Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 октября 2010 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Барсукова С.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВЕСТИ И ЭМПАТИИ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ  СОВЕСТИ  И  ЭМПАТИИ

Барсукова  Светлана  Александровна

к.п.н.,  доцент  ПФМОСУ,  г.  Пенза

Е-mail: 

 

Проведенный  нами  теоретико-методологический  анализ  проблемы  психологии  совести  позволяет  выдвинуть  положение  о  том,  что  совесть  это  сложное  структурное  качество,  включающее  ряд  компонентов,  гармоничное  взаимодействие  которых  между  собой  имеет  большое  значение  для  реализации  процесса  самоосуществления  личности.  А.А.  Ухтомский  совестное  восприятие  мира  и  жизни  определял  как  доминанту:  «…  на  свое  лицо  –  ситуация  самоутверждения  и  на  другое  лицо  –  ситуация  ответственного  внимания»  [6,  с.  112].  В  основе  акта  совести  лежат  отношения  «Человек-Мир»,  в  процессе  которых  происходит  отражение,  прежде  всего,  внешней  ситуации,  т.е.  всего  того,  что  происходит  в  пространстве  взаимодействия  человека  с  Миром.  Суть  этого  процессуального  акта  основана  на  способности  человека  испытывать  на  себе  влияние  извне  и  запечатлевать  происходящее  вокруг.  Постижение  реальности  осуществляется  на  двух  уровнях:  рациональном  и  эмоциональном.  Соотношение  это  индивидуально  для  каждой  конкретной  ситуации  и  для  каждого  конкретного  человека,  но,  как  правило,  первым  толчком  является  непосредственная  реакция  человека  на  эмоциональном  уровне.  И,  следовательно,  основное  содержание  первого  этапа  совестливого  процесса  -  чувственное  восприятие  значимых  факторов  внешней  среды,  предполагающее  открытость  и  доступность  человека  по  отношению  к  тем  сигналам,  которые  идут  из  окружающего  мира.  Это  состояние  «разомкнутости»,  когда  человек  позволяет  миру  оказывать  воздействие  на  себя  и  чутко  прислушивается  ко  всем  нюансам  своего  диалога  с  другими  людьми  и  Миром,  в  целом,  а  также  интенсивно  проживает  эту  сопричастность.  И  основное  значение  этого  этапа  -  расслышать  запрос  наличной  жизненной  ситуации.  Человек  может  оценивать  данные  факты,  принимать  их  как  должное  или  восставать  против,  рассматривая  их  под  своим  особым  углом  зрения.  Данный  процесс  происходит  как  на  сознательном,  так  и  на  бессознательном  уровнях,  потому  как  совесть  способна  сущее  постигать  интуитивно.

Особую  роль  в  этом  процессе  играет  установка  на  эмпатическое  отношение.  К  настоящему  моменту  в  мировой  психологии  существует  достаточно  много  литературных  источников  по  проблемам  эмпатии,  истории  развития  представлений  о  ней  в  философии  и  психологии.  Среди  исследователей  эмпатии  до  сих  пор  существуют  расхождения  во  мнениях  относительно  автора,  впервые  употребившего  данный  термин.  Опираясь  на  хронологические  исследования,  можно  предположить,  что  приоритет  принадлежит  Т.Липпсу,  который  разграничил  понятия  «симпатия»  и  «эмпатия»  [3].  Однако  в  других  источниках  авторство  закреплено  за  Э.Титченером,  который  обобщил  идеи  симпатии  и  вчувствования  Э.Клиффорда  и  Т.Липпса.  Э.Титченер  относил  эмпатию  к  разряду  сложных  чувств,  в  которых  существенную  роль  играют  состояния  удовольствия  и  неудовольствия  [5].

Как  свидетельствует  ряд  теоретических  обзоров  исследований  эмпатии,  проведённый  Т.  П.  Гавриловой,  Ю.  Б.  Гиппенрейтер,  Е.Н.  Козловой,  Т.  Д.  Корякиной,  Ю.М.  Юсупова  с  появлением  сциентистской  традиции  в  психологии  насчитываются  три  этапа  исследования  эмпатии,  раскрывающих  попытки  психологов  интерпретировать  природу  эмпатии  как  психического  явления  [1,  2,  7].  В  течение  первого  этапа  эмпатия  рассматривалась  как  эмоциональный  феномен,  для  ее  описания  использовались  термины,  относящиеся  к  аффективным  процессам.  В  теоретических  исследованиях  эмпатия  понималась  как  эмоциональная  реакция  на  сигналы,  передающие  эмоциональный  опыт  другого.  В  эмпатических  исследованиях  делался  акцент  на  особенностях  реагирования  субъекта  на  переживания  другого. 

Второй  этап  исследования  характеризуется  появлением  теорий,  в  которых  эмпатия  определяется  как  аффективно-когнитивное  явление,  как  опосредованный  эмоциональный  ответ  на  переживания  другого,  сопряжённый  с  отражением  его  внутренних  состоянии,  мыслей,  чувств  и  т.д.  Третий  этап  изучения  эмпатии  связан  с  развитием  различных  видов  психотерапии,  в  которых  акцент  делается  на  поведенческой  природе  эмпатии.  В  такого  рода  исследованиях  эмпатия  определяется  как  помогающее,  альтруистическое  поведение,  возникающее  в  ответ  на  переживания  другого,  как  содействие  ему. 

В  современных  зарубежных  концепциях  существуют  определенные  различия  в  подходах  к  исследованию  эмпатии.  Так  бихевиористическая  концепция  представила  феномен  эмпатии  в  виде  специфической  эмоциональной  реакции  на  воздействие  социальной  среды  без  значимой  нагрузки  психических  состояний  субъекта.  Во-первых,  необихевиористы  признают,  что  научение  происходит  через  чувственную  сферу,  т.е.  через  сопереживание  и  совершается  посредством  подражания,  на  основе  чувствительности  к  соответствующей  информации  с  ее  подкрепляющими  возможностями.  Во-вторых,  ими  показано,  что  научение  через  сопереживание  происходит  не  менее  успешно,  чем  посредством  упражнений  (концепция  замещающего  переживания).

В  психоанализе  и  неопсихоаналитических  концепциях  феномен  эмпатии  рассматривается  с  точки  зрения  взаимосвязи  аффективных  и  когнитивных  процессов  (З.Фрейд,  К.Юнг,  Е.Блейер,  Э.Фромм,  Г.С.Салливен,  К.Хорни,  Т.Рейк).  Данное  направление  признает  приоритетное  значение  бессознательного  в  проявлении  эмоциональных  форм.  Как  первоначальную  форму  эмоциональной  связи,  оказывающую  влияние  на  формирование  психодинамической  структуры  и  стиля  поведения  человека  в  зрелом  возрасте  психоаналитики  выделяют  идентификацию. 

В  основе  теоретических  положений  классиков  гуманистического  направления  А.Маслоу,  К.Роджерса,  В.Франкла  лежат  процессы  такого  восприятия  и  такой  категоризации  окружающего  мира,  в  которых  перцептивные  образы  являются  важнейшими  детерминантами  поступков.  При  этом  важно,  как  человек  видит  и  интерпретирует  события,  определяет  их  и  на  них  реагирует.  Новый  импульс  к  развитию  представлений  об  эмпатии  был  дан  К.Роджерсом.  Эмпатия  стала  обсуждаться  не  только  в  контексте  психотерапии  (через  клиентоцентрированный  подход  К.Роджерса),  но  и  в  сфере  реальной  человеческой  практики,  педагогическом  процессе,  семейной  жизни  и  т.п.  В  ходе  систематизированного  изложения  своих  взглядов,  в  1959  году,  К.Роджерс  предложил  одно  из  определений  эмпатии.  Оно  заключалось  в  следующем:  «Быть  в  состоянии  эмпатии  означает  воспринимать  внутренний  мир  другого  точно,  с  сохранением  эмоциональных  и  смысловых  оттенков.  Как  будто  становишься  этим  другим,  но  без  потери  ощущения  «как  будто».  Так,  ощущаешь  радость  и  боль  другого,  как  он  их  ощущает,  и  воспринимаешь  их  причины,  как  он  их  воспринимает.  Но  обязательно  должен  оставаться  оттенок  «как  будто»:  как  будто  это  я  радуюсь  или  огорчаюсь.  Если  этот  оттенок  исчезает,  то  возникает  состояние  идентификации»  [6,  с.236].

Таким  образом,  способности  к  идентификации  и  отождествлению  себя  с  Другим,  умения  точно  определять  эмоциональные  состояния  другого  человека  на  основе  мимических  реакций,  интонаций,  жестов  и  т.  п.  лежат  в  основе  эмпатии.  Рассматривая  взаимосвязь  совести  и  эмпатии,  мы  считаем  необходимым  отметить,  что  совесть  является  продолжением  эмпатии  для  случаев,  когда  человек  уже  причинил  или  настроен  к  причинению  вреда,  боли  невиновному  живому  организму.  В  этом  случае  жалость  смешивается  с  ощущением  потери,  и  это  состояние,  прогрессируя,  начинает  влиять  на  сознание,  а  затем  добивается  или  пытается  добиться  отказа  от  тех  или  иных  тактик  и  стратегий,  причиняющих  боль  невиновному  существу.  Будучи  в  эмоциональном  контакте  (процессе  самоотождествления)  с  объектом  совести  люди  возможно  не  пожелают  причинять  боль,  страдания,  печаль  иному  человеку  потому  как  не  хотели  бы  ощущать  это  сами.  А,  следовательно,  в  процессе  совестливого  акта  человек  постоянно  сверяет  свои  действия  и  поступки  с  состоянием  окружающих.  Но  эмпатия  также  подразумевается  способность  чувствовать  и  ощущать  эмоциональное  состояние  человека,  даже  не  видя  его,  а  лишь  на  основе  представлений  условий  жизненной  ситуации.  Поэтому  голос  совести  может  предупреждать  человека  о  возможном  нанесении  зла  Другому.  И  в  этом  случае  совесть  выступает  как  один  из  главных  механизмов  опережающего  отражения,  так  как  при  отражении  внешней  индивидуальной  ситуации  происходит  ее  соотнесение  с  жизненным  контекстом  в  целом. 

Но,  если  в  процессе  онтогенеза  человек  не  приобрел  способность  к  идентификации  и  отождествлению  себя  с  Другим,  если  у  него  слабо  развиты  эмпатические  тенденции  и  он  не  позволяет  себе  открытость  и  доверие  по  отношение  к  окружающему  миру,  то  и  переживания  совести  либо  вообще  отсутствует  в  его  опыте  (в  таком  случае  формируется  так  называемая  эгоистическая  личность),  либо  человек  действует  стереотипно,  ограничиваясь  усвоенными  нормами  и  требованиями  конкретного  общества,  ориентируясь  на  группоцентрическую  мораль,  а  не  на  внутренние  нравственные  нормы.

 

Список  литературы:

1.Гаврилова  Т.  П.  Эмпатия  и  ее  особенности  у  детей  младшего  и  среднего  школьного  возраста:  Автореф.  канд.  дис.  [Текст]  /  Т.П.  Гаврилова.  -  М.,  1977.  –  25  с.

2.Гиппенрейтер  Ю.  Б.,  Карягина  Т.  Д.,  Козлова  Е.  Н.  Феномен  конгруэнтной  эмпатии  //  Вопросы  психологии.  –  1993.  -  №  4.  [Текст]  –  С.  61-68. 

3. Липпс  Т.  Философия  природы  [Текст]  /  Т.  Липпс.  –  М.:  ЛКИ,  2007.  –  240  с.

4.Роджерс  К.  Становление  личности.  Взгляд  на  психотерапию.  /  Пер  с  англ.М.  Злотник.  [Текст]  /  К.  Роджерс.  –  М.:  Изд-во  ЭКСМО-Пресс,  2001.  –  416  с.

5.Титченер  Э.  Б.  Очерки  психологии.  [Текст]  /  Э.Б.  Титчнер.  -  С.-Пб,  1898.

6.Ухтомский  А.  А.  Интуиция  совести  [Текст]  /  А.А.  Ухтомский  —  СПб.:  Петерб.  писатель,  1996.  –  525  с.

7.Юсупов  Ю.М.  Психология  эмпатии  [Текст]:  (Теорет.  и  приклад.  аспекты):  Автореф.  дис.  ...  д-ра  психол.  наук  :  19.00.01.  /  И.М.  Юсупов;  Санкт-Петербург.  гос.  ун-т.  -  СПб.,  1995.  -  34  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.