Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 20 июня 2012 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шириева Г.Н. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ДОБРО» В СВЕТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЮНГИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ДОБРО» В СВЕТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ЮНГИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Шириева Гульназ Наилевна

соискатель каф. философии КНИТУ, г. Казань

E-mail: 

 

 «…невозможно представить себе ни одного этического правила, которое при определенных обстоятельствах не превратилось бы в правило противоположное». К.Г. Юнг [2].

 

Проблема добра всегда являлась предметом исследования философии. Добро является важной функцией культуры, поддерживаю­щей личные, межличностные и общественные отношения. Философию интересуют основания этой категории, насколько они объек­тивны/субъективны, как представлены идеи добра в том или ином обществе, диалектика добра и зла. Феномен добра, блага является пред­метом не только философии, но также этики, психологии, антропологии, культурологии, искусствознания и других гуманитарных наук.

Рост интереса к проблеме добра в философии вызван причинами как общественно-политического характера, так и гносеологическими. К первым можно отнести секуляризацию общества и потерю моральных ориентиров, усиление роли СМИ в формировании ценностных установок, возрастающие отчуждение и одномерность человека, а также фундаментализм и угрозу терроризма. Гносеологические посылки исследования проблемы добра заключаются в новых достижениях научной мысли, в том числе глубинной психологии.

Добро в современном русском языке имеет значение положительного начала в нравственности, своего рода общей нормы поведения, предполагающей помощь ближнему, благие поступки, непричинение зла и т. д. Но эта норма субъективна (уже в античности философы обращают на это внимание), амбивалентна, находится в тесной диалектической связи со злом. Трудно отыскать абсолютное основание добру, даже если придерживаться религиозной точки зрения на мораль. Эта категория принадлежит как разуму человека, так и его эмоциональной и шире — психологической сфере. Поэтому исследовательский интерес вызывают психологические труды, посвященные проблеме добра и зла. Большой вклад в этой области сделала так называемая глубинная психология.

Глубинная психология большое внимание уделяет той части человеческой психики, которая чаще всего не осознается и нередко отрицается сознанием. Она включает в себя несколько направлений. Основоположником психоанализа является З. Фрейд, открывший человеческую сексуальность и ее роль в формировании сознательной жизни индивида. В отличие от него, К.Г. Юнг, не сводил проблемы человеческой психики только к низшим инстинктам. Юнга принято считать основателем аналитической психологии. Он ввел понятие «коллективное бессознательное», включающее в себя плоды религиоз­ного и культурного развития человечества, а также понятие «архетипа», как определенной модели поведения отдельного человека. Для понимания добра и зла К.Г. Юнг и другие представители аналитической школы исследуют архетип индивидуальной психики, известной в аналитической психологии как Тень (Юнг К.Г. Психологические типы/пер. с нем. М.: «Университетская книга» АСТ, 1997. 716 с.).

Тень « состоит из всех тех аспектов нашего существования, которые работают на то, чтобы заставлять нас ощущать дискомфорт от самих себя» [1, с. 21], это «все то, чем мы не хотим быть» [1, с. 59]. Это неосознаваемая, подавляемая или вытесняемая часть человеческой психики, которая, тем не менее, может «руководить» всей созна­тельной жизнью человека.

Понятие Тени тесно связано с этическими нормами. Большое внимание этой связи уделил Э. Нойманн в своей работе «Глубинная психология и новая этика. Человек мистический». Автор исследует раз­витие феномена зла, начиная с древности через иудео-христианскую традицию до наших дней. В ней отмечает два типа приспособления к этическим нормам, установленных коллективом: вытеснение и подавле­ние. Цель такой этики, по Нойманну, воспитание доброго, благородного человека. Мир при этом становится дуалистичным, делится на «свет» и «тьму», добро и зло. Но подавляемая часть не исчезает бесследно, а аккумулируется бессознательным, Тенью. У человека, коллектива воз­никает чувство вины, которое изгоняется с помощью проекции. Вместо того чтобы рассматривать Тень как «свою внутреннюю проблему», с ней сражаются, ее порицают и истребляют как внешнего врага [2]. Отсюда войны и революции, «повальные умопомешательства», заговоры сионистов, белая, черная или желтая опасность и т. д.

Тень обладает большой силой воздействия на человека, она прорывается в нашу сознательную жизнь непрерывно, приводя к необъяснимым, на первый взгляд, действиям, мыслям, чувствам. Мотивами положительных поступков нередко оказываются скрытые, эгоистические, теневые цели. Например, благодеяния могут быть продиктованы не намерением совершать добро, а подсознательным желанием положительной оценки, чувством вины, бессознательно усвоенной в детстве нормой. Тень также участвует в формировании фундаментализма, который исходит из первоначально добрых намерений, но абсолютизирует свои нормы, любое отклонение от которых, воспринимается как зло и приводит к насилию.

Будучи неосознанной до конца, Тень формирует собственные программы поведения, которые человек воспроизводит автоматически, будучи уверен, что поступает правильно.

Тень есть у каждой личности. Личность, на первый взгляд не имеющая Тени, или наивная и поверхностная, или глубоко незрелая и бессознательная. [1, с. 300]. Осознание своей Тени предполагает тяжелую, не всегда приятную работу, «без последующего одобрения и без надежды на восстановление былой невинности» [1, с. 70]. Без специальных знаний, иногда без психотерапевтической помощи такая работа невозможна, т. к. под властью комплексов человеку трудно самому увидеть свои душевные раны и болезни. Кроме того, горечь осознания всех неприятных свойств личности вызывает сопротивле­ние. Особенно трудно заглянуть в свой внутренний мир экстравертам, т.к. жизнь экстраверта ориентирована больше на внешний мир.

С точки зрения новой этики (термин Нойманна), морально приемлемой можно назвать только ту личность, которая приняла факт существования Тени и теневую часть себя. Т.е. новая этика предполагает целостность личности, объединение двух ее аспектов, распознавание доисторических психических структур в форме влечений, инстинктов, предвечных образов, символов и т. д. Соответственно человек становится более социально и психологически компетентным, способным различить манипуляция сект, СМИ, различных социальных движений, их истинный фундамент. Важный вывод, к которому приходит Нойманн, заключается в том, что вместе с прекращением проецирования Тени прекращает работать психология «козла отпущения», борьба с ближним, войны под моральными предлогами.

Нойманн не отрицает старую, иудео-христианскую этику, но предполагает, что человек сможет следовать ей более полно, если будет делать это осознанно. Т. е. должна быть как внутренняя готовность поступать со всей возможной правдой, так и понимание ценностей, которые сами по себе в человеке, его биологической и психологической природе не заложены.

Самопознание и познание мира остаются главными методами в постижении сущности добра и зла. Но сам Юнг не раз утверждал (Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: АО «AirLand», 1994. 405 с.), что никогда не может с уверенностью сказать, что для его пациентов добро, а что зло. Нередко некоторые мысли и жизненный путь человека, казавшиеся на первый взгляд бессмыслен­ными и даже вредными для его личности, в итоге оказывались благими.

Глубинная психология дает нам инструмент, с помощью которого можно отыскать истоки зла в нас самих. Но она не дает определения, что есть добро, благо. В этом, на наш взгляд, сложность и даже некоторая опасность этого метода. Поэтому вопрос о добре остается философским.

Этические нормы предполагают взаимоотношения людей друг с другом. Поэтому первоначально они устанавливаются не внутри отдельного человека, а в сообществе. В демократических государствах по поводу норм возможен диалог. Сегодня не только законы выживания, диктаторы или церковь определяют правила поведения. О добре и зле ведутся дискуссии в научных кругах, в литературе и искусстве и очень важно, чтобы обсуждения велись психологически зрелыми и здоровыми людьми. Это требование особенно важно в связи с огромным объемом информации, поступающей и живущей в СМИ и Интернете.

 

Список литературы:

  1. Джеймс Холлис. Почему хорошие люди совершают плохие поступки: Понимание темных сторон нашей души — М.: Когито-Центр, 2011.-308 с.
  2. Нойман Эрих. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический/пер. с англ. [Электронный ресурс] URL: http://jungland.ru/Library/ErNojGlub.htm
  3. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Киев: АО «AirLand», 1994. — 405 с.
  4. Юнг К.Г. Психологические типы/пер. с нем. — М.: «Университетская книга» АСТ, 1997. — 716 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.