Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2016 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Усупова Ч.С. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LVII междунар. науч.-практ. конф. № 1(53). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Усупова Чолпон Сабыровна

канд. филос. наук, доц., заведующая кафедрой философии и общественных наук

Кыргызской государственной медицинской академии им. И.К. Ахунбаева,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

E-mail: 

 

THE NATIONAL QUESTION AND MORAL VALUES

Cholpon Usupova

сandidate of philosophical Sciences,

associate Professor, Department of philosophy and social

Sciences Kyrgyz State Medical Academy I.K. Ahunbaeva,

Kyrgyzstan, Bishkek

 

АННОТАЦИЯ

Человечество достигло высокого уровня в технологиях, и в будущем его еще ожидают открытия, которые могут перевернуть все наши представления о жизни. Но именно теперь мы начинаем понимать, что, несмотря на все достижения, человека может сделать счастливым только другой человек, только гуманное отношение друг к другу. Суть такого отношения составляют лишь нравственные ценности. Реалии сегодняшнего дня ставят перед нами задачу, как прожить достойно и хорошо.

ABSTRACT

Humanity has reached a high level in technology and it is also expected discoveries in future that may turn over all our ideas about life. But right now we are beginning to realize that, despite all achievements, the person can be happy due to another person, only humane attitude to each other. Moral values represent the essence of such a relationship. The modern realities confront us with the problem of how to live worthily and well.

 

Ключевые слова: глобализация; нравственность; национальный вопрос; национальные обычаи.

Keywords: globalization; morality; national issue; national customs.

 

Современный мир со всей очевидностью признал, что процесс глобализации с одной стороны требует единства и толерантности всего человечества, необходимые для развития экономических, и информационных процессов, но в то же время с другой стороны, существующая враждебность между богатыми, сильными, развитыми странами Запада и странами восточноазиатского направления, предполагающая определенную дистанциированность, для этих отношений подозрительность, конфликтность существующая в современной политике. Мы считаем, что западные идеологи специально поднимают национальный вопрос, во всех регионах, так как преследуют определенные цели. Национальные чувства имеют тенденцию быстро разгораться, сегодня мы наблюдаем, что происходит столкновение этнических групп друг с другом, русских с украинцами, курды с турками, создавая нестабильную ситуацию между этносами, которая в конечном итоге может отразиться на всех.

В истории нашего государства мы наблюдали в 1990–2005 годах, когда произошли этнические столкновения. Правильная интерпретация национального патриотизма и национальных обычаев, обрядов и общественного мнения, выражающая современные отношения, выступает как критерий целостной, цивилизованной нации и этноса.

Консолидация и сохранение единства нации, на современном этапе развития нашего общества стала важнейшей проблемой, имеющей большое значение после приобретения суверенитета и независимости Кыргызстана, а так же для других государств на территории Средней Азии. Кыргызы более ориентированы на общественные ценности, отличающиеся от ценностей западных стран, потому что, существует целый комплекс вековых, исторических традиций, обычаев, имеющих связь с природой и космосом, и поэтому нравственность у древних кыргызов считалась высшей ценностью, творцом которой являлся тенир. У наших предков существовало много ритуалов жестко регламентирующих общественное и повседневное поведение в быту. Нарушение тех или иных ритуалов было равносильно потере чести и достоинства человека, так как все, что существует в мире, считается основанным на этих принципах.

Если углубиться в древность, кыргызы считали, что нравственный человек это тот, кто понимает, что такое «адал» (прим. автора «чистое, дозволенное») и «арам» (прим. автора «нечистый, запретный, запрещённый религией»), поэтому мы должны поступать и стремиться соответствовать идеям «адал». Нравственен тот, кто не забывает своих предков, почитающий их, и исполняющий определенные обычаи и ритуалы, посвященные их памяти. Все эти традиции, передаются из поколения в поколение на собственном примере. Нравственен добросовестный человек, выполняющий свое слово и обещания, эти нравы существовали, начиная с первобытнообщинного строя как продукт родо-племенного сознания и коллективного способа хозяйствования. Эта форма мышления прошла длительные и различные этапы своего развития в общественной жизни кыргызов, и тем не менее, до сих пор не потеряла свою нравственно человеческую смысловую нагрузку и является важной чертой менталитета нашего народа. Кыргызский народ в те времена прошел высшую стадию родового строя в эпоху военной демократии, в быту кыргызов частично сложилась частноклассовое расслоение, которой соответствовала государственная структура, в не большом таком масштабе патриархального уровня. Из исторического устного наследия можно узнать, что основное богатство нашего народа был скот, скотоводство, находящееся в частном владении, а пастбищные угодья в общем пользовании у всех членов рода или племени. В этом смысле профессор Мукамбаева Г.А. правильно отмечает, что эпос Манас является источником по изучению этнической истории и государственности кыргызского народа [1]. В этом произведении наш герой является символом объединения кыргызского народа, и нравственных принципов. Консолидация есть существенный и необходимый основной признак принципов существования любого народа, состоящего из разнородного этноса, наций, именно народный герой Манас осознавая эту историческую реальность выполняет двуединую задачу, так как невозможно существование вне консолидации кочевого народа являющегося основным положением в жизнестойкости народа. В нашем эпосе красной нитью проходит мысль о необходимо жить и существовать на основах общечеловеческих ценностей и высоких морально-нравственных принципах. Эпический герой Манас своими политическими деяниями опережает многих государственных мужей современности.

В 90 годах прошлого века, да и по настоящее время не учитываются исторические особенности традиций кыргызского народа; пастбищные угодья раздаются в частные владения, приводящие к межродовым и племенным раздорам, в конце концов приводящей к междусобной войне. Эпос Манас не только является историей народа, энциклопедией кыргызских мифов, сказок, преданий, но и жизненным реальным примером, образцом для людей современности. Эпос Манас для нас имеет сакральное значение в сохранении истории в социальной памяти народа и проникновение в душу каждого кыргыза.

Всю историю человечества можно рассматривать как постоянное ожидание апокалипсиса, возможно сегодня, как никогда нам стоит задуматься о бренности нашего мира, если мы будем также проживать, то бесценное, что нам дано. Поэтому как нам кажется, что обязательной нормой жизни каждого индивида, должно стать расширение диапазона его мировоззрения до универсального мира вселенной. Каждый индивид может и должен оценить правдивость и ложность бытия.

Общечеловеческое в нравственном сознании не составляет постоянную и неизменную норму поведения, они развиваются с изменением общественных отношений в зависимости от формы и способа производства. Жизненные ситуации предоставляют множественность решений, они всегда для человека альтернативны. Человек имеет право свободного выбора одного или другого действия. У современного человека повышается степень свободы и ответственности с каждым обновлением общественных отношений, соответственно становятся более содержательными индивидуальные взаимоотношения людей. Ибо чем более многообразнее возможность выбора и чем выше уровень сознания человека, тем выше уровень свободы действий его поступков. Свободный человек более разумен, тонко чувствует свою ответственность, соответственно, этому увеличивается его историческая роль и значение нравственного сознания в поведении человека. Нравственность не абстрактное понятие оно передается в конкретных деяниях, нравах, в духе, разуме индивида и личности проявляясь в его словах и делах. В кыргызском устном творчестве особенно ярко проявляется в образе эпического героя Манаса. Актуальность изучения истории обычаев, нравственности, права в эпосе «Манас» и других произведений народного творчества нашим поколением необычайно востребована, так как они являются гениальными источниками, в которых аккумулированы нравственные, интеллектуальные богатства, обращенные из прошлого с призывом объединения кыргызов в один народ, в одно государство.

 

Список литературы:

  1. Мукамбаева Г.А. Манас и право: учеб. пособие: Бишкек, 2005 – 382 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.