Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV-XLV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2015 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мацюк Д.А. УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ГУМАНИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLIV-XLV междунар. науч.-практ. конф. № 1(42). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

УГРОЗЫ  И  ВОЗМОЖНОСТИ  ГУМАНИЗМА  В  ИСТОРИЧЕСКОЙ  РЕТРОСПЕКТИВЕ:  СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ  АНАЛИЗ

Мацюк  Дмитрий  Анатольевич

канд.  филос.  наук,  старший  преподаватель  кафедры  социально-политических  дисциплин  Актюбинского  регионального  государственного  университета  им.  К.  Жубанова,  Республика  Казахстан,  г.  Актобе

E-maildimakazgu@mail.ru

 

THREATS  AND  POSSIBILITIES  OF  HUMANISM  ARE  IN  HISTORICAL  RETROSPECTIVE  VIEW:  SOCIALLY-PHILOSOPHICAL  ANALYSIS

Dmitriy  Matsyuk

cand.  of  Science,  senior  teacher  of  department  of  socio-political  disciplines  of  the  Aktobe  regional  state  university  the  name  of  К.  ZhybanovRepublic  of  KazakhstanAktobe

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  исследуется  аксиологическая  трансформация  европейского  гуманизма  как  системы  принципов,  норм  и  правил  по  преодолению  социального  насилия  с  эпохи  Возрождения  до  наших  дней.  Рассматривается  неоднозначность  его  восприятия  восточными  культурами  и  народами  ХIХ  —  начала  ХХI  вв.

ABSTRACT

In  this  article  the  valued  transformation  of  European  humanism  is  investigated  as  a  system  of  principles,  norms  and  rules  on  overcoming  of  social  violence  from  Renaissance  age  to  our  days.  East  cultures  and  people  of  ХIХ—ХХI  of  centuries,  examine  the  ambiguousness  of  his  perception.

 

Ключевые  слова:  гуманизм;  мировоззрение;  социальное  насилие;  ценность  мира;  конфликт;  права  человека.

Keywords:  humanism;  worldview;  social  violence;  world  value;  conflict;  human  rights.

 

Всемирный  исторический  процесс  всегда  был  представлен  борьбой  созидательных  и  разрушительных  общественных  начал.  Различного  рода  войны  и  социальные  конфликты  закономерно  сменялись  периодами  перемирия  и  спокойствия.  И  чем  интенсивнее  социальное  насилие  заявляло  о  себе,  тем  сильнее  из  глубины  веков  на  протяжении  столетий  философская  мысль  дополнялась  призывами  к  мирному  и  гармоничному  сосуществованию  государств  и  народов.  В  этой  связи  гуманизм  как  духовно-мировоззренческий  плод  созревал  в  культурной  почве  различных  племен  и  народов. 

Важно  понимать,  что  гуманизм  в  различные  исторические  эпохи  ставил  соответственно  разные  цели.  Так,  зародившись  в  культуре  позднего  европейского  средневековья  (ХV—ХVI  вв.),  он  представлял  собой  качественно  новый,  с  нравственной  точки  зрения,  взгляд  на  человека  и  его  предназначение  в  этом  мире.  Впервые  передовые  европейские  мыслители  (Данте  Алигьери,  Франческа  Петрарка,  Лоренцо  Вала  и  др.)  встали  на  защиту  личности,  которая  подвергалась  нападкам  со  стороны  католической  церкви  и  светской  феодальной  власти.  Впервые  человек  стал  рассматриваться  не  как  пассивный  участник  социальных  процессов,  а  как  его  полноправный  субъект,  способный  самостоятельно  определить  сценарий  не  только  своей  собственной  судьбы,  но  и  целой  системы  социальных  процессов,  в  рамках  которых  он  развивался.  Или  выражаясь  словами  Л.А.  Бессоновой:  «На  ранних  этапах  становления  ренессансной  культуры  гуманизм  представлял  собой  некую  программу  построения  новой  культуры,  обращенной  к  бытию  человека  и  носящей  культурно-просветительский  характер»  [2,  с.  1].  Это  был  большой  духовный  прорыв,  ознаменовавший  собой  новое  мышление  и  миропонимание,  которое  нашло  отклик  у  широких  слоев  европейского  общества  того  периода.  Уже  в  последующие  годы  гуманистическая  риторика  распространилась  не  только  в  плоскость  межличностных  отношений,  но  и  в  сферу  политики,  науки,  духовной  культуры  и  т.  д.

В  последующую  эпоху  Нового  времени  (ХVII  —  конец  ХIХ  вв.)  традиции  гуманизма  получили  достаточно  широкое  распространение.  Однако  этот  гуманизм  отличается  от  гуманизма  эпохи  Ренессанса  (ХIV—ХVI  вв.)  в  силу  успехов  реформации,  становления  науки  и  развития  новых  буржуазных  отношений.  «Рациональность  становится  главным  средством  познания  и  преобразования  мира.  Именно  эта  ценность  превалирует  в  отношении  и  к  Природе,  и  к  Богу,  и  к  труду,  и  к  самому  человеку»  [1,  с.  217].  Из  этого  следует,  что  гуманизм  Нового  времени  был  нацелен  не  просто  на  недопущение  предыдущих  ущемлений  чести  и  достоинства  личности,  а  создавал  юридически  закрепленную  систему  прав  человека,  за  нарушение  которых  предусматривалась  определенная  система  карательных  санкций  со  стороны  государства.  Однако  это  еще  не  гарантировало  человеку  Нового  времени  избегания  таких  явлений,  как  его  экономическое  закабаление,  использование  населения  в  качестве  военной  силы  в  осуществлении  амбициозных  государственных  планов,  неравномерное  распределение  власти  среди  различных  слоев  населения,  жажда  наживы  и  т.  д.  Поэтому  в  данный  исторический  период  параллельно  соседствовали  такие  явления  как  создание  Билля  о  правах  (1791  г.)  и  имущественный  ценз  в  политических  правах,  идеологическая  деятельность  философов-просветителей  и  колонизаторская  политика  в  отношении  восточных  народов,  свобода  предпринимательства  и  экономическое  закрепощение  низов  общества  и  т.д.

Гуманизм  ХIХ  века  получил  в  наследство  не  только  ренессансную  традицию  видения  человека  как  в  качестве  высшей  ценности,  не  только  новоевропейскую  систему  олицетворения  личности  в  роли  активного  субъекта  экономических,  политических  и  культурных  процессов,  но  и  предстал  перед  новыми  вызовами  мировой  цивилизации  (это  главным  образом,  эпоха  колониальных  захватов  в  Азии  и  Африке,  реанимация  плантационного  рабства  в  Северной  Америке,  целая  череда  революционных  событий  в  Европе  и  т.  д.).  Однако  все  эти  явления  никоим  образом  не  отодвигали  гуманизм  на  задворки  истории.  В  умах  выдающихся  деятелей  науки  и  культуры  ХIХ  в.  находилось  все  же  место  анализу  и  проповедованию  гуманистического  сценария  развития  социальной  действительности.  Гуманисты  ХIХ  века,  на  наш  взгляд,  вырабатывали  целый  комплекс  мер,  направленных  на  возможное  снижение  уровня  разгула  антигуманных  тенденций  (к  примеру:  знаменитые  аболиционисты  США  в  период,  предшествующий  гражданской  войне  (1861—1865),  прилагали  большие  усилия  по  вывозу  рабов  из  южных  штатов  в  северные;  знаменитый  Махатма  Ганди  (1869—1948)  в  Индии  разработал  и  сумел  реализовать  в  практику  целую  систему  ненасильственных  акций  в  рамках  национально-освободительной  борьбы  индийцев  с  колониальными  английскими  властями  второй  половины  ХIХ  в.  и  т.  д.). 

ХХ  век  внес  свои  мировоззренческие  и  идеологические  коррективы  в  духовное  развитие  общества,  поскольку  мир  уже  развивался  не  как  комплекс  локальных  цивилизаций,  а  как  система  взаимосвязанных  между  собой  государств  и  народов.  Это  был  пик  в  развитии  военно-политических  блоков  и  многослойных  государственных  образований,  породивший  целую  череду  региональных  (а  затем  и  мировых)  войн,  освободительных  революций,  рабочих  движений  и  т.  д. 

В  связи  с  этим  гуманизм  ХХ  века  заявил  о  себе  с  качественно  новых  позиций,  ведь  именно  XX  век  побил  все  мыслимые  и  немыслимые  рекорды  по  числу  жертв  насилия.  «Только  в  двух  мировых  войнах  погибло  свыше  70  млн.  человек,  а  в  различного  рода  локальных  конфликтах  —  еще  30  млн.  Насчитываются  десятки  миллионов  жертв  преступлений  против  личности»  [4,  с.  86].  Эти  цифры  вызвали  тревожную  озабоченность  у  историков  и  философов  ушедшего  столетия,  поскольку  античеловеческое  отношение  людей  друг  к  другу  заставило  не  просто  в  очередной  раз  осуществить  поиск  теоретических  конструкций  гуманизма,  а  вырабатывать  качественно  новые  стратегии  и  конкретные  меры  для  цивилизованного  преодоления  этого  социального  ужаса. 

Современный  ХХI  век  также,  к  сожалению,  начал  свое  шествие  по  аллее  истории  со  знаменитого  теракта  11  сентября  2001  г.  в  США,  который  позволил  легализовать  политику  «жесткой  руки»  со  стороны  западных  государств,  усугубив  и  без  того  конфликтный  мир  и  поставив  под  угрозу  реализацию  гуманистических  принципов  в  международной  политике.  Невзирая  на  это,  гуманизм  ХХI  века  стал  пробивать  себе  нелегкий  путь,  дополняясь  все  новыми  и  новыми  теориями  и  концепциями,  нашедших  практическое  применение  даже  в  гуще  событий  массового  насилия.  Так,  в  ходе  современных  военных  столкновений  противники  договариваются  о  реализации  таких  поистине  гуманистических  мер,  как  открытие  временных  коридоров  для  беженцев,  проникновение  в  зону  боевых  действий  миссий  Всемирного  красного  креста  и  полумесяца,  доставка  нуждающимся  гуманитарной  помощи,  недопущение  применения  насилия  в  отношении  военнопленных  и  т.  д.  То  есть  как  бы  это  не  звучало  парадоксально:  даже  в  эпицентре  социального  насилия  пробиваются  в  свет  ростки  практического  гуманизма,  способные  при  определенных  обстоятельствах  приостановить  череду  вражды. 

Сегодня,  говоря  о  гуманизме,  в  основном  имеют  в  виду  европейскую  систему  ценностей,  основанную  на  христианской  этике,  демократических  свободах  и  рыночных  возможностях  заниматься  предпринимательством.  Однако  современный  мир  представлен  и  другими  религиозно-культурными  регионами.  В  этой  связи  европейский  гуманизм  не  совсем  отражает  ожидания  незападных  этно-религиозных  центров,  и  в  первую  очередь  мусульманских  стран.  Хотя  и  сам  мусульманский  мир  неоднороден:  часть  его  стран  (главным  образом  развитые  и  по  совместительству  союзники  Запада  —  Саудовская  Аравия,  Катар,  Бахрейн,  Оман  и  др.),  а  точнее  их  правящая  элита  интегрировалась  в  систему  европейских  рыночных  ценностей,  другая  же  часть  (в  основном  противники  американо-европейской  внешней  политики  —  Иран,  Сирия,  Палестина  и  др.)  игнорируют  европейские  ценности,  тщательно  замаскированные  под  борьбу  за  права  человека,  и  оказываются  в  орбите  международных  санкций.  Третья  же  часть  мусульманского  мира  (представленная  в  прошлом  союзниками  Запада  в  борьбе  с  СССР),  сегодня  сама  оказывается  центром  подготовки  террористов,  чья  злость  в  последние  годы  обрушивается  и  на  сам  Запад  (ярким  примером  служит  недавний  теракт  в  редакции  газеты  «Шарли  Эбдо»  в  Париже  7  января  2015  г.).  Поэтому  устоявшаяся  современная  модель  европейского  гуманизма,  к  сожалению,  не  воспринимается  всем  поликультурным  миром  в  качестве  общепринятых  правил  игры,  именуемой  международными  отношениями.  «И  потому,  —  как  писал  Пелипенко  А.А,  —  новый  гуманизм  отказывается  от  доктрин  универсальной  морали,  заменяя  их  принципом  морального  релятивизма.  Это  означает,  что  следует  не  вменять  (или,  тем  более,  навязывать)  всем  без  исключения  единый  язык,  а  говорить  с  каждым  на  его  собственном  языке»  [5,  с.  27].

К  величайшему  сожалению,  на  сегодня  большая  политика  и  порожденные  ее  деструктивные  последствия  (в  виде  религиозного  экстремизма,  ксенофобии,  национализма,  гражданских  войн  и  т.  д.)  вызывают  большие  препятствия  в  проникновении  гуманистических  импульсов  в  ткань  общественных  процессов.  Безусловно,  это  не  означает,  что  современный  гуманизм  и  гуманизм  вообще,  как  исторически  сложившаяся  система  норм,  правил  и  принципов  изжил  себя  и  не  способен  к  саморазвитию.  Это  значит,  что  современный  гуманизм  проходит  свой  трудный  путь,  он  доказывает  свое  право  на  жизнь,  он  находит  отклик  у  миллионов  людей  во  всем  мире,  и  при  определенных  коррективах  в  мировой  экономике,  политике  и  культуре  в  целом  способен  стать  той  путеводной  звездой,  о  которой  говорили  еще  античные  философы,  и  которая  минимизирует  в  современном  обществе  уровень  социального  насилия  и  несправедливости.  Или  выражаясь  словами  И.  Боковой:  «Быть  гуманистом  сегодня  означает  умение  гармонично  сочетать  завещанную  предками  традицию  с  требованиями  современности»  [3,  с.  1].

 

Список  литературы:

  1. Баева  Л.В.  Ценности  изменяющегося  мира:  экзистенциальная  аксиология  истории.  Астрахань,  2004.  —  277  с.
  2. Бессонова  Л.А.  Гуманизм  —  идейная  основа  мультукультурализма  //  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.tisbi.ru/assets/Site/Science/--2014/Gumanism.pdf  (дата  обращения:  2014  г.).
  3. Бокова  И.  Новый  гуманизм  в  ХХI  веке  //  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://razumru.ru/humanism/journal2/63/kuvakin1.htm  (дата  обращения:  31.12.2012).
  4. Козырев  Г.И.  Проблема  насилия  в  теории,  массовом  сознании  и  реальной  жизни  //  Вестник  Московского  университета.  Серия:  Философия.  —  2000.  —  №  6,  —  с.  85—100.
  5. Пелипенко  А.А.  Возможен  ли  постгуманизм?  //  Человек.  —  2013.  —  №  3,  —  с.  17—28.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.