Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 22 апреля 2015 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кутузовская А.С. КУЛЬТУРА ДОСУГА — НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(45). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

КУЛЬТУРА  ДОСУГА  —  НЕОБХОДИМЫЙ  ЭЛЕМЕНТ  ФОРМИРОВАНИЯ  ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА  ЖИЗНИ

Кутузовская  Анна  Сергеевна

аспирант,  Российский  Государственный  Социальный  Университет,  Москва

E-mail: 

 

CULTURE  OF  LEISURE  —  AN  ESSENTIAL  ELEMENT  OF  A  HEALTHY  LIFESTYLE

Kutuzovskaya  Anna

graduate  student,  Russian  State  Social  University,  Russia,  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  осмыслению  взаимосвязи  культуры  досуга  с  точки  зрения  качественного  наполнения  человеком  своего  свободного  времени  и  формирования  здорового  образа  жизни  общества  и  конкретной  личности.  Определены  понятия  «досуг»,  «культура  досуга»  и  «здоровый  образ  жизни»,  основные  проблемы  досуга  современного  общества,  а  также  причины  их  порождающие.  Показано  насколько  взаимосвязаны  два  этих  явления:  здоровый  образ  жизни  подразумевает  выбор  грамотных,  эффективных  форм  досуга;  досуг  в  свою  очередь  является  формообразующей  составляющей  для  выбора  поведенческих  моделей  и  социализации  личности. 

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  judgment  of  interrelation  of  culture  of  leisure  and  formation  of  a  healthy  lifestyle  of  society  and  the  specific  personality.  Definitions  of  the  concepts  "leisure",  "culture  of  leisure"  and  "healthy  lifestyle",  the  main  problems  of  leisure  of  modern  society,  and  also  the  reason  of  their  emergence  are  given.  It  is  shown  the  interrelation  of  these  phenomena:  the  healthy  lifestyle  means  a  choice  of  competent,  effective  forms  of  leisure;  leisure  in  turn  is  a  form-building  component  for  a  choice  of  behavior  models  and  socialization  of  the  personality.

 

Ключевые  слова:  досуг;  культура  досуга;  здоровый  образ  жизни;  проблемы  формирования  здорового  образа  жизни.

Keywords:  leisure;  culture  of  leisure;  healthy  lifestyle;  problems  of  healthy  lifestyle  development.

 

На  современном  этапе  жизни  общества,  в  период  господства  научно-технического  прогресса  и  высоких  темпов  жизни,  казалось  бы,  появились  огромные  возможности  проведения  досуга,  его  качественно  нового  уровня,  а,  следовательно,  появление  успешного  и  саморазвивающегося  человека,  ведущего  здоровый  образ  жизни.  Однако,  многие  люди  вместо  занятий,  способствующих  социокультурному  росту,  выбирают  времяпровождение,  останавливающее  или  даже  разрушающее  этот  рост.  Массовая  культура,  столь  сильно  завладевшая  современным  обществом,  не  требует  интеллектуального  напряжения  и  разборчивости  при  потреблении  ее  массового  продукта.  В  результате  мы  можем  наблюдать  складывание  и  формирование  нового  "массового"  образа  жизни.  В  данном  случае  это  такая  совокупность  форм  деятельности  и  особенностей  поведения,  которая  не  отвечает  критериям  ни  физического,  ни  духовного  здоровья.  Более  того,  не  соответствует  не  только  гармоническому  развитию  личности,  но  даже  пассивному  отдыху.

Это  следствие  проблем  формирования  здорового  образа  жизни  населения  и,  как  его  части,  культуры  досуга.  Чтобы  разобраться  в  их  взаимосвязи  и  причинах  сложившейся  ситуации,  необходимо  рассмотреть  сущность  понятий  «досуг»  и  «здоровый  образ  жизни».

Досуг  —  часть  внерабочего  времени,  которая  остаётся  у  человека  после  исполнения  непреложных  непроизводственных  обязанностей  [1].  Причем,  внерабочее  время  (свободное  время)  в  свою  очередь  можно  разделить  по  нескольким  основаниям:  физическое  время  (связанное  с  учебной  или  производственной  деятельностью);  бытовое  время  (например,  приготовление  пищи  или  уборка);  биологическое  время  (удовлетворение  физиологических  потребностей)  и  социальное  время  (досуг).  Таким  образом,  можно  уточнить,  что  понятие  досуг  относится  к  категории  свободного  времени,  подразумевает  свободный  выбор  человеком  форм  и  видов  своей  досуговой  деятельности  или  поведения,  с  учетом  потребностей,  а  также  материального  и  физического  состояния.  Основными  целями,  которые  преследует  каждый  конкретный  человек  в  процессе  досуга,  могут  выступать:  восстановление  физических  и  духовных  сил,  самосовершенствование,  удовольствие  (развлечение),  просвещение  и  т.  п.  Все  это  достигается  путем  использования  качественно  насыщенных  средств,  форм  и  методов.  Прежде  всего,  насыщенных  духовно:  эстетическое  воплощение,  гармония,  традиции  и  ценности,  новые  знания,  произведения  искусства  и  продукты  культуры.

В  культурологии  и  социологии  досуга  можно  найти  несколько  концептуальных  моделей  понимания  и  значения  досуга  в  жизни  человека  [8,  с.  78].  В  гуманистической  модели  концепции  досуга  (Аристотель,  Б.  Рассел,  Дж.  Гразия,  Дж.  Пипер)  рассматривается  как  цель  жизни  и  идеал.  Досуговая  деятельность  является  высшей  формой  проявления  творческого  начала:  цель  досуга  не  в  самовыражении,  а  в  самосознании,  понимаемом  как  самосотворение.  Терапевтическая  модель  рассматривала  досуг  как  действенное  средство  физической  реабилитации  и  влияния  на  психическую  структуру  человека.  К  этой  модели  относится  теория  Т.  Воблена  о  связи  богатства  и  досуга  (стратификация).  А  кальвинизм  рассматривает  его  как  релаксацию  и  восстановление  сил  после  труда.  Количественная  модель  (Дж.  Шивере)  рассматривает  досуг  как  время,  остающееся  после  работы.  Институциональная  модель  различает  досуговую  деятельность  в  религиозной,  образовательной,  культурной,  общественно-политической  сферах;  изучает  соответствующие  им  формы  и  средства  досуга.  Аксиологические  и  эстетические  взгляды  на  окружающий  мир  главным  образом  влияли  на  содержание  досуга  в  рамках  эпистемологической  модели.  Экзистенциальная  концепция  (А.  Пак,  Дж.  Нейлингер)  рассматривала  досуг  как  состояние  бытия,  свободы,  когда  человек  может  достичь  самореализации,  удовольствия  и  удовлетворения.  Досуг  как  функция  досуговых  мероприятий  (Ж.  Дюмазадье).  Он  изучает  досуг  как  средство  расслабления,  удовлетворения,  свободного  выбора,  просвещения,  участия  в  общественной  жизни,  проявления  творческих  возможностей.  Социальная  модель  досуга  акцентирует  внимание  на  формах  участия  различных  групп  в  досуговых  мероприятиях  социального  плана  и  поведенческие  характеристики  её  участников.

При  всем  многообразии  подходов  важно  подчеркнуть  общее.  Досуг  во  всех  представленных  концепциях  это  целенаправленное,  сознательное  «освобождение»  социального  времени  от  профессиональных  и  бытовых  затрат  для  достижения  целей  самосовершенствования,  воспитания,  просвещения,  отдыха  и  социализации.  Отличным  здесь  выступают  иерархии  ценностей,  а  именно  для  чего  первостепенно  человек  занимается  досугом,  какова  его  конечная  цель.

Таким  образом,  досуг  непосредственно  связан  и  в  некотором  роде  даже  невозможен  без  взаимодействия  с  культурой.  В  данном  случае  под  культурой  подразумевается  вся  совокупность  материальных  и  духовных  ценностей,  создаваемая  в  процессе  человеческой  деятельности  в  вещественных  и  невещественных  формах.

Культура  досуга  же,  это  такое  воплощение  досуговой  деятельности,  когда  отдельная  личность  или  группа  в  состоянии  проанализировать  собственные  потребности  и  возможности  их  удовлетворения,  осуществить  грамотный  поиск  вариантов  и  эффективно  провести  свое  свободное  время.  Это  подтверждается  в  высказывании  В.Я.  Суртаева,  культура  досуга  —  это  «мера  реализации  социально-культурного  потенциала  личности  в  условиях  досуговой  деятельности,  мера  приобретенных  ею  навыков  регулирования  досугового  времени,  готовность  личности  к  участию  в  социально  значимых  видах  досуговой  деятельности»  [9,  с.  28].  Н.В.  Котельникова  так  определяет  культуру  досуга:  «Это  качественная  характеристика  человеческой  деятельности  на  досуге  во  всем  многообразии  ее  видов,  форм,  способов  и  результатов;  набор  ценностных  ориентаций  и  форм  поведения,  а  также  готовность  к  участию  в  социально-значимых  видах  досуговой  деятельности,  способствующих  самореализации  творческого  потенциала  личности»  [5,  с.  19—0]. 

Безусловно,  первоначально  далеко  не  каждый  человек  способен  сделать  этот  выбор  самостоятельно.  Прежде  всего,  его  декларируют  общественные  нормы,  социальные  институты,  общности  и  СМИ.  Личный  выбор  досуговой  деятельности  опирается  и  на  такое  понятие  как  «культура  личности».  Другими  словами,  культура  личности  есть  ни  что  иное,  как  основа  для  формирования  культуры  досуга  отдельного  человека,  социальной  группы  и  общества  в  целом. 

М.  Каган  культуру  личности  рассматривает  в  трех  аспектах.  Во-первых,  культура  как  принцип  связи  человека  с  предметом,  его  способ  включения  в  общественную  жизнь,  самосознание  и  самоопределение,  осознание  неотделимости  от  общих  социокультурных  процессов  и  своей  уникальности.  Во-вторых,  это  ментальная  характеристика,  которая  проявляется  в  установках  сознания,  нацеленности  на  мир  и  внутрь  себя.  И,  наконец,  культура  как  все,  что  накоплено  человечеством.  Это  те  духовные  и  материальные  блага,  которые  позволяют  человеку  формироваться  и  двигаться  дальше  к  совершенству  [4,  с.  78].

Другими  словами,  то  как  человек,  формируясь  как  личность  и  активный  член  малой  социальной  группы  и  всего  общества,  осознает  себя  в  окружающем  мире,  какие  ценности  и  идеалы  заложены  в  нем  в  процессе  социализации,  каково  его  отношение  к  традициям  и  исторической  памяти,  какие  цели  и  перспективы  он  видит  для  дальнейшего  развития.  Из  множества  отдельных  культур  разных  личностей  формируется  общая  совокупность,  которая  либо  в  основном  единообразна,  либо  по  некоторым  аспектам  конфликтует  со  своими  составляющими.  Адекватные,  высокодуховные  и  нравственные  основания  становятся  крепким  базисом  для  формирования  культуры  свободного  времени  и  досуга,  процессов  воспитания  и  социализации,  а  также  дальнейшего  развития.

Представления  о  здоровом  образе  жизни  чаще  всего  сводятся  к  соблюдению  режима  дня,  правильному  питанию  и  отсутствию  стресса.  Безусловно,  в  этом  есть  доля  правды.  Однако,  физическая  составляющая  образа  жизни  не  является  определяющей.  Обратимся  к  значению  понятия  «здоровый  образ  жизни».  Здоровье  (по  определению  Всемирной  Организации  Здравоохранения  (ВОЗ))  —  это  состояние  полного  физического,  душевного  и  социального  благополучия.  В  английском  соответствует  как  Healthy  lifestyle,  так  и  Health  promotion  (укрепление  здоровья).  С  точки  зрения  биологии  речь  идет  о  физиологических  возможностях  человека  адаптироваться  к  воздействиям  внешней  среды  и  изменениям  состояний  внутренней  среды.  Но  на  физиологическую  составляющую  человека  большое  влияние  оказывает  его  психоэмоциональное  состояние.  Поэтому  принято  также  выделять:  эмоциональное  самочувствие,  интеллектуальное  самочувствие,  духовное  самочувствие.

Эмоциональное  самочувствие  очень  важно  для  нашего  психологического  и  социального  благополучия.  Люди,  находящиеся  и  поддерживающие  свое  хорошее  эмоциональное  состояние,  дружелюбны,  отзывчивы,  имеют  крепкие  и  устойчивые  социальные  и  личные  связи,  достигают  большего  успеха  и  признания.  М.  Гончаров  связывает  профилактику  и  укрепление  эмоционального  здоровья  с  самопознанием  и  контролем,  творчеством  и  профессиональным  развитием,  активным  и  насыщенным  отдыхом,  а  также  позитивным  взглядом  на  собственную  жизнь  и  окружающий  мир  [2].

Интеллектуальное  самочувствие  зависит  от  качества  и  способов  познавательных  процессов  человека,  а  также  форм  работы  и  эффективности  использования  в  своей  жизни  полученных  данных  теоретическим  и  практическим  способом.  К  интеллектуальному  здоровью  также  относят  воображение,  творческие  элементы  и  психологическое  состояние.

Духовное  самочувствие  и  здоровье  человека  напрямую  зависит  от  категории  бессознательного.  Дух  (или  душа)  рассматривается  в  качестве  объективного  явления,  потенциально  содержащего  в  себе  мировоззренческий  и  культурологический  аспект  (опредмечивание  идей,  формирование  значений,  определяющих  семантическое  поле  культуры,  духовный  опыт  человечества)  [7;  с.  212,  272]. 

Все  три  надфизиологические  составляющие  здорового  образа  жизни  связаны  с  культурными  аспектами  жизни  общества,  а  значит  с  досугом  и  культурой  досуга  в  частности.

Здоровый  образ  жизни  является  предпосылкой  для  укрепления  и  развития  активного  долголетия,  т.  е.  более  продолжительного  и  полноценного  выполнения  человеком  своих  социальных  функций:  активного  участия  в  трудовой,  общественной,  семейно-бытовой,  досуговой  формах  жизнедеятельности.

Здоровый  образ  жизни  помимо  прочего  тесно  связан  с  понятием  среды.  Важно  подчеркнуть,  что  каждый  человек  способен  менять  среду  своего  обитания  в  лучшую  сторону:  соблюдение  санитарно-гигиенических  норм  в  пределах  своего  жилища  и  рабочего  места,  грамотный  выбор  мест  и  форм  отдыха,  как  физического  так  и  психоэмоционального.  Однако,  чтобы  достичь  этого,  человек  должен,  прежде  всего,  сам  стать  носителем  идеи  здоровья  как  основного  жизненного  приоритета.  Именно  эта  проблема  и  является  важнейшей  задачей  применения  социальных  технологий  в  данной  сфере.  Следующим  этапом  должно  стать  формирование  определенной  организации  самосознания  человека,  ориентированного  на  понимание  роли  и  места  различных  средств,  методов  и  форм  здорового  образа  жизни,  а  также  на  умение  применить  их  в  своей  жизнедеятельности.  Кроме  того,  препятствием  на  пути  к  здоровому  образу  жизни,  может  стать  дефицит  знаний,  которыми  необходимо  вооружить  человека,  обеспечить  его  необходимыми  консультациями.  Особенно  остро  эта  проблема  стоит  в  процессе  здорового  воспитания  детей.  Складывание  их  личности  несет  огромную  значимость  для  здоровья  личности,  семьи,  общества  и  будущих  поколений. 

Актуализацией  проблем  и  пропагандой  здорового  образа  жизни  непосредственно  должны  заниматься  государственные  органы  управления  (как  в  собственных  законопроектах  и  программах,  так  и  на  личном  примере),  социальные  институты,  общественные  организации,  СМИ.  Частью  этого  процесса  становится,  в  том  числе,  и  культурная  политика  государства.  Ее  основными  задачами  становятся:  формирование,  сохранение  и  поддержание  базовых  общекультурных  и  национальных  идеалов,  ориентиров,  ценностей  и  тенденций,  социально-культурных  процессов  в  обществе,  создание  политических  и  экономических  условий  для  формирования  и  развития  культурных  институтов  на  основе  потребностей  граждан,  различных  социальных  групп,  государственные  гарантии  защиты  культуры  и  культурных  ценностей,  объектов  всемирного  наследия;  внедрение  инновационных  образовательных  и  просветительных  технологий  в  культурную  деятельность  (музейное  дело,  реставрация,  различные  формы  мультимедиа),  создание  системы  гарантий  участия  всего  населения  в  культурных  процессах.

Особенно  следует  подчеркнуть  специфическую  область  культурной  политики:  социально-культурную  деятельность.  В  рамках  которой  реализуются  поддержка  и  создание  необходимых  условий  для  духовной,  творческой  деятельности,  где  транслируются,  тиражируются,  реставрируются,  развиваются  духовные  и  материальные  основания  культуры,  иными  словами,  производство  и  потребление  культурных  благ,  а,  главным  образом,  проведение  эффективного  и  адекватного  досуга.

Пропаганда  здорового  образа  жизни  несет  за  собой  ряд  очень  важных  положительных  тенденций:  снижается  заболеваемость  (уменьшаются  затраты  на  лечение  и  выплаты  инвалидам);  повышается  социальная  активность  людей  (как  результат  повышение  доходов  граждан  и  налогов  для  государства);  укрепляются  и  улучшаются  семейные  отношения;  уменьшается  наличие  или  полностью  отсутствуют  вредные  привычки  (а  с  ними  и  девиантное  поведение);  улучшается  психологический  климат  в  обществе  (снижается  уровень  стресса,  раздражительности,  переживаний).

Формирование  здорового  образа  жизни  через  досуг  —  наиболее  всеобъемлющая  форма  пропаганды,  которая  может  провести  государство.  И  это  не  только  спортивные  мероприятия  на  стадионах  и  в  парках  отдыха,  но  и  культурно-массовые  мероприятия,  выставки  и  фестивали.  Все  это  позволяет  не  просто  восстановить  физические  и  духовные  силы,  но  также  способствует  формированию  необходимых  ценностных  установок,  жизненных  ориентаций,  популяризирует  дефицитные  направления  деятельности  и  развития  человека.  Причем,  через  досуговые  мероприятия  можно  адресно  воздействовать  на  самые  разные  группы  населения.

Таким  образом,  здоровый  досуг  —  развивающий  досуг.  Эффективное  восстановление  физических  и  духовных  сил  человека  может  происходить  только  через  правильно  подобранные  в  соответствии  потребностям  формы  досуга,  способы  взаимодействия  людей.  Это  времяпровождение,  направленное  на  приобретение  новых  полезных  навыков,  знаний  и  умений.  Кроме  того,  это  эффективное  и  конструктивное  использование  свободного  времени  с  пользой  для  души  и  тела  и  без  вреда  для  окружающих.  Жизнь  в  гармонии  с  собой,  своим  телом  и  окружающим  миром  —  это  здоровый  образ  жизни.

В  выборе  видов  досуговой  деятельности  особенно  ярко  отражается  уровень  развития  личности,  её  направленность,  степень  формирования  жизненной  позиции.  И  здесь  проявляется  обратная  связь  —  чем  ответственнее  используется  свободное  время,  тем  целенаправленнее  и  быстрее  формируется  жизненная  позиция  личности.  Безусловно,  современное  общество  нуждается  в  социально  активном  типе  личности,  формирование  которого  зависит  от  досуга.  Важным  становится  его  регулирование,  предполагающее  развитие  потребностей,  интересов  молодой  личности  и  создание  морально-психологических,  материальных,  организационных  и  технологических  условий  для  их  удовлетворения  в  сфере  досуга.  Лично  регулируемое  свободное  время  основано  на  принципах  интенсификации,  предвидения  и  планирования,  требует  учёта  качества,  переформулирования  целей,  экономии  времени  и  т.  п.

Из  всего  вышеперечисленного  важно  подчеркнуть  насколько  взаимопроникаемы  эти  два  явления.  Здоровый  образ  жизни  подразумевает  выбор  грамотных,  эффективных  форм  досуга.  Досуг  же  в  свою  очередь  является  формообразующей  составляющей  для  выбора  поведенческих  моделей  и  социализации  личности.  Очень  важно  развивать  оба  явления  одновременно.  Это  должно  отразиться  и  в  качественном  исполнении,  пропаганде  (социальной  рекламе,  социальных  акциях)  и  в  количественном,  в  частности,  в  доступности  «высоких»  форм  досуга  для  большинства  граждан.

Культура  досуга  —  неотъемлемая,  важная  и  формообразующая  составляющая  здорового  образа  жизни.  К  сожалению,  в  современном  российском  обществе  только  начинают  свое  восстановление  система  культурно-досуговых  и  культурно-оздоровительных  мероприятий,  расширяются  формы  и  виды  отдыха  с  использованием  передовых  инновационных  технологий  и  успешных  примеров  зарубежных  стран.  Развитие  человеческой  цивилизации  создает  все  больше  возможностей,  причин  и  поводов  для  самосовершенствования  личности,  в  том  числе  и  посредством  содержательного  досуга  и  формирования  здорового  образа  жизни.  Однако,  реализация  этих  возможностей  не  осуществляется  автоматически,  она  зависит  от  конкретных  экономических  и  социально-политических  условий,  которые  могут,  как  содействовать  этим  возможностям,  так  и  противодействовать  им.  Поэтому  актуальной  задачей  является  оптимизация  условий  формирования  здорового  образа  жизни  и  культурно-содержательного  досуга  всех  членов  общества.  Решающую  роль  в  реализации  этих  задач  призваны  сыграть  система  образования  и  культурная  политика  государства.

 

Список  литературы:

  1. Большая  советская  энциклопедияВ  30  т.  М.:  «Советская  энциклопедия»,  1969—1978.
  2. Гончаров  М.  Эмоциональное  здоровье  —  главная  причина  благополучия  или  10  полезных  привычек  //  Психологи:  сайт.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.b17.ru/article/emotional_health_-_10_tips/  (дата  обращения  10.04.2015).
  3. Изуткин  Д.А.  Формирование  здорового  образа  жизни.  //  Советское  здравоохранение.  —  1984.  —  №  11.  —  с.  8—11.
  4. Каган  М.С.  Философия  культуры:/  М.  Каган  //  сб.  трудов.  СПб,  1996.  —  С.  78.
  5. Котельникова  Н.В.  Инновационные  тенденции  в  сфере  молодежного  досуга  в  современной  России.  Социология  культуры,  духовной  жизни:  Автореф.  дис.  канд.  социол.  наук.  Ставрополь:  Ставропольский  гос.  ун-т,  2003.  —  С.  19—20.
  6. Мартыненко  А.В.,  Валентик  Ю.В.,  Полесский  В.А.  и  др.  Формирование  здорового  образа  жизни  молодежи.  М.:  Медицина,  1988.
  7. Пономаренко  В.А.  Психология  духовности  профессионала.;  под  ред.  Н.Д.  Арутюновой.  М.,  1994 
  8. Стрельцов  Ю.А.  Социальная  педагогика  досуга.  М.,  2005.  —  с.  78.
  9. Суртаев  В.Я.  Социология  молодежного  досуга/  В.Я.  Суртаев.  СПб.,  Ростов-н/Д.:  Изд-во  «Гефест»,  1998.  —  С.  28.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий