Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 января 2011 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Каяшева О.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНЩИН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МОНАХОВ-ИНКВИЗИТОРОВ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ЖЕНЩИН  В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  МОНАХОВ-ИНКВИЗИТОРОВ  ПОЗДНЕГО  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Каяшева  Ольга  Игоревна

к.пс.н.,  доцент  УРАО,  г.  Москва

E-mailzaratustra1230@gmail.com

 

В  период  позднего  Средневековья  приобрела  особое  значение  инквизиция,  которая  пыталась  вернуть  церкви  ее  прежнее  влияние  [1]  .  Из  письменных  источников  того  времени  до  нас  дошло  произведение  двух  немецких  монахов  Генриха  Крамера  (Генрикус  Инститорис)  и  Якоба  Шпренгера  «Молот  ведьм»  (1486).  В  трактате  сообщается  о  том,  как  необходимо  бороться  с  ведьмами,  еретиками  и  сочувствующими  им,  упоминаются  опыты  инквизиторов  над  людьми.  Кроме  того,  в  работе  дается  основная  характеристика  женщин.

Г.Крамер  и  Я.Шпренгер,  полагают,  что  слово  «женщина»  происходит  от  femina  -  «вера»  и  minus  -  «малый»,  т.е.  изначально  женщина  не  способна  к  настоящей  вере  в  бога.  Трактат  отразил  все  народные  суеверия  и  гендерные  стереотипы  общества  того  периода.  Приведем  некоторые  выдержки  из  данного  труда:  «…женщины  имеют  недостатки  как  в  душе,  так  и  в  теле,  и  что  нет  ничего  удивительного  в  том,  что  они  совершают  больше  позорных  деяний…  Уже  при  сотворении  первой  женщины  эти  ее  недостатки  были  указаны  тем,  что  она  была  взята  из  кривого  ребра,  а  именно  -  из  грудного  ребра,  которое  как  бы  отклоняется  от  мужчины.  Из  этого  недостатка  вытекает  и  то,  что  женщина  всегда  обманывает,  так  как  она  лишь  несовершенное  животное…  Как  из  недостатка  разума  женщины  скорее,  чем  мужчины,  отступаются  от  веры,  так  и  из  своих  необычайных  аффектов  и  страстей  они  более  рьяно  ищут,  выдумывают  и  выполняют  свою  месть  с  помощью  чар  или  иными  способами.  Нет  поэтому  ничего  удивительного  в  том,  что  среди  женщин  так  много  ведьм…  ведьмы,  меньше  чем  кто-либо  другой,  могут  считаться  очищенными,  если  они  вынесут  испытание  раскаленным  железом.  Более  того!  Тот  факт,  что  обвиняемые  требуют  подобного  испытания,  дает  право  подозревать  их  в  том,  что  они  -  ведьмы…»  [5]. 

Авторы  трактата,  ссылаясь,  в  том  числе,  и  на  труды  мыслителей  древности  утверждают,  что  женщины  более  чем  мужчины  склонны  к  суеверию.  Они  приводят  в  доказательство  три  основания: 

1)  женщины  легковерны;

2)  они  скорее  подвержены  воздействию  со  стороны  духов  вследствие  своего  естественного  сложения;

3)  женский  язык  болтлив,  и  «все  что  женщины  узнают  с  помощью  чар,  передают  своим  подругам». 

Силы  женщин  невелики,  поэтому  они  «жаждут  отмщения  за  обиды  с  помощью  колдовства».  Они  «рассуждают  и  иначе  понимают  духовное,  чем  мужчины,  поэтому  нет  ничего  удивительного  в  том,  что  мир  и  теперь  страдает  из-за  женской  злобы»  [5].  «Из-за  ненасытности  женщин  к  плотским  наслаждениям  человеческая  жизнь  подвержена  неисчислимому  вреду.  Поэтому  мы  можем  с  полным  правом  утверждать  вместе  с  Катоном:  «Если  бы  мир  мог  существовать  без  женщин,  мы  общались  бы  с  богами».  И  действительно,  мир  был  бы  освобожден  от  различнейших  опасностей,  если  бы  не  было  женской  злобы,  не  говоря  уже  о  ведьмах.  Не  найдется  ни  одного  мужчины,  который  так  старался  бы  угодить  Господу,  как  старается  женщина-  будь  она  не  совсем  уродом  -  понравиться  мужчине.  Женщина  же  -  скрытый,  льстивый  враг.  Их  сердце  -  тенета,  т.  е.  неизмерима  злоба,  господствующая  в  их  сердце.  Их  руки  -  оковы.  Когда  они  участвуют  в  наведении  порчи  на  живые  существа,  они  достигают  того,  к  чему  стремятся  с  помощью  дьявола»  [5]. 

Подводя  итог,  инквизиторы  говорят,  что  практически  каждая  женщина  –  это  потенциальная  ведьма,  поскольку  женщины  совершают  зло  из-за  ненасытности  к  плотским  наслаждениям,  недостатка  ума  и  суеверия.  Мы  можем  предположить,  что  Генрих  Крамер  (Генрикус  Инститорис)  и  Якоб  Шпренгер  проецируют  в  данном  произведении  многие  подавленные  мысли,  желания  и  потребности.  В  частности  к  проблеме  сексуальных  отношений  между  мужчиной  и  женщиной  авторы  обращаются  практически  на  каждой  странице  работы.  Возможно,  что  мы  также  наблюдаем  действие  защитного  механизма  инверсии  (или  реактивного  образования),  предполагающего  «замену»  первоначального  эмоционального  отношения  к  объекту  на  противоположное.  Так,  например,  мужчина  отвергнутый  женщиной,  которую  он  ранее  любил  и  к  которой  испытывал  влечение,  начинает  чувствовать  к  ней  ненависть,  презрение  и  др.,  стремится  наказать  ее  за  «злодеяния»  (в  данном  случае  за  «колдовство»  и  использование  «чар»).  Негативное  отношение  затем  переносится  этим  мужчиной  и  на  других  женщин. 

Дополнительно  хотелось  бы  обратить  внимание  на  специфику  проведения  «следствия»  монахами.  «Виновным»,  исходя  из  формулировок  Г.Крамера  и  Я.Шпренгера,  мог  стать  любой  человек.  Достаточно  было  непроверенных  слухов,  доносов  и  пр.  Даже  отсутствие  признания  человека  в  колдовстве  было  лишь  свидетельством  недостаточно  тщательно  проведенной  работы  инквизиторов.  С  особой  тщательностью  следовало  проводить  допрос,  если  человек  упорствовал  в  отстаивании  своей  правоты,  поскольку  лишь  злые  силы  могли  помочь  ему  перенести  пытки,  а  если  же  человек  признавал  вину,  то  ему  следовало  принять  «милосердное»  наказание,  как  правило,  связанное  с  сожжением  на  костре.  Исходя  из  позиции  Крамера  и  Шпрегера,  под  подозрением  должны  были  находиться  все,  но  в  первую  очередь  женщины  как  наиболее  подверженные  воздействию  дьявола.  Подобная  позиция  авторов  может  подводить  нас  к  предположению  о  наличии  у  них  некоторых  паранойяльных  особенностей  личности. 

Вернемся  к  анализу  трактата.  Итак,  в  бедах  человечества  «виноваты  ведьмы».  Они  околдовывают  людей:  «задерживают  силу  деторождения  или  препятствуют  половому  акту»,  «чародейскими  приемами  могут  превращать  людей  обоего  пола  в  животных»,  ведьмы-повитухи  различными  средствами  «убивают  плод  во  чреве  матери»,  либо  «посвящают  детей  демонам».  Именно  ведьмы  «внушают  порочную  любовь  мужчины  к  какой-либо  женщине,  либо  женщине  к  мужчине»,  стараются  посеять  ненависть  или  зависть;  причиняют  болезнь  человеку,  отнимают  у  людей  жизнь  и  лишают  разума.  Также  ведьмы  способны  околдовать  животных  и  земные  плоды,  управлять  стихиями  (вызывать  засуху,  наводнения  и  т.д.)  [5].

Таким  образом,  исходя  из  вышеизложенного,  мы  представим  основную  психологическую  характеристику  женщин  с  точки  зрения  монахов-инквизиторов  Позднего  Средневековья.

1.Умственное  развитие  женщин  значительно  отстает  от  умственного  развития  мужчин.  Они  иррациональны  в  своих  действиях  и  поступках.

2.Женщины  эмоциональны  и  испытывают  трудности,  связанные  с  самоконтролем.

3.Они  зависимы  от  мнения  окружающих,  чрезмерно  внушаемы  и  суеверны.

4.У  них  доминируют  по  отношению  к  мужчинам  сексуальные  и  материальные  потребности.

5.Нравственная  сфера  личности  большинства  женщин  «деформирована»  вследствие  присутствия  ряда  качеств:  коварства,  хитрости,  жадности,  лживости,  агрессивности  и  др. 

6.Женщины  в  большей  степени  показывают  склонность  к  вербальному  общению,  чем  мужчины. 

7.Они  стремятся  быть  привлекательными  для  мужчин,  интересуются  своей  внешностью.

Стереотипные  представления  о  женщинах  прослеживаются  и  в  настоящее  время.  Они  касаются  как  их  личностных  черт,  так  и  особенностей  поведения.  Гендерные  стереотипы  являются  довольно  устойчивыми  [2].  Женщины  характеризуются  испытуемыми  как  более  подверженные  внешнему  влиянию,  эмоциональные,  разговорчивые,  что  было  отмечено  в  исследованиях  Ф.Гейс  (1993),  Дж.Мак-Ки,  А.Шериффс  (1957)  и  др.  В  целом,  как  полагает  Е.П.Ильин,  мужчинам  приписывается  больше  положительных  качеств,  чем  женщинам,  но  в  тоже  время  чрезмерная  акцентуация  на  типично  маскулинных,  или  фемининных  чертах  также  приобретает  негативную  оценочную  окраску. 

 

Список  литературы:

1.Иезуиты.  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  -  URL:  http://  slovari.yandex.ru

2.Ильин  Е.П.  Дифференциальная  психофизиология  мужчины  и  женщины  [Текст]  /  Е.П.Ильин.  -  СПб.:  Питер,  2002.-  544с.:  ил.

3.Капрара  Дж.,  Сервон  Д.  Психология  личности  [Текст]  /  Дж.Капрара,  Д.Сервон.-  СПб.:  Питер,  2003.-  640с.:  ил.

4.Клонингер  С.  Теории  личности  [Текст]  /  С.Клонингер.-  СПб.:  Питер,  2003.-  720с.:  ил.

5.Шпренгер  Я.,  Крамер  Г.  Молот  ведьм.  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  -  URL:  http://lib.ru/HRISTIAN/INKWIZICIQ/hexenham.txt.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.