Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XVIII-XIX Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 08 декабря 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кабанова Ю.С. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДОСТУПА НАСЕЛЕНИЯ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В РОССИИ XVII—XX ВВ. // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XVIII-XIX междунар. науч.-практ. конф. № 11-12(17). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  ДОСТУПА  НАСЕЛЕНИЯ  К  КУЛЬТУРНЫМ  ЦЕННОСТЯМ  В  РОССИИ  XVIIXX  ВВ.

Кабанова  Юлия  Сергеевна

преподаватель  кафедры  конституционного  и  международного  права  Барнаульского  юридического  института  МВД  России,  РФ,  г.  Барнаул

E-mailjul-555@mail.ru

 

Культурные  ценности  Российской  Федерации  —  это  один  из  элементов  мировой  культуры,  фундамент  для  развития  и  формирования  общества  в  целом.  Многонациональная  культура  современной  России  обладает  богатейшим  потенциалом.  На  данный  момент  в  стране  насчитывается  около  2000  тысяч  государственных  музеев,  в  которых  сосредоточено  более  20563,6  тысяч  единиц  хранения;  фонд  50  тысяч  массовых  библиотек  составляет  около  95321,67  тысяч  единиц  хранения  [2.];  объем  архивного  фонда  Российской  Федерации  составляет  около  600  миллионов  единиц  хранения  на  различных  носителях  [3];  государство  охраняет  около  85  тысяч  памятников  истории  и  культуры.  Рассмотрим,  как  осуществлялся  доступ  населения  к  культурным  ценностям  на  протяжении  истории  России,  на  примере  самых  известных  русских  музеев  и  театров.

В  XVII  в.  появляется  Русский  театр,  созданный  по  инициативе  боярина  А.С.  Матвеева,  а  в  царских  селах  Измайловском,  Коломенском  и  Преображенском  начинают  ставиться  переводные  по  тому  времени  иностранные  пьесы.  Однако  этот  театр  посещали  лишь  верхи  общества  —  князья,  бояре,  в  него  не  было  доступа  всем  остальным  сословиям.

В  русских  городах  и  селах  в  это  время,  большой  популярностью  пользуется  бродячий  театр  —  театр  Скоморохов  и  Петрушек,  который  в  связи  с  очень  смелым  юмором  не  нравился  властям.  К  тому  же  такой  театр  нельзя  отнести  к  культурным  ценностям  как  таковым,  так  как  он  в  основном  высмеивал  власть,  и  не  нес  в  себе  культурной  направленности.

В  начале  XVIII  в.  в  Москве,  на  Красной  площади  впервые  открывается  публичный  театр,  в  котором  играла  иностранная  труппа  актеров,  лишь  в  40-х  гг.  XVIII  в.  в  Ярославле  появляется  первая  труппа  русских  актеров.

Расцветом  русского  театра  XVIII  в.  стала  вторая  половина  столетия,  когда  произошло  создание  «Театральной  директории»  и  увеличение  государственной  финансовой  поддержки,  что  привело  к  увеличению  доступности  для  населения  театров  страны  и  более  красочным  представлениям.  В  русском  театре  XVIII  в.  были  популярны  —  крепостные  театры,  например  театры  графа  Шереметьева,  князя  Юсупова,  которые  прославились  хорошей  игрой  актеров.

Отдельного  внимания  заслуживает  Эрмитаж,  построенный  по  приказу  Екатерины  Великой  в  1764  г.,  и  пополняющийся  экспонатами  на  протяжении  всей  его  истории.  В  1894  г.  Николай  II  взошел  на  престол,  и  Эрмитаж  становится  местом  скопления  коллекции  произведений  искусства  величайшей  в  Европе.  Некоторые  самые  известные  русские  и  иностранные  архитекторы  работали  над  резиденцией,  чтобы  она  была  самой  роскошной  и  одной  из  лучших  в  мире  дворцов.  Однако  Эрмитаж  как  музей  был  открыт  для  всего  населения  лишь  после  Октябрьской  революции,  в  Российской  Империи  в  галереи  Эрмитажа  допускались  лишь  приближенные  императорской  семьи  и  иностранные  послы.

Еще  один  из  величайших  музеев  мира  Оружейная  палата  связана  с  именем  Ивана  Калиты.  По  его  указу  между  Архангельским  и  Благовещенским  собором  Кремля  строится  здание  для  великокняжеской  сокровищницы.  В  сокровищнице  хранились  различные  изделия  из  драгоценных  металлов,  дорогие  украшения,  элитное  оружие,  одежда  из  уникальных  тканей;  помещались  производственные  мастерские.  Лучшие  образцы  прикладного  искусства  создавались  в  мастерских  Оружейной  палаты,  иностранными  и  российскими  мастерами,  приезжавшими  в  Москву  для  работы  при  царском  дворе.  Пополнению  сокровищницы  способствовали  иностранные  послы,  дарившие  московским  князьям  драгоценные  ткани,  серебряные  кубки,  парадную  конскую  упряжь,  военное  снаряжение.  Москва,  становится  крупным  торговым  и  культурным  центром.

В  1754  г.  А.  Аргамаков,  будучи  первым  ректором  Московского  Университета,  обследовал  древние  реликвии  Оружейной  палаты  и  предложил  Сенату  открыть  специальную  галерею  для  хранения  и  показа  сокровищ  один  день  в  неделю  простым  людям.  Осенью  1756  г.  началось  строительство  здания,  которое  так  и  не  было  использовано  в  виду  сноса  его  через  12  лет  по  приказу  Екатерины  II.  Постоянная  музейная  экспозиция  была  открыта  лишь  в  1814  г.  в  здании,  построенном  И.В.  Еготовым  в  1806—1810  гг. 

В  1872  г.  по  идее  графа  Уварова,  принимается  решение  построить  музей  в  Москве,  для  показа  наглядной  истории  главных  эпох  Русского  Государства.  20  августа  1875  г.,  в  присутствии  Императора,  происходит  закладка  здания  Музея,  а  в  1881  г.  ему  дается  название  —  Императорский  Российский  Исторический  Музей.  Посещать  музеи  могли  все  желающие,  однако,  в  большинстве  случаев  экспозиции  музеев  посещали  представители  дворян  и  интеллигенции,  что  же  касается  крестьян,  то  они  не  всегда  могли  воспользоваться  данным  правом  [1].

История  знаменитой  столичной  Третьяковской  галереи  тесно  связана  с  именем  известного  мецената,  купца  и  искусствоведа  —  Павла  Третьякова.  В  середине  1850-х  г.  он  приобретает  11  графических  листов,  положивших  начало  его  коллекции,  которая  непрерывно  пополнялась.  В  июле  1892  г.  его  коллекция  была  дополнена  небольшим,  но  ценным  собранием  картин  иностранных  и  российских  художников,  которую  он,  спустя  лишь  месяц  преподнес  в  дар  Москве.  Его  коллекции  насчитывали  1287  произведений  живописи,  518  рисунков,  9  скульптурных  работ  российского  производства  и  75  картин  и  8  рисунков  иностранных  художников.  В  августе  1893  г.  галерея  получила  название  «Московской  городской  художественной  галереи  имени  Павла  Михайловича  и  Сергея  Михайловича  Третьяковых»  открывается  для  свободного  посещения.  В  июне  1899  г.  дом  Третьяковых  начинает  использоваться  в  качестве  размещения  коллекции,  а  в  1904  г.  возводится  новый  фасад  здания.  Несмотря  на  ремонтные  работы,  галерея  принимала  посетителей,  за  эти  годы  в  ней  побывало  130548  человек  [1].

С  установлением  Советской  власти  столица  была  перенесена  из  Санкт-Петербурга  в  Москву,  при  этом  Кремль  опять  становится  центром  политической  жизни  страны.  В  марте  1918  г.  в  Кремль  для  постоянного  места  жительства  переезжает  правительство,  делая  своей  резиденцией  дворцы  и  кавалерские  корпуса,  тем  самым  запрещая  свободный  доступ  обычным  гражданам  на  территорию  Кремля.

Как  отмечает  В.Ф.  Козлов,  существовало  три  варианта  размещения  властей,  в  Дворянском  женском  институте,  Запасном  дворце  у  красных  ворот  и  в  Кремле.  При  обсуждении  данного  вопроса  некоторые  комиссары  были  против  размещения  в  Кремле,  в  связи  с  возможным  ограничением  доступа  в  Кремль  простых  граждан,  но  прения  были  прекращены  председателем  Я.  Свердловым  объявившим  интересы  пролетариата  выше  предрассудков  [5,  с.  71—78].  Этому  пыталась  помешать  Петроградская  коллегия  по  охране  памятников  старины  и  сокровищ  искусства,  прося  в  обращении  выехать  из  Кремля  в  связи  с  возможной  угрозой  его  разрушения,  но  это  обращение  даже  не  было  рассмотрено  [5,  с.  71—78].

С  1955  г.  Кремль  был  частично  открыт  для  посещения,  став  музеем  под  открытым  небом  [4].  В  1990  г.  Кремль  включили  в  список  всемирного  наследия  ЮНЕСКО,  что  повлекло  за  собой  реставрационные  работы.  Во  время  реставрации  зданиям  был  возвращен  частично  или  полностью  утраченный  в  советские  годы  облик.  На  данный  момент  Московский  Кремль  —  это  особо  охраняемый  объект,  для  доступа  в  который  необходим  пропуск.  Однако  из  каждого  правила  есть  исключения,  поэтому  доступ  на  Соборную  площадь,  к  Царь-колоколу,  Царь-пушке,  в  Кремлевский  сквер,  а  также  в  музеи  Кремля  осуществляется  по  соответствующим  билетам  в  определенные  часы  доступ,  а  в  Государственный  кремлёвский  дворец  осуществляется  по  билетам  на  культурно-массовые  мероприятия.

Таким  образом,  видно,  что  интерес  общества  к  культурным  ценностям  прослеживается  с  XI  века,  а  доступ  населения  к  культурным  ценностям  появляется  с  момента  осознания  государством  их  художественной  и  исторической  ценности.  До  образования  Российской  Империи  в  обществе  не  было  осознания  необходимости  приобщения  к  прекрасному,  лишь  на  уровне  императриц  и  их  приближенных  в  узких  кругах  любовались  картинами  и  произведениями  искусства.  Для  остального  населения  страны,  начиная  с  XVII  в.,  открывается  доступ  к  театрам  и  музеям,  как  единственным  учреждениям  содержащим  в  себе  культурные  ценности.

 

Список  литературы:

  1. Достопримечательности  Москвы  и  Подмосковья  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.moscowsights.ru/museums/tretyakov_gallery.html  (Дата  обращения:  01.12.2014).
  2. Официальный  сайт  Министерства  культуры  Российской  Федерации:  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://mkrf.ru/deyatelnost/statistics/institution.  (Дата  обращения:  01.12.2014).
  3. Официальный  сайт  Федерального  архивного  агентства:  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://archives.ru/af.shtml.  (Дата  обращения:  01.12.2014).
  4. Снегирёв  В.  За  стеной.  /  В.  Снегирёв.  //  Рос.  Газ.  21  июля.  2005.
  5. Тутова  Т.А.  Большой  Кремлевский  дворец  в  Москве:  к  истории  организации  музея  в  первые  годы  советской  власти  (1917—1924).  /  Т.А.  Тутова.  //  Царские  и  императорские  дворцы.  Старая  Москва.  М.:  Изд-во  об-ния  «Мосгорархив»,  1997.  —  С.  71—78.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом