Статья опубликована в рамках: XLI-XLII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 октября 2014 г.)
Наука: Философия
Секция: История философии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ДИАЛЕКТИКА ТЕОРИИ «ЗАКОНОВ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ» ТОМАСА РОБЕРТА МАЛЬТУСА
Вялых Владимир Владимирович
канд. полит. наук, заведующий кафедрой философии ОРГМА (Оренбургская государственная медицинская академия), РФ, г. Оренбург
E-mail:
Бадреева Алина Рифовна
студент факультета клиническая психология ОРГМА(Оренбургская государственная медицинская академия) ,РФ, г. Оренбург
E-mail: badreeva_alinochka@mail.ru
DIALECTICS THEORY "PRINCIPLE OF POPULATION" THOMAS ROBERT MALTUS.
Vladimir Vyalykh
candidate of political Sciences, head of the philosophy Department of Orenburg State Medical Academy, Russia, Orenburg
Alina Badreeva
student of clinical psychology of Orenburg State Medical Academy, Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
Теория «законов народонаселения» Томаса Роберта Мальтуса является одной из ключевых общественно-политических теорий в европейской науке конца XVIII-го века. В статье раскрывается диалектический характер этой теории: с одной стороны, теория Мальтуса затрагивает одну из наиболее актуальных глобальных проблем современности; с другой стороны, неправильное восприятие данной теории порождает множество псевдонаучных спекуляций. Особое внимание авторы статьи уделяют рассмотрению основных положений теории Мальтуса и показывают ее влияние на современное восприятие проблемы перенаселения.
ABSTRACT
The theory of the laws of the population" Thomas Robert Malthus is one of the key socio-political theories in European science the end of the 18th century. This concept has not lost its relevance to this day, however, it has to be viewed dialectically: on the one hand, the theory of Malthus touches one of the most pressing global issues of our time; on the other hand, the wrong perception of this theory raises many pseudo-scientific speculations. The purpose of this paper to consider the statements of the theory of Malthus and show its influence on modern perception of the problem of overpopulation.
Ключевые слова: народонаселение; диалектика; закон народонаселения; проблемы народонаселения; теория Мальтуса.
Keywords: population, dialectics; law of population; population problems; Malthusian theory.
Одной из глобальных проблем современности для человечества является перенаселение Земли. На сегодняшний день не существует внятного алгоритма ее решения, однако создан целый ряд концепций, объясняющий, какие последствия для человечества могут быть при отсутствии ее решения. Эти концепции в основном создаются при помощи методологии таких наук, как экономика, социология, политология и т. д. Однако значительный опыт в осмыслении проблемы перенаселения есть и в философии. В нашей статье мы будем вести речь прежде всего об основополагающих в данной области исследованиях: концепции Джамариа Ортеса, изложенной им в книге "Размышления о народонаселении в его отношении к национальной экономии", и теории Томаса Роберта Мальтуса, основные положения которой раскрыты им в труде "Опыт о законах народонаселения". Цель данной статьи: рассмотреть диалектический характер теории Мальтуса и ее влияние на современное восприятие проблемы перенаселения.
Следует заметить, что на формирование научного мировоззрения и Мальтуса, и Ортеса оказала влияние эпоха Нового времени. В эту эпоху формировались новые взгляды человека на общество, государство, мир и на самого себя. Если в эпоху Возрождения в центре внимания наук была разумно-чувственная сторона человека, то в Новое время основное внимание было уделено активной, деятельной стороне человеческой натуры. В науке укрепляется вера в способность человека не только изучать мир, но и воздействовать на него. В качестве моделей мироздания в науке начинают использовать не абстрактную антропоцентрическую, а механистическую картину мира, в соответствии с которой все события в мире происходят согласно законам механики. В связи с этим ко всем наукам, в том числе и к гуманитарным, эпоха предъявляет требование быть более конкретными в своих изысканиях, создавать интеллектуальный продукт, способный принести практическую пользу.
Именно в эту эпоху итальянский философ Джамариа Ортес (1713—1790 гг.) издает книгу «Размышления о народонаселении в его отношении к национальной экономии». По его мнению, численность населения определяется плодородием почвы. Задолго до Мальтуса Ортес утверждал, что рост населения совершается в геометрической прогрессии. Среди животных существует стремление к такому быстрому размножению, но природа задерживает его «силой», у людей сдерживающим началом является «разум» — ragione. Поэтому для человеческого общества в определенные периоды истории безбрачие бывает столь же необходимым, как и брак [3, c. 76].
В 1798 году современник Ортеса Томас Мальтус выдвинул научную гипотезу, согласно которой население планеты растет в геометрической прогрессии, а средства поддержания жизнедеятельности — в арифметической. Именно он одним из первых попытался определить так называемую «несущую способность Земли», которая оценивалась в разное время разными исследователями от 1 миллиарда до 1 триллиона человек[1, c. 23]. В конце XX века этот разброс сузился до интервала от 8 до 16 миллиардов человек. Два столетия прошедшие после смерти Мальтуса подтвердили правоту его высказываний об увеличения народонаселения Земли. В XX веке население росло с экстраординарной скоростью: от 1,6 миллиарда в 1900 году — до 7 миллиардов в 2011 году. При этом 84 % населения планеты проживает в развивающихся странах [4, с. 145].
В отличие от Ортеса, Мальтус не верил в способность человека контролировать свои инстинкты — прежде всего инстинкт к размножению — при помощи разума. Английский философ был убежден в необходимости искусственного создания механизма такого контроля со стороны государства. Еще меньше, по сравнению с Ортесом, Мальтус верил в возможность равновесия между периодами естественного роста и естественной убыли населения. Его позиция была непреклонна: неконтролируемое увеличение населения способно привести лишь к необратимым последствиям.
Главный тезис теории Мальтуса основан на утверждении, которое было известно до него — количество людей на планете растет очень быстро, приблизительно в геометрической прогрессии, а количество продуктов питания — гораздо медленнее, в арифметической прогрессии [1, c. 56]. В перспективе это может привести не только к голоду, но и к войне. По его мнению, увеличение числа населения напрямую связано с ограниченностью ресурсов и войной как средством их завоевания и удержания. Впрочем, к войне английский философ относился достаточно прагматично — по его мнению, военный конфликт издревле являлся естественным способом сокращения населения.
Но со вступлением на арену общественной жизни христианства во взглядах на семью, на брак и на роль государства в вопросе о народонаселении происходит полный переворот. Брак объявляется отныне делом личным, не подлежащим государственной регламентации; вступление в супружеский союз признается вопросом совести; что же касается роста числа населения, то, по мнению ряда христианских теологов, оно регулируется не человеческими, а божественными законами. Государственная политика в этой области сменяется религиозной, покровительство увеличению народонаселения со стороны государства — невмешательством в эту область [4, с. 87].
Как уже было написано выше, взгляды Мальтуса формировались под влиянием философии Нового времени. Такие представители этой философии, как Ф. Бэкон и Дж. Локк были убеждены в том, что способность человеческого разума познать мир и понять суть каких-либо социальных явлений ограниченна, равно как и способность контролировать свои инстинкты. В связи с этим Бэкон считал основой познания опыт, а Локк — чувства. Их взгляды нашли свое отражение и в теории Мальтуса, критически относившегося к способностям человеческого разума, прежде всего — в сфере контроля над проявлением основных инстинктов.
Если подводить итог всему выше сказанному, то можно выделить несколько основных моментов теории Мальтуса. Прежде всего он свел причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум — при благоприятных условиях (отсутствие болезней и нищеты) население растет в геометрической прогрессии, удваивается каждые 20—25 лет, а производство пищи и необходимых предметов существования растет в арифметической прогрессии.
По мнению Томаса Мальтуса, всякая попытка усовершенствования человеческого общества с помощью законов в области ограничения рождаемости не способна повлиять на демографическую ситуацию в обществе. Сам Мальтус объяснял свое предположение биологическими способностями человека к продолжению роста, сводя его природные инстинкты к животным.
Наряду с этим Т.Р. Мальтус считал, что, несмотря на угрозу перенаселения, в современном ему обществе не существует людей, которые не могли бы принести ему пользу. В частности, ситуация ограниченности ресурсов — прежде всего продуктов питания — может быть преодолена при условии равномерного участия разных слоев общества в производстве материальных благ [3, с. 54].
Теория Мальтуса оказала определенное влияние на создание теории «Золотого миллиарда» — понятия из демографии и социологии, отражающего современный дисбаланс в уровне жизни и потребления между населением развитых и развивающихся стран мира в условиях ограниченности мировых ресурсов. Название связано с суммарной численностью населения развитых капиталистических стран: США (311 млн.), Канада (34,3 млн.), Австралия (22,5 млн.), страны Евросоюза (28 стран, суммарно 500 млн.), Япония (127,4 млн.), а также Израиля, Южной Кореи и перспективах его роста в XXI веке [3, с. 56]. Данная концепция часто критикуется за излишнюю брутальность и утилитарный характер. Но наряду с этим необходимо помнить, что эта концепция стала своеобразным научным ответом на объективную проблему невозобновляемости ресурсов и переизбытка населения на планете Земля. Кроме того, данную теорию можно считать примером утрированного восприятия теории Мальтуса. Необходимо помнить, что Т.Р. Мальтус изучал проблему перенаселения исключительно на примере Великобритании, и рассматривал эту же проблему в масштабе планеты чисто гипотетически.
Теория Мальтуса часто и не без основания подвергается критике. По мнению американского исследователя Дж. Паркера некоторые рассуждения Мальтуса являются попытками не решить проблему, но уйти от необходимости делать это. В частности, Паркер подвергает сомнению один из главных тезисов Мальтуса — тезис о взаимосвязи между численностью населения и ростом агрессии на политическом уровне. Паркер уточняет, что есть большая разница между конфликтами локального и глобального масштаба. Так к 2010 году наряду с увеличением населения мира с 3 до 7 млрд. человек увеличилось число суверенных государств. За тот же период времени количество развязанных войн между государствами снизилось. Уменьшилось и количество гражданских войн: число смертей в ходе военных действий на каждые 100 тыс. человек в год уменьшилось с 20 в конце 1940-х гг. до 0,7 в конце 2000-х. Следовательно, по мнению Паркера, тезис о взаимосвязи роста населения и агрессии на политическом уровне достаточно сомнителен [2, c. 24].
Российский исследователь Н. Моисеев утверждает, что зачастую ученые, равно как и обыватели, склонны преувеличивать масштабы проблемы перенаселения. Он признает рост народонаселения в качестве фактора возрастания социальной напряженности лишь в том случае, если превосходит экономический рост. По мнению Н. Моисеева, разумная политика ограничения рождаемости способна предотвратить переход проблемы перенаселения в стадию кризиса [2, c. 20].
Проблема перенаселения, по мнению Мальтуса, способна привести к возникновению угрозы голода в планетарном масштабе. Проблема невозобновления пищевых ресурсов может обостриться, если к 2050 году население планеты продолжит расти прежними темпами. Прирост населения способен повысить конкуренцию за продукты питания, что существенно повысит на них цены. По данным Дж. Паркера, до 2050 года количество производимых в мире продуктов питания должно возрасти примерно на 70 %. Однако эти показатели недостаточны для прокорма населения. Все это приводит в нагнетанию обстановки в СМИ и спекулировании на ценах на продовольствие. Вместе с тем существует целый ряд способов разрешения данной проблемы, ни одни из которых не связан с жесткими мерами по контролю за рождаемостью. Речь идет о более эффективном использовании водных и иных ресурсов, лучшем выборе посевных культур посредством их генетической маркировки, сокращении отходов производства и т. д. [2, c. 26].
Самым значительным вкладом Т.Р. Мальтуса в науку является то, что ему удалось предугадать демографические последствия смены технологий и неизбежное воздействие численности населения на уровень жизни общества. Наряду с этим английский ученый подчеркнул взаимосвязь между проблемой перенаселения и такими глобальными проблемами ,как всемирный голод, невозобновляемость ресурсов и т. д. Теория народонаселения Мальтуса продолжает оказывать влияние на экономическую мысль и сегодня — ее отголоски можно встретить и в публицистике, и в политических дискуссиях, и в экономическом моделировании.
Главная ценность теории Томаса Мальтуса — в ее непреходящей актуальности, а главная опасность — в излишне упрощенном восприятии, открывающем возможность для манипуляции общественным мнением в масштабах не только отдельно взятых общества и государства, но и всей планеты. Данная концепция должна — как и любая научная теория — восприниматься диалектически прежде всего для того, чтобы избежать ее упрощенных трактовок, способных привести к откровенной спекуляции на страхе людей перед глобальными проблемами современности.
Список литературы:
- Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск, 1993. — 347 с.
- Моисеев Н.М / Дж. Форрестер. Мировая динамика. М.: «АСТ»,2003. — 376 с.
- Паркер Дж. Не только судьба // Мир в 2050 году. М.: Эксмо, 2012. — 353 с.
- Рубин Я.И. Теория народонаселения (мальтузианское и антимальтузианское направления). М.: «АСТ» 2008. — 420 с.
- Хайлбронер Р. Философы не от мира сего. М.: «Астрель»,2011. — 427 с.
дипломов
Оставить комментарий