Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2015 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сорочайкина Е.В. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КИРГИЗИИ) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 2(43). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛИЗАЦИИ  СОВРЕМЕННОЙ  МОЛОДЕЖИ  В  УСЛОВИЯХ  ФОРМИРОВАНИЯ  ОБЩЕСТВА  ПОТРЕБЛЕНИЯ  (НА  ПРИМЕРЕ  КИРГИЗИИ)

Сорочайкина  Елена  Владимировна

канд.  филос.  наук,  доцент  Киргизско-Российского  Славянского  университета  им.  Б.Н.  Ельцина,  Киргизская  Республика,  г.  Бишкек

E-mail:  vision_el@mail.ru

 

FEATURES  OF  SOCIALIZATION  OF  TODAY'S  YOUTH  IN  THE  FORMATION  CONSUMER  SOCIETY  (ON  THE  EXAMPLE  OF  KYRGYZSTAN)

Sorochaikina  Elena

candidate  of  Science,  assistant  professor  of  Kyrgyz-Russian  Slavic  University  named  after  B.N.  YeltsinKyrgyzstanBishkek

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  некоторые  аспекты  социализации  киргизстанской  молодежи  в  условиях  становления  культуры  потребления;  анализируется  проблема  формирования  ценностных  ориентаций  и  установок  в  новой  социоэкономической  среде. 

ABSTRACT

This  article  discusses  some  aspects  of  socialization  Kyrgyzstan  youth  in  terms  of  consumer  society;  examines  the  problem  of  the  formation  of  value  orientations  and  attitudes  in  the  new  socio-economic  environment.

 

Ключевые  слова:  общество  потребления;  молодежь;  ценности;  социализация.

Keywords:  the  society  of  consumption;  young  people;  values;  socialization

 

Экономические  изменения  и  политические  преобразования  в  Киргизии  за  последние  десятилетия  привели  к  тому,  что  реальный  процесс  жизни  многих  киргизстанцев  оказался  ввергнутым  в  катастрофический  катаклизм  распада  социальной  материи.  Переход  к  новому  устройству  общества  —  обществу  потребления,  сопровождающийся  разрушением  базисных  социальных  отношений,  не  мог  не  сказаться  на  общественной  психологии  отдельных  индивидов  и  социальных  групп,  прежде  всего  молодежи. 

Трансформация  традиционных  ценностей  и  установок,  размытость  норм  и  представлений,  «двойные  стандарты»  поведения  в  социуме  приводят  к  определенным  трудностям  в  адаптации  молодежи  к  условиям  современного  мира  и,  в  целом,  не  способствуют  успешной  социализации.  В  этой  связи  особо  актуальными  становятся  вопросы,  касающиеся  не  только  изучения  особенностей  кризиса  на  уровне  общества,  но  и  на  уровне  групп  и  личности.

Рассмотрим  некоторые  факторы  социализации  киргизстанской  молодежи. 

Одним  из  факторов,  определяющих  сложности  социализации  молодого  поколения  в  КР,  является  переплетение  в  общественном  сознании  двух  типов  культур  —  традиционной  и  культуры  потребления  —  порождает  феномен  «двойственности  сознания»,  что  препятствует  формированию  адекватной  картины  мира  молодого  поколения.  Утверждение  в  социуме  новых  стандартов  поведения,  а  именно:  подмена  реальных  вещей  и  процессов  их  имитацией,  ориентация  на  непрерывное  появление  новшеств  и  новинок,  стимулирование  людей  к  их  потреблению,  доминирование  ценностей  эгоистического  прагматизма,  утилитаризма,  гедонизма,  деградация  смыслов  труда  и  трудовой  этики  пр.,  —  способствует  укоренению  в  массовой  психологии  ценностей  иждивенчества,  рвачества,  ловкачества,  беспринципности  [3].  В  таких  условиях,  сочетающихся  с  социально-экономическим  кризисом,  образцом  для  подражания  у  молодого  поколения  зачастую  выступает  асоциальный  герой,  деятельность  которого  вроде  бы  и  осуждается,  но  в  то  же  время  наделяется  СМИ  ореолом  некой  романтичности,  гарантией  безбедной  жизни  и  даже  успешности. 

Резкая  поляризация  современного  социума,  нивелирование  ценностей  труда,  поиски  социальной  справедливости  через  незаконные  способы  поведения  среди  определенных  групп  населения,  бездействие  властей  в  случае  нарушения  закона,  приводят  к  увеличению  преступности  среди  молодежи,  рассматривающей  девиации  в  качестве  единственного  способа  достижения  материального  благополучия.  Отсюда  —  рост  иждивенческих  настроений  и  «бунтарских»  установок,  нередко  проявляющихся  в  требовании  социальных  дотаций,  смене  власти  и  т.п. 

Нельзя  не  отметить  растущее  чувство  равнодушия  и  апатии  киргизстанцев  к  происходящему,  связанное  с  атомизацией  личности  в  современном  мире,  когда  «каждый  сам  за  себя»  или  за  «своего»,  что  в  конечном  итоге  способствует  размыванию  нравственных  ориентиров  и  укреплению  традиционализма.  Как  следствие  этих  явлений  —  ориентация  молодежи  на  «свою»,  этническую  группу,  которая  в  условиях  нестабильности  социума  ориентирует  индивида  в  окружающем  мире,  помогая  восстановить  целостность  и  упорядоченность  окружающего  мира  [2].  Однако,  идентификация  молодежи  с  этнической  общностью  отнюдь  не  является  положительным  явлением,  как  это  кажется  на  первый  взгляд:  чувство  принадлежности  к  «своей»  группе  усиливает  враждебность  по  отношению  к  «чужим»,  что  в  итоге  порождает  межэтническую  напряженность  в  обществе,  агрессивные  настроения.  При  этом,  как  показывают  исследования,  растет  уровень  повседневного  насилия  среди  молодых  людей,  и,  особенно,  среди  подростков.  В  столкновения  вовлекаются  не  только  юноши,  но  и  девушки,  при  этом  многие  респонденты  говорят  об  участии  в  драках  как  о  части  повседневной  реальности  [4,  с.  52]

Утверждение  индивидуалистической  психологии  в  обществе,  сочетающееся  с  конфликтом  как  механизмом  решения  собственнических  задач,  порождает  не  только  отчуждение  людей  друг  от  друга,  но  часто  приводит  к  нарушению  норм  гражданственности.  Социальная  пассивность  формирует  установку:  «Я  сам  по  себе,  а  государство  —  само  по  себе».  Так,  изучение  ценностных  ориентаций  молодых  киргизстанцев  выявило,  что  образы  будущего  у  молодых  людей  не  связаны  с  представлением  о  развитии  страны  в  целом  и  о  роли  молодежи  в  этом  процессе.  Реализация  личных  интересов  практически  не  связывается  с  идеей  о  том,  что  для  этого  со  стороны  молодежи  могут  понадобиться  усилия  по  изменению  существующих  в  обществе  условий.  Социальная  ситуация  воспринимается  как  некоторая  «данность»,  которая  никак  не  зависит  от  самих  молодых  людей  [4,  с.  55]

Процесс  инфантилизации  социума  усиливает  существующая  в  культуре  система  воспитания  личности.  Преобладающие  во  многих  семьях  детоцентризм,  гиперопека  над  детьми,  установка  родителей  «решу  сам  проблемы  своего  ребенка»  формируют  личность,  неспособную  нести  ответственность  за  свои  поступки. 

С  другой  стороны,  вследствие  миграционных  процессов  семья  зачастую  не  выполняет  социализирующей  функции  по  отношению  к  подрастающему  поколению:  с  ростом  нищеты  растет  количество  брошенных  детей.  В  настоящее  время  в  Киргизии  насчитывается  117  учреждений  интернатного  типа,  а  число  детей,  по  данным  ЮНИСЕФ,  за  годы  независимости  увеличилось  до  11  тысяч.  При  этом  только  3  %  детей  являются  круглыми  сиротами,  остальные  97  %  имеют  одного  или  обоих  родителей,  т.е.  являются  социальными  сиротами  [1]. 

Вызывает  озабоченность  и  снижение  ценности  образования  среди  населения:  по  данным  Национального  Статистического  Комитета  КР,  количество  детей  и  подростков  в  возрасте  от  7  до  17,  не  приступившим  к  занятиям  общеобразовательных  учреждениях  в  2013  году  составило  2901  чел.,  при  этом  большинство  из  них  (1021  чел.)  вынуждены  работать  [5,  с.  115]. 

Очевидно,  что  решение  выявленных  проблем  требует  комплексного  подхода.  В  условиях  формирования  общества  потребления  важно  задействовать  сильные  стороны  рынка  и  по  возможности  нейтрализовать  его  негативные  проявления.  Развитие  рыночных  отношений  во  всех  странах  всегда  сопровождалось  столкновением  традиционной  морали  с  требованиями,  формируемыми  новой  культурой.  Киргизия  —  не  исключение:  ориентация  массового  сознания  на  новые  образцы  и  стандарты  поведения  не  проходит  безболезненно  для  населения,  так  как  зачастую  привносимые  Западом  рыночные  принципы  не  совпадают  с  нравственными  и  моральными  устоями  общества. 

В  этой  связи  важно  помнить,  что  процессы  разрушения  протекают  гораздо  быстрее,  нежели  процессы  созидания.  Поэтому  решение  проблемы  формирования  у  молодежи  установок  и  ценностей,  соответствующих  современной  рыночной  ситуации,  должно  происходить  и  на  уровне  государства,  и  на  уровне  семьи.  Общество,  экономика  которого  строится  на  рыночных  основаниях,  нуждается  в  соответствующем  типе  человека  —  самостоятельном,  активном,  бережливом,  предприимчивом,  ответственном.  Поэтому  для  оздоровления  духовной  атмосферы  общества  в  центре  внимания  семьи  и  образовательных  учреждений  должно  быть  культивирование  у  молодежи  творческого  подхода  к  любой  деятельности,  развитие  нестандартного  мышления,  навыков  сотрудничества,  независимого  принятия  решений  и  чувства  ответственности  за  их  последствия.  Подобные  меры  могут  способствовать  формированию  адекватной  картины  мира  киргизстанцев  и,  в  целом,  —  социализации  подрастающего  поколения. 

 

Список  литературы:

  1. Анализ  ситуации  в  детских  резинденциальных  учреждениях  в  Кыргызстане  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.unicef.org/kyrgyzstan/ru/media_10685.html  (дата  обращения  10.02.15).
  2. Белинская  Е.П.,  Стефаненко  Т.Г.  Этническая  социализация  подростка.  М.:  Московский  психолого-социальный  институт;  Воронеж:  НПО  «МОДЭК»,  2000.  —  208  с.

  3. Бодрийяр  Ж.  Общество  потребления.  Его  мифы  и  структуры.  М.:  Республика,  Культурная  революция,  2006.  —  272  с. 

  4. Молодежь  Кыргызстана:  ценностные  ориентации,  социальные  настроения  и  конфликтное  поведение.  Отчет  о  результатах  исследования.  Бишкек,  2014.  —  78  с.
  5. Образование  и  наука  в  Кыргызской  Республике,  2009—2013.  Статистический  сборник.  Бишкек,  2014.  —  315  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий