Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 19 сентября 2011 г.)

Наука: Политология

Секция: Политический менеджмент

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тыжбиряк Д.С. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ

Тыжбиряк Дарья Сергеевна

студентка IV курса ПНУ им. ВСтефаныка

Мыслюк Юлия Васильевна

научный руководитель,

к. пол. н., преподаватель ПНУ им. В. Стефаника, г. Ивано-Франковск

Политический лидер — это персонализированный аспект исследования политики. В статье рассматриваются особенности политического участия женщин в Украине. Анализируются необходимые условия и препятствия для реализации потребностей женщин в политике.

Актуальность исследования обусловлена тем, что политика является сферой борьбы за власть, где на первый план выступает отдельная личность с ее интересами, потребностями и ценностями. Демократический путь развития общества предполагает, что в борьбе за власть, влияние на нее принимают участие как мужчины, так и женщины. Рост влияния женщин в политическом пространстве является сегодня объективной реальностью, а безусловным явлением стало активное участие женщин, как во властных процессах, так и в оппозиционной деятельности. 

О демократичности государства можно говорить, когда граждане активно участвуют в политической жизни государства, обладая высоким уровнем политической культуры, осознают себя активной частью целого, т.е. гражданского общества. Говоря об участии граждан в политике, мы будем иметь в виду, прежде всего, их политическую активность (особенно политическую активность женщин). 

В связи с этим актуальна проблема участия женщин в политике через их активную позицию и институциональные механизмы паритетной демократии. В целом проблема участия женщин в политике активно исследуется в украинской науке. Так, А. Киселева, В. Барков и А. Пищулина исследуют вопросы институционализации механизмов обеспечения гендерного равенства, с этнопсихологической точки зрения исследуют проблему В. Бебик, А. Науменко, А. Шаблий. Отдельные территориальные аспекты политической активности женщин интересуют Г. Лабинскую. Большое научное значение имеют исследования женского лидерства как формы паритетной демократии в работах А. Кириленко, А. Лазоренко, И. Цикул, Н. Лавриненко, И. Синявской. В русской академической науке данный аспект освещен в трудах А. Андреенковой, Н. Степанова, Е. Кочкина, С. Айвазова, О. Хасбулатова. 

Цель исследования — дать анализ проблемы неравенства доступа женщины-лидера к властным полномочиям, а также сформулировать рекомендации для повышения ее роли в политике. 

Вопрос лидерства вообще, его места в обществе прошлого, настоящего и будущего, перспективы развития и условия формирования лидеров, в частности, в современной Украине постоянно находятся в центре внимания общественности. 

Под термином «лидерство» понимают один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующей достижению групповых целей в оптимальные сроки с оптимальным результатом. Политический лидер — это человек, способный сплотить вокруг себя многих, завоевать у них авторитет, повести за собой.

Вопрос, по каким критериям следует оценивать деятельность политических лидеров, вызывает глубокую заинтересованность социальных психологов, политологов и других исследователей этого феномена. Одним из таких основных критериев, который влияет на восприятие политических лидеров, является гендерный. Традиционно лидерство у нас изучалось без учета половых различий, поскольку лидерская роль априори считалась маскулинной. Но появление на политической арене ярких женщин-лидеров и желание женщин активно участвовать в общественно-политической жизни страны оживили интерес к проблеме эффективности исполнения лидерской роли мужчинами и женщинами в разных условиях и обстоятельствах. 

О демократичности государства можно говорить, когда граждане (несмотря на пол) активно участвуют в политической жизни общества, обладают высоким уровнем политической культуры, осознают себя активной частью целого, т.е. гражданского общества. В ХХI в. мировое сообщество свою главную задачу видит в преодолении любых форм неравенства: классовой, гендерной, расовой, этнической, политической, экономической и социально-культурной. В разные исторические периоды роль украинской женщины в обществе была довольно значительной, однако она никогда не имела четко определенного статуса. За годы независимости женский вопрос стал объектом особого внимания. 

Важным моментом в обеспечении возможности участия женщин в политике является их активная позиция по вопросам социально-политической среды. Для анализа политической активности нужно определить основные параметры исследования: это наличие правовой базы, участие лица в общественно-политической работе через привлечение к членству в политических партиях и общественных организациях, участие в парламентской работе и выборах, привлечение к принятию политико-государственных решений и тому подобное. Переходя к рассмотрению женской активности в политике, стоит заметить, что основой для нее становится гендерная политика и гендерное равенство. 

Принцип гендерного равенства рассматривается сегодня мировым сообществом, прежде всего как политический вопрос, который «требует значительного расширения сферы применения — не только в интересах женщин, но и в интересах мужчин и общества в целом» [1, с. 325]. Общество должно принять как аксиому, что женщины — активный субъект гражданского общества и государства, а не только объект государственной защиты. Именно это должно стать исходной позицией для формирования государственной гендерной политики.

Демократизация всех сфер жизнедеятельности современного общества невозможна без паритетного представительства женщин наравне с мужчинами в структурах политической власти, их активного участия в процессах принятия политических решений. В ХХ век произошел переворот в статусе женщин: они получили гражданские и политические права и возможности для самореализации. На сегодняшний день в Украине существует комплекс проблем по данному вопросу. 

Конституция Украины, которая в свое время признана одной из самых демократичных, в статье 24 провозглашает равенство прав женщин и мужчин во всех сферах жизни [4, с. 10-11]. 8 сентября 2005 Верховной Радой Украины принят, а 1 октября подписан Президентом Украины Закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». Но, так или иначе, сегодня Украина находится на переходном положении между странами с безусловным доминированием мужчин и странами с исключительно низким представительством женщин в парламенте. Хотя нужно учесть следующее обстоятельство: 51% электората Украины — это избиратели-женщины. У многих женщин политическая активность началась довольно рано, часто в начале карьеры они играли главную роль в своих партиях, но большинство из них так и не стали руководителями своих политических структур. 

Если говорить о представительстве женщин в парламенте, необходимо констатировать, что Украина с показателем 5,3% занимает предпоследнее место среди стран-членов Совета Европы. Меньше только в Турции — 4,4%. В странах с высоким уровнем представительства женщин в структурах власти (Финляндия — 39%, Норвегия — 35,8%, Швеция — 33,5%, Дания — 33%) лучше, чем где-либо, решаются проблемы экологии, образования, здравоохранения, социальной защиты, достигается согласие в общественном организме [9, с. 103]. При этом от женщин-политиков ожидают не только защиты социальных интересов населения, конструктивного и активного решения специфических женских проблем, но и другого, отличного от мужчин, стиля работы, способов решения проблем. Вместе с тем, чем выше должность — тем больше диспропорция в пользу мужчин. 

Если принимать во внимание мировой фактор, то по критерию репрезентативности женщин в парламенте Украина среди других стран мира занимает 152 место [9, с. 103]. Ее опережают не только развитые мировые страны, но и соседние Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Россия, Туркменистан, а также Мозамбик, Уганда, Гамбия, Гана (причиной этого является то, что большинство мужчин в государствах Африки занято многолетними гражданскими войнами, поэтому власть сосредоточена в женских руках). 

Возникает вопрос, почему такой низкий уровень представительства женщин в органах власти? Во-первых, ликвидация квоты 33% представительства женщин, которая существовала в советские годы (идеологическая политика бывшей КПСС была построена на принципе демагогии: формально она внедряла передовой опыт — принцип квотного представительства женщин в политических структурах власти). Во-вторых, в условиях большей свободы мнений и гласности в обыденном общении и с помощью средств массовой информации состоялся своеобразный «выброс» завуалированного ранее консервативно-патриархального стереотипа отношения к женщине, как к человеку второго сорта. В-третьих, наличие неразвитого самосознания и слабой организованности самих женщин [5, с. 381].

Конечно, отстраненность женщин от политики имеет много причин, влияющих на формирование низкой политической активности. К ним относятся: экономический фактор (озабоченность проблемами выживания в обстоятельствах, которые создали мужчины), культурно-психологические факторы (женщины более чувствительны к требованиям общественных норм и установок, они больше обращают внимания на традицию, более покладисты и т.п.) и организационные факторы (еще недостаточно механизмов для направления инициативы и энергии женщин в общественное русло) [10, с. 29-30]. Господствует стереотип, согласно которому якобы традиционным для Украины является разделение труда на общественный — то есть мужской, и домашний — то есть женский, и убеждение, что эту «традицию» следует поддерживать и впредь. 

В апреле 2004 г. в Украине было проведено социально-психологическое исследование общественного мнения относительно подоплеки политической и экономической активности в контексте государственного строительства и формирования гражданского общества. Женщины продемонстрировали отличающийся от мужчин рейтинг черт характера, которые мешают им в политике, экономике и т.д. Они указали следующие черты: инертность — 43%, неполноценность — 30,4%, неуверенность — 27,5%, национальную несознательность — 26,6%, безразличие — 23,2%, жадность — 16,9%, зависть — 14, 5%, эгоизм — 14%, толерантность — 13% и непорядочность — 12,6% [14].

Нужно отметить, что большое количество женщин работает в структурах управления на руководящих должностях, но это преимущественно третье-четвертое звено государственного управления. В. Губань приводит следующую статистику участия женщин в управлении: среди государственных служащих 81,5% женщин и 18,5% мужчин [2, с. 29]. Дисбаланс мужских идей с женскими подходами к их реализации негативно отражается на эффективности решений в целом [8, с. 4]. 

Главными аргументами в пользу роста активности женщин в политике является то, что исключение женщин из политической сферы является показателем дефицита демократии в стране, а так же то, что женщины как группа имеют другой опыт и другие интересы, чем мужчины [12, с. 51]. В то время, как весомое представительство женщин в политике имеет целый ряд позитивных последствий: усиление конкуренции идей — необходимость серьезного обоснования решений, а так же более целенаправленного нахождения компромиссов и повышения качества управления. Согласно данным ООН, за 2000–2005 гг. лучшие показатели в области человеческого развития (куда входят: продолжительность жизни, доступ к информации, здравоохранение, система социального страхования) имеют страны, где традиционно высокий уровень представительства женщин в парламенте (в среднем в Скандинавских странах 39,7%) [13, с. 61]. 

Путь к политическому профессиональному успеху — это определение и преодоление барьеров или стереотипов в развитии карьеры женщины. Среди таких барьеров назовем: поведенческий (женщинам очень часто не хватает уверенности в своих силах и позитивного отношения к себе), ролевой (в обществе женщина, прежде всего, должна себя реализовывать в семейном кругу, а мужчина — выполнять общественные, политические функции, делать карьеру), культурно-социальный (при этом имеется ввиду представление о политике как «грязном», коррумпированом и «мужском» занятии, от участия в котором женщины сознательно отказываются по моральным соображениям), профессиональный (речь идет о стереотипах, сложившихся в украинском обществе, относительно тех сфер и профессий, которые воспринимаются как женские и мужские) и образовательный (в современном динамично растущем мире, особенно с наступлением информационной эры, профессиональные знания имеют тенденцию «стареть» в два раза быстрее, чем два десятилетия назад, поэтому важно постоянно повышать квалификацию) [6, с. 179—182]. Эти пять барьеров могут иметь место в отношении любой женской профессиональной деятельности, но в политической жизни, государственном управлении, и, в конце концов, и в оппозиционной деятельности, они особенно ощутимы. 

Многие женщины не идут в политику из-за отсутствия или ограниченности доступа к финансовым ресурсам. Важным становится повышение квалификации и приобретения новой компетенции, формирование лидерских навыков. 

Настоящей плюралистической демократии нельзя достичь до тех пор, пока женщины и мужчины не равны в представительстве и ответственности при принятии масштабных решений [7, с. 380]. Именно это и называется паритетной демократией, которая предполагает, что поскольку мужчины и женщины делают одинаковый вклад в развитие общества и государства, то они должны быть одинаково представлены и в управленческих, законотворческих структурах. 

Среди основных тем современной социально-политической жизни — достижение равенства женщин и мужчин, что является не только требованием элементарной социальной справедливости, не только необходимой составляющей демократии, но и реализацией возможности приближения к цели устойчивого человеческого развития — организации общественных отношений на принципах справедливости, равного доступа к ресурсам, равноправного распределения национальных богатств [3, с. 69]. Преимущество привлечения женщин, учета их вклада, их мнения почувствует все общество: ведь оно, наконец, сможет ориентировать все программы, которые должны способствовать развитию (включая охрану окружающей среды, здравоохранение, образование, рациональное использование природных ресурсов, распределение финансов и т.д. ) на удовлетворение потребностей и учета приоритетов всех членов общества — как женщин, так и мужчин.

Несмотря на разговоры о демократии, никак нельзя констатировать факт демократизации мышления относительно общественного положения женщины в Украине. Другими словами, с одной стороны, наблюдается «сформированное» негативное отношение к месту и роли женщины в обществе, а с другой — отмечается низкая самооценка самих женщин в процессе самоопределения. В значительной степени такое положение вызвано тем, что наши женщины на протяжении нескольких поколений не допускались к принятию решений на всех уровнях власти. На современном этапе во многих сферах жизни украинских женщин существуют многочисленные проблемы экономического и правового уровня (низкий уровень, безработица, неуверенность в будущем и связанные с ними психологические особенности мировосприятия), т.е. фактически дискриминационные моменты, которые требуют решения на политическом, государственном уровне. Отстаивание женщинами своих политических прав и свобод — дело, как политических, так и общественных объединений. Рост женской активности в борьбе за социальные и политические права — залог успешного функционирования всего государства.

 

Список литературы:

1. Грицяк Н. Теоретичні засади гендерної політики / Н. Грицяк // Вісник Національної Академії Державного Управління. — 2001. — №4. — С. 297—303.

2. Губань В. Жінки ідуть в наступ: статистика / В. Губань // ПіК. — 2001. — №2. — С. 29.

3. Кобелянська Л. Стратегія врахування гендерних аспектів : підхід ООН / Л. Кобелянська // Жінки в політиці: міжнародний досвід для України: за матеріалами міжнародного наукового семінару (НАУКМА, Київ, 7 жовтня 2005 року) / [за заг. ред. Я. Сверлюк, С. Оксамитної]. — К. : Аттіка, 2006. — С. 66—71.

4. Конституція України. — К. : Юрінком, 1996. — 80 с.

5. Лавріненко Н. Гендерний аспект структур влади / Н. Лавріненко // Українське суспільство на порозі третього тисячоліття / [під ред. М.О. Шульги]. — К. : Ін-т соціології НАН України, 1999. — С. 380—396.

6. Лазоренко О.          Жіноча присутність в українській політиці: що заважає професійній політичній кар’єрі / О. Лазоренко // Жінки в політиці: міжнародний досвід для України: за матеріалами міжнародного наукового семінару (НАУКМА, Київ, 7 жовтня 2005 року) / [за заг. ред. Я. Сверлюк, С. Оксамитної]. — К. : Аттіка, 2006. — С. 175—183.

7. Лакіза — Самук Н. Жіноче питання в контексті демократизації / Н. Лакіза — Самук // Політика і час. — 1994. — №17. — С. 36—39.

8. Маркосян О. Втеча від перспективи або знову про “ жіноче питання ” в політиці / О. Маркосян // День. — 2005. — 17 сер. (№ 148). — С. 4.

9. Плотян С. Законодавче забезпечення участі жінок у процесі прийняття рішень: європейський досвід для України / С. Плотян // Жінки в політиці: міжнародний досвід для України: за матеріалами міжнародного наукового семінару (НАУКМА, Київ, 7 жовтня 2005 року) / [за заг. ред. Я Сверлюк, С. Оксамитної]. — К. : Аттіка, 2006. — С. 90—105.

10. Політична опозиція: теорія та історія, світовий досвід та українська практика: матеріали науково-практичної конференції / Інститут держави і права ім. В. М. Корецького НАН України / [відп. ред. І. М. Варзар]. — К. : Навч.-метод.каб.вищ.освіти М-ва освіти України, 1996. — 236 с.

11. Постригань Г.Ф. Опозиція та опозиційність в теоретичних співставленнях / Г.Ф. Постригань // Політична опозиція: теорія та історія, світовий досвід та українська практика: матеріали науково-практичної конференції / Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України / [відп. ред. І.М. Варзар]. — К. : Навч.-метод.каб.вищ.освіти М-ва освіти України, 1996. — С. 172—176.

12. Rogg E. State mechanisms of women’s political empowerment in Norway / Е. Rogg // Жінки в політиці: міжнародний досвід для України: за матеріалами міжнародного наукового семінару (НАУКМА, Київ, 7 жовтня 2005 року) / [за заг. ред. Я. Сверлюк, С. Оксамитної]. — К. : Аттіка, 2006. — С. 50—57.

13. Ehnberg M. Equal opportunities as means of democratic and economic development / М. Ehnberg // Жінки в політиці: міжнародний досвід для України: за матеріалами міжнародного наукового семінару (НАУКМА, Київ, 7 жовтня 2005 року) / [за заг. ред. Я. Сверлюк, С. Оксамитної]. — К. : Аттіка, 2006. — С. 60—63.

14.  Бебик В. Етнопсихологічне підґрунтя політичної активності українства (до постановки проблеми) [Електронний ресурс] / В. Бебик, О. Науменко, А. Шаблій // Персонал. — 2005. — №1. — С. 18—23. — Режим доступу до тексту: http://www.personal.in.ua/ article.php?ida=175. 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.