Статья опубликована в рамках: XLI-XLII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 октября 2014 г.)
Наука: Социология
Секция: Социология управления
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СФЕРЫ МОДЫ
Нужина Ирина Александровна
аспирант Московского городского педагогического университета, РФ, г. Москва
E-mail:
AUDIENCE CLASSIFICATION OF ENTERTAINING EVENTS
IN THE FASHION INDUSTRY
Irina Nuzhina
post-graduate student of Moscow City Teacher Training University, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В данной статье предлагаются авторские варианты классификации зрелищных искусств, рассматриваются основные подходы к классификации зрительской аудитории зрелищных мероприятий сферы моды.
ABSTRACT
This article is invited author's variants of entertaining arts classification, is cosidered the basic approach to the audience classification of entertaining events in the fashion industry.
Ключевые слова: зрелищные искусства; зрелища; аудитории зрелищных искусств; критерии классификации зрительской аудитории; зритель; фанат; участник.
Keywords: entertaining arts; spectacle; entertaining arts audience; classification criteria of audience; spectator; fan; participant.
Трансформация зрелищных искусств как социального института на стыке ХХ—XXI столетий предопределила интерес к вопросам изучения зрительской аудитории зрелищных искусств не только со стороны ученых-обществоведов, но и со стороны практиков, заинтересованных в повышении эффективности влияния зрелищ на зрительскую аудиторию. В то же время, немногие исследования зрительской аудитории, содержащие попытки ее классификации, в основном посвящены изучению зрительской аудитории отдельных видов зрелищных искусств, и имеют значительное количество специфических показателей, не позволяющих использовать данные критерии для классификации иных зрелищ. Недостаточность исследований характеристик аудитории зрелищных искусств в России в начале ХХI века побудила автора к проведению исследования целевой аудитории зрелищного мероприятия сферы моды и разработке классификационных критериев для этого вида зрелищных искусств. В качестве предмета исследования рассматривалась зрительская аудитория зрелищного мероприятия сферы моды — Международного конкурса «Молодежная Мода — Новый Стиль Отношений».
По мнению автора, представляет интерес классификация зрительской аудитории по критерию сопричастности, отражающий глубину эмоционального восприятия зрелища, субъективную оценку сопричастности зрителя с собственно действом (рисунок 1).
Рисунок 1. Анализ самооценки респондентов относительно их роли в зрелищных мероприятиях Международного конкурса
С точки зрения сопричастности зрителя автор исследования выделил следующие типы зрительской аудитории: участник зрелищного мероприятия — зритель, осознающий себя частью данного действа, воспринимающий себя как соавтор и непосредственный участник зрелища (87 %); соучастник зрелища — зритель, эмоционально воспринимающий действо как близкое какой-либо контактной социальной группе (детям, родственникам, друзьям, коллегам и т. д.), однако не считающий себя непосредственным участником зрелища (4 %); наблюдатель — зритель, эмоционально не принимающий зрелища, не считающий себя его частью, довольствующийся ролью стороннего наблюдателя (0 %); служащий — зритель, посещающий зрелище с деловой целью (представители СМИ, спонсорских и меценатских организаций, государственного и муниципального управления и т. д.) (6 %).
Следующим критерием, который был избран автором для анализа, был критерий восприятия зрелищного мероприятия зрителем. Поскольку классификация аудитории зрелищных мероприятий мира моды по типу восприятия в настоящее время российской наукой не разработана, автор предлагает использовать критерий степени востребованности или степень выраженности потребности в постижении зрелищного искусства мира моды:
· фанаты конкурсов модельеров и модных показов (14 %);
· любители конкурсов модельеров и модных показов (72 %);
· пассивные потребители модных показов (5 %);
· разовые посетители (9 %);
· неинтересующиеся миром моды (0 %).
Заслуживающим внимания критерием классификации автор считает также содержательно-временную направленность интереса зрителя, при классификации по которой автор предлагает выделить следующие сегменты зрительской аудитории: потребитель-традиционалист; потребитель модерн и постмодерн-культуры и срединный потребитель (67 %).
Основываясь на типологии зрительской аудитории, предложенной Н.А. Терентьевой [4], и принимая в качестве критерия ориентированность социокультурного обращения к зрелищным мероприятиям, автор предлагает выделить следующие сегменты зрительской аудитории: фанатик моды, универсальный потребитель театрализованных действ и нетеатральный потребитель (рис. 2.).
Рисунок 2. Анализ ориентированности социокультурного обращения к зрелищным мероприятиям
Согласно представленной на рисунке структуре, по критерию ориентированности социокультурного обращения, удалось выявить следующие типы зрителей: фанатики моды — 4 %; универсальные потребители — 51 %; нетеатральные потребители — 45 %.
По мотивации обращения автор исследования предлагает выделить следующие типы зрительской аудитории: любознательный тип потребителя; развлекающийся тип потребителя; коммуникативный тип; духовно-эстетический тип и смешанный тип потребителя (рис. 3).
Рисунок 3. Исследования мотивации обращения зрительской аудитории Конкурса
Следующим критерием для классификации зрительской аудитории, представляющим весьма значительный практический интерес, автор исследования считает мнение зрительской аудитории о насыщенности рынка зрелищными мероприятиями мира моды. Исходя из этого критерия, можно выделить следующие типы зрителей: зритель дефицитного предложения (47 %), зритель профицитного предложения (0 %) и зритель сбалансированного предложения (52 %).
Кроме того, основываясь на классификации, предложенной Н.А. Терентьевой [4], автор исследования считает возможным использовать для типологизации зрительской аудитории зрелищных мероприятий мира моды уровень освоения модных показов как произведений зрелищного искусства.
Резюмируя, следует подчеркнуть, что зрительская аудитория зрелищных искусств пребывает в постоянной трансформации, многократно усиленной ускорением передачи информации как последствия научно-технического прогресса, при этом отсутствие общепринятых критериев для классификации снижает возможности для накопления необходимой сопоставляемой информации и создание полноценных банков данных для изучения динамики изменений зрительских аудиторий зрелищных искусств.
Список литературы:
1.Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи // Социс. — 1990. — № 12. — С. 94—102.
2.Сохор А.Н. Композитор и публика в социалистическом обществе // Музыка в социалистическом обществе: сб. ст. / сост. А.А. Фарбштейн. Л., 1975. Вып. 2.
3.Сурина И.А., Селиверстова Н.А. Московская аудитория концертов классической музыки // Социс. — 1996. — № 1. — С. 129—131.
4.Терентьева Н.А. Аудитория балета: типологический анализ // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 404—407.
5.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология). СПб., 2001. — С. 260, 293.
дипломов
Оставить комментарий