Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2011 г.)

Наука: Философия

Секция: Философия и ее роль в современном обществе

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шалимов А.Б. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Шалимов Андрей Борисович

преподаватель СФУ, г. Красноярск

Е-mail: a_shalimov@mail.ru

 

Памяти профессора, д-ра философ. н.

Альберта Яновича Райбекаса

Отталкиваясь от классического определения социального инсти­тута как постоянно повторяющихся и воспроизводящихся отношений людей; устойчивой совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций на основе определённых норм и правил; следует отметить, что социальные медиа или социальные сети в современном обществе занимают положение важнейшего обществен­ного института. Информационная сущность функционирования соцуима и цель социальных медиа монополизировать коммуникации (как межличностные, так и массовые) подтверждают данный тезис.

Институционализация социальных сетей, подразумевающая упорядочение, формализацию и стандартизации общественных связей и отношений, обусловлена растущей в информационном обществе социальной потребностью личности в общении и коммуникации. Так, миссией социальной сети «ВКонтакте» является создание «универ­сального средства коммуникации», а «Facebook помогает Вам всегда оставаться на связи и общаться со своими знакомыми» (ключевой смысл — обеспечение «связности» или даже «связанности», особенно четко это выражено в английской формулировке «Facebook helps you connect and share with the people in your life»). Успешному распростра­нению социальных сетей и их институционализации способствовало также использование ранее сложившихся устойчивых социальных связей между людьми, например, Facebook и ВКонтакте изначально позиционировали себя как социальные сети студентов и выпускников ведущих вузов. Т.е. социальные сети не создают новых социальных связей, социальных отношений; можно сказать, что они «паразитируют» на уже существующих. Более того, чаще всего социальная сеть возникает в момент актуализации дисфункции какого-либо социального института. Так, например, в начале 2000-х гг. sms были значительно дешевле звонков, поэтому большинство клиентов сотовых компаний использовали их как основное средство общения посредством мобильного телефона. К концу 2000-х звонки по мобильному телефону стали намного дешевле, а стоимость sms осталась той же. Это привело к резкому сокращению пользования такой функцией. Тем не менее, потребность писать короткие сообщения, информировать ими своих знакомых о каких-либо событиях у людей осталась. Именно благодаря этому, а также широкому распространению смартфонов и коммуникаторов, возникала социальная сеть Твиттер.

Понимая социальные сети как систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей, можно говорить не только об их интегрирующей роли в процессе общественной коммуникации как важнейшего социокультурного процесса, но и о появлении чётко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов этого социального института. Для обеспечения сходного поведения людей, управления их определёнными стремлениями, способами удовлетворения потребностей, разрешения конфликтов создателями социальных сетей осуществлен ряд мер при написании программного кода сайтов. Т. е. устойчивость, институ­ционализованность социальных медиа изначально присуща им и выражается в полной мере в совокупности их функционала. Кроме того, нормы и правила поведения людей и их социального взаимодействия кодифицированы в пользовательских соглашениях, принятие (подписание) которых является неотъемлемой частью получения аккаунта в крупнейших социальных сетях (см. Пользовательское соглашение ВКонтакте, Условия пользования Facebook и т. д.). Распределение ролей и статусов в рамках социальных сетей обеспечивает их интернализацию, т. е. выше описанные правила и функционал становятся достоянием внутреннего мира пользователя. Человек «проживает» своё пребывание в социальной сети, воспринимает свой аккаунт как воплощение своей личности, связывает с событиями в социальных сетях свои ожидания, корректирует свои ценностные ориентации, находит пространство для удовлетворения своих потребностей. Социальные сети организационно оформлены, создатели социальных сетей обладают правами модераторов, администраторов. В современном обществе популярные социальные сети становятся успешными коммерческими предприятиями с многомиллионной (а в некоторых случаях многомиллиардной) стоимостью. Но, несмотря на существование целых кодексов, регулирующих взаимоотношения пользователей и администраций сайтов, администраторы социальных сетей имеют в соответствии с ними исключительные права внесения односторонних изменений в правила функционирования данного общественного института. Социальные сети в данном смысле реализуют авторитарный режим/стиль управления с четкой вертикалью власти. Т. е. несмотря на то, что социальные сети являются социальным институтом только благодаря людям, объединенным в данные общности; эти люди, пользователи сайтов обладают максимально ограниченными правами, главным образом, не имея возможности никак влиять на изменения правил пользования социальными сетями, т.е. не обладают доступом к нормотворчеству.

На функциональном уровне социальные сети осуществляют или, по крайней мере, отражают все основные функции социальных институтов. В буквальном смысле воспроизводство членов общества получает свое отражение в явлении событий (изменение анкетных данных у родителей, фотоальбомы, сообщения на стене и т. п.). С точки зрения же внутренней логики системы данного социального института, за воспроизводство членов общества отвечает программный блок регистрации в социальной сети, т.е. возможность получения аккаунта можно понимать как эрзац акта рождения, появления на свет (для этого явления можно также использовать смежные понятия, такие как перерождение, выход в свет, обладающие не меньшей стереотипической обусловленностью и часто даже архетипической предопределенностью). Главный же институт, выполняющий функцию воспроизводства членов общества, — семья, как и любой другой общественный институт в современном обществе, подвергается воздействию социальных сетей. Реализация семейных связей в программном коде социальных медиа нашла выражение не сразу, а через 2‑3 года после их триумфального распространения. Возможность отразить в своей анкете членов своей семьи, реализованная в форме перекрестной ссылки, подразумевает вычленение семейной ячейки. Тем не менее, такое выделение является лишь знаком, обозначающим семейную общность, но никак не ее воплощением. Здесь важно отметить, что для создателей социальных сетей работа над реальным воплощением различных социальных общностей может стать прорывным направлением развития, так как в данный момент возможность подписки и вхождения в группы по большому счету исчерпывается лишь актом присоединения, востребованность же подобного функционала очевидна и подтверж­дается выводами нашего исследования.

Создатель социальной сети ВКонтакте Павел Дуров считает, что публичные списки друзей были главной причиной успеха социальных сетей: «Самим своим взлетом социальные сети обязаны изменившемуся представлению о минимально возможном уровне конфиденциальности и отсутствию необходимости следовать устаревшим стандартам». Пользователь социальной сети, создавая такой список, включается в определенные социальные связи, что, в общем и целом, представляет собой передачу установленных в данном сообществе образцов поведения и способов деятельности, т. е. социализацию.

В связи с тем, что крупнейшие социальные медиа являются коммерческими организациями их изначально можно назвать местом производства и распределения товаров и услуг. Социальные медиа на данный момент являются одним из самых сложных социальных механизмов производства и распределения по степени своей значимости сравнимого лишь с биржей, возникновение которой как социального института относится к XIII—XV вв. Но в отличие от бирж, направленных лишь на встречу продавца и покупателя социальные сети обладают рядом других обладающих даже большим значением возможностей. Во-первых, социальные медиа становятся крупнейшей площадкой для распространения коммерческой информации (рекламы и PR),  такой вид деятельности получил название social media marketing. Во-вторых, обладая неограниченными возможностями для виртуальной торговли, в социальных медиа большее значение имеет не распространение информации о ценности товара или услуги, а происходит встреча людей и брендов, их совместное существование (событие), при котором отношения продавца и покупателя приобретают в современном обществе большее значение и большую длительность, чем «пара слов, брошенных через прилавок». В-третьих, социальные медиа обладают огромными перспективами в области не столько продажи, сколько производства электронных товаров и услуг. В скором времени именно фактор возможности объединения в социальных сетях совместной деятельности людей в разных странах и на разных континентах станет ключевым сегментом их развития.

Сразу после создания социальных сетей появилось множество отзывов о том, что они будут использоваться как механизм социального контроля, даже слежки («Око Большого Брата», кстати, в США гики называют google.com и его проекты big brother), подавления и управления людскими ресурсами. Казалось невероятным, что недавний студент филфака Павел Дуров по собственной инициативе смог создать сайт, численность пользователей которого стала исчисляться вначале тысячами, потом миллионами, а затем и десятками миллионов. Аналогичные отзывы были, кстати, несколькими годами ранее и о проекте студента Марка Цукерберга за океаном. Несмотря на то, что в этих социальных сетях неоднократно обнаруживалось сохранение информации помимо воли пользователя (фотографии, видео и целые аккаунты), а в управлении революциями в Северной Африки и Ближнем Востоке в 2011 году через Facebook, Google и Твиттер виден след и интерес Госдепартамента США; достоверных подтверждений того, что личные данные используются, например, спецслужбами как один из инструментов государственного управления и даже подавления, пока не существует.

Наличие санкций и поощрений является важнейшим признаком осуществления властной функции. Так для поощрения пользователей социальной сети ВКонтакте до 2010 года существовала система рейтинга, прежде всего, направленная на стимулирование как можно более подробного заполнения персональной страницы, т.е. выкладывание в сеть как можно большего объема личных данных. Система санкций для этой социальной сети предусмотрена Пользовательским соглашением, по которому Администрация сайта «оставляет за собой право по своему собственному усмотрению, а также при получении информации от других пользователей либо третьих лиц о нарушении Пользователем настоящих Правил, изменять (модерировать) или удалять любую публикуемую Пользователем информацию».

В целом, подвергая социальные медиа или социальные сети анализу через призму признаков и функций социальных институтов, можно прийти к двум сформулированным в предельно общей форме выводам. Во-первых, социальные сети становятся в современном обществе интегрирующим социальным институтом, который забирает у традиционных общественных институтов различный, часто определяющий их социальную значимость, функционал. Во-вторых, социальные сети в ближайшем будущем могут стать социальным институтом коммуникации в целом, в широком смысле этого понятия, что приведет (и уже приводит) к серьезным сдвигам в общественном устройстве.

 

Список литературы:

1.Коротаев А. В., Зинькина Ю. В. Египетская революция 2011 г.: структурно-демографический анализ // Полис. Экстратекст. — 2011. — В. 1.

2.О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра, 11 октября 2005 года. [электронный ресурс] URL: http://www.computerra.ru/think/234100/

3.Райбекас А. Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. — Томск, 1977. — 243 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.