Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2012 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Орлов В.Н. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В УКРАИНЕ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В УКРАИНЕ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Орлов Владлен Николаевич

ассист. каф. ист. Украины ПНПУ им. Короленка В. Г., г. Полтава, Украина

Е-mail: vladlen-orlov@rambler.ru

 

Феномен новых религиозных движений(НРД)для Украины не является архаическим, но, просуществовав достаточный промежуток времени и пройдя длительный период адаптации, он стал неотъем­лемой частицей украинской государственности, и составляющей его религиозной среды. В разных регионах Украины НРД развивались на различном уровне, что продиктовало необходимость детального анализа ихрайонирования.

Проблемой религиозно-географического районирования террито­рии Украины занимались такие исследователи, как Ковальчук А. [3—5], Павлов С. [11—12], Шаблий О. [17], Шевчук Л. [18]. В этом разрезе следует отметить также исследования белорусского географа Озема Г. [9]. Следует заметить, что общими проблемами распростра­нения религий в контексте общественной географии, географии культуры и регионалистских исследований, занимались Кучабс­кий А. [6], Любицева О.[8], Мезенцев К., Ровенчак И. [15 —16]. Непосредственно решение проблемы религиозного районирования НРДв Украине предложено украинскими историками Окороковой И. и Игнатушей А. [10]. Этногеографическое районирование, в частности, методология его проведение, была выработана украинским географом Днистрянским М. [1]. В контексте современного академического рели­гиоведения выделение ряда религиозных районов было осуществлено украинским ученым Колодным А. [2; 13].

Под определением «религиозный район» следует понимать значительную часть территории Украины, объединяющую несколько областей, в пределах которых наблюдается своеобразная территориальная организация религии, обусловленная сакральной интенсивностью жизни; соотнесение количества населения на одну религиозную общину; отноше­ние количества конфессий к определенной численности населения, уровень обеспеченности культовыми объектами; наличие присущей данной территории духовной и административной иерархии [18, с. 142]. По мнению Любицевой О., к составляющей географии культуры можно отнести географию религии, которая изучает геопространственную организацию религиозной сферы [8, с. 51].

Белорусский географ Озем Г. отметил, что сепарирование отдель­ных религиозно-географических районов, которые нельзя охарактери­зовать как автономные и замкнутые, может показаться малокомпетент­ному в этом вопросе, искусственным процессом. Однако, с целью осознания различий уровня религиозности территориальных единиц, процедура территориального регионирования является оправданной и необходимой [9, с. 6].

В этом контексте необходимо проанализировать основные религиозно-географические аспекты районирования, которые существуют в научном наследии современного периода. Так, украинским географом Павловым С. предложено четыре основных религиозно-географических региона (далее — РГР) Украины:

  1. Западный, включающий Волынскую, Ривненскую, Тернопольс­кую, Ивано-Франковскую, Львовскую, Закарпатскую и Черновицкую области;
  2. Центральный, в который вошли Житомирская, Винницкая, Хмельницкая, Черкасская, Киевская и Черниговская области;
  3. Южный: с Автономной Республикой Крым, Одесской, Нико­лаевской и Херсонской областями;
  4. Восточный, представленный Сумской, Харьковской, Полтавской, Кировоградской, Днепропетровской, Запорожской, Донецкой, Луганской областями [12, с. 11].

В 1999 году собственный подход к религиозно-географическому районированию, предложила Шевчук Л., состоящие из четырех религиозных районов: Западного, Центрального, Восточного и Южно­го. Западный: Львовская, Волынская, Ривненская, Тернопольская, Хмельницкая, Винницкая, Черновицкая, Ивано-Франковская и Закар­патская области; Центральный представлен семью областями Украи­ны: Киевской, Житомирской, Черниговской, Сумской, Полтавской, Черкасской, Кировоградской. Восточному региону принадлежат Харьковская, Луганская, Днепропетровская, Донецкая и Запорожская области. Южный — Одесская, Херсонская, Николаевская области и Автономная Республика Крым [18, с. 144].

Украинских исследователем Шаблием О. предложено подобное РГР, которое также распределяет территорию Украины на четыре ре­гиона, однако, его важным отличием является то, что в Западном РГР было выделено пять субрегионов, в частности: Западный, который сос­тоит из галицкого (Ивано-Франковская, Львовская и Тернопольская области); буковинского (в пределах Черновицкой области); закарпатского (в пределах Закарпатской области) западно-волынского (в пределах Волынской и Ривненской областей); подольско-волынского (охватывающий территорию Винницкой, Житомирской и Хмельницкой областей), которые в классификации Павлова С. были отнесены к Центральному РГР. В Центральный РГР автором были отнесены Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская и Черниговская области. Восточный РГР, по сравнению с класси­фикацией Павлова, значительно сужен и охватывает лишь четыре административно-территориальные единицы Украины: Днепропет­ровскую, Донецкую, Луганскую, Харьковскую области. Южный РГР — в пределах Запорожской, Одесской, Николаевской, Херсонской областей и АО Крым [17, с. 611].

Украинских географом А. Ковальчуком было предложено следующее РГР, состоящее из девяти регионов: Галицкого (Ивано-Франковская, Львовская и большая часть Тернопольской области, не учитывая северные районы); Западно-Волынского (Волынская, Ривненская и севернаю часть Тернопольской области); Закарпатского (Закарпатская область); Буковинского (в пределах Черновицкой области); Волынско-Подольского, который представлен Винницкой, Житомирской и Хмельницкой областями; Центрально-Северного (Киевская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области и город Киев); Центрально-Южного (Кировоградская, Николаевская, Одесская и Херсонская области); Крымского (Автономная Республика Крым и город Севастополь); Восточного (Харьковская, Луганская, Донецкая, Запорожская и Днепропетровская области). Необходимо отметить, что два последних региона, содержащие наивысшую концент­рацию новых религиозных движений, автором были охарактеризованы как неорелигиозные [3, с. 12—14]. Подобная сентенция выполняет аффирмативную функцию, еще раз подчеркивая гетерогенность НРДи их максимальную концентрацию на юге и востоке страны.

Заслуживает внимания этногеографическое районирование терри­тории Украины, предложенное Днистрянским М.. Конечно, подобное районирование учитывает этнодемографический и этносо­циальный фактор, однако для общего понимания методологии районирования, его стоит продеомнстрировать следующим образом: Закарпатская и Черно­вицкая области; Волынско-Галицкий район (Волынская, Ривненская, Ивано-Франковская, Львовская и Тернопольская области); Центральный (Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Хмельницкая, Черкасская и Черниговская области); Донецкий (в пределах Донецкой и Луганской областей); Одесский (в пределах Одесской области); Центрально-Причерноморский (Николаевская и Херсонская области); Днепровско-Харьковский (Днепропетровская, Запорожская и Харьковская области); Крымский (Автономная Республика Крым) [1, с. 144.].

Используя предыдущие наработки, украинские историки Окорокова И. и Игнатуша А. предложили районирование Украины не только по общим религиозно-географическим факторам, но и по уровню распространения новых религиозных движений, уделив особое внимание реконструированным (неоязыческим) НРД. Согласно данному структурированию, Западный регион включает Ивано-Франковскую, Закарпатскую, Тернопольскую, Волынскую, Львовскую, Ривненскую, Хмельницкую, Черновицкую области. Центральный регион: Киевская, Житомирская, Черниговская, Сумская, Винницкая области; Южный регион: Николаевская, Днепропетровская, Кировоградская, Одесская, Запорожская, Херсонская области и Автономная Республика Крым; Восточный регион: Донецкая, Луганская, Харьковская облас­ти [10, с. 140]. Характерно, что в представленном районировании неопределенной остается позиция относительно Полтавской области, которая находится на границе религиозных районов, и поэтому исследователи не нашли четких признаков ее принадлежности к данному распределению, что повлекло ее отсутствие в РГР. Особое место в данном районировании принадлежит городу Киеву, так как на его территории происходит значительное распространение НРД.

Среди религиоведов первым исследователем, который предложил собственный взгляд на регионализацию территории Украины, используя фактор распространения НРД, является украинский ученый Колодный. Учитывая комплекс исторических, этнографических, хозяйственных и ряда других факторов, им предложен следующий подход к райониро­ванию Украины, состоящий из 12 основных районов, в частности: Волынь (Волынская и Ривненская области); Север (Киевская, Жито­мирская, Черниговская области и город Киев); Слобожанщина (Сумская и Харьковская); Галичина (Ивано-Франковская, Тернополь­ская, Львовская); Закарпатье (Закарпатская область); Буковина (Черно­вицкая); Подолье (Хмельницкая и Винницкая); Степь (Кировоградская, Полтавская и Черкасская); Юг (Одесская, Николаевская, Херсонская); Восток (охватывает территорию Донецкой и Луганской областей); Крым (в рамках Автономной Республики Крым) [2, с. 145].

На основе полученных результатов, используя статистические данные за 2010 год [13; 14], можно сделать попытку районирования территории Украины по принципу распространения новой религиоз­ности. Статистические сведения о религиозных общинах НРД в Украи­не, как на общегосударственном, так и на региональном уровне, являются несовершенными, нецелостными, что проявляется в отнесении представленных религиозных общин к категории «другие религиозные движения» наряду с традиционными для Украины конфессиями. Процесс статистического учета религиозных общин Украины требует дальнейшей доработки и усовершенствования, в частности создания, наряду с категорией «Православие», общей категории «Новые религиозные движения». Предлагается вниманию читателя следующее авторское религиозное районирование территории Украины, которое представлено четырьмя районами: Закарпатским, Западным, Центральным и Юго-Восточным.

Закарпатскийрегион сформирован в рамках Закарпатской области. Основанием выделения в отдельный регион является достаточно высокий уровень наличия НРД, в том чистые, вестернизированных (неохристианских), которые имеют высокую концентрацию в данном регионе. Например, из 49 общин (на 1 января 2010 года) религиозных организаций Церкви Живого Бога, 43 сосредоточены именно в Закарпатской области, что составляет 87,76 % от общего их количества.

Западный охватывает территорию Волынской, Ивано-Франковс­кой, Львовской, Ривненской, Тернопольской, Хмельницкой и Черно­вицкой областей. Эти семь регионов Украины отличаются достаточно низким уровнем распространения НРД. В нем можно выделить подольско-буковинский субрегион (Хмельницкая и Черновицкая области), который отличается несколько более высоким уровнем распространения новой религиозности.

Центральныйрегион охватывает территорию девяти административно-территориальных единиц (Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская и город Киев). Этот регион, по сравнению с Западным, отличается более высоким уровнем концентрации общин НРД. В частности, следует отметить, что в Винницкой, Киевской, Черкасской областях и городе Киеве наблюдается значительный процент присутствия НРД. Например, из 635 религиозных общин Церкви Полного Евангелия, 181 община (28,5 %) сосредоточена именно в этом регионе.

Юго-Восточныйрегион, территориально, является наибольшим. Он охватывает десять административно-территориальных единиц (Автономную Республику Крым, Днепропетровскую, Донецкую, Запорожскую, Луганскую, Николаевскую, Одесскую, Харьковскую, Херсонскую области и город Севастополь). Для этого региона характерным является высокий уровень представительства различных НРД, в частности, вестернизированных, реконструированных и неоориентальных. Настоящим лидером по численности новых религиозных движений общегосударственного и регионального уровня, является Донецкая область. Так, представительство Церкви Креста составляет 61 общину, что соответствует 74,39 % общегосударственного представительства. Однако, выделение Донецкой области в отдельный религиозный район нецелесообразно, потому что соседние области, Днепропетровская и Запорожская, также представляют значительный процент присутствия НРД. Например, из 166 общин Украинской христианской евангельской церкви — 125 (75,3 %) имеют свое представительство в Юго-Восточном регионе.

Украинский историк Литвин В., отмечая рост новой религиозности за годы независимости Украины, зафиксировал их концентрацию (почти 75 % представительств) именно на юго-востоке государства [7, с. 308]. Эта позиция является наиболее удобной, поэтому распределение данного региона на восточный и южный, или дробление на микро-регионы, не целесообразно.

Таким образом, можно констатировать, что в современных научных исследованиях особое внимание уделено проблеме распрост­ранения и концентрации НРД в Украине. Данная проблематика являет­ся предметом исследования историков, географов и религиоведов, что и обусловливает многообразие позиций относительно районирования территории Украины.

 

Список литературы:

  1. Дністрянський М. С. Етногеографія України: навчальний посібник — Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2008. — 232 с.
  2. Історія релігії в Україні : у 10 т. / за ред. Колодного А. ; редкол.: Колодний А. (голова) [та ін.] — К., 2010. — Т. 8: Нові релігії України. — 828 с.
  3. Ковальчук А. С. Географія релігії в Україні. — Автореф. дис. … 11.00.02 — Львів, 2000. — 20 с.
  4. Ковальчук А. С. Географія релігії в Україні : монографія — Львів: Видавничий центр ЛНУ ім. Івана Франка, 2003. — 308 с.
  5. Ковальчук А. С. Релігійно-географічне районування: критерії і показники // Український географічний журнал. — 2000. — № 3. — С. 40 —43.
  6. Кучабський О. Г. Релігійна сфера обласного регіону: трансформація і територіальна організація (на матеріалах Львівської області) : автореф. дис. … 11.00.02 — Львів, 2000. — 20 с.
  7. Литвин В. М. Україна на межі тисячоліть (1991 —2000 рр.) — К.: Видавничий дім «Альтернативи», 2000. — 360 с. — («Україна крізь віки» : в 15 т. ; т. 14).
  8. Любіцева О. О. Місце географії культури в системі географічних наук та її структура // Український географічний журнал. — 2009. — № 2. — С. 48 —51.
  9. Озем Г. З. Территориальная структура религиозной сферы и конфессиональное районирование Белоруси : автореф. дисс. … 25.00.24 —Минск, 2010. — 22 с.
  10. Окорокова І. Г., Ігнатуша О. М. Особливості регіонального поширення нетрадиційних релігій та неоязичництва в сучасній Україні // Наукові записки історичного факультету Запорізького державного університету. — Вип. ХХІІ. — Запоріжжя: Просвіта, 2008. — С. 139 —142.
  11. Павлов С. В., Мезенцев К. В., Любіцева О. О. Географія релігій : навчальний посібник [для студентів географічних і філософських факультетів вищих навчальних закладів] — К.: АртЕк, 1999. — 504 с.: іл.
  12. Павлов С. В. Організація релігійно-географічної сфери України : автореф. дис. … 11.00.02 — Львів, 1999. — 18 с.
  13. Релігійна мережа України // Історія релігії в Україні : у 10 т. / за ред. Колодного А. ; редкол.: Колодний А. (голова) [та ін.]. — К.: Український видавничий консорціум, 2011. —Т. 7: Релігійні меншини України. — С. 593 —599.
  14. Релігія і влада в Україні: проблеми взаємовідносин. Інформаційно-аналітичні матеріали до круглого столу на тему: «Державно-конфесійні відносини в Україні, їх особливості і тенденції розвитку» (Київ, 8 лютого 2011 р.). — К., 2011. — 82 с.
  15. Ровенчак І. І. Географія культури: проблеми теорії, методології та методики дослідження : автореф. дис. … 11.00.02 — Львів, 2010. — 32 с.
  16. Ровенчак І. Українська географія релігії: історія формування та предмет дослідження // Історія української географії. Всеукраїнський науково-теоретичний часопис. — Тернопіль: Підручники і посібники, 2003. Випуск 2 (8). [електронний ресурс] — Режим доступу до журн. — URL:http://ukr-tur.narod.ru/istoukrgeo/allpubl/antropos/ukrgeorelig.htm.
  17. Шаблій О. І. Суспільна географія: теорія, історія, українознавчі студії — Львів: Львівський національний університет імені Івана Франка, 2001. — 744 с.
  18. Шевчук Л. Т. Сакральна географія : навч. посібник — Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 1999. — 160 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.