Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 октября 2010 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Полянская Е.Б. ЗНАЧЕНИЕ АРХЕТИПИЧЕСКИХ СТРУКТУР В ИЗМЕНЁННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ЗНАЧЕНИЕ  АРХЕТИПИЧЕСКИХ  СТРУКТУР  В  ИЗМЕНЁННЫХ  СОСТОЯНИЯХ  СОЗНАНИЯ

Полянская  Екатерина  Борисовна

соискатель  МГУ  им.  М.В.  Ломоносова,  г.  Москва

E-mail: 

 

В  психологии  феномены  гипноза  и  гипнотического  транса  известны  с  очень  давних  времен.  Сама  природа  транса  на  протяжении  всей  истории  психологии  понималась  по-разному.  Данная  статья  имеет  своей  целью  построение  новой  трансовой  методики  с  учетом  новейших  разработок  в  области  как  философии,  так  и  клинической  психологии  (которая  представляет  собой  раздел  психологии  на  стыке  с  психиатрией).  В  основу  статьи  положены  строго  научные  разработки  данных  наук,  а  также  серии  клинических  экспериментов.

Прежде  чем  перейти  к  проблеме  трансовых  состояний  сознания,  необходимо  обратиться  к  теме  коллективного  бессознательного,  которая  наиболее  полно  освящена  в  работах  К.Г.Юнга,  где  бессознательное  определяется  как  совокупность  всех  психических  явлений,  не  обладающих  качеством  сознания.  Чем  меньше  ценность  сознательного  содержания,  тем  легче  оно  исчезает  под  порогом  сознания.  Из  этого  Юнг  делает  вывод,  что  «бессознательное  является  вместилищем  всех  утраченных  воспоминаний  и  всех  психических  содержаний,  которые  еще  слишком  слабы,  чтобы  стать  сознательными.  Эти  содержания  являются  продуктами  бессознательной  ассоциативной  деятельности,  которая  также  порождает  сновидения»  [4,  с.  132].  Кроме  того,  сюда  следует  включить,  по  мысли  Юнга,  все  более  или  менее  намеренно  подавленные  мучительные  мысли  и  чувства.  Сумму  всех  этих  содержаний  Юнг  называет  «личным  бессознательным».  Но,  помимо  этого,  как  считает  Юнг,  мы  можем  обнаружить  среди  бессознательных  качеств  и  такие,  которые  не  приобретаются  индивидуально,  а  наследуются  –  то  есть  инстинкты  как  импульсы  к  осуществлению  необходимых  действий  без  осознанной  мотивации.  В  этом,  «более  глубоком»  слое  содержатся  априорные  врожденные  формы  «интуиции»,  а  именно  архетипы  восприятия  и  понимания,  являющиеся  априорными  детерминантами  всех  психических  процессов  [5,  с.  89].  Юнг  пишет,  что  точно  так  же,  как  инстинкты  принуждают  человека  вести  специфический  для  людей  образ  жизни,  архетипы  направляют  способы  его  восприятия  и  формирования  представлений  в  русло  специфически  человеческих  паттернов.  Инстинкты  и  архетипы  вместе  образуют  «коллективное  бессознательное».  Юнг  называет  его  коллективным  потому,  что  оно  состоит  из  универсальных  содержаний,  проявляющихся  с  неизменной  регулярностью.  Инстинкт  в  своей  основе  является  коллективным,  то  есть  универсальным  и  регулярным  явлением,  не  имеющим  ничего  общего  с  индивидуальностью.  В  этом  качестве  архетипы  сходны  с  инстинктами  и  также  представляют  собой  коллективные  феномены. 

Юнг  считает,  что  коллективное  бессознательное  может  манифестировать  себя  в  качестве  каких-либо  мифологических  мотивов  и  некоторых  геометрических  форм,  которые,  в  свою  очередь,  образуя  значительный  слой  универсальных  культурологических  знаков  и  символов,  выступают  как  коды  внешнего  мира,  оказывающие  влияние  на  определенные  структуры  психики  человека  и  моделируя  при  этом  его  новую  психическую  реальность.

Юнг  подтвердил  свою  гипотеза  о  том,  что  геометрический  код  представляет  собой  одну  из  основных  информационных  стратегий,  с  помощью  которой  устанавливается  взаимосвязь  между  психикой  человека  и  окружающей  действительностью,  в  ходе  клинических  экспериментов  с  рисованием,  в  результате  которых  было  обнаружено  спонтанное  воспроизведение  многими  людьми,  находившимися  в  трансе,  первичных  геометрических  форм  –  внешнего  круга  с  вписанным  в  него  квадратом.  При  этом  исключалась  предварительная  осведомленность  испытуемых  об  этом  образе  как  имеющим  обширное  распространение  в  мифах  и  ритуальных  изображениях.

Следуя  теории  Юнга,  мы  попытались  выявить  другие  геометрические  формы,  представляющие  собой  архетипические  символы.  Символы  культуры  рифленой  керамики  представляют  собой  определенные  геометрические  формы,  которые  были  созданы  людьми  в  процессе  творческой  деятельности  и  имели  распространение  на  достаточно  большой  территории.  Исходя  из  этого,  возможно  предположить,  что  именно  символы  данной  культуры  являются  тем  самым  геометрическим  кодом  психики,  который  пытался  выявить  Юнг  в  ходе  своих  исследований. 

Если  посчитать  данную  гипотезу  истинной  и  признать,  что  символы  рифленой  керамики  каким-то  непонятным  образом  воздействуют  на  массы,  то  придется  допустить,  что  эти  символы  содержатся  в  коллективном  бессознательном,  чем  и  объясняется  их  повсеместное  тоталитарное  воздействие  в  разные  эпохи  на  совершенно  разные  народы  в  совершенно  разных  социальных  ситуациях.  Если  это  так,  то  обоснование  этого  должно  состоять  в  следующем:  человечество  имеет  некий  общий  психический  пласт,  который  Юнг  обозначил  как  коллективное  бессознательное.  Оно,  в  свою  очередь,  задается  некими  априорными  принципами  (источник  которых  может  находиться,  к  примеру,  в  космическом  универсуме),  которые  определяют  нашу  пространственно-временную  структуру  сознания  (И.  Кант  считал,  что  пространство  и  время  представляют  собой  априорные  формы  чувственности)  [2,  с.  70].  Исходя  из  этого,  данные  априорные  формы  можно  рассматривать  как  врожденные  в  человеке,  следовательно,  коллективное  бессознательное,  имеющее  свой  источник  в  некоторой  априорной  области,  тоже  врожденно.  Согласно  Юнгу,  в  этом  едином  общем  для  всех  людей  ядре  психики  содержатся  архетипы.  Если  и  далее  придерживаться  концепции  Юнга,  то  коллективное  бессознательное  передается  от  человека  к  человеку  на  генетическом  уровне. 

Возможно  предположить,  что  влияние  того  или  иного  архетипа  будет  дифференцированным  в  зависимости  от  его  исторического  распространения  на  определенной  территории.  Следующим  шагом  нашего  исследования  будет  применение  архетипических  символов  в  трансовых  состояниях  сознания.

В  состоянии  транса  сознание  позволяет  подсознанию  обеспечить  себя  информацией.  Преимущество  транса  заключается  в  том,  что  это  состояние  позволяет  нашему  сознанию  полностью  сфокусироваться  на  определенном  переживании  и  погрузиться  в  него.  Таким  образом,  транс  может  быть  вызван  всем,  что  позволяет  человеку  внутренне  находиться  на  неосознанном  уровне.  Так  как  архетипы  представляют  собой  априорные  формы  чувственности,  следовательно,  они  заложены  в  каждом  человеке  на  генетическом  уровне,  и  являются  врожденными,  а  значит,  они  столь  же  неосознанны,  как  и  любая  другая  информация,  передающаяся  генетически.  Поэтому  при  воздействии  архетипов  на  человеческое  сознание,  информация  на  неосознанном  уровне  активируется,  вследствие  чего  возникает  состояние  транса.

В  науке  существует  факт,  не  имеющий  объяснения:  при  введении  в  транс  группы  людей  независимо  друг  от  друга,  им  внушался  определенный  цвет.  После  выведения  из  гипнотического  состояния  данную  группу  лиц  просили  нарисовать  внушенную  ранее  цветовую  гамму.  Их  рисунки  оказались  практически  идентичными  многим  символам  культуры  рифленой  керамики.  Ученые  до  сих  пор  не  нашли  объяснения,  почему  подсознание  подвергшихся  гипнозу  людей  кодирует  информацию  именно  в  этих  символах,  которые  имеют  явное  сходство  с  символами  рифленой  керамики,  т.е.  возможно  говорить  о  том,  что  бессознательные  аспекты  разума  интерпретируют  бессистемно  поступающую  информацию  в  архетипических  символах.

Из  этого  можно  сделать  вывод,  что  архетипические  структуры  являются  изначальными  в  сознании  людей  и  образуют  своеобразную  «сетку»  сознания,  которая  является  неосознанной  до  того  момента,  пока  она  не  проявится  в  человеческом  опыте  при  измененных  состояниях  сознания.

 

Список  литературы:

1.Джеймс  Т.  «Гипноз.  Эффективные  методики  внушения.  –  М.:  Эксмо,  2007.-267с. 

2.Кант  И.  Критика  чистого  разума.  М.:  Эксмо.  2007.-438с.

3.Тукаев  Р.Д.  Гипноз.  Механизмы  и  методы  клинической  гипнотерапии.  –  М.:  ООО  «Медицинское  информационное  агентство»,  2006.-345с.

4.Юнг  К.Г.  Структура  и  динамика  психического.  М.:  «Когито-Центр»,  2008.-387с.

5.Юнг  К.Г.  Структура  психики  и  архетипы.  М.:  Академический  Проект,  2007.-294с.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий