Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2012 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Попова Н.А. КРЕСТЬЯНСТВО ЦАРИЦЫНСКОЙ ГУБЕРНИИ ОТ ВОЕННОГО КОММУНИИЗМА К НЭПУ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРЕСТЬЯНСТВО ЦАРИЦЫНСКОЙ ГУБЕРНИИ ОТ ВОЕННОГО КОММУНИИЗМА К НЭПУ

Попова Наталья Андреевна

Аспирант кафедры истории Росси

Волгоградского государственного университета,

E-mailMna1982@inbox.ru

 

Политика  советского государства в отношении крестьянства являлась важным звеном в реализации сельскохозяйственной политики. Именно на этот социальный слой ложилась важнейшая задача – обеспечить государство продовольствием. Однако, истощенное войнами, сельское хозяйство не могло  выполнять планы  СНК в полном объеме.

Советское правительство попыталось наладить товарообмен между городом и деревней. По декрету Совнаркома «Об организации товарообмена для усиления хлебных заготовок» 1918 г. был составлен масштабный план обмена продовольственных товаров на промышленные. Этот план не был реализован, так как главные сельскохозяйственные районы, в том числе и Нижнее Поволжье, были либо захвачены белыми, либо на этих территориях велись боевые действия. Это сообщает отчет Царицынского ЦК, который подтверждает факт того, что продовольственные запасы в деревне кончились, а переданные для армии продукты были захвачены красновцамих 1, л.3 об.]. 

 Для того, чтобы разрешить продовольственную ситуацию советское правительство приняло ряд чрезвычайных мер. Хлебная монополия стала  важнейшим звеном продовольственной политики. Первоначально был введен  натуральный (или продовольствен­ный) налог. Он  был установлен декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части сельско­хозяйственных продуктов». «Обложение крестьянских хозяйств исчислялось с излишков и определялось по разме­рам площади посева и количеству голов скота. Ставки устанавливались по про­грессивной шкале и дифференцирова­лись в зависимости от размеров посевной площади, числа членов семьи и количест­ва голов скота» [2, с. 93]. Из отчета Царицынского ЦК очевидно, что с прилавков исчезли даже те товары, которые были в излишке. На 1918 г. это мука, соль, масло, табак. Цены на продукты питания выросли на 100 %. Учащались случаи спекуляции [3, л. 3] Таким образом, в условиях хронического продовольственного кризиса  и нехватки рабочих рук на селе налогне был осуществлен и в итоге был заменен в 1919 г. продразверсткой.

11 января 1919 г. был принят декрет о разверстке зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжении государства, между производящими, по которому «все количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, разверстывается для отчуждения у населения, а также зернового фуража, уже заготовленного продовольственными органами по нарядам Народного комиссариата продовольствия». Крестьяне отрицательно восприняли этот декрет,  так как в его рамках  «к упорствующим и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда» [4, с. 292‑293] Из изъятого в Царицыне  письма младшего цензора Шмырева становится очевидным, что реквизируются не только семенные запасы, но и обмолоченный хлеб, яйца, масло. «С живого человека прямо шкуру дерут, прямо жить нельзя» [5, л. 120]. 

Продразверстка проводилась силами Наркомпрода, продотрядов, комбедов и местных Советов. Основными задачами продотрядов В. И. Ленин обозначал следующие: «помочь собрать у кулаков излишки хлеба, а не производить (как пытаются наши враги заранее запугать этим деревню) в ней какой-то грабеж; всех и вся…За хлеб будут обязательно предоставлены мануфактура, нитки и предметы домашнего и сельско­хозяйственного обихода. Будет сделано так, чтобы: к посылаемым в деревню отрядам не смогли пристать хулиганы и жулики, всегда стремящиеся половить рыбку в мутной водице. Лучше посылать туда поменьше людей, но чтобы они были подходящими для этого» [6, с. 424]. В круг деятельности комбедов входило распределение хлеба и предметов первой необходимости, оказание содействия местным продовольственными органам в изъятии «излишек из рук кулаков и богатеев» [7, с. 55]. В продотряды мобилизовывались все члены РКП (б). Продразверстка  в деревне носила классовый принцип. В первую очередь она распространялась «на домохозяев, члены семей, которых не находились в Красной Армии, владельцев крупных запасов зерна, домовладельцев, принадлежащих кулацкому классу» [8, с. 78].  Но отсутствие стабильной власти на местах приводило к фактическому грабежу  всего населения. Из циркуляра губревкома от 18 ноября 1919 г. установлено, что на местах «при заготовке продуктов, фуража, хлеба продорганы совершенно не учитывают, у кого они берут. Получается, что наиболее имущие и зажиточные крестьяне и кулаки являются менее пострадавшими от реквизиций, а бедняки и семьи красногвардейцев обираются дочиста» [9, л. 109.] В годы военного коммунизма массовым явлением стало самогоноварение как специфический способ сокрытия зерна от изъятия пос­редством переработки его в популярный народный продукт, являвшийся надеж­ным средством крестьянского обмена: в деревнях наблюдалось массовое пьянст­во. Самогоноварением в основном занима­лась беднота с целью получения заработка. Но нередки были и случаи злоупотреблением своими полномочиями среди продорганов. Например, «на х. Сенном в ст. Раздорской Усть- Медведицкого округа Царицынской губернии один руководитель (фамилия не называется) присвоил себе 10 пудов пшеницы и был уличен населением, а продагентура станицы Етеревской и х. Ильменского выкачивала из сыпного пункта хлеб, варила из него самогон и занималась пьянством» [10, л. 3].

Кроме продорганов и ЧК занимались обнаружением запасов продовольствия и мануфактуры. Например, Царицынский ЦК за 1919‑1920 гг. обнаружил 125 пудов муки на сумму 6250 рублей, сахара около 3 пудов на сумму 3000 рублей, мануфактуры 57740 аршин на сумму около 50000 рублей.  Все эти продовольственные и промышленные товары были изъяты у спекулянтов.  Они объединялись в группы, в которых у каждого была своя роль. Одни покупали товары на Кубани, другие выгодно продавали все в Царицынской губернии. Пик спекуляции приходился на 1920 г. [11, л. 19].

В конце 1920 г. Ленин говорил, что «большинство крестьян слишком больно чувствует….голод, и холод, и непосильное обложение и за это ругают власть». Он подал идею изменения экономического курса. 21 марта 1921 г. ВЦИК принял решение о введении новой экономической меры – замены продразверстки продналогом. Был издан декрет, по которому с крестьян взымался прогрессивный налог в виде продовольствия, сырья и фуража. Налог должен был быть меньше разверстки, и его сумма исчислялась так, чтобы хватило на покрытие самых необходимых сил армии, городских рабочих, неработающего населения. Оставшиеся запасы находились в полном распоряжении крестьянина. Допускался обмен на мануфактуру через кооперативные организации, на базарах и рынках. Не выполнившие налог подвергались административному и уголовному наказанию. Но нарком продовольствия А. Д. Цюрупа, будучи 15 марта 1921 г. содокладчиком по вопросу продналога заявил: «Товарищи, не думайте, что сейчас мы совершаем некоторый полет, который приведет в царство полного благополучия, этого благополучия в смысле продовольственном не будет, положение тягостным будет и впредь. Когда мы будем определять налог, размеры его, мы должны будем иметь ввиду, что мы не можем исчислять точка в точку.… Поэтому, когда мы будем исчислять необходимый минимум, мы должны будем сделать некоторую накидку на недочеты работы наших аппаратов в смысле поступления хлеба, передвижения и перераспределения [11, с. 8].

Список продуктов подлежащих сдаче по декрету о натуральном налоге постепенно увеличивался. Еще в марте туда были добавлены мясо, молоко, масло; в мае – продукты огородничества и бахчеводства. К сер 1921 г. практически все продукты облагались натуральным налогом.

По сравнению с продразверсткой на 1921‑1922 гг. по хлебофуражу налог был выполнен на 86 %  от полученных годом ранее 23 %. Однако, следующие неурожайные годы привели к новому продовольственному кризису и массовому голоду в крупнейших сельскохозяйственных районах.  Попытки правительства сочетать интересы крестьянства и государства в продовольственной политике наталкивали советское правительство на замкнутый круг, компромисс в котором был невозможен.

Примечание:

  1. Отчетный материал работы Царицынского ЦК. // Архив ФСБ ВО. Ф.1. Оп. 485.Д.1. Л. 3 об
  2. Алешкин П. Трагичный финал политики военного коммунизма в советской России.// Власть. 2007.8.С. 93
  3. Отчетный материал работы Царицынского ЦК. // Архив ФСБ ВО. Ф.1. Оп. 485.Д.1. Л. 3
  4. Декрет оразверстке зерновых хлебов и фуража. подлежащих отчуждению в распоряжении государства. между производящими от 11.01.1919 г. // Декреты советской власти. Москва. 1974. Т.4. С. 292‑293.
  5. Из конфискованного письма младшего цензора 1919 г.// Государственный архив Волгоградской области. Ф.342. Д.72. Л. 120.
  6. Ленин В. И. О продовольственных отрядах.  Полн. собр. соч. Т.36. С. 424.
  7. О предоставлении наркому продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими.// Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам. С. 55.
  8. Демидова А. Н. Проведение продовольственной разверстки в казачьих округах в 1919‑1921 гг. (на примере Хоперского округа). // Вестник ВолГУ. 2000. Вып.5. Сер. 4. С. 78.
  9. Циркуляр губревкома от 18.11.1919 г. // ГАВО. Ф.342. Оп.1. Д.6.  Л.109.
  10. Из двухнедельной информационной сводки политбюро УМО от 1.01-15.01.1921 г.\\ ГАВО. Ф.240. Оп. 1. Д. 30. Л.3
  11. Отчетный материал работы Царицынского ЦК. // Архив ФСБ ВО. Ф.1. Оп. 485.Д.1. Л.19
  12. Цит. по: Полякову В. А. Голодный 1921 год в Поволжье и особенности перехода от продразверстки к продналогу. // Вестник ВолГУ. 2005. Вып.10. Сер. 4. С. 8.

 

Список литературы:

  1. Алешкин П. Трагичный финал политики военного коммунизма в советской России.// Власть. 2007.8.
  2. Демидова А. Н. Проведение продовольственной разверстки в казачьих округах в 1919‑1921 гг. (на примере Хоперского округа). // Вестник ВолГУ. 2000. Вып.5. Сер. 4
  3. Ленин В. И. О продовольственных отрядах.  Полн. собр. соч. Т.36
  4. Поляков В.А. Голодный 1921 год в Поволжье и особенности перехода от продразверстки к продналогу. // Вестник ВолГУ. 2005. Вып.10. Сер. 4.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий