Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 апреля 2011 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кечин А.Г. ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ ДИАЛОГА ИЛИ МОРАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ ДИАЛОГА ИЛИ МОРАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ

Кечин Александр Геннадьевич

аспирант, СамГУПС, г. Самара

Диалог от слов диа и логос: два слова, два разговора, две речи. Откуда здесь третий элемент? Чем является речь, процесс общения, когда два человека начинают говорить на одном языке. Если взять аналогию из простейшей электроники, то контакт лампочки с электроприбором невозможен без соединительных проводов, которые и являются третьим элементом схемы. Речь в диалоге выступает именно в качестве третьего звена, связующего элемента между двумя людьми.

Будучи неотъемлемым элементом человеческой психики, речь несёт на себе оттенки человеческой индивидуальности. Однако,с целью сделать своё сообщение более понятным окружающим, коммуникатор передаёт его реципиенту, исходя из некоторых правил и норм. Эти правила, нормы и будут моральной функцией человеческой речи, которая несёт более глубокий смысл, чем привычные правила грамматики.

Свойства интерсубъективности человеческого языка подчёркивал ещё в середине XX века австрийский философ, логик и математик Людвиг Витгенштейн. Говоря об индивидуальном языке, он утверждал, что слова такого языка должны относиться к тому, о чем может знать только говорящий, - к его непосредственным, индивидуальным впечатлениям. Так что другой человек не мог бы понять этого языка [1].

Смысл языка - обращённость к слушающему. Язык есть мост между людьми, и цель человека - пользоваться этим мостом так, чтобы он не рухнул, погребя под своими останками самого говорящего.

Язык предназначен человеку для того, чтобы изменять этот мир, просить его измениться, но, в равной степени, человек управляет этим миром с помощью языка, так же как язык управляет этим миром с помощью человека.

Американский этно-лингвист и исследователь письменности многих народов Бенжамин Ли Уорф в середине XX века открыл целое направление в языкознании. Он вместе с лингвистом Эдуардом Сепиром выдвинул гипотезу Сепира-Уорфа, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Сепир в своих трудах отстаивал мысль о том, что мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения [2]. В связи с этим, если изменяется язык, изменяется и сам человек. Э. Сепира любил цитировать в своих работах автора нейролингвистического программирования Ричарда Бендлера. В основу его теории легли труды психиатра Милтона Эриксона, который также выдвинул утверждение, что наша речь определяет наше сознание. «Продукт», созданный Бендлером имел огромное применение в рекламных и медицинских целях. Нейролингвистическое программирование (НЛП), в определении автора, это наука о структуре субъективного опыта, которая изучает паттерны или «программы», созданные посредством взаимодействия мозга, языка и тела [2]. Один из основных принципов НЛП состоит в том, что порядок или последовательность переживаний, подобно порядку слов в предложении, влияет на их значение. Следовательно, подобно тому, как мы можем менять порядок слов в предложении, мы можем менять человеческие ценности и вкусы. НЛП широко применяется для зомбирования адептов религиозных сект: человека сознательно вводят в заблуждение, он становится податливым и открытым. Моральная составляющая открывает перед человеком иные возможности и превращает порабощение человеческого разума в серьёзную опасность, личность оказывается под воздействием психокультов, и его психическое здоровье после выхода из секты требует серьёзной реабилитации.

Если изменять наше привычное обращение к человеку и встраиваться в систему его образов, то можно манипулировать его сознанием, изменять направление его мысли. Несомненно, это может помочь человеку выбраться из безвыходной ситуации, если выводящий его человек сам знает куда идти и имеет внутри себя прочный нравственный стержень. А если наоборот, что чаще всего и происходит с человеком, через рекламу и СМИ управляют те, кто ведет человека к одной лишь цели: продаже своего продукта. Человечество всё глубже погружается в систему потребительских ценностей и становится безликим обществом массового потребления, где культура перестаёт быть тем, что вдохновляет на подвиги и добрые дела. Культура в современном обществе становиться способом развлечения, способом всё того же удовлетворения собственных физических потребностей.

Современное мышление ставит человека перед лицом необходимости, говоря, что человек есть совокупность причинно - следственных связей. В связи с этим, он не обладает правом выбора. Экономическая составляющая в человеке фундаментальна, утверждается отовсюду с одной лишь целью - сделать из человека безрассудного покупателя, готового только к приобретению рекламируемого товара. Падение нравственных идеалов в самых привилегированных частях современного общество и сползание этой лавины во все части современного социума - это итог теории превосходства материальных ценностей над духовными, и отсутствия в его поступках нравственной составляющей. По каким причинам это происходит, почему этого не происходило раньше, до появления материалистической теории? Просто человеку страшно встать перед лицом своих поступков и понести ответ за совершённые действия. Поэтому человек находит себе оправдание в причинно - следственных связях, якобы, изначально идущих от его естества.

Находясь среди таких же людей, как и он сам, человек рисует свой собственный портрет. Разочаровываясь и тоскуя, отстраняясь и переживая, человек проникается ценностными установками и вредными привычками. Произнося слово, человек «дотрагивается» этим рычагом до слушателя и способен нанести ему величайший вред. Общаясь в бинарном пространстве коммуникатор-реципиент человек всегда должен чувствовать «третьего» которым должен служить конституитивный момент целого высказывания [3], по словам М.М. Бахтина. Человек должен чувствовать законченность своей речи и, вместе с ней, её целесообразность, несущую в себе момент осознания права нести за неё ответственность.

Подводя итоги, можно выделить три направления философской мысли, которые рассматривают третий элемент в бинарном процессе человеческого диалога. Первое направление можно назвать субъективным направлением, которое видит в этом элементе некое представление говорящего о будущем в результате диалога. Здесь третий элемент не является консенсусом, так как столкновения ещё не произошло, и в мышлении каждого из участников появляется субъективное представление, как этого элемента, так и взгляда собеседника на эту проблему. Эту мысль можно проследить уже у Декарта, через «установку на познание познающего Я» [4], который оказывается в неком диалоге логик, в том числе, если появляется лицо, вступающее с ним в диалог. Как уже писалось выше, выражаясь неточно и неадекватно, человек рискует быть не понятым и не услышанным. В этом выражается моральная составляющая. Здесь человек несёт ответственность только перед собой и рискует лишь частью своей речи, которую ему, возможно, нужно будет перефразировать для лучшего усвоения собеседником.

Второе направление рассматривает саму речь субъектов, вступающих в диалог, в качестве отдельного субъекта. Здесь ответственны оба, так как оба попадают под влияние речи и изменяют с помощью неё своё сознание. Речь представляется опаснейшим инструментом в руках человека, вступающего в диалог и, несомненно, человек несёт ответственность за другого человека, который соединён с ним в акте диалога.

Третье направление - это религиозная составляющая диалога. Эту позицию отстаивал М.М. Бахтин, утверждая в своих работах, что где для нравственного сознания существуют два человека, там для религиозного сознания есть третий: возможный оценивающий [5]. Соответственно, любой диалог с природой или с человеком является, по сути, диалогом с Божеством, диалогом с Универсальным Наблюдателем. Здесь, также как и во втором направлении, ярко очерчивается моральная функция речи, функция ответственности за слова и поступки.

Каждый человек в процессе диалога встаёт перед необходимостью моральной оценки своих суждений. Опираясь на необходимость другого, человек очерчивает грани собственного бытия, так как единственным способом существования человека как мыслящего существа является событие с другим. Во всех философских системах, религиозных верованиях и этических учениях человечества перед человеком ставится задача: извлечь максимальную полезность из совместного существования с другими людьми. Существование человека выходит из сферы произнесения языка, произнесения им основных слов: Я и Ты, которые делают человека личностью и дают ему шанс совершенствоваться, находя собственные границы через границы реальности другого человека: основные слова не обозначают нечто существующее вне их, но, будучи произнесены, они порождают существование [6].

Человеческая речь глубоко изучена, но и на столько же глубоко незнание о ней. Один из вопросов философских учений многих веков: отношение речи и этики. Нельзя напрямую совмещать две эти сферы, но точки соприкосновения между ними, определённо, есть. Об этом говорит как языкознание, так и многие этические и религиозные учения. Общим в них является то, что речь человека представляет собой сферу межличностного бытия людей, с помощью которой они себя реализуют как личности и находят точки соприкосновения с миром других людей, что, несомненно, даёт право называть речь одной из форм морального сознания.

 

Список литературы:

  1. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. Феноменология, герменевтика, философия языка [Текст] / Л. Витгенштейн. - М.: Гнозис 1994, - 520 с.
  2. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи [Текст] / Э.Сепир. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993, - с. 656.
  3. Бэндлер Р. НЛП в действии: лучшие экспресс-техники НЛП для психологов, консультантов и психотерапевтов [Текст] / Р. Бендлер. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008, - 220 с.
  4. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5, работы 1940-1960гг [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: «Русские словари», 1997, - 732 с.
  5. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.1. Философская эстетика 1920-х годов / [Текст] М.М. Бахтин. – М.: «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003, - 958 с.
  6. Библер В.С. Кант - Галилей – Кант. Разум нового времени в парадоксах самообоснования. [Текст] / В.С. Библер. - М.: Мысль, 1991, - 317 с.
  7. Бубер М. Два образа веры. [Текст] / М. Бубер.- М.: АСТ, 1999, - 592 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.