Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 20 июня 2012 г.)

Наука: Философия

Секция: Философские проблемы образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абдирайымова А.С., Мырзалы С.К. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К НОВОМУ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВУ ОБЩЕСТВА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К НОВОМУ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВУ ОБЩЕСТВА

Абдирайымова Ардак Серикбаевна

канд. ист. наук, доцент Казахская Академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышбаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Е-mail: ardasha_69@mail.ru

Мырзалы Серик Кажы-Ахметулы

д-р филос. наук, профессор Казахская Академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышбаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Е-mail: smyrzaly@mail.ru

 

По меньшей мере, три фактора определяют актуальность темы выбранной статьи. Первый — для реализации Программы «Индустриально-инновационного развития», принятой правительством Республики, требуются креативно мыслящие, высоко-образованные люди. Второй фактор — развитие Казахстана в условиях духовно-нравственного кризиса, вследствие чего лишь человек универсально развитый, гуманитарно-фундированный может разобраться в сложных перипетиях сегодняшней жизни и выработать правильную жизненную ориентацию, противостоять мощному воздействию современного «mass-media» и различных PR — акций, направленных на манипуляцию сознанием и поведением людей. Третий фактор связан с сохранением социо-культурной идентичности в процессе модернизации, поскольку международный опыт последнего десятилетия (Южная Корея, Китай, Малайзия и др.) показал не универсальность Западных моделей жизнеустройства общества, что на современные Вызовы бытия можно дать адекватные Ответы, опираясь на те ценности жизни, которые накоплены веками теми или иными народами Планеты.

Во все века и тысячелетия развития человеческой цивилизации главным средством подготовки человека к взрослой жизни считалось образование. Начиная с 13 века, в Западной Европе начали осуществлять университетское образование, которое стало сегодня широко распространенным во всем мире.

Проникновение человеческого гения в мир элементарных частиц, овладение атомной энергией, околоземным космическим пространст­вом, создание новейших технологий производства на основе развития электронно-вычислительных машин, сотовая связь, доступность мирового телевидения, Интернет, окутавший своей паутиной весь земной шар, и многое другое невозможно было бы без развитой сети высшего университетского образования. Вот почему со дня получения страной независимости были открыты много новых университетов, ряд прежних вузов были преобразованы в университеты. Сегодня успешно функционируют «Назарбаев Университет», «Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП)», «Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ)», которые готовят специалистов с приглашением профессоров из-за рубежа.

Классическая система образования, исторически сложившаяся в западных странах, опиралась на веру в познавательную и преобра­зующую мощь человеческого разума. Все это нашло свое логическое завершение в позитивизме, когда были отвергнуты все т. н. «метафизические постулаты», столетиями продолжавшиеся духовные поиски предельных оснований мира и бытия человека. Человеческий дух стал отождествляться лишь с познавательными способностями человека. Такой подход, легший в основу системы образования, без сомнения, выдвинул Евроатлантическую цивилизацию на передние позиции в науке и технике: многими современными научно-техническими достижениями человечество обязано ей. Казалось, что в недалеком будущем, развив науку и технику, человечество разрешит все накопившиеся за столетия противоречия и проблемы.

Однако, со второй половины ХХ века сциентизм и технократизм стали подвергаться ожесточенной критике. Экологические кризисы в тех или иных регионах земного шара, деградация Природы, изменение климата и многое другое показало, что рационализм не способен вычислить все последствия человеческой деятельности на Природу, где за миллиарды лет сложились мириады тонких взаимоотношений всего со всеми — тут никакой суперкомпьютер не сможет помочь нам. В свое время Ф. Ницше, критикуя рационализм, заявил о том, что «Бог умер. Бог мертв и мы убили его» [2].В рационализме, в попытке установить господство интеллекта над жизнью, он видел регресс общества («декаданс»). Уже в ХХ веке постмодернисты заявили о «смерти субъекта» [3], то есть самого человека. Все сказанное говорит в пользу того, что требуется основательный пересмотр программ образования, существующих на сегодня в различных странах мира, включая развитых, т. н. постиндустриальных стран.

Разумеется, нет ничего совершенного в этом подлунном мире. К моменту получения независимости и начала реформы в образовании, казалось, что европейцы имеют самое лучшее образование в мире. Вот почему казахстанские реформаторы пошли вслед за рекомендациями т. н. «Болонского процесса» стали перенимать опыт кредитного обучения и т. д. Возможно в некоем отдаленном будущем, совер­шенствуя данную технологию обучения, мы также сможем готовить кадры т. н. «узколобых специалистов» (narrowminded), на манер западных стран. Но нужны ли нам такие специалисты?

Как известно, в высшей школе есть два блока дисциплин, призванных дать полноценное образование. Первая составляющая — это блок специализированных дисциплин, готовящих студентов к овладению выбранной профессией. Вторая — гуманитарные дисцип­лины, призванные готовить гражданина страны, общекультурную подготовку молодых специалистов. В прошлом — советской высшей школе — уделялось большое внимание фундаментальной гуманитарной подготовке с акцентом на изучение первоисточников, партийных документов и проч., поскольку мы жили в тоталитарном сильно идеологизированном обществе. Реформаторы в постсоветских общест­вах увидели основной порок образования, приведшего к научно-техни­ческому отставанию бывшего Союза в этом обстоятельстве и, в связи с этим, в государственные стандарты были внесены соответствующие изменения.

Подспудно заметим, что подлинные причины отставания Советского Союза в научно-техническом прогрессе заключались отнюдь не в системе образования, а в тотальном огосударствлении экономики, в отсутствии конкуренции, в подавлении хозяйственными руководителями инициативы, их задачей было гнать вал, выполнять и перевыполнять госзаказы. В военно-промышленном же комплексе, который все время находился под пристальным вниманием властвующей элиты с соответствующей финансовой поддержкой, как известно, страна удерживала передовые позиции в мире.

Суть дела, видимо, заключается не в той или иной конфигурации естественнонаучных, гуманитарных дисциплин, а в том, что весь процесс подготовки студентов должен быть пронизан духовными ценностями, гуманизирован. А сердцевину духовности, как известно, составляют моральные нормы, нравственные ценности общества.Моральное сознание опережающе отражает действительность, его требования выходят за пределы совершающихся ежедневно поступков и ориентируют нас в сферу того, как должно быть.

Здесь мы полностью солидарны с великим гуманистом ХХ века А. Швейцером, который в свое время заметил, что подлинный прогресс человечества не в техническом развитии, преобразовании внешней среды, а в постоянном обновлении внутренней жизни человека, в моральном совершенствовании [4, с. 5]. Рационализм, не базирующийся на моральных ценностях, может привести человечество в бездну хаоса, к самоуничтожению. Это сегодня очевидно. Вот почему американский философ С. Хантингтон видит одну из причин постепенного увядания Европейской цивилизации в «релятивизации морали» [5, с. 115], т. е. в том, что «у каждого — своя мораль». При таком подходе происходит оправдание самых гнусных вещей, открывается дорога для двойных стандартов, изощренных софизмов, крайнего индивидуализма. То же самое можно сказать о «всезнающем человеке», который отметает в сторону нравственные ценности. Он — циник и больше похож на компьютер. Нравственно ущербная личность, какими бы специальными знаниями не обладала, в своем творчестве не замечает таких тонкостей жизни — на первый взгляд неприметных, — которые и составляют, собственно говоря, прелесть жизни.

Только в органичном сочетании своего опыта с достижениями других стран, при этом не только Евроатлантической, как делаем мы сейчас, но и Тихоокеанской, Индийской и др. цивилизаций мы сможем достичь успеха в образовании молодежи. Величайшие умы казахского народа Абай и Шакарим оставили для нас ориентиры, по которым следует формировать свою национальную модель образования. Это идеи Абая о «лучезарном уме» (нұрлы ақыл) [1, с. 30]. и категории совести (ар-ұждан), которую Шакарим возвел на уровень одной из «трех истин» человечества, наряду с верой и знанием .

То, что сегодня крайне актуально для современного человечества в сфере образования, а именно, формирование у молодежи духовности, гуманизма, совестливого отношения к жизни, ответственности как перед собой, так и перед другими людьми — за сто лет до этого были завещаны нам в качестве ариадниной нити нашими просветителями. Данными критериями мы должны руководствоваться при перенимании опыта других стран и народов в сфере образования. С этой точки зрения кредитная технология обучения, перенятая нашей системой образования, имеет частичное право на существование в сочетании с прежним собственным опытом преподавания. Она предполагает большую самостоятельность обучающихся по получению новой информации, предусматривая для этого значительное количество времени для самостоятельной работы.

Что же касается контроля знаний студентов через тестирование, угадывание правильных ответов, несмотря на вал критики, его также можно применять в качестве оперативной проверки знаний в межсессионный период. При этом отдавая дань тому, что происходит примитивация знаний, когда сложные вопросы, требующие многозначных ответов, сводят к однозначным «да» или «нет». Однако, технологичность и дешевизна данного контроля знаний студентов привели к тому, что в вузах сплошь и рядом через метод тестирования определяется итоговая оценка знаний учащихся по тому или иному предмету, что, на наш взгляд, является недопустимой профанацией образования. Финальные экзамены по предмету должны быть многосоставными и включать в себя не только решение тестов, но и написание краткого творческого ответа на очередной вопрос билета (эссе) и завершиться устным ответом на последний вопрос.

В последние годы многие вузы уделяют большое внимание применению мультимедийных средств в ходе преподавания. Есть современные вузы, где практически каждая аудитория оснащена проекторами и другими аудио-визуальными средствами передачи знаний. Они помогают лучшему усвоению, запоминанию той или иной информации. В вузах страны считается важнейшим достижением преподавателя применение данных технических средств в ходе учебного процесса. Такое столь «пристальное» внимание привело к тому, что некоторые нерадивые, цинично настроенные преподаватели проецируют на экран свои тексты лекций и, время от времени, давая краткие комментарии, «почивают» на письменном столе. Как говорится, «ни- уму, ни-сердцу». Зато они числятся в передовых. Между тем, чтение лекций и проведение других аудиторных занятий — чрезвычайно сложное искусство, требующее от преподавателя отдачи не только интеллектуальных сил, но и эмоций и чувств. Лектор в аудитории должен напоминать театр одного актера, всеми фибрами души оказывающего благотворное влияние на своих слушателей. Нам нужна не активность биллиардного шара, запущенного игроком, а внутренне-импульсированная активность человека, стремящегося к получению новых знаний. А это возможно лишь в сердечном контакте наставника со слушателем.

Разумеется, система образования не стоит на месте, она находится в постоянном изменении. Особенно техническая оснащенность учебных заведений электронными учебниками, тестами, другими мультимедийными средствами обучения. Но в любой стране есть одна вещь, которая за тысячелетия не изменилась: это решающая роль Учителя, Наставника, Преподавателя в образовательном процессе, несмотря ни на какие изменения его технологической части. Ни одно техническое средство не сможет заменить личность преподавателя. Это основа системы образования. Если это так, то через повышение в обществе статуса учительской деятельности можно далее развивать систему образования в стране. Прошедшее в начале июня 2010 г. Совещание при правительстве РК, где обсуждались проблемы дальнейшего повышения статуса учительских кадров, достойной оплаты их труда, развития материально-технической базы учебных заведений вселяет уверенность в том, что мы идем в целом по правильному пути. Что же касается творческого потенциала казахстанской интеллигенции — то он высок. Наша молодежь так же талантлива. Если это так, то сегодняшняя политика в этой сфере должна превратить указанные возможности в действительность. Только так можно адекватно ответить на Вызовы современного мира.

 

Список литературы:

  1. Абай Кунанбаев Книга слов. Алма-Ата, Жазушы, 1992, — 123 с.
  2. Ницше Ф. Веселая наука. Третья книга. Соч., М.1990, т. 1., — 592 с.
  3. Фуко М. Слова и вещи. Спб, Acad, 1994, — 335 c.
  4. Швейцер А. Культура и этика.М., Директ-Медиа, 2007, — 590 с
  5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.,АСТ, 2003, — 603 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.