Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 10 февраля 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Олимова Х.Х. ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В ПРОЗЕ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. № 2(9). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ  СОБЫТИЯ  В  ПРОЗЕ

Олимова  Хосият  Хакимовна

кан.  фил.  наук,  доцент,  зав.  отдел  науки  и  аспирантуры  ТГИЯ  им.  Сотим  Улугзаде,  Республика  Таджикистан,  г.  Душанбе

E-mail:  hosiyat.оlimova  @mail.ru

 

Присоединением  России  к  Средней  Азии  произошли  зна­чительные  изменения  в  социально-экономической,  политической  и  культурной  жизни  края.  Общеизвестно,  что  решающим  и  объек­тивным  прогрессивным  последствием  присоединения  Средней  Азии  к  России  было  то,  что  Россия  стала  центром  революцион­ного  движения,  вместе  с  которой  вступил  на  этот  путь  и  на­род  Средней  Азии.  Однако,  кроме  этого  важного  момента,  при­соединение  к  России  имело  и  другие  прогрессивные  аспекты,  в  частности  достижения  русской  науки  в  изучении  природы  и  ис­тории  народов  Средней  Азии,  в  том  числе  и  таджикского  наро­да.

В  70-е  годы  средневековые  формы  экономики  начи­нают  распадаться,  растет  население,  появляются  пер­вые  промышленные  предприятия,  в  90-х  годах  банки,  наблюдается  прилив  русского  капитала  в  Среднюю  Азию.  Ограничивается  торговля  с  Индией  и  Афганиста­ном,  товары  на  среднеазиатских  рынках  преимуществен­но  русского  происхождения,  как  об  этом  свидетельствуют  дневники  европейских  путешественников  по  Средней  Азии;  более  дешевые  промышленные  товары  вытес­няют  кустарные  изделия  отечественных  производителей.  Развивается  производство  высококачественных  сортов  хлопчатника,  часто  в  ущерб  хлебным  культурам,  кото­рых  не  хватает  для  населения. 

Одна  из  первых  официальных  газет  в  Средней  Азии,  кото­рая  выходила  на  русском  языке  в  Ташкенте  с  1870  г.  по  1917  г.  была  «Туркестанские  ведомости».  Она  была  рассчитана  на  рас­пространение  в  крае  сведений  об  административных  распоряже­ниях  и  содействие  широкому  изучению  Туркестанского  края  и  сопредельных  с  ней  стран  Востока.  На  ее  страницах,  помимо  официальных  сведений,  публиковалось  много  статей  о  краеведе­нии  и  об  истории  народов  Средней  Азии.  Для  этого  не  случайно  к  участию  в  газете  привлекались  ученые  и  краеведы  того  вре­мени.  Для  примера  можно  привести  одну  из  статей,  приурочен­ную  к  25-летнему  юбилею  газеты,  где  дается  характеристика  ее  активных  сотрудников,  среди  которых  были  имена  таких  вид­ных  ученых  и  краеведов  как:  В.В.  Бартольд,  Н.П.  Остроумов,  В.Ф.  Ошанин,  Н.Н.  Пантусов,  И.В.  Мушкетов,  Г.А.  Арандаренко,  А.Д.  Гребенкин,  А.Л.  Кун,  А.П.  Хорошхин,  А.  Кушакевич,  В.  Венюков  и  другие,  научная  деятельность  которых  тесно  связана  с  изучением  истории  культуры  таджикского  народа  того  периода.  С  первых  же  дней  выхода  «Туркестанских  ведомостей»  на  страницах  газеты  встречается  значительное  количество  мате­риалов  по  истории,  географии,  этнографии,  климатологии,  ста­тистических  и  прочих  сведений  о  Таджикистане.  Свидетельст­вом  этому  является  тот  краткий  перечень  материалов,  относящихся  к  Таджикистану  и  опубликованных  на  страницах  га­зеты  в  первые  годы  ее  существования:  «Известия  из  рекогно­сцировочных  отрядов  Ура-Тюбинского  и  Зеравшанского»  —  под  командованием  генерала  Абрамова  и  подполковника  Доннети  в  1870  г.;  Д.  Мышенков  —  «Геологические  заметки  из  дневника  экспедиции  к  верховьям  Зеравшана»;  А.П.  Федченко  —  «Заметки  о  верхнем  Зеравшане»;  «Кариз  —  подземный  арык  близ  Пенджикента»,  где  дает­ся  описание  населения,  населенных  пунктов,  административных  делений  указанных  волостей  Зеравшанской  долины.

Известно,  то,  что  с  конца  первой  половины  XIX  в.  в  Средней  Азии,  в  том  числе  и  на  территории  современного  Таджикистана,  вели  научные  исследования  не  только  отдельные  ученые,  но  и  различные  общества.  Они  являлись  либо  местными  организация­ми,  либо  филиалами  всероссийского  общества.  Всего  в  пределах  Туркестанского  края  в  то  время  существовало  около  15  научных  организаций. 

Также  основоположник  таджикского  просветительства  и  реформизма  Ахмада  Дониш  (1826—1897)  в  «Историческом  трактате»  описывает  ту  ситуации  путешественников,  которых  правительство  Бухары  принимала  их  за  агентов  (шпиона):  «…  их  всех  посадили  на  цепь  и  арестовали,  имущество  их  конфисковали  и  передали  в  казну»  [1,  с.  63]. 

Будучи  в  тюрьме,  путешественники  написали  письмо  и  через  посредников  отправляли  в  Россию.  Дониш  подчеркивает,  что  один  из  этих  путешественников  был  братом  русской  императрицы.

Комментируя  данную  ситуацию  далее  Дониш  пишет:  «...из  русской  столицы  дали  знать  в  Оренбург  (а  этот  город  служит  местом  сбора  бухарских  купцов),  приказали  забрать  купцов  вместе  с  их  товаром  и  потребовали  освобождение  арестованных…  на  все  то  ушло  примерно  шесть  месяцев»  [1,  с.  63]. 

По  мнению  Дониша  среди  них  был  «учитель  детей  русских  аристократов  и  царевича»  тегеранец  Козимбек.  Дониш  описал  взгляд  Казимбека  о  ситуации  Бухары:  «Земля  делится  на  пять  частей  (а  по  европейскому  делению  на  четыре),  и  одна  часть-это  Туркестан,  которым  владеют  тюрки-потомки  Яфета.  Живут  там  кочевники.  Во  главе  каждого  племени  стоит  правитель,  получивший  власть  по  наследству  или  же  захвативший  ее.  Они  не  подчиняются  никакому  правительству,  а  земли  их  не  входят  ни  в  какое  государство.  Все  они  претендуют  на  власть,  не  имеют  никакого  представления  о  том,  что  творится  в  мире,  арестовывают  и  заковывают  людей  в  цепи  по  своему  усмотрению  и  конфискуют  их  имущество.  Они  и  понятия  не  имеют,  что  кроме  их  краев  существует  какая-либо  иная  страна  и  иные  правители  помимо  них.  Покорение  этих  земель-одна  из  главных  задач  нашего  государства,  так  как  в  этой  стране,  протянувшейся  на  двадцать  в  ширину,  живет  бесчисленное  множество  людей»  [2,  с.  74—75]. 

Далее  он  комментирует:  «В  действительности,  земли  во  владениях  правителей  Мавераннахра  невелика,  но,  тем  не  менее,  несколько  правителей  претендуют  здесь  на  самостоятельность  в  Коканде,  Кашгаре,  Хорезме,  Бухаре  и  даже  в  мелких  владениях,  таких,  как  Гиссар,  Мастчи,  Куляб.  Когда  эти  правители  приходят  к  власти,  то  дрожат  над  ней,  словно  ивовый  лист,  и  не  доверяют  ни  одному  своему  приближенному.  Они  живут  в  вечном  страхе,  что  их  могут  лишить  власти.  Если  такой  правитель  и  возвышает  кого-либо,  он  не  дает  ему  свободы  действий,  опасаясь,  что  тот  восстанет  против  него»  [2,  с.  76—77].

По  свидетельству  Ахмада  Дониша,  незначительное  количество  русских  солдат,  конечно  хорошо  вооружен­ных,  разгромило  «великую  армию»  Музаффара  (1860—1885),  который  в  1868  году  перед  решительными  боями  дал  приказ  «гнать  врага  вплоть  до  самого  Петербурга».  Правитель  империи  Мангитов  не  проявил  государствен­ной  дальновидности,  он  не  пользовался,  естественно,  и  поддержкой  народа  и  продолжал  вести  войну  с  Кокандом,  что,  в  конечном  счете,  ослабило  и  Бухару  и  Коканд.

Дониш  со  всей  смелостью  и  откровенностью  открыто  изображает  в  своем  трактате  мировоззренческий  уровень  дворцовой  знати,  духовенства,  преподавателей  медресе  и  простого  народа,  материальные  и  духовные  их  запросы.  Более  того,  говоря  о  собственных  взглядах  и  передавая  столкновения  по  некоторым  вопросам  понимания  времени  со  стороны  своих  оппонентов,  рисуя  в  своих  рассказах  отвратительные  язвы  прошлого  (Бухары  и  эмирата),  Ахмад  Дониш  пробуждает  в  сердце  читателя  любовь  и  искреннее  сочувствие  к  этим  обойденным  общественным  вниманием  беднякам  [3,  с.  27]. 

Таким  образом,  Дониш  опирается  на  свои  наблюдения  во  время  поездок  в  Россию  и  на  то,  как  исправит  положение  дел  в  бухарских  медресе,  говорит  о  системе  обучения  в  Европе,  в  Индии.  Он  трижды  побывал  в  России  и  настойчиво  искал  пути  к  социальному  переустройству  Бухары.  В  произведение  «Редкостные  происшествия»  Дониш  высказал  резко  критические  отношение  к  порядкам  эмирата.  По  своей  форме  произведения  Ахмада  Дониша  близки  к  градационной  таджикской  прозе,  но  большая  заслуги  писателя  в  том,  что  он  широко  использует  разговорный  язык  народа,  решительно  отказываясь  от  вычурного  и  непонятного  для  масс  языка  придворной  литературы.  Даже  говоря  о  необходимости  соблюдения  законов  и  порядков,  он  всегда  указывал  на  необходимость  следовать  требованиям  шариата.  Однако  после  поездки  в  Россию,  где  он  остался  таким  же  мусульманином,  внимательное  отношение  к  положению  в  европейских  странах,  способствовавшие  осмыслению  своеобразия  русской  культуры,  служили  резким  толчком  к  положительным  суждениям  и  выводам.  Дониш  оказался,  одним  из  первых  деятелей  культуры  Средней  Азии,  который  сумел  трезво  оценить  достижения  других  народов,  особенно  русской  культуры.  Выход  из  тупика  он  видел  в  реформах.  Это  был  первый,  самый  трудный  шаг,  сделанный  им  для  преодоления  средневековой  отсталости.

 

Список  литературы:

1.Ахмад  Дониш.  Тракта  Ахмада  Дониша  «История  мангитского  династии».  Душанбе,  1967.

2.Ахмад  Дониш.  Путешествие  из  Бухары  в  Петербург.  Таджикгосиздат,  1960.

3.Олимова  Х.  Правда  жизни  и  художественная  правда  в  "Наводирулвакоеъ"  Ахмада  Дониша.Автореферат.  Душанбе,  2007.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.