Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2012 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЗРЕЛОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СЕЗОНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Кашина Ольга Павловна
преподаватель НКИ, аспирантка ВГИПУ, г. Нижний Новгород
Е-mail: olgaurtaeva2009@yandex.ru
Процесс развития человека, становление его как личности - кардинальная проблема в системе гуманитарных знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от детства до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по общегуманитарным дисциплинам и весьма широко представлены в периодической печати. Однако не будет преувеличением утверждение о том, что большая часть публикаций по проблемам развития человека посвящена рассмотрению периода детства и юности. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте [2, c. 121].
Развитие личности в период зрелости является одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем в философском знании. В современной философии отдельный человек продолжает рассматриваться как одно, гомогенное биосоциальное существо. Философскую антропологию волнует человек как таковой, родовой (совокупный, отдельный) – в бесконечном сравнивании с животными. Между тем на протяжении всей жизни человека происходят глубокие качественные трансформации не только его тела, но и психики, сознания, порождающие разные «эпохи» человеческого бытия: детство, юность, зрелость и старость.
Идея о том, что детство, юность, зрелость и старость отличны друг от друга, оформились давно, в том числе и в морализующей философии – на уровне сентенций житейской мудрости. Но в метафизическом плане данный тезис пока не достаточно обоснован. Очевидно, что каждый из четырёх возрастов есть несоизмеримый с другим человек. Как отмечается известным современным русским философом Красиковым В.И, есть четыре человека в одном и у каждого из них своя, отличная, и физическая и психоментальная история, свои скачки – кризисы. Каждый живёт в своём мире, в своём времени [4, c. 16].
Человек забывает революционные изменения в себе, поскольку быстро к ним привыкает и начинает мерить своё бывшее теперешним масштабом восприятия. Однако классические возраста являются весьма разными экзистенциальными состояниями, и это признают сталкивающиеся друг с другом представители разных поколений: юноша со стариком, зрелый человек с ребёнком. Уже древние философы говорили именно о естественных чертах характера, которые необходимо приобретать в своё время (слабость детей, пылкость и несдержанность юношей, строгие правила зрелости, умудрённость старости).
Что же такое зрелость? Зрелость – это движение к расцвету с одной стороны, но с другой – самый он и надлом, начало сдачи жизненных позиций. Жизненное среднерубежье есть максимализация проявления всех сил и способностей организма, оно же наиболее незаметный для внимания, фиксации, быстротекущий период жизни человека. Этот период протекает под «знаком настоящего». Среда «настоящего» –основная зона внимания сознания в этом возрасте. Будущее уже перестаёт столь сильно волновать человека, как, например, в юности. Человек понимает: того, на что он был способен, он уже достиг и вряд ли стоит ожидать каких – то существенных изменений в своей жизни. Вместе с тем человек в зрелом возрасте находится в расцвете своих сил:физических и духовных.
Русский философов И. А. Ильин даёт философско-эстетическое определение зрелости: «Зрелый муж познаёт радость и муку человеческого творчества, и божественную значительность мира. Он уже видит и предметную глубину жизни, и предел своих личных сил. Перед ним раскрывается сущность вещей, и жизнь его вступает в период плодоношения. Это есть время опубликования главных трудов и воспитания нового поколения, время заслуг, признания и восхождения. Красота позднего лета; благоухание сложенных скирдов и собранных яблок; счастье зрелых и законченных созданий» [3, c. 285].
Вместе с тем, жизнь людей среднего возраста состоит из нескончаемой последовательности дел, забот, волнений, переживаний, хлопот. К хлопотливости, рассыпающей душевное единство человека, добавляется усталость от жизненного пресыщения, от того, что человек уже в целом всё опробовал и не замечает чего – то, чтобы вновь себя оживить, увлечь, заинтересовать.
В условиях социальных трансформаций происходит изменение сознания, поведения у всех людей, но особенно специфично оно сказывается на представителях зрелого возраста. В традиционных обществах подавляющая часть жизненно важных выборов совершалась личностью до наступления зрелого возраста (выбор образования, а в дальнейшем и профессиональной деятельности, брачного партнера, стиля жизни). В условиях коренных общественных сдвигов человек вынужден делать выборы и в зрелом возрасте, формировать или корректировать свой жизненный путь, что зачастую ведет к усложнению социальных связей личности, но в то же время чревато личностными кризисами, наиболее известный из которых «кризис среднего возраста» [1, c. 27].
Усталость, постоянная раздражительность от заурядности и бессмыслицы происходящего – симптоматичные его состояния. Угнетённые состояния, обессиливание, депрессия становятся периодическими явлениями большей либо меньшей интенсивности – в зависимости от жизненного контекста. Чтобы избежать кризиса середины жизненного пути,каждому из нас необходимо понимать, что период зрелости является порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения – как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.
В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни, то в зрелости это — самореализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
На данном возрастном этапе личностного, профессионального и духовного самоопределения, формирования жизненных планов личность переживает высокодинамичные психологические и социальные изменения по ряду направлений. Всё это содействует тому, что люди в зрелом возрасте стремятся найти и утвердить своё место в жизни, активно выбирая пути эффективной самореализации в обществе. Вместе с тем, общество пропагандирует жёсткие тендерные нормы и стереотипы «успешности» и «псевдосамореализации», тем самым ограничивая проявление индивидуальности, нестандартность и творческий взгляд на мир. Иначе говоря, возникает противоречие между выраженной потребностью реализации себя в жизни и необходимостью социальной адаптации.
Социальная адаптация личности сегодня напрямую связана с проявлением перфекционистких и нарциссических тенденций в современном обществе.
Высокая скорость социальных изменений, нестабильность общественно продуцируемых жизненных норм, образцов и стандартов поведения размывают внутриличностные и социальные роли индивидов.Сегодняшнее общество, для которого характерны стремительные социальные, экономические и политические изменения, развитие современных средств коммуникации, усовершенствованных технологий, потребительски ориентированной экономики предъявляет к своим членам соответствующие завышенные требования. Обществу всегда нужны «гиперответственные» и исполнительные люди, ориентированные на достижение совершенного успеха и безупречного идеала во всех сферах общественной жизнедеятельности.
Можно сказать, что нарциссические тенденции и перфекционизм нам навязываются практически как обязательный элемент современной культуры.Всё перечисленное приводит к сужению возможностей самореализации и поиску путей её оптимизации в зрелом возрасте, в том числе к стремлению преодолеть те тендерные стереотипы, которые препятствуют самореализации личности.
Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.
Оборотной стороной развития современного общества сегодня является острый дефицит личностных качеств у человека, которые вытесняются сугубо деловыми и обывательскими чертами личности, характеризующими её как потребителя. Этот и другие факторы приводят к опасности деградации зрелой личности в современном гражданском обществе, где проявляется торможение процесса самореализации и самосовершенствования личности, приводящее в результате к усилению девиантных форм её поведения. Отмеченные негативные факторы способствуют также проявлению и нарастанию бездуховности общества.
Современное общество сегодня диктует свои нормы восприятия и определения сущности зрелости личности. Растущее безответственное отношение человека к социальным ценностям, причиной которого являются процессы инфантилизации личности в обществе, побуждает современное обществознание пересмотреть основные условия и предпосылки развития зрелой личности, ценность человеческой «зрелости» в современном мире.
Список литературы:
- Ананьев Б. Г. Психология и проблема человекознания. – М.- Воронеж, 1996. 25‑36 с.
- Волынская Л. Б. Престижность возраста.// Социс №7, 2000.121 – 122 с.
- Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний //И. А. Ильин. Собрание сочинений в десяти томах. – Т.З. – М.: Русская книга, 1994. 285‑286 с.
- Красиков В. И. Синдром существования. Томск. 2002. 36‑50 с.
дипломов
Оставить комментарий