Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 22 августа 2012 г.)

Наука: Философия

Секция: Философские проблемы образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бабкова О.М. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ А.А. БОГДАНОВА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. № 15. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Статья опубликована в рамках:
Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социологии, политологии, философии и истории» (Россия, г. Новосибирск, 22 августа 2012 г.)

Выходные данные сборника:
«Актуальные вопросы социологии, политологии, философии и истории»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (22 августа 2012 г.)

 

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ А.А. БОГДАНОВА

Бабкова Оксана Михайловна

аспирант кафедры КиФ ГОУ ВПО «ННГУ», г Нижневартовск.

E-mail: 

 

Начало ХХI века представляет собой глобальные процессы преобразования социального бытия и культуры в нашей стране, определяют также и серьезную трансформацию подходов к образованию, к формированию новых моделей обучения, исходящих из образа человека, адекватного складывающемуся на рубеже веков и тысячелетий новому типу культуры

В русской философии начала ХХ в. одной из главных тем становится анализ будущего культурного развития России. Русские мыслители формируют философию культуры, разбирая причины кризиса и обозначая перспективы его преодоления, с различных позиций. Последнее десятилетие прошлого векастало временем широкого интереса отечественных исследователей к философским взглядам Александра Александровича Богданова (1873—1928 гг.). В 1990-е гг. начали регулярно выходить в свет статьи, историко-философские очерки и монографии, в которых творческое наследие русского мыслителя и революционера интерпретировалось и оценивалось с самых разных позиций.

Философские идеи Богданова давно уже стали предметом научного и историко-философского анализа, как в России, так и на Западе. В течение длительного времени практически во всех странах Европы и в США философские, политические и научные взгляды Богданова были в центре внимания философов, теоретиков системного подхода, историков культуры и советологов. В настоящее время интерес к русскому философу не уменьшается: достаточно упомянуть о проведении ряда международных конференций (в Англии в 1995 г., в Германии в 2006 г., и в Финляндии в 2007 г.), посвященных исключительно Богданову. Не редкостью стали работы, в которых идеи Богданова рассматриваются в самой широкой социо-культурной перспективе. 

Признавая неограниченные возможности познания, ученый был уверен, что общество в состоянии взять под контроль условия жизни. Поэтому нужны поиски таких познавательных форм, которые способны охватить все разнообразие прогрессирующей жизни. Несомненно, как незаурядный мыслитель и творческий естествоиспытатель, Богданов в своих теоретических разработках постоянно оперировал эмпирическим материалом из области медицины, биологии, физики, химии, то есть в большей мере естественнонаучным материалом.

Некоторые положения тектологии Богданова предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.). Романы Александра Александровича «Красная звезда» (1908 г.) и «Инженер Мэнни» (1912 г.), написанные в духе социальной утопии, пользуются популярностью у любителей фантастики. Богданов также рассматривал вопросы о соотношении физического и психического коллективного и индивидуального опыта; о месте и роли пролетарской культуры в самодвижении масс к социализму и др. Они были и остаются дискуссионными в среде научно-философской элиты, как, впрочем, и наследие других выдающихся мыслителей прошлого. Это наследие важно переосмысливать с учетом современных реалий.

Особое внимание, А.А. Богданов в своих научных и публицистических произведениях, уделил проблемам образования. Хотя, к сожалению, он не посвятил этому вопросу специальных работ, что несколько затрудняет выяснение его отношения. Так, например, он не рассматривал вопросы образования в целом, включая все его ступени: начальное, среднее, высшее. Особое внимание Богданов уделял идеологическому образованию пролетариата в специально созданном для этого Пролетарском Университете. Он, как и многие другие, не делал особого различия между понятиями образование, воспитание, обучение, часто используя их как синонимы. В основе взглядов А.А. Богданова на проблемы образования лежит его общефилософская методология. В рамках эмпириомонизма он и выдвинул идею о создании науки об общих законах организации тектологии, которая явилась предшественницей кибернетики и во многом предвосхитила создание системного подхода к организационной науке.

По мнению философа, подобную целостность во взгляде на мир может иметь только рабочий класс, ибо он не знает каких-либо других теорий и не пытается всю деятельность подвергнуть духу специализации. Единство в работе, общность интересов в отношении к капиталу — все эти способности ведут рабочих к объединению в мировой коллектив.

Сущность социального опыта, по мнению А.А. Богданова, заключается в том, что он существует в обществе, в котором духовный фактор (и образование, в том числе) является одним из главных исходных моментов общественного сознания. По мнению философа, все начинается с дробления, сначала физического, потом социального. Причем социальная дифференциация — это вторая фаза дробления человека, называемая специализацией. Дробление выступает, как категория сугубо экономическая. Именно экономика, общественное производство, социальная практика, в конечном счете, консолидируют людей, заставляют их объединяться в группы, классы. Называя специализацию трудовой деятельности господствующим типом развития, он указывал на ее негативную сторону. Отвергая искусственное деление труда, Богданов считал, что «специализация <...> означает сужение <...> поля для работников-специалистов, а вместе с тем и ограничение их кругозора» [2, с. 305]. Ученый пытался отстаивать самостоятельность своих философских взглядов в многочисленных дискуссиях, которые проходили в то время [5].

Основными идеями А.А. Богданова, определившими его взгляды на проблемы образования, являются коммунизм и коллективизм. В своих романах-утопиях он переносит коммунистические правила общежития даже в марсианский мир: «коммунизм у нас полный, отказывать детям почти никогда ни в чем не приходится» [4, с. 93].

Философ был сторонником последовательной социализации, которая должна была начинаться с малых лет процессом воспитания ребенка в обществе. Он выразил этот тезис в романе-утопии «Красная звезда» словами героини Нэллы: «Чтобы получить воспитание для общества, ребенок должен жить в обществе. Всего больше жизненного опыта и знаний дети усваивают друг у друга» [4, с. 85]. Дети сами выбирают свой круг общения, независимо будь-то ребенок либо взрослый. Постоянное стремление к знанию, к чему-то новому нужно сформировать. Но «все любят переходить из одной области производства в другую» [4, с. 81]. Поэтому можно следовать таким принципам социализации при помощи воспитания, когда каждый человек некоторое время работает на определенной должности, и затем уходит, чтобы не возникла коррумпированность и не исчезла квалификация. Для Богданова «специализированная физическая ловкость утрачивает свое значение, а на первый план выступает развитие интеллекта и воли, культурный уровень работника» [4, с. 72].

В настоящее время назрел переход к гуманистическому типу образования, и проблема специализации приобретает все большее значение. Ученый отрицательно относился к жесткой специализации образовательного процесса. Он пытался предостеречь общество, призывая отказаться от специализации, во имя сохранения гуманитарной составляющей образования.

Особое внимание мыслитель уделял установлению господства пролетариата в духовной сфере путем утверждения новой пролетарской культуры. Так, в 1920 г. именно его идеи были положены в основу создания и деятельности Пролеткульта. Эта массово-просветительская организация появилась после революции 1917 г. и просуществовала вплоть до середины 1920-х гг., а в 1932 г. согласно Постановлению ЦК ВКП (б) были закрыты последние местные пролеткульты.

Богданов ставил перед рабочим классом две основные задачи. Первая задача заключалась в отождествлении пролетариата с целым миром, в попытке организовать его духовные силы в художественной форме, а вторая — в овладении духовным наследством прошлых исторических эпох. Подобные взгляды по отношению к пролетарской культуре высказывал и В.И. Ленин, но различие заключалось в том, что Ленин считал культуру второстепенным элементом пролетарской диктатуры, а Богданов признавал культуру главным фактором в формировании нового общественного строя. Причем обе точки зрения были едины в том, что культура понималась как инструмент, а не существовала ради себя самой. Тем не менее, взгляды Богданова и Ленина разошлись.

Большое внимание философ уделял искусству, как одному из элементов культуры, способствующих воспитанию личности. Причем воспитание как начальный этап процесса образования выполняет, в основном, организационную функцию. Воспитание способствует формированию человека, а, соответственно и искусство, как воспитательное средство, есть также орудие организации коллектива [3, с. 90].

Александр Богданов был сторонником идеи о прогрессивной и сознательной роли науки в жизни общества. Для воплощения науки в жизнь, считал он, необходимо использовать современную науку, однако использовать ее непосредственно крайне сложно. Сначала нужно изменить всю ее социальную основу, заставить служить обществу. Приручить ее, чтобы наука перестала быть «орудием в руках господствующего класса <...> против класса, тяготеющего к социалистическому строю» [2, с. 263].

По мнению А. Богданова, господствующие в обществе промышленного капитала социальные слои (буржуазия и «примыкающая к ней» интеллигенция) не чинят особых препятствий для народных масс в получении образования, но, тем не менее, знание остается привилегией немногих. Недостаток базового образования не позволяет рабочему классу понять сложный научный аппарат. Знание «продается дорого, так, что платить за него <...> посильно только детям буржуазии» [2, с. 264]. Богданов верил в то, что именно научное знание может способствовать единению рабочего класса с целью победы в социальной борьбе.

Ученый делал четкое разделение научного знания на старое (буржуазное) и новое (пролетарское). Богданов выдвинул лозунг: не только развивать уже существующее знание, но и создать новую, надклассовую науку, свободную от буржуазных влияний. Он понимал, что развитие буржуазной науки шло продуктивно за счет развития различных образовательных и научных учреждений, университетов, академий и надеялся, что пролетарская наука сможет достичь большего в своем развитии. Особое внимание мыслитель уделял воспитанию человека с самого раннего детства. Ученый предложил свою систему развития образования рабочего класса. Идея создания Пролетарского Университета и Российской Академии появились у него еще в период работы партийной школы на о. Капри.

Цель данного учебного заведения заключалась в формировании рабочего, обладающего не только идеями и моралью пролетарского класса, но и могущего распространять идеи сознательного рабочего коллективиста. Философ серьезно занимался вопросами повышения культурного уровня пролетариата и выдвинул концепцию пролетарской культуры, которую еще до Октябрьской революции пытался воплотить в жизнь. Мыслитель был убежден, что пролетариат способен создать самостоятельную культуру, совершить свою внутреннюю культурную революцию еще в недрах капитализма, «социалистически преобразуя себя, чтобы затем преобразовать все человечество» [1].

Таким образом, А.А. Богданов пытался создать совершенно новый тип человека — человека, воспитанного на культуре, живущего в мире и согласии с другими людьми. Он живет в коллективе, не зная, что такое вражда, ненависть, конкуренция. Именно в труде люди совершенствуют не только свои рабочие таланты, но и свою природную сущность.

 

Список литературы:

  1. Богданов А.А. О пролетарской культуре (1904-1924). Л. — М.: Книга. 1924. 343 с.
  2. Богданов А.А. Программа культуры // Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990. 354 с.
  3. Богданов А.А. Новый мир: Вопросы социализма. М.: КомКнига 2010. 136 с.
  4. Богданов А. Красная звезда: Роман. М.: ТЕРРА — Книжный клуб. СПб.: Северо-Запад, 2009. 224 с.
  5. Неизвестный Богданов: В 3 кн. / Под ред. Г.А. Бордюгова. М. 1995. Кн. 3.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий