Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2012 г.)

Наука: История

Секция: Антропология

Библиографическое описание:
Корсакова И.А. ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Корсакова Ирина Анатольевна

канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и философии культуры РГСУ, г. Москва

E-mail: 

 

Только у человека может возникнуть проблема противоречивости его бытия. Это связано с тем, что противоречивость — не качество или свойство, а способ бытия. Изначальная противоречивость человеческо­го бытия обусловлена непредопределеённостью человека. Ни у кого из животных не возникает проблема быть или стать представителем своего вида. У человека же нет изначально заложенной программы, которая бы определяла для него качество «быть человеком». И здесь существенно даже не то, что человек — социальное существо, а не биологическое, а то, человек должен становиться собой. То, что фик­сирует его человеческую сущность, находится вне его — в человечес­ком предметном мире. Действия, необходимые для выживания, не заложены генетически, а человек должен сам их осваивать. Сущность его не дана ему изнутри, а концентрируется извне его. Человек постоянно открыт, поэтому необходимость становиться собой и быть человеком — это не состояние, а проблема, — считал Э. Фромм [4].

Таким образом, бытие человека представляет собой постоянное овладение своей сущностью. Человеческое существование всегда устремлено на то, чтобы расширять свою сущность в овладении внешними предметами и освоении фрагментов природной реальности. Будучи непредопределённой заранее, человеческая сущность потому является потенциально безграничной. Человек может обретать себя, лишь выходя за рамки своего индивидуального бытия. В этом кроется проблема противоречивости индивидуального и социального сущест­вования, потому что, несмотря на сущностный для личности вектор саморасширения, она никогда не достигнет предела саморасширения, не разрастётся до всего социума в его пространственной и хроно­логической целостности.

Бытие человека таково, что стремясь своим саморазвитием стано­виться человеком, человек не снимает фундаментальные проблемы своего бытия, но диалектически развивает и углубляет их. В че­ловечестве особое значение приобретает факт индивидуального разви­тия всякого человека. Существование отдельной особи в животном мире не имеет особого значения для существования вида в целом. А индивидуальный человек же в силу не предопределённости своего бытия может открыть что-либо принципиально новое, востребуемое остальным человечеством; тем самым и человечество безгранично творчески развивается каждой индивидуальностью.

Человек не предопределен и открыт всякой возможности. Переставая совершать человеческие поступки, человек перестаёт быть человеком. Человек — социально открытое существо. Экзистен­циальные противоречия человека существуют для него в виде предела, горизонта, к которому он стремится, развивая свою социальную сущ­ность. Социальная сущность и оказывается по мере своего освоения постоянно отодвигающимся пределом саморазвития личности. Жизнь человека заключается в том, чтобы постоянно приближаться к этому идеалу всестороннего развития. Достигая свой идеал, человек ставит перед собой ещё один ориентирующий идеал и начинает достигать его.

Итак, по причине своей изначальной непредопределённости, человек есть открытое миру, свободное существо.

Основные противоречия человеческого бытия:

·           между индивидуальностью и социумом;

·           между жизнью и смертью;

·           между возможностями и реализацией.

Э. Фромм — один из философов, который рассматривал эти противоречия. В основе противоречивости человеческого бытия лежит противоречие между сущностью и существованием. Это — экзистен­циальные противоречия. Они побуждают человека совершенство­ваться, становиться хозяином природы и самого себя.

Наряду с экзистенциальными Фромм указывает исторические противоречия, которые не присущи с необходимостью человеческому существованию как таковому, а возникают в рамках данной исто­рической эпохи и разрешаются с изменением социальных условий. Те же, кто заинтересован в сохранении данной общественной системы, данной исторической эпохи, извлекают выгоду из исторических противоречий, и стремятся представить их как вечные, присущие изначально природе человека, то есть в качестве экзистенциальных, — например, рабовладельческий строй, или хищничество в рамках рыночных отношений. Разрешение исторических противоречий разви­вает общество в целом, экзистенциальные противоречия лежат в осно­ве саморазвития всякого человека.

Другие проблемы человеческого бытия (свобода, агрессивность, одиночество) — конкретные проявления противоречивости челове­ческого бытия, с которыми человек постоянно сталкивается на протя­жении жизни, стремясь к самореализации [5].

Согласно Э. Фромму, человек является социальным существом, выходит за пределы той предопределённости, которую даёт, обуслов­ливает природа, поскольку он не только приспосабливается, но и преобразовывает. То есть, становится свободным. Выделившись из порядка природы, на ранних этапах своего развития человек не очень осознаёт себя в качестве преобразующего существа. Являясь, то есть постоянно становясь свободным творческим существом, человек не всегда это осознавал, и на первых этапах своего существования не вычленял себя отчётливо из общества, социума. С переходом к буржуазному типу общества человек начинает осознавать себя свободным субъектом социальных отношений. Вместе с тем, обрушившееся на человека ощущение свободы накладывает и пос­тоянное бремя проблемы ответственности, проблемы выбора. Свобод­ный человек всегда оказывается перед бременем жизненного выбора. И не каждый человек способен его выдерживать. Нет ничего более неприятного, чем свобода, потому что она всегда несёт с собой слож­ности, и человек всегда ищет инстанцию, на которую можно перело­жить всю ответственность. Поэтому неудивительно, что на почве демократических государств выросли тоталитарные режимы. Это не парадокс и не случайность. Эту перемену порождает неумение и нежелание человека быть свободным [3].

Согласно З. Фрейду, общество возникает тогда, когда люди хотят гарантированно удовлетворять свои потребности. Но выполнение со­циальных требований, которые подавляют инстинктивные потребнос­ти, вызывает у человека агрессивную реакцию. Более того, Фрейд полагает агрессивность не только реактивной. Есть и накапли­вающаяся, и требующая выхода имманентная агрессивность. Агрес­сивность является не только реакцией на подавление инстинктов, но она спонтанна, коренится в самом человеке. В самой природе человека заложено стремление к агрессивности. И если не будет каких-то явных причин для агрессивного поведения, человек найдёт какие-нибудь случайные объекты для выхода своих агрессивных устремлений. В противном случае, по Фрейду, человек при подавлении биологических потребностей будет неудовлетворён, и свою агрессивность будет нап­равлять не вовне, на общество, а на себя. Это может привести в конеч­ном итоге к тому, что человек либо покончит жизнь самоубийством, либо сойдёт с ума [2].

К. Лоренц, как и З. Фрейд, считает агрессивность спонтанной. Если лишить животное реальных источников и объектов, вызывающих агрессивность, оно будет искать объекты приложения своей агрессив­ности, пусть лишь внешне отдалённо напоминающие настоящие. Если же при проявлениях внутривидовой агрессивности животные в состоя­нии убить друг друга в ходе поединка, у них развивается система торможения, что предохраняет бесполезную для вида гибель особей. У людей же такой системы инстинктивного торможения не развивается, поскольку они не могут друг друга убивать голыми руками и изобре­тают искусственные орудия убийства могущие развиваться безгранич­но. Чувство смертельной опасности притупляется [1].

Таким образом, можно утверждать, что противоречие между индивидуальным существованием человека и его социальной сущ­ностью определяет его саморазвитие и является основным внутренним двигателем развития, а потому и усиления его способности к самоуп­равлению. Невозможность разрешения для человека указанного проти­воречия — это шанс человека. Противоречие сущности и существова­ния всегда открывает человеку социальный горизонт, к которому следует стремиться в ходе саморазвития. Экзистенциальные проблемы неразрешимы, но они постоянно подталкивают человека решать их, и это развивает человека. Человек не может разрешить окончательно экзистенциальные проблемы, но не может не решать их, оставаясь человеком.

 

Список литературы:

1.        Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. М., 1994.

2.        Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

3.        Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

4.        Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

5.        Фромм Э. Психоанализ и этика М., 1993.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.