Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 31 января 2012 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ ЯРМАРОЧНЫХ ГОРОДОВ В РОССИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Мельникова Лариса Александровна
канд. пед. наук, ст. научный сотрудник НИО УрЮИ МВД России,
г. Екатеринбург
Е-mail: larismelnikova@yandex.ru
Проблема сохранения культурного наследия городов России в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с активностью различного рода строительных организаций, градостроительная деятельность которых приводит к изменению историко-культурного облика городов. Каждый город является уникальным в силу специфики своего исторического развития. Многие города, достигнув когда-то величия, утратили его в силу объективных причин, сохранив при этом свой архитектурно-пространственный облик. Мы полагаем, что особого внимания заслуживают так называемые ярмарочные города.
Ярмарки, как места периодических съездов торговцев и привоза товаров, главным образом для оптового торга, под настоящим названием известны в Западной Европе с X в. [2, с. 823].
Однако ярмарки существовали и раньше, так как их появление было вызвано, в первую очередь, необходимостью поиска безопасного и охраняемого места для обмена. Идеальным местом для функционирования ярмарки был город. Однако многие города вообще никогда не были ярмарками, в силу объективных причин, или город не допускал устройство ярмарки в своих стенах, удерживая ее на расстоянии. Но если ярмарка проникала в город, то она сама становилась городом и даже больше чем городом. Она целиком подчиняла себе город, и город переставал быть самим собой [1, с. 69].
Следует отметить, что существовали города, которые не были полностью охвачены ярмаркой. Такие города имели собственное купечество, иногда немногочисленное, но активно участвующее в ярмарочной торговле. Ярмарки, проводимые в этих городах, могли иметь международный характер. Однако их проведение контролировалось местным купечеством в целях устранения конкуренции со стороны иностранных торговцев. В Западной Европе такими городами были Генуя, Венеция, Любек, Гамбург, Аугсбург, Нюрнберг, Марсель, Монпелье и др.
Вместе с тем существовали крупные международные ярмарки, которые захватывали весь город, оказывая влияние как на его архитектурно-пространственный облик, так и на жизнедеятельность горожан. Это были ярмарочные города в чистом виде. В них отсутствовало местное купечество, а жители этих городов ограничивались вспомогательной ролью в области торговли, выступая в качестве маклеров, экспедиторов, грузчиков, иногда менял. В Западной Европе такими городами были Брюгге, Франкфурт на Майне, Женева, Цурцахе, Лион, Лейпциг, Антверпен, города Шампани.
Ярмарочная торговля в России получила наибольшее развитие в XIX в., в связи с увеличением мелких, преимущественно сельскохозяйственных ярмарок, носивших региональный характер. Поэтому для России в этот период характерно большое количество городов, в которых проводились ярмарки, в основном местного значения. Международный характер носили лишь две ярмарки: Нижегородская, которая являлась посредником в европейско-азиатской торговле и Ирбитская, связывающая Сибирь и центральные районы.
Следует отметить, что для ярмарочных городов России характерно активное участие в ярмарочной торговле местного купечества. Это связано с тем, что значительную роль в организации ярмарки играла центральная или местная власть, получая значительные доходы от ее проведения. Для местного купечества участие в ярмарочной торговле также было выгодно. В связи с этим в России не было ярмарочных городов в чистом виде, подобно крупным международным центрам Западной Европы. Тем не менее, ярмарка оказывала значительное влияние на формирование историко-культурного облика города.
Для возникновения ярмарочного города необходимо было наличие следующих факторов: 1. Выгодное для организации ярмарки географические положение; 2. Покровительство ярмарке со стороны сеньориальной, церковной или городской власти; 3. Активное участие в организации и деятельности ярмарки самих горожан.
В России регулярные ярмарки появились в XII в. В середине XIX в. количество ярмарок превышало 4 тыс. К 1904 г. в России насчитывалось около 16,5 тыс. ярмарок.
В 1913 году крупнейшими ярмарками в России были Маргаритинская (Архангельск), Весенняя Ханская (Астрахань), Николаевская (Баку), Георгиевская (Вильна), Крещенская (Вологда), Житомирская (Житомир), Ильинская (Томлевский монастырь), Алексеевская (Вятка), Покровская (Донская область), Рождество-Богородицкая (Ростов-на-Дону), Рождественская (Красноярск), Весенняя биржа Булака (Казань), Козьмодемьянская лесная (Козьмодемьянск), Контрактовая (Киев), Макарьевская лесная (Макарьев), Девятая (Кострома), Крестовоздвиженская (Кинешма), Ивановская (Рига), Рождественская (Рига), Перновская (Пернов), Январская (Юрьев), Минская лесная (Минск), Гомельская лесная (Гомель), Нижегородская (Нижний Новгород), Покровская (Вытегра), Меновая (Троицк), Ирбитская (Ирбит), Ильинская (Полтава), Маслянская (Ромны), Вознесенская (Ромны), Сретенская (Кременчуг), Покровская (Новоузенск), Успенская (Новая Ладога), Никольская (Смоленск), Покровская (Георгиевск), Ильинская (Тюмень), Зимне-Никольская (Ишим), Георгиевская (Богородицк), Мензелинская (Мензелинск), Крещенская (Харьков), Ярославских Чудотворцев (Ярославль), Темирская весенняя (Темир), Актюбинская (Актюбинск), Тургайская (Тургай), Петровская (Петропавловск), Никольская (Зайсан), Константиновская (Акмолинск), Введенская (Омск), Екатерининская (Усть-Каменогорск) и др. [6, с. 51—60].
Самой крупной ярмаркой была Нижегородская, которая возникла в 1627 г. у стен Макарьев-Желтоводского монастыря. Макарьев монастырь активно посещался паломниками, особенно в день преподобного Макария (25 июля). Вскоре это место стало привлекательным не только для паломников, но и для купцов. Здесь стали появляться не только российские купцы (московские, ярославские), но также купцы из Средней Азии, Персии и Закавказья (армяне, бухарцы и др.). Ярмарка находилась под покровительством монастырских властей, которые разбирали конфликты между купцами и следили за порядком.
Во второй половине XVIII — начале XIX вв. Макарьевская ярмарка была самой крупной ярмаркой в России. Она проходила с 10 июля до середины августа. Многие региональные ярмарки в июне заканчивали торговлю, чтоб успеть на Макарьевскую ярмарку. Кроме русских купцов ярмарку посещали польские, греческие и армянские купцы.
Однако с ростом ярмарки места для торга оставалось все меньше и меньше. Это было связано с тем, что берег, на котором располагалась ярмарка, все время затапливало. Не было места для строительства новых помещений для складов. Поэтому вопрос о переносе ярмарки неоднократно возникал в правительственных кругах.
В 1816 г. после пожара, который уничтожил ярмарочный комплекс, Макарьевская ярмарка была перенесена к Нижнему Новгороду, где просуществовала до 1918 г. Следует отметить, что Макарьевская ярмарка проходила не в самом городе, а в его окрестностях. Однако жизнь Нижнего Новгорода с возникновением ярмарки стала полностью зависеть от нее.
Как и другие ярмарочные города, Нижний Новгород имел удобное для осуществления торговли географическое положение. «Сама природа указала Нижнему Новгороду быть одним из важнейших городов мира, — писал в своё время П. И. Мельников-Печерский. — Географическое положение его чрезвычайно выгодно. Можно сказать, что во всей внутренней России нет другого пункта, кроме Нижнего Новгорода, который был бы так удобен для отправления обширной торговли» [9].
Нижегородская ярмарка поражала иностранцев своими масштабами. В 1839 г. Маркиз де Кюстин, посетивший Нижегородскую ярмарку, называл ее городом, отмечая, что только стечение обстоятельств, характерное для данной местности, и России в целом, могло привести к возникновению данного явления. Он называл Нижегородскую ярмарку величайшей ярмаркой на земном шаре [7].
Второе место по торговым оборотам в XIX в. занимала Ирбитская ярмарка. Основание Ирбита относится к 1631—1632 гг., когда близ устья Ирбеи было положено начало Ирбитской слободе. Ярмарка в Ирбите была учреждена в 1643 г. и сразу стала привлекательной как для русских торговцев, так и для татар, калмыков, бухарцев, а позднее китайцев, персов, немцев, французов, англичан и др.
Ярмарочный город Ирбит имел выгодное для широкой торговли географическое положение. Ирбит находился в 1674 верстах от Барнаула, в 1700 верстах от Бийска и 2200 верстах от Чуи, в стороне от ведущего сухопутного тракта — Московского и судоходных рек. Доставка товаров осуществлялась водно-сухопутным (летом) или санным путем (в зимнее время). В случае сухопутной доставки товар шел с Алтая через Бийск, Барнаул, Сузун до Московского тракта, по нему до Тюмени и от Тюмени по тракту Тюмень-Ирбит, находясь в пути от 30 до 40 суток [5].
Ирбитская ярмарка длилась один месяц с 1 февраля по 1 марта. На ярмарку съезжались купцы со всей страны и других государств, а население ярмарочного города увеличивалось почти в 15 раз.
Писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк в романе «Приваловские миллионы» писал об Ирбите: «Ирбит — большое село в обыкновенное время — теперь превратился в какой-то лагерь, в котором сходились представители всевозможных государств, народностей, языков и вероисповеданий. Это было настоящее ярмарочное море, в котором тонул всякий, кто попадал сюда. Жажда наживы согнала людей со всех сторон, и эта разноязычная и разноплеменная толпа отлично умела понять взаимные интересы, нужды и потребности. На площади и по улицам от возов с товарами, купеческих фур и мелких лавчонок не было свободного местечка...» [8].
Также как и в Западной Европе, проведение ярмарки в России приурочивалось к религиозным праздникам, получая соответствующее название. В 1797 г. большой известностью пользовалась Троицкая ярмарка в Ставрополье, проводимая в дни празднования Святой Троицы. В 1854 г. на эту ярмарку кроме торговцев, стекался весь народ Ставропольской губернии и отчасти с Кавказа. Еще до открытия ярмарки здесь появлялись шатры цыган, затем гуртовщики со скотом, русские промышленники, ногайцы, горцы с лесом из-за Кубани. Вскоре на ярмарке стали появляться кочующие народы, исповедующие ислам, которые стремились не только сбыть свой товар, но и принять участие в скачках, ставшие неотъемлемым атрибутом ярмарки с 1850 г. по распоряжению Кавказского Наместника. Хозяин лошади, выигравшей на скачках, получал серебряную вазу стоимостью в 500 руб., а за второе место присуждался приз в 150 руб. [3].
В XIX в. проводились три ежегодные ярмарки в Кунгуре: Богоявленская, Пятницкая и Мининская на основании указа Пермского губернского правления. Город Кунгур был основан в 1663 г. В XVII в. он успешно развивался как торговый город, а в XVIII в. здесь стали проводиться торжки и ярмарки [4, с. 177].
Перед началом ярмарки в местном храме служили молебен, на котором присутствовали представители местной власти. По окончании совершался крестный ход из церкви на ярмарочную площадь, на которой совершался еще один молебен. И только после этого начиналась торговля. В Кунгуре перед открытием ярмарки поднимали окропленный святой водой белый флаг [4, с. 178].
Следует отметить, что посещение ярмарки сочеталось не только с куплей-продажей, но и с паломничеством. Народ, стекающийся на богомолье, одновременно стремился продать излишки продукции, что могло послужить началом ярмарочной торговли. Впоследствии место благоустраивалось церковной или местной административной властью.
В организации ярмарки участвовала центральная или местная власть, так как ярмарочная торговля приносила значительные доходы в казну. Открытие ярмарок в губерниях и уездах осуществлялось с разрешения Министерства внутренних дел и финансов, а сельских торгов с разрешения уездных и губернских земских управ. Кроме того многие земства контролировали цены на ярмарке, предупреждая их неоправданное повышение.
Купечество платило в городскую казну значительные финансовые средства за лавки, навесы, склады, погреба и развлекательные заведения.
Ярмарка была выгодна не только власти и купечеству, но и жителям ярмарочных городов. Местные жители могли беспошлинно организовывать постоялые дворы и гостиницы в своих домах.
Список литературы:
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV—ХVIII вв. Т. 2: Игры обмена. — М., 1988. — 632 с.
2. Вечканова Г. С., Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. — СПб.: Лань, 2002. — 880 с.
3. Все дороги ведут на ярмарку. Историческая справка о Троицкой ярмарке [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://troickinfo.narod.ru/history/fair2.htm.
4. Долгорукова Л. В. Ярмарки — это целый мир (из истории Кунгурской ярмарки) // Архивы Урала. — 2006. — № 9—10. — С. 177—191.
5. История Ярмарки [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://yarmarka.irbit-media.ru/istoriya_yarmarki.htmlсайт
6. Канделаки И. Роль ярмарки в русской торговле — СПб., 1914. — 60 с.
7. Маркиз де Кюстин о Нижегородской ярмарке (1839 г.) [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.history.ru/content/view/1197/87/
8. Наш Урал [электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.nashural.ru/Goroda_i_sela/irbit.htm.Мультимеди
9. Опустевший карман России [электронный ресурс] — Режим доступа. — https://www.livejournal.com/create.bml.
дипломов
Оставить комментарий