Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 октября 2010 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тажутдинова Г.Ш. АТРИБУЦИИ В ПОЛЬЗУ СВОЕГО ‘’Я’’ КАК ЯВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

АТРИБУЦИИ  В  ПОЛЬЗУ  СВОЕГО  ‘’Я’’  КАК  ЯВЛЕНИЕ  В  СОЦИАЛЬНОЙ  ПСИХОЛОГИИ

Тажутдинова  Гулжан  Шайихулисламовна

к.псх.н.,  доцент  ДГПУ,  г.Махачкала

E-mail: 

 

Оценивая  поведение  других  людей,  мы  придаем  большое  значение  их  внутренним  диспозициям,  чем  ситуации,  в  которой  они  находятся,  но  свою  ситуацию  и  обстоятельства  нашей  жизни  считаем  более  важными,  чем  черты  собственной  личности.  Мы  не  настолько  эгоисты  и  эгоцентрики,  чтобы  постоянно  носить  с  собой  большое  зеркало  и  наблюдать  за  собственным  поведением.  Естественно,  что  мы  смотрим  вокруг  себя.  Для  нашего  восприятия  особенно  важны  другие  люди,  объекты  и  события.  Мы  не  в  состоянии  обращать  на  себя  большое  внимание. 

Итак,  когда  действующее  лицо  и  наблюдатель  думают  о  причинах  поведения  другого  человека,  их  отвлекает  более  важная  информация:  наблюдателя  привлекает  действующее  лицо,  а  действующее  лицо  интересует  ситуация.

Существует  еще  одна  причина  возникновения  различий  в  восприятии  действующего  лица  и  наблюдателя.  Действующие  лица  располагают  о  себе  более  полной  информацией,  чем  доступна  наблюдателю.  Актеры  знают  свое  поведение,  подтвержденное  многолетним  опытом;  они  помнят,  что  происходило  с  ними  утром.  Они  лучше  сторонних  наблюдателей  видят  сходства  и  различия  в  своем  поведении  в  разное  время  и  в  разных  ситуациях.

Говоря  словами  Келли  (1967),  актеры  обладают  более  полной  информацией  о  сходстве  и  исключительности,  чем  наблюдатели.  Например,  если  вы  ведете  себя  на  вечеринке  скромно  и  застенчиво,  то  наблюдатель,  вероятней  всего  сформулирует  относительно  вас  диспозиционную  атрибуцию  -  “Да,  этот  тип  –  абсолютный  интроверт”.  В  действительности  вы  можете  осознавать,  что  такое  ваше  поведение  нетипично.  Вероятно,  вы  застенчивы  только  на  вечеринках,  где  никого  не  знаете,  или  может  быть  вы  устали  или  опечалены  какими  –  то  плохими  известиями.  Поэтому  неудивительно,  что  атрибуции  действующих  лиц,  касающиеся  их  самих,  зачастую  отражают  факторы  ситуации,  ведь  они  больше  знают  о  том,  как  варьируется  их  поведение  от  одной  ситуации  к  другой,  чем  большинство  наблюдателей,  видящих  их  на  протяжении  ограниченного  отрезка  времени. 

До  сих  пор  наши  рассуждения  о  ментальных  упрощениях,  свойственных  людям  при  формировании  атрибуций,  касалось  особенностей  восприятия.  А  что  же  сказать  о  человеческих  потребностях,  желаниях,  надеждах  и  страхах  -  может  быть,  эти  эмоциональные  факторы  тоже  вызывают  предубеждения  в  наших  атрибуциях.  Возможно,  вы  видите  мир  вокруг  себя  именно  таким,  а  не  иным,  потому,  что  соответствующая  точка  зрения  позволяет  вам  думать  хорошо  о  себе  и  о  жизни  в  целом?  Ответ  -  положительный.  Ментальные  упрощения  создают  мотивационную  основу;  они  являются  атрибуциями,  защищающими  нашу  самооценку  и  нашу  веру  в  то,  что  этот  мир  безопасен  и  справедлив.

Когда  самооценке  человека  что-то  угрожает,  он  часто  прибегает  к  атрибуции  в  пользу  своего  ‘’Я’’.  Проще  говоря,  эти  атрибуции  относятся  к  тенденции  приписывать  себе  и  своим  личным  качествам  успех  (создавая  в  данном  случае  внутренние  атрибуции),  однако  винить  других  за  свою  неудачу.  Многие  исследования  подтвердили,  что  люди  имеют  тенденцию  к  внутренним  атрибуциям,  когда  хорошо  справляются  с  задачей,  и  к  внешним  атрибуциям,  когда  терпят  провал.  Человек  практически  всегда  пытается  сохранить  самооценку,  даже  если  это  ведет  к  искажению  реальности  и  изменению  понимания.  Тут  мы  наблюдаем  специфическую  атрибутивную  стратегию,  которую  можно  использовать  для  поддержания  или  повышения  самооценки  -  для  этого  нужно  всего  лишь  искать  причину  там,  где  это  выгоднее  всего.

Не  менее  важен  и  наш  образ  в  глазах  других  людей.  Мы  хотим,  чтобы  другие  хорошо  думали  о  нас  и  восхищались  нами.  Когда  мы  говорим  другим,  что  потерпели  неудачу  из-за  какой-либо  внешней  причины  -  это  своеобразная  стратегия  презентации  самих  себя.  Можно,  конечно,  сказать  об  этом,  что  мы  просто’’  придумываем  оправдания’’

Третья  причина,  по  которой  люди  создают  атрибуции  в  пользу  своего  “Я”  возвращает  нас  к  рассуждению  о  характере  информации,  имеющейся  у  людей.  Люди  также  меняют  свои  атрибуции,  когда  сталкиваются  другого  рода  угрозами  их  самооценки.  Труднее  всего  придти  к  осознанию  того,  что  в  жизни  случается  трагические  события,  например:  изнасилование,  неизлечимые  болезни  и  несчастные  случаи  с  летальным  исходом.

Даже  когда  такие  роковые  случайности  происходят  с  незнакомыми  людьми,  с  которыми  мы  никогда  не  встречались,  сами  по  себе  они  могут  нас  расстроить.  Они  напоминают  нам  о  том,  что  если  трагедия  произошла  с  кем-то  еще,  она  может  случиться  и  с  нами.  Из  всех  видов  самопознания  труднее  всего,  оказывается,  принять,  что  мы  смертны  и  с  нами  могут  происходить  плохие  события.  Мы  стараемся  всячески  отрицать  этот  факт.  Один  из  способов  такого  отрицания  -  создание  защитных  атрибуций,  объясняющих  поведение,  чтобы  защитить  нас  от  чувства  ранимости  и  сознания  неизбежности  смерти.

Почему  наши  впечатления  кажутся  нам  правильными,  когда,  они  часто  оказываются  ошибочными?  Во-первых,  зачастую  мы  наблюдаем  поведение  людей  в  ограниченном  ряде  ситуаций  и  не  имеем  возможности  опровергнуть  собственные  впечатления.  Например,  у  вас  сложилось  впечатление  о  преподавателе  строгом,  непреклонном  и  даже  грубом,  в  другой  ситуации  вы  его  не  видели,  и  не  представляете,  что  он  может  быть  ласковым,  добрым  и  хорошим  другом.

Во-вторых,  мы  никогда  не  поймем  ошибочности  наших  впечатлений,  если  сами  будем  их  оправдывать.

В-третьих,  мы  можем  не  осознавать,  что  ошибаемся,  опираясь  на  представления  других  людей,  даже  когда  все  могут  ошибаться.

Социальное  впечатление  -  то,  как  люди  формируют  впечатления  и  делают  заключение  о  других.  Люди  постоянно  формулируют  так  же  впечатления,  потому  что  это  помогает  им  понять  и  предсказать  поведение  окружающих.  Не  удивительно,  что  чем  дольше  мы  знаем  кого-то,  тем  более  правильными  становятся  наши  впечатления.  Даже  когда  мы  составляем  мнение  о  людях,  которых  мы  хорошо  знаем,  все-таки  упрощения,  которые  мы  используем,  ведут  нас  к  ошибочным  впечатлениям.  Часто  мы  все  же  не  понимаем,  что  наши  впечатления  ошибочны,  потому  что  наблюдаем  людей  лишь  в  ограниченных  ситуациях  и,  помимо  этого,  наша  собственная  манера  общения  с  другими  побуждает  их  вести  себя  именно  так,  как  мы  от  них  ожидаем.

 

Список  литературы:

1.Бьюдженталь  Дж.  Искусство  психотерапевта.  СПб.,  Питер,  2001

2.Хорни  К.  Невротическая  личность  нашего  времени.  /Под  ред.  Г.В.Бурменской.  М.,  1993.

3.Я  работаю  психологом…  опыт,  размышления,  ответственность.  /Под  ред.  И.В.Дубровиной.М.,  1999.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий