. Основная задача центров — это информация о профессиях по видам специальностей, дипломов, которые молодой человек может получать после окончания того или иного учебного заведения. Центр располагает обширной информацией, которая накапливается по этим вопросам в течение многих лет и которой молодые люди, приходя в центр, могут пользоваться бесплатно, если они не берут с собой какие-либо документы, подготовленные данным центром. Тогда они должны платить за каждый документ 5 франков. Кроме того, данные центры располагают всей необходимой информацией о досуге, отпусках, т. е. о том, где и как за какую цену молодой человек может провести свой отпуск или каникулы». В отчете отмечается, что только в Парижском центре ежегодно бывает около 1 млн. молодых парижан. Центр ежегодно издает около 4 тыс. страниц информационного текста по 400 видам услуг. Имеет адреса более чем на 20 тыс. различных абонентов. «Короче говоря, центр информации и документации молодежи — это своеобразный справочник для молодежи. В рамках центра действует отдел голосования молодежи, т. е. отдел, который может дать всю информацию о том, как участвовать молодежи в голосовании и как она участвует в этом. Есть отдел права, и таким образом существует возможность у молодых людей подучить все необходимые юридические консультации по любому вопросу со стороны специалиста. В момент посещения центра я имел возможность наблюдать работу семи специалистов, которые давали такие консультации. В это время в различных залах центра находилось 250—300 человек. Кроме того, в данном центре существует вся необходимая информация по вопросам работы молодежи. Своеобразная биржа труда. Данные о свободных рабочих местах поступают в центр со всех предприятий Парижа, поскольку он хорошо известен в этом городе, ибо существует уже более 20 лет… Думается, что создание сети подобных информационных центров для молодежи чрезвычайно актуальная задача для нашей страны», — писал в отчете И.М. Ильинский [1, Т. 2, c. 435—436].

Таким образом, из анализа зарубежного опыта в отечественную концепцию молодежной политики пришли следующие фундамен­тальные положения:

a) сбор, анализ, передача молодежи информации по всему спектру вопросов, которые ее интересуют (о возможностях образования, трудоустройства, создания семьи, занятий наукой, спортом, искусством, а также и о культурных тенденциях, хобби, модных увлечениях и т. д.), составляет один из приоритетов молодежной политики: недостаточный доступ к информации — одно из уязвимых мест положения молодежи в обществе, которое сокращает и все другие возможности ее самореализации;

b) информация о молодежи, ее положении, настроениях, ценностных ориентациях, инновациях должна широко представляться обществу; недостаток информации о молодежи в структурах власти, у представителей старшего поколения порождает неточное понимание мотивов поведения молодежи и чаще всего предвзятое отношение к ней, что ограничивает участие молодого поколения в экономической, политической, социальной и культурной жизни;

c) двусторонний доступ к информации в диалоге молодежи и общества не должен нарушать конфиденциальности информации о частной жизни молодого человека, его право на защиту информации о личности при ее сборе, обработке и использовании должно быть защищено законом.

Фактически это и есть общие начала информационной политики, в части молодежной политики, каковыми они сформировались в 1987—1991 гг. Однако лишь в некоторых чертах они вошли в принятые документы. Так, важнейшим свидетельством прогресса в рассматриваемом направлении следует считать появление в Законе СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» статьи 11, которой впервые в отечественную практику вводился новый социальный институт — социальные службы для молодежи. В первой части этой статьи указывались функции социальных служб для молодежи, и первой закреплялось «информи­рование молодых граждан об их правах и возможностях во всех сферах жизни» [1, Т. 1, c. 537]. Информационная составляющая была представлена и в другихфункциях социальных служб для молодежи, например в функции, включавшей консультирование несовершенно­летних, других молодых граждан и их родителей, психологическую, педагогическую, наркологическую и юридическую помощь. Но все же существенным надо признать именно то, что информи­рование молодежи по широкому спектру вопросов поставлено на первое место и сама эта функция связана с системой специализи­рованных государственных учреждений.

В концепциях государственной молодежной политики, появившихся в 2000-е годы, информационная составляющая выделяется как особо существенная. Так, в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2006 г.) «вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития» обозначено первым их приоритетных направлений государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика, подчеркивается в документе, призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях «системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем…». Среди прочего это предполагает реализацию проекта «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"». Данный проект, адресованный молодым гражданам Российской Федерации, их родителям и сотрудникам учреждений, работающим с молодежью, подробно представлен в Стратегии. В качестве его основных целей обозначены: (а) вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе; (б) развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории; (в) развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества; (г) форми­рование и продвижение образа успешного молодого россиянина.

Это достаточно широкая программа действий, включающая развитие системы информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.); развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи; развитие молодежных информационных проектов и программ; популяризацию ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы; разработку и распространение информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан; разработку специальных проектов, предоставляющих равные возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации; участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры [2]. Многие позиции, как видим, продолжают ранее разработанную концепцию государственной молодежной политики, но с тем отличием, что уже совершенно изменилась социальная среда, в которой такие действия государство планирует осуществлять.

Таковы в общих чертах тенденции информационной политики в отношении молодёжи, сформулированные в государственных документах второй половины ХХ — нач. XXI века. Безусловно, важным является изучение практических результатов реализации указанных установок, определение степени информированности и стремления молодёжи современной России к получению информации о государстве и возможностях, предоставляемых государством. Данное направление исследований, находящееся на стыке политологии, социологии и истории является не только перспективным, но и практически важным для современной гуманитаристики.

 

Список литературы:

  1. Закон о молодежи. Документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России. — М., 2008. Т. 1—2.
  2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://km.mosreg.ru/info/55.html
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий