Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2015 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Куттубекова В.М. ГОСТЕВАЯ ТРАПЕЗА СЕЛЬСКИХ КЫРГЫЗОВ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 12(52). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ГОСТЕВАЯ  ТРАПЕЗА  СЕЛЬСКИХ  КЫРГЫЗОВ  В  СОВЕТСКОЕ  ВРЕМЯ

Куттубекова  Венера  Мамбеталиевна

старший  преподаватель  кафедры  «Философия  и  социальные  науки»,

Кыргызский  государственный  технический  университет  им.  И.  Раззакова

Кыргызская  Республика,  г.  Бишкек

E-mail: 

 

GUEST  MEAL  IN  RURAL  KYRGYS  SOVIET  TIMES

Venera  Kuttubekova

senior  lecturer  of  Department  of  Philosophy  and  social  sciences,

Kyrgyz  State  Technical  University  named  after  I.  Razzakova,

Kyrgyz  RepublicBishkek

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  анализируется  развитие  системы  питания  кыргызов  в  советский  период.  На  основе  личных  полевых  этнографических  материалов  автор  раскрывает  содержание  гостеприимства  и  типологические  особенности  гостевой  трапезы  в  среде  сельских  кыргызов.

ABSTRACT

The  article  analyzes  the  development  of  system  of  feeding  in  the  Kyrgyz  Soviet  times.  Based  on  personal  field  ethnographic  materials  the  author  reveals  the  contents  the  contents  of  hospitality  and  typological  features  of  the  guest  meal  in  rural  Kyrgyz  environment.

 

Ключевые  слова:  трапеза;  классификация;  типы  пищи;  гостевая  трапеза;  система  питания;  внутриэтнические  и  межэтнические  контакты.

Keywords:  meal  (repast);  classification;  types  of  food;  System  of  feeding;  guest  meal;  of  intra  and  inter-ethic  contacts.

 

В  настоящее  время  различные  народные  обычаи,  традиции  и  обряды,  которые  существовали  в  советское  время  привлекают  все  более  пристальное  внимание  ученых  нашей  республики,  не  только  в  силу  чисто  академического  научного  интереса,  но  и  желания  получить  ответ  на  вопрос  «каково  было  функционирование  гостевой  трапезы  у  сельских  кыргызов?»  в  советское  время.  В  современном  Кыргызстане  в  условиях  постсоветской  модернизации  дальнейшее  развитие  гостевой  трапезы  в  среде  сельских  кыргызов  и  формирование  современных  категорий  и  принципов  гостеприимства  среди  представителей  молодого  поколения  возникают  сложные  проблемы  при  угощении  приглашенных  и  не  приглашенных  гостей.  При  решении  данной  проблемы  учитываются  несколько  видов  критериев  гостеприимства.  Первым,  наиболее  важным  критерием  является  всестороннее  и  гармоническое  освоение  современных  этносоциальных,  социально-экономических,  культурных  и  этнопсихологических  преобразований,  которые  происходят  в  нашей  стране.  Не  менее  важным  критерием  считаются  межэтнические  процессы,  которые  происходят  в  среде  многонационального  населения  Кыргызстана  (по  данным  переписи  населения  2009  года,  в  республике  проживают  представители  более  86  наций  и  народов)  и  продолжающиеся  внутриэтнические  процессы  между  различными  территориальными  группами  кыргызов,  влияние  общественного  питания,  которые  в  основном  сосредоточены  в  городских  поселениях.  И,  наконец,  изменение  принципов  материального  мировоззрения  сельских  кыргызов  в  отношении  традиционной  и  современной  пищи.

Понятие  «материальное  мировоззрение»  современных  кыргызов  очень  широкое,  но  в  нем  имеются  многочисленные  категории,  символики  и  элементы.  Среди  которых  важное  место  занимает  социальное  функционирование  пищи  –  приготовление  и  потребление  пищи  в  повседневном  быту  и  во  время  проведения  гостевых  трапез,  а  также  соблюдаемые  при  этом  правила  этикета.  Правила  приема  пищи  того  или  иного  этноса  выделяется  исследователями  как  особый  объект  изучения  в  этнографии  и  этнологии. 

В  настоящее  время  в  этнографии  народов  Центральной  Азии,  в  том  числе  и  кыргызов,  применяются  два  различных  способа  классификационного  анализа  пищи  [5].  Согласно  первому,  в  качестве  классификационной  единицы  принимается  сама  пища  и  её  классификационные  признаки  –  назначение  и  семантика.  Собранные  нами  полевые  этнографические  материалы  [9]  выделяют  следующие  типы  пищи:  повседневная  пища  (үй-бүлөнүн  мүчөлөрү  ичүүчү  күнүмдүк  тамак  же  оокат),  праздничная  пища  (майрамдык  тамак  же  оокат),  похоронно-поминальная  пища  (аза  күтүү  тамагы  же  оокаты),  свадебная  пища  (үйлөнүү  тоюндагы  ичилүүчү  тамак  же  оокат),  гостевая  пища  (коноктор  же  меймандар  үчүн  даярдалган  тамак)  и  т.  д.  В  основу  второго  аспекта  классификации  пищи  принимается  не  собственно  пища,  а  трапеза  (тамак  ичүү)  как  процесс  потребления  этой  пищи  [1,  с.  14].  Пища,  как  отмечает  армянский  этнограф  и  культуролог  И.А.  Барсегян,  «в  реальной  жизни  выступает  в  составе  трапезы,  которая  представляет  собой  конфигурацию  компонентов  блюд  в  определенной  последовательности  и  определенном  сочетании»  [2,  с.  237].  Таким  образом,  трапеза  является  центром,  ядром,  а  точнее,  интегратором  всей  системы  питания  той  или  иной  этнической  группы.  Согласно  данной  классификации,  трапезы  делятся:  1)  по  осмыслению  и  престижности  (повседневные  –  күнүмдүк  тамак,  ритуальные  –  ырымдарга  байланышкан  тамак,  праздничные  –  майрамдарга  арналып  жасалган  тамак);  2)  «по  распорядку  (утренние  –  эртең  мененки  тамак  же  саар  тамагы,  дневные  –  түшкү  же  күндүзгү  тамак,  вечерние  –  кечки  тамак);  3)  по  ситуации  (домашние  –  үйдө  ичилүүчү  тамак,  полевые  –  талаа  жумуштарын  жасоодо  ичилүүчү  тамак,  общественные  –  үйдө  той  өткөргөндө  же  куран  окулганда  ичилүүчү  тамак,  гостевые  –  конокторго  же  меймандарга  берилүүчү  тамак). 

Принимая  вышеуказанные  принципы  классификации  трапез,  в  системе  питания  кыргызов  в  советский  период  можно  выделить  два  главных  типа:  домашняя  трапеза  (үйдүн  мүчөлөрү  катышып  ичилүүчү  тамак),  гостевая  трапеза  (конокторго  (меймандарга)  берилүүчү  тамак)  или  общественная  трапеза  (тойлордо,  майрамдарда  же  куран  окулганда  ичилүүчү  тамак)  [10].  Основной  признак,  по  которым  выделяются  эти  типы  –  содержательно-семантический  аспект  той  или  иной  трапезы,  качественный  и  количественный  состав  их  участников. 

Гостевая  трапеза  (конок  тамагы  же  мейман  тамагы),  в  широком  содержательном  смысле  входит  в  состав  общественной  трапезы.  Как  подчеркивает  известный  кыргызский  этнолог  А.С.  Кочкунов,  «гостевая  трапеза  является  центральным  элементом  института  гостеприимства»  и  многие  его  «стороны,  в  частности  статус  гостя,  этикет  его  обслуживания  …  освещались  нормами  обычного  права  (адат)  или  существовали  в  качестве  обычаев»  у  кыргызов  [6,  с.  287]. 

Согласно  нормам  обычного  гостеприимного  права,  у  кыргызов  статус  гостя  распределялся  на  два  вида  –  званые  или  приглашенные  (чакырылган  коноктор  (меймандар))  и  незваные  или  неприглашенные  случайные  (кудай  коноктор,  чакырылбаган  коноктор  (меймандар))  гости.  В  состав  званых  гостей  входили  близкие  родственники  (бир  ата,  энеден  тараган  эмчектеш  туугандар)  хозяина  и  хозяйки  дома,  друзья  (достору,  эң  жакын  шериктери)  и  соседи  (кошуналары),  а  в  состав  незваных  гостей  –  случайные  попутчики,  торговцы,  люди,  ехавшие  по  семейным  проблемам  в  дальнюю  дорогу  и  т.  д. 

Гостевая  трапеза  сельских  кыргызов  в  основном  была  связана  с  проведением  таких  узких  семейных  жизненных  торжеств,  как  праздники  детского  цикла  –  жентек  той,  бешик  той,  сүннөт  той;  праздник  при  получении  аттестата  общеобразовательной  школы  (аттестат  тою)  или  диплома  средне-специального,  высшего  учебного  заведения  (диплом  тою);  проведение  семейного  торжества  среди  друзей  хозяина  дома  (шерине,  шерне);  праздник  демобилизации  из  рядов  советской  армии  (армиядан  аман-эсен  келгендигине  карата  өткөрүлгөн  той)  и  т.  д. 

В  системе  питания  кыргызов  любой  вид  общественной  трапезы  обозначается  термином  «той»,  которое  в  древности  имело  значение  «пир»,  «пиршество».  В  этимологическом  значении  такое  понятие,  восходит,  очевидно,  к  древнетюркскому  глаголу  «той»  –  «наедаться»,  «насыщаться»  [4,  с.  572].  Согласно  собранным  этнографическим  материалам,  в  советское  время  любой  вид  гостевой  трапезы  у  кыргызов  назывался  «конок  той»  или  «мейман  той».  Поэтому  у  кыргызов  сформировалось  новое  адекватное  понятие  «праздник,  это  обильная  пища  или  наоборот,  обильная  пища  –  это  праздник»  [11]. 

В  исследуемый  период  обычай  гостеприимства  у  кыргызов,  как  общетюркское  культурное  достояние  проходит  в  своем  развитии  ряд  этапов,  соответствующих  в  целом  стадиям  развития  советского  общества.  Собранные  полевые  этнографические  материалы  показывают  о  том,  что  гостеприимство,  т.  е.  гостевая  трапеза  у  кыргызов  в  советский  период  подразделялась  на  три  этапа:  первый  этап  в  хронологическом  отношении  охватывает  20–40-е  годы  ХХ  века  и  на  данном  этапе  обычай  гостеприимства  у  кыргызов  оставался  традиционным  и  был  сильно  институционализирован;  гостеприимство  находилось  на  полупатриархальной  стадии  развития,  когда,  согласно  А.И.  Першицу,  распространяется  «своего  рода  культ  гостеприимства  как  одной  из  высших  культурных  ценностей»,  а  само  гостеприимство  освящено  религиозными  воззрениями,  утрировано,  «например,  с  выдвижением  на  первый  план  обрядовой,  этикетной  стороны  традиции»  и  возведено  в  абсолют  [8,  с.  75–78].  Второй  этап  охватывает  50–70-е  годы  прошлого  столетия,  который  характеризуется  появлением  новых  инноваций  в  системе  питания  кыргызов,  т.  е.  в  систему  питания  были  включены  новые  виды  и  типы  блюд,  которые  были  неизвестны  в  ранней  стадии  строительства  советского  общества.  Появление  новых  инноваций  определено  рядом  факторов:  созданием  социально-экономической  базы  нового  строя,  появлением  ранее  неизвестных  отраслей  промышленности,  в  частности  пищевой,  распространением  по  территории  республики  челночной  миграции  и  т.  д.  Третий  этап  включает  в  себя  70–90-е  годы  ХХ  века.  Данный  этап  характеризуется  широким  развитием  разветвленной  сети  пищевой  и  торговой  промышленности,  расширением  культурно-экономических  связей  Кыргызстана  с  другими  соседними  республиками,  расширением  урбанизации,  внутриэтнической  и  межэтнической  интеграции.

В  советский  период,  особенно  в  ранней  его  стадии,  у  кыргызов  появление  гостя  считалось  божьим  знамением  (кудай  конок,  кудай  мейман).  Древнетюркское  поверье  «приходит  гость  –  приходит  счастье»  (мейман  келсе,  кут  келер)  сохранилось  у  кыргызов  в  форме  «приход  гостья  –  счастье»  (меймандын  келгени  –  үйгө  бакыттын,  жетишерликтин  толгону).  У  кыргызов,  в  отличие  от  соседних  оседло-земледельческих  народов,  например,  равнинных  узбеков  и  таджиков,  специальных  обширных  гостевых  домов  не  было.  Как  и  у  других  тюрко-монгольских  народов  и  этнических  групп,  любой  путник,  оказавшийся  в  чужом  айыле,  мог  рассчитывать  на  ночлег  и  пищу  в  первом  кыргызском  доме.  Таких  неожиданных  гостей  называли  «кудай  конок,  кудайдан  келген  мейман»  («гость  от  бога»),  что  аналогично  казахскому  «кудайы  кунак»  [7,  с.  128],  туркменскому  «танры  мыхманы»  [3,  с.  103]. 

В  20–50-е  годы  прошлого  столетия  любой  гость,  независимо  от  его  ранга,  считался  гостем  не  только  одной  семьи,  где  он  остановился,  но  и  всего  рода  в  целом,  и  семья,  принявшая  гостя,  могла  рассчитывать  на  помощь  своих  родственников.  В  долинных  земледельческих  районах  Восточной  Ферганы,  где  обычай  родовой  взаимопомощи  сохранялся  наиболее  прочно,  достаточно  было  пойти  к  родственникам  или  соседям  и  сказать  единственную  фразу:  «пришел  гость»  («мейман  или  конок  келди),  чтобы  получить  мясо  или  еще  какую-нибудь  мясную  пищу  для  угощения  гостя.  Наиболее  почетных  гостей  приглашали  из  дома  в  дом,  устраивая  в  их  честь  обеды,  на  которых  присутствовали  близкие  взрослые  родственники  глава  семьи.  Согласно  обычаю,  для  особо  почетных  гостей,  если  они  задерживались  на  несколько  дней  ставили  отдельную  юрту  или  освобождали  одну  из  жилых  комнат  стационарного  дома.  Обычай  выделения  специальной  гостевой  комнаты  (конок  (мейман)  бөлмөсү)  в  доме,  где  живет  семья,  свойственный  для  оседло-земледельческих  тюркских  народов  Центральной  Азии,  появляется  у  большинства  групп  кыргызов  в  послевоенное  время,  в  процессе  перехода  многочисленных  сельских  кыргызов  к  многокамерному  жилищу.

Правило  уступать  гостям  самое  почетное  в  помещении  место  –  төр,  принятое  у  местных,  т.  е.  коренных  народов  Центральной  Азии  и  Поволжья,  восходит  к  этикету  средневековых  тюрков.  Во  время  большой  семейной  трапезы  гости  рассаживались  по  направлению  от  почетного  место  –  төра  к  двери  по  старшинству  и  общественному  статусу.  При  этом  төр  занимали  старейшины  (улуу  аксакалдар,  жашы  жогорулап  калган  сыйлуу  адамдар)  и  муллы  (молдолор). 

В  гостевой  трапезе  кыргызов  в  советский  период  можно  выделить  два  этнокультурных  типа  меню:  тюркский  скотоводческий  и  иранский  земледельческий,  различающиеся  по  классическому  набору  почетных,  обязательных  блюд  [3,  с.  112,  6,  с.  296].  Так,  основным  и  центральным  элементом  меню  первого  типа  являлись  отварное  мясо  (бышырылган  эт)  и  кисло-молочные  продукты  (ачытылып  бышырылган  сүт  азыктары).  Особое  место  уделялось  угощение  гостей  кобыльем  молоком,  из  которого  приготавливался  кымыз.  Он  был  характерен  кыргызам,  проживающим  в  высокогорном  Тянь-Шане,  в  Прииссыккулье,  в  Чуйской,  Таласской,  Кетмень-Тюбинской  долинах  и  в  горных  районах  южного  Кыргызстана  (Алайку,  Алай,  Чон-Алай,  Чаткал).  Второй  тип,  основу  которого  составляли  плов  (аш)  и  зеленый  чай  (көк  чай)  со  сладостями,  был  присущ  оседло-земледельческим  кыргызам,  которые  проживали  в  равнинных  районах  Восточной  Ферганы.  Его  особенно  отличало  наличие  «сладкого  стола»,  который  составлял  как  бы  центр  гостевой  трапезы;  именно  с  него,  т.  е.  с  подачи  чая  и  подноса  лепешками,  изюмом,  фисташками,  сахаром  или  наватом,  леденцами  и  другими  восточными  сладостями  начиналось  угощение.  В  других  территориальных  зонах  угощение  гостя  или  гостей  начиналось  с  предложения  ему  или  им  кисломолочных  напитков  –  айрана  или  чалапа.  Лишь  в  долинных  земледельческих  районах  южного  Кыргызстана,  особенно  Араванском,  Кара-Суйском,  Узгенском,  Ноокенском,  Базар-Коргонском  районах,  где  вперемежку  или  черезполосно  проживали  кыргызы  и  узбеки  в  повседневное  питание  прочно  вошел  зеленый  чай  (көк  чай).  Любопытно,  что  подобное  различие  между  скотоводами  и  оседлыми  земледельцами  наблюдалось  и  в  обычае  выноса  на  встречу  гостям  хлеба-соли,  имевшим  в  Кыргызстане  свои  особенности.  Здесь  вместо  хлеба-соли  использовали  обычно  какой-нибудь  напиток,  что,  очевидно,  связано  с  климатическими  условиями  региона,  где  жажда  всегда  берет  верх  над  голодом.  Так,  кыргызы,  занимающиеся  скотоводством  в  Тянь-Шаньской,  Иссык-Кульской,  Чуйской,  Кетмень-Тюбинской,  Таласской  долинах  и  в  горных  и  предгорных  районах  южного  Кыргызстана  (Чон-Алай,  Алай,  Алайку)  подносили  гостям  молочные  напитки  (кымыз  –  напиток,  сделанный  из  кобыльего  молока,  уй  кымыз  –  молочный  напиток,  сделанный  из  коровьего  молока,  айран,  чалап  –  кисло-молочные  напитки)  или  мучные,  точнее  зерновые  напитки  (жарма,  максым  –  напитки,  сделанные  из  толокна  ячменя),  а  земледельцы  Восточной  Ферганы  –  зеленый  чай  (көк  чай).

У  кыргызов,  проживающих  в  горных  и  предгорных  районах  Кыргызстана  основное  угощение,  устраиваемое  в  честь  почетного  гостя,  состоялся  непременно  из  мяса.  По  приходу  гостей,  обязательно  резали  барана.  Обычай  убоя  скота  в  честь  гостя,  унаследованный  от  средневековых  тюрок,  назывался  союш  и  соблюдался  достаточно  неукоснительно  всеми  членами  поселенческого  коллектива  кыргызов.

Наиболее  древний,  классический  способ  подачи  гостям  отварного  мяса  в  20–40-е  годы  ХХ  века  сохранился  у  кыргызов.  Зарезать  овцу  и  поставить  миску  с  кусками  мяса,  сложенными  в  определенном  порядке  (устукандаштырып  салуу),  как  высшее  проявление  гостеприимства  у  кыргызов,  лежит  всецело  в  рамках  традиционного  церемониала  приема  гостей,  общего  для  всех  тюрко-монгольских  народов  Центральной  Азии  и  Южной  Сибири.  В  эту  миску  клали  самые  почетные  куски  мяса  –  голову  (баш),  крестец  с  курдюком  (куймулчак)  и  так  называемые  двенадцать  костей  (он  эки  сыйлуу  жилик).  Затем  каждый  из  этих  кусков  (устукан,  үлүш)  распределялся  среди  гостей  согласно  их  возрасту  и  рангу.

В  земледельческих  районах  южного  Кыргызстана,  уже  в  20–40-годы  прошлого  столетия  в  гостевое  меню  кыргызов  вошли  плов  (аш,  палоо),  чай,  фрукты  и  восточные  сладости  (халва,  патока,  леденцы  и  т.п.),  преимущественно  в  тех  районах,  которые  граничили  с  оседло-земледелческим  ареалом  узбеков  и  таджиков.

Таким  образом,  гостевая  трапеза  кыргызов  советского  периода  в  целом  носила  не  очень  сильно  выраженные  черты  кочевой  культуры  питания  и  генетически  была  близка  гостевым  трапезам  тюркских  скотоводческих  народов  Центральной  Азии,  Поволжья  и  Южной  Сибири.  В  то  же  время  гостевые  трапезы  отдельных  оседлых  земледельческих  групп  кыргызов  (особенно  родоплеменной  группы  ичкиликов,  проживающих  в  юго-западных  долинных  районах  южного  Кыргызстана),  имели  много  общего  с  гостевыми  трапезами  узбеков,  таджиков  и  других  оседлых  земледельцев  Средней  Азии,  что  явилось  следствием  связей  и  отношений  не  только  этнокультурного,  но  и  этногенетического  характера.

 

Список  литературы:

  1. Арутюнов  С.А.,  Мкртумян  Ю.И.  Проблема  классификации  элементов  культуры  (на  примере  армянской  системы  питания)  //  Советская  этнография.  –  1981.  –  №  4.  –  14  с.
  2. Барсегян  И.А.  Трапезы  //  Культура  жизнеобеспечения  и  этнос.  Опыт  этнокультурологического  исследования  (на  материалах  армянской  сельской  культуры).  –  Ереван:  Изд.  АН  АрмССР,  1983.  –  С.  235–250.
  3. Бердыев  М.С.  Традиционная  система  питания  туркмен  (этнокультурный  аспект).  –  Ашгабат:  Ылым,1992.  –  196  с.
  4. Древнетюркский  словарь.  –  Л.:  Наука,1969.  –  572  с.
  5. Жуковская  Н.Л.  Пища  кочевников  Центральной  Азии  (к  вопросу  об  экологических  основах  формирования  модели  пищи)  //Советская  этнография.  –  1979.  –  №  5;  Пахутов  А.Е.  Связь  системы  питания  монголоязычных  народов  с  их  хозяйственно-культурным  типом  //  Материальная  и  духовная  культура  калмаков.  –  Элиста:  Калм.кн.изд.,1983.
  6. Кочкунов  А.С.  Система  питания  в  период  советских  трансформаций  (опыт  анализа  соотношений  традиций  и  инноваций)  //  Кочкунов  А.С.  Этнические  традиции  кыргызского  народа  (социокультурные  аспекты  и  некоторые  вопросы  генезиса).  –  Бишкек,2013.  –  С.  272–296.
  7. Культура  и  быт  казахского  колхозного  аула.  –  Алма-Ата:  Наука,1967.  –  303  с.
  8. Першиц  А.И.  Традиции  и  культурно-исторический  процесс  //  Народы  Азии  и  Африки.  –  1981.  –  №  4.  –  С.  75–78. 
  9. Полевые  материалы  автора  (далее  –  ПМА).  –  Тетрадь  (далее  –  Т)  2.  –  2004.  –  С.  13.  село  Кара-Ой,  Таласский  район;  ПМА.  –  Т.  4.  –  2006.  –  С.  26.  село  Кең-Арал,  Бакай-Атинский  район;  ПМА.  –  Т.  9.  –  2011.  –  С.  16.  село  Уч-Булак,  Кара-Бууринский  район;  ПМА.  –  Т.  5.  –  2007.  –  С.  21.  село  Сарбулак,  Манасский  район,  Таласская  область;  ПМА.  –  Т.  3.  –  2005.  –  С.  16.  село  Сары-Булак,  Жайылский  район;  ПМА.  –  Т.  7.  –  2009.  –  С.  19.  село  Ойронду,  Панфиловский  район;  ПМА.  –  Т.  10.  –  2012.  –  С.  13.  село  Онбир-Жылга,  Чуйский  район;  ПМА.  –  Т.  11.  –  2014.  –  С.  11.  село  Кароол-Дюбе,  Кеминский  район,  Чуйская  область.
  10.   ПМА.  –  Т.  5.  –  2007.  –  С.  18,47.  село  Жайылган,  Манасский  район;  ПМА.  –  Т.  9.  –  2011.  –  С.  23.  село  Шекер,  Кара-Бууринский  район,  Таласская  область;  ПМА.  –  Т.  6.  –  2008.  –  С.  42,68.  село  Ак-Кашат,  Сокулукский  район;  ПМА.  –  Т.  8.  –  2010.  –  С.  19,56.  село  Эпкин,  Исык-Атинский  район,  Чуйская  область.
  11.   ПМА.  –  Т.  1.  –  2003.  –  С.  18.  село  Октябрь,  Аламединский  район;  ПМА.  –  Т.  3.  –  2005.  –  С.  46.  село  Ак-Башат,  Жайылский  район;  ПМА.  –  Т.  8.  –  2010.  –  С.  79.  село  Сары-Жон,  Ысык-Атинский  район;  ПМА.  –  Т.  11.  –  2014.  –  С.  57.  село  Бейшеке,  Кеминский  район,  Чуйская  область;  ПМА.  –  Т.  2.  –  2004.  –  С.  59.  село  Ак-Коргон,  Таласский  район;  ПМА.  –  Т.  4.  –  2006.  –  С.74.  село  Кен-Арал,  Бакай-Атинский  район;  ПМА.  –  Т.  12.  –  2014.  –  С.  83.  село  Сулуу-Маймак,  Кара-Бууринский  район,  Таласская  область.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.