Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 01 февраля 2010 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Анищенкова А. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ВООБРАЖЕНИЯ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ВООБРАЖЕНИЯ

  Анищенкова  А.В.

Аспирантка    РГГУ,  г.  Москва

E-mail: 

 

 

Последние  десятилетия  развития  отечественной  психологической  науки    отмечены  подъемом  интереса  к  проблеме  «творчество  и  личность».  В  предлагаемом  научном  докладе  феномен  воображения  рассматривается  в  качестве  одного  из  важнейших  психических  процессов,  входящих  в  любой  творческий  акт  [4].  Так  же  акцентируется  внимание  на  вопросах,  связанных  с  социальной  природой  воображения.

Внутреннюю  связь  творчества  с  воображением  особо  выделяют  и  подчеркивают  многие  ведущие  специалисты-психологи.  Так,  Л.С.Выготский  писал:  «…Все  решительно,  что  окружает  нас  и  что  сделано  рукой  человека…  является  продуктом  человеческого  воображения  и  творчества,  основанного  на  этом  воображении»  [2].  Воображение  как  базовый  компонент  творческой  деятельности  человека  широко  анализируется  в  работах  отечественных  психологов  (Л.С.Выготский,  А.В.Запорожец,  Д.Б.Эльконин,  С.Л.Рубинштейн).  При  этом  ими  подчеркивается,  что  воображение  широко  включено  в  творческую  деятельность  человека  на  различных  этапах  его  жизни. 

Вполне  обоснованным  представляется  взгляд  Э.В.Ильенкова  на  воображение  как  на  всеобщее  свойство  человеческого  сознания,  поскольку  именно  в  воображении  наиболее  рельефно  проявляется  его  сущностная,  созидательная  и  конструктивная  направленность,  сообщающая  импульс  творческого  становления  всему  ансамблю  психических  функций  общественного  человека  [3].  В  трудах  Э.В.Ильенкова,  посвященных  теме  воображения  и  творческой  фантазии,  прослеживается  определенная  тенденция  к  двоякому  рассмотрению  способности  воображения:  1)  как  творческой  способности  субъекта;  2)  как  социально  значимой  силы,  обеспечивающей  коммуникативную  взаимосообщаемость  культурных  форм  в  обществе    [8]. 

Социальная  функция  воображения  стремится  обеспечить  общественно-человеческую  жизнедеятельность,  тем  самым    предоставляет  человеку  возможность  правильно  соотносить  общие,  выраженные  в  понятиях  знания  с  реальными  ситуациями,  всегда  индивидуальными.  Наряду  с  социальной  возникает  коммуникативная  функция  воображения,  позволяющая  взглянуть  на  общение  как  на  творческий  процесс.    Необходимо  различать  собственно  общение  и  коммуникацию  (последняя  может  иметь  чисто  служебный  характер).  Общение  же  -  это  производство  индивидами  их  общего,  что  предполагающей  достижение  взаимной  идеальной  представленности  взаимодействующих  сторон  (в  отличие  от  коммуникации,    имеющей  чисто  инструментальный  характер)  [7]. 

Воображения  в  социальном  плане  обеспечивает  человеку  возможность  правильно  соотносить  общие,  выраженные  в  понятиях  знания  с  реальными  ситуациями,  которые  всегда  индивидуальны  [3].  Таким  образом,  социально-коммуникативная  функция  воображения  представляет  собой  универсальную  способность  человека  к  построению  новых  целостных  образов  действительности  в  коммуникативных  ситуациях. 

«Индивид  воспринимает  (оценивает)  себя  в  соответствии  с  оценками  других,  то  есть  личность  становится  для  себя  тем,  что  она  есть  через  то,  что  она  представляет  из  себя  для  других  в  социальном  мире»  [5].  В  частности,  воображение  в  социальном  плане  выражается  в  способности  человека  смотреть  на  себя  глазами  другого  человека,  и  даже  шире  –  всего  человечества  в  целом. 

С  этой  точки  зрения  актуальны  вопросы  относительно  раскрытия  «стереотипов  в  сознании  людей,  используемых  ими  при  раскрытии  внутреннего  мира  другого  человека,  при  восприятии  и  определении  личностной  сути  этого  человека».  Выявлена  громадная  роль  общности,  к  которой  принадлежит  человек,  в  формировании  у  него  стереотипов,  на  которые  он  опирается  в  общении  с  другими  людьми  [1]. 

Творческий  подход  к  процессу  общения  позволяет  личности  не  «застревать  на  ступени  стереотипного,  шаблонного  «психологического  отклика»  на  людей  при  общении  с  ними,  а  постоянно  желать  и  уметь  вносить  поправки  в  этот  «отклик»  -  в  свое  понимание  другого  человека,  отношение  к  нему,  обращение  с  ним,  учитывая  индивидуальное  своеобразие  того,  с  кем  сейчас  приходится  общаться».    Действительно,      «шаблоны  и  стереотипы»  лишь  вредят  истинному  творческому  воображению.  Возможно,  что  абстрагировавшись  от    стереотипного  видения  и  восприятия  собеседника,  люди  смогли  бы  найти  другие  грани  общения.

Воображение  играет  значительную  роль  в  общении  каждой  личности  с  другими  людьми,  и  проявляется  в  умении  -  вообразить  себя  на  месте  другого,  увидеть  себя  самого  глазами  другого,  представить  себе  мысли,  чувства,  поведение  другого  при  изменении  цели  общения,  появлении  в  нем  новых  участников  и  т.п.  [1].  Исследования  подтверждают,  что  у  лиц,  достаточно  интеллектуально  развитых  и  легко  вступающих  в  контакт  с  другими  людьми,  воображение  при  взаимодействии  с  ними  может  работать  недостаточно  контекстно  и  очень  не  точно  воссоздавать  их  переживания,  намерения,  ход  мысли.  Человек  с  неразвитым  социальным  воображением  вообще  просто-напросто  приписывает  свои  собственные  состояния,  свои  намерения  и  мысли  другим  людям.

В  каждом  человеке  присутствует    «взгляд  стороннего  наблюдателя»,  т.е.  способность  к  абстрагированию  от  личного  опыта,  привычного  культурного  контекста.  СКФ  воображения  проявляется  не  только  в  личностном  контексте,  -  адекватном  понимания  своего  Я  в  ситуациях  общения,  но  и  в  способности  целостно  воспринимать  окружающую  действительность,  объективно  оценивать  события.  Именно  на  эту  способность  указывал  Ч.Миллс  [6],  говоря  об  «особом  качестве    ума»,  обозначаемым    им  как  -  социологическое  воображение,  Оно  позволяет  индивиду  видеть    влияние  исторических  сил  на  жизненный  путь  людей  и  их  внутреннее  состояние,  различать  «личные  трудности»  и  «общественные  проблемы»  и  самостоятельно  их  анализировать.

Социально-коммуникативная  функция  понимается  как  сложный  комплекс  явлений  и  процессов,  обеспечивающий  ориентацию  индивида  во  внешней  социальной  среде,  приводящий  его  в  состояние  готовности  к  действию.  Такую    ориентацию  во  внешней  социальной  среде,  которая  создает  способность  целостно  воспринимать  ситуацию;  способность  к  восприятию  человеком  других  людей,  групп,  социальных  отношений  и  многих  социокультурных  явлений. 

Благодаря  ряду  исследований,  проведенных  автором  доклада,  были  получены  экспериментальные  данные.  Согласно  которым  можно  выделить  условно  две  группы  людей:  высококреативные  и  низкокреативные.  Основой  для  различия  будет  служить  их  отношение  и  реакция  на  проблемную  коммуникативную  ситуацию.  Выделим  различия  в  понимании  коммуникации  и  общении.  Под  коммуникативной  ситуацией  следует  понимать  разговор  людей  без  так  называемого  «творческого  начала».  А  именно,  способность  человека  вести  коммуникацию  спонтанно,  не  воспринимая  себя  глазами  собеседника.  И  лишь  общение  –  несущее  в  себе  смысловую  нагрузку,  способно  активизировать  воображение  людей.  Работа  воображения  проявляется  в  изменениях,  которые  как  производная  возникают  в  себе,  и  другом  человеке.  Низкокреативные  люди  действуют  по  ходу  ситуации,  спонтанно.  Высококреативные  люди  способны  увидеть  причинность  и  условность  ситуации,  схватить  ее  в  целом  смысловом  виде,  способны  стать  на  позицию  собеседника  и  взглянуть  на  себя  его  глазами.  И  это  становится  возможным  благодаря  воображению,  его  социально-коммуникативной  природе.

 

Список  литературы:

1.Бодалев  А.А.  Личность  и  общение.  –  М.:  Педагогика,  1983.

2.Выготский  Л.С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте:  психол.  очерк.  3-е  изд.  –  М.:  Просвещение,  1991.

3.Кудрявцев  В.Т.  Выбор  и  надситуативность  в  творческом  процессе:  опыт  логико-психологического  анализа  проблемы  //  Психологический  журнал.  –  1997.  –  №1.  –  С.  16-29.

4.Кудрявцев  В.Т.  Творческая  природа  психики  человека  //  Вопросы  психологии.  –  1990.  –  №3.  –  С.  113-120.

5.Кули  Ч.  Человеческая  природа  и  социальный  порядок.  –  М.,  2001.

6.Миллс  Ч.  Социологическое  воображение.  –  М.:  Изд.  Дом  «Стратегия»,  1998.

7.Петровский  В.А.  Личность  в  психологии:  парадигма  субъектности.  –  Ростов  н/Д,  1996.

8.Себар  Т.В.  Продуктивное  воображение  в  различных  мировоззренческих  модусах.  –  Воронеж:  Центрально-Черноземное  кн.  изд-во,  2002.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий