Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 октября 2010 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сулейманова М.А. АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

АСПЕКТЫ  ПОНЯТИЯ  ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Сулейманова  Мариам  Абдулхакимовна

к.фил.н.,  ДГПУ,  г.Махачкала

E-mail: 

 

При  контактах  с  другими  культурами  большинство  людей  судят  о  чужих  культурных  ценностях,  используя  в  качестве  образца  и  критерия  культурные  ценности  собственного  этноса.  Такой  тип  ценностного  суждения  принято  называть  этноцентризмом. 

Этноцентризм  представляет  собой  психологическую  установку  воспринимать  и  оценивать  другие  культуры  и  поведение  их  представителей  через  призму  своей  культуры  [8].  Чаще  всего  этноцентризм  подразумевает,  что  собственная  культура  превосходит  другие  культуры,  и  в  этом  случае  она  расценивается  как  единственно  правильная,  превосходящие  все  другие,  которые,  таким  образом,  недооцениваются.  Эталоном  может  рассматриваться  всё,  что  угодно:  религия,  язык,  литература,  пища,  одежда,  например,  способ  запахивания  халатов  у  древних  китайцев  и  т.д.  и  т.п. 

М.  Бруэр  и  Д.  Кэмпбелл  выделили  основные  показатели  этноцентризма:  1)  восприятие  элементов  своей  культуры  как  "естественных"  и  "правильных",  а  элементов  других  культур  как  "неестественных"  и  "неправильных";  2)  рассмотрение  обычаев  своей  группы  в  качестве  универсальных;  3)  оценка  норм,  ролей  и  ценностей  своей  группы  как  неоспоримо  правильных:  4)  представление  о  том,  что  для  человека  естественно  сотрудничать  с  членами  своей  группы,  оказывать  им  помощь,  предпочитать  свою  группу,  гордиться  ею  и  не  доверять  и  даже  враждовать  с  членами  других  групп.  Следует  отметить,  что  среди  исследователей  нет  едино­душия  в  отношении  к  этноцентризму.  Советские  обществове­ды  полагали,  что  этноцентризм  —  негативное  социальное  явление,  равнозначное  национализму  и  даже  расизму.[7]  А  мно­гие  психологи  считают  этноцентризм  негативным  социаль­но-психологическим  явлением,  проявляющимся  в  тенденции  неприятия  всех  чужих  групп  в  сочетании  с  завышенной  оцен­кой  собственной  группы.  Но  как  и  любое  другое  социально-психологическое  явление  этноцентризм  не  может  рассматриваться  как  нечто  только  по­ложительное  или  только  отрицательное,  а  ценностное  сужде­ние  о  нем  абсолютно  неприемлемо.

Положительное  заключается  в  том,  что  этноцентризм  позволяет  бессознательно  отделить  носителей  чужой  культуры  от  своей,  одну  этнокультурную  группу  от  другой.  Негативная  его  сторона  заключается  в  сознательном  стремлении  изолировать  одних  людей  от  других,  сформировать  уничижительное  отношение  одной  культуры  по  отношению  к  другой.  Как  уже  было  отмечено,  культура  любого  народа  представляет  собой  сложную  систему  ценностей,  в  которой  находят  проявление  культурная  деятельность  и  отношения  ее  носителей.  Каждый  элемент  этой  системы  имеет  определенный  смысл  для  той  или  иной  социальной  общности.  Процесс  познания  культуры  при  таком  подходе  представляет  собой  выявление  ценностных  значений  соответствующих  предметов,  явлений,  отношений.  Результаты  этой  познавательной  деятельности  закрепляются  в  сознании  людей  в  виде  соответствующих  смыслов.  Смысл  представляет  собой  элемент  сознания  индивида,  в  котором  раскрывается  сущность  изучаемого  предмета  или  явления,  его  свойства  и  формы  культурной  деятельности,  его  породившие.[3]

В  процессе  межкультурной  коммуникации  взаимодействующим  сторонам  приходится  сталкиваться  с  необходимостью  осмысления  чужой  культуры,  что  имеет  свои  особенности.  Уже  сама  установка  на  осмысление  явлений  чужой,  неизвестной  культуры  принципиально  отличается  от  осмысления  тех  или  иных  явлений  своей  собственной  культуры.  В  данном  случае  оказываются  неприемлемыми  попытки  использовать  нормативно-ценностную  систему  своей  культуры,  поскольку  это  неизбежно  приводит  к  неадекватным  результатам.  И  наоборот,  попытка  осмыслить  чужую  культуру  характерными  для  нее  способами  также  приносит  те  же  неверные  результаты.  Интерпретация  (объяснение)  явлений  чужой  культуры  происходит  в  результате  столкновения  привычного  и  непривычного.  Это  создает  ситуацию  отстранения,  в  соответствии  с  которой  понимание  чего-то  нового,  неизвестного  происходит  путем  сравнения  с  привычными  и  известными  явлениями  подобного  рода  из  собственной  культуры.  Такой  механизм  освоения  чужой  культуры  придает  изучаемым  ею  явлениям  вторичный  характер,  поскольку  прообразом  и  критерием  (первичным)  становится  здесь  какое-то  явление  собственной  культуры.  Вторичный  характер  знания  о  чужой  культуре  не  является  второсортным  по  своему  качеству.  Это  знание  также  представляет  ценность,  поскольку  по  своему  содержанию  зависит  от  наличия  и  соотношения  в  нем  различных  компонентов  понимания  (объема  информации,  культурной  значимости,  способов  интерпретации). 

Народы  Северного  Кавказа  создали  богатую  духовную  культуру,  которая  занимает  достойное  место  в  системе  мировой  цивилизации.  Среди  нескольких  цивилизаций  известный  английский  историк  А.  Тойнби  (его  называли  отцом  истории)  выделял  западно-европейскую,  развивавшуюся  под  влиянием  католичество,  восточноевропейскую,  которая  развивалась  под  сильным  воздействием  православия,  и  арабоязычную.  Есть  и  исламская  цивилизация  как  разновидность  арабоязычной,  возникновение,  развитие  и  обогащение  которой  связано  с  религиозной  системой,  как  ислам.[1] 

Исследование  общих  закономерностей  и  специфических  особенностей  вхождения  северокавказского  этнокультурного  феномена  в  систему  мировой  цивилизации  имеет  большое  научно-практическое  значение  в  осмыслении  истории  горских  народов,  их  этнических  культур,  в  формировании  правильного  исторического  сознания,  нравственных  идеалов  и  национальных  ориентаций,  а  также  в  стабилизации  межнациональных  отношений. 

Это  был  процесс,  который  цементировал  социально-экономический,  морально-этический  и  духовный  строй  нации,  способствовал  развитию  добрососедских  отношений  как  внутри  этноса,  так  и  между  другими  народами,  независимо  от  того,  к  какой  цивилизации  они  относились  –  к  арабоязычной  или  какой-то  другой.  Тысячелетиями  формировался  социально-психологический  и  этнокультурный  феномен  горских  народов,  происходило  взаимообогащение  духовно-нравственных  ценностей,  взаимопроникновение  нравов  и  обычаев,  этнокультур  у  различных  народов.  Все  это  явилось  основой  этнопсихологической  совместимости  этносов  кавказской  цивилизации.  В  кавказском  регионе  генетические  корни  народов  и  культур  переплетаются  очень  тесно.  Морально-этические  ценности  горских  народов  формировались  на  протяжении  всей  их  истории.  Им  испокон  веков  были  присущи  такие  нравственные  качества,  как  дружелюбие,  добрососедство,  терпимость  к  инакомыслию,  сдержанность,  невероятная  выносливость

Однако  хотелось  бы  сказать  и  то,  что  сейчас,  к  сожалению,  на  страницах  журналов,  газет,  монографий  под  флагом  возрождения  национального  самосознания  провозглашаются  идеи  откровенно  националистического  толка,  тенденциозно  искажаются  исторические  факты,  предъявляются  огульные  обвинения  целым  народам  и  тем  самым  создаются  предпосылки  к  искусственному  нагнетанию  напряжения  в  сфере  межнациональных  отношений.  В  условиях  национального  возрождения,  когда  все  народы  проявляют  большой  интерес  к  своему  этническому  наследию,  к  тому,  как  они  вступили  на  путь  мировой  цивилизации,  нужна  история,  изложенная  на  основе  объективных  событий,  при  строгом  соблюдении  принципов  историзма,  не  поддаваясь  гипнозу  случайных  цифр,  неточных  отдельных  фактов. 

Идет  нежелательный  процесс  духовного  загрязнения,  наступает  нравственная  деградация.  Это,  можно  сказать,  историческая  болезнь  века,  который  подходит  к  концу.  В  результате  таких  отрицательных  явлений  образуется  исторический  и  духовный  вакуум,  отчужденность,  особенно  у  современной  молодежи.  В  этих  условиях  необходимо  усилить  борьбу  против  национализма,  шовинизма,  различных  национальных  идей  «этнической  чистоты».  Для  стабилизации  межнациональных  отношений  и  развития  этнокультуры,  прежде  всего  надо  бороться  против  национализма  своей  нации  и  глубоко  раскрывать  социальные  и  гносеологические  корни  этого.  Без  этого  невозможно  искоренить  национализм  как  историческую  психологию  социального  зла.[6] 

Сейчас  человечество  переживает  один  из  наиболее  сложных  и  противоречивых  этапов  своего  развития.  На  наших  глазах  происходит  крушение  и  смена  устоявшихся  идеалов.  Для  утверждения  общечеловеческих  начал  гуманизма,  духовности,  высокой  культуры  нужен  культ  нравственности.  Культ  нравственности  должен  победить,  и  должны  исчезнуть  навсегда  из  сознания  людей  шовинизм,  национализм,  экстремизм  как  сферы  общественного  сознания,  которые  являются  опасными  симптомами  в  современных  условиях  межнациональных  отношений.

 

Список  литературы:

1.Абдулатипов  Р.  Г.  Человек.  Нация.  Общество.  М.,  1991;

2.Агеев  В.  С.  Психология  межгрупповых  отношений.  М.,1983

3.Асмолов  А.  Г.  Толерантность  в  общественном  сознании  России.  М.,1998.

4.Гумилев  Л.  Н.  /География  этноса  в  исторический  период.  М.,  1990.

5.Лебедева  Н.М.  /Введение  в  этническую  и  кросскультурную  психологию.  —  М.,  1999.

6.Левада  Ю.  А.  Новый  русский  национализм:  амбиции,  фобии,  комплексы  –  М.1994.  ; 

7.Понарин  Э.  Д.,  Мухаметшина  Н.  С.  Национальные  проблемы  на  постсоветской  территории.  -  СПб,  2001.

8.Самнер  У.  Народные  обычаи  -  М,  1914.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.