Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 10 июня 2024 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Медушевский Н.А. К ВОПРОСУ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДНОСТИ ЭВЕ (ГАНА, ТОГО, БЕНИН) // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(70). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 24-30.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДНОСТИ ЭВЕ (ГАНА, ТОГО, БЕНИН)

Медушевский Николай Андреевич

д-р полит. наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В рамках статьи автором ставится проблема этнической идентичности народности эве, проживающей в Западной Африке. Проблема является крайне актуальной, как для данной конкретной народности, которая исторически не имела собственной государственности, но обладает общностью языка, культуры, а также представлением о собственном происхождении, так и для многих других этнических сообществ региона, которые в условиях интенсивного социально-политического развития оказались под угрозой ассимиляции и столкнулись с необходимостью формирования и идентификации собственной идентичности.

ABSTRACT

In the framework of the article, the author raises the problem of the ethnic identity of the Ewe people living in West Africa. The problem is extremely relevant, both for this particular nationality, which historically did not have its own statehood, but has a common language, culture, as well as an idea of ​​its own origin, and for many other ethnic communities of the region, which, in conditions of intensive socio-political development, found themselves under the threat of assimilation and faced with the need to form and identify their own identity.

 

Ключевые слова: эве, идентичность, культура, язык, религия.

Keywords: Ewe, identity, culture, language, religion.

 

Эве – это народность, проживающая в прибрежной зоне на территории трех современных африканских государств – Гана, Того и Бенин. Данная народность известна с 17го века, однако сформировалась гораздо раньше, и вероятно, проживала в регионе еще в 13 веке, называясь догбе. Народность эве говорит на одноименном языке, относимом к нигеро-конголезской языковой группе, что роднит ее со многими народами региона. Кроме того, считается, что народность эве имеет общие корни происхождения с народом фон, создавшим в 19ом веке на территории Того и Бенина королевство Дагомея.

В отличие от фон, эве никогда не имели собственного единого государства. Традиционно они были организованы в небольшие города-королевства, в которых лидеры избирались из числа вождей кланов. В 18 и 19ом вв. у эве существовало несколько крупных протогосударственных образований, в числе которых Анло, Пеки, Ге, Крепи, которые вели борьбу за доминирование в регионе и объединяли по несколько крупных городов – дуково, однако внешние конфликты, например, воины с империей Ашанти, и развитие колониализма не позволили сформироваться единому государству эве. Народность оказалась разделена сначала границами колониальных мандатов, а после окончания эпохи колониализма границами суверенных государств, в которых эве оказались лишь одной (хотя и крупной) из многих этнических групп. Точная численность представителей народности эве неизвестна, т.к. переписи населения в странах их проживания проводятся крайне редко и неточно. Тем не менее, считается, что в Гане проживает не менее 1 млн представителей народности, а во всех трех странах их количество более 4 млн человек.

Разобщенность народности и достаточно большое количество ее представителей сразу в трех странах, ставит вопрос об этническом самосознании эве и о проистекающих из него амбициях по созданию собственного государства или культурной автономии. Актуальность данного вопроса подкреплена и существованием неформальной организации Толимо[9], выступающей за автономию и обособление эве, по крайней мере, на территории Ганы[2].

Тем не менее, вопрос об этническом единстве эве крайне неоднозначен. Эве, безусловно, номинально считают себя одним народом, который объединен общим языком, общей историей происхождения и общей культурой. Тем не менее это единство – достаточно условная конструкция. Так, например, языковая идентичность относительна, так как в языке эве существует до 10 крупных диалектов. Сам же язык эве, в том виде, в каком он представлен в словарях и грамматике, во многом является результатом колониальной политики и представляет собой один из основных диалектов – диалект сообщества анло, который был популяризирован немецкими миссионерами в конце 19 – начале 20 вв. в целях создания универсального инструмента для проповедей и обучения местного населения[6]. Универсальным и литературным данный язык сделали публикации на нем в начале 20 века Библии и грамматики языка эве, который до этого существовал только в устном варианте. Фактически, диалект анло языка эве используется для обучения грамматике эве, опубликованной в 1856 году[7]. Большая часть современной литературы эве также написана на диалекте анло.  Формализация языка должна была сделать его универсальным инструментом общения для всех эве и этнически близких народов, однако, данная цель была достигнута лишь отчасти, так как среди сельского населения эве до сих пор сохраняется низкий уровень грамотности, а разговорный язык имеет диалектную форму. Тем не менее, в современной консолидазии народности эве, язык играет определяющую роль. Авонур описывает язык эве как «язык, сила которого заключается в его эмоциональном обращении к чувствам … язык используется для сложных воззваний, призывов и молитв, и он полон пословиц, афоризмов и фольклора». Это повышает культурное значение языка и делает его универсальной платформой культурной общности эве.

Второй элемент общности эве – это легенда о происхождении народа[4]. Согласно легенде, народность эве именовалась до 15го века догбе и проживала вокруг города Кета в империи йоруба Ойо, на территории современного Бенина. Позже люди эве переселились в город Нотси в современном Того, откуда в 17ом веке был совершен массовый исход и расселение по современным территориям проживания. Исход стал следствием тирании короля Нотси Агорколи[5]. После исхода кланы эве разделились. Северная группа основала города Хохо, Матсе, Пеки, Кпандо, Авудоме, Алаваньо, Кпалиме, Агу, Ве, Кпедзе. и Водзе. Средняя группа основала поселения Хо, Аковия, Такла, Кпеное, Ходзо, Клеви, Сокоде, Абутия и Адаклу. Южная группа двинулась двумя частями под руководством Амеги Венья и его племянника Шри. Группа под предводительством Амеги Венья обосновалась на длинной песчаной косе между лагуной Кета и морем, где два его сына, Акагья и Аваньедо, основали Кету. Группа во главе со Шри продолжила путь вдоль побережья и обосновалась на побережье западнее Кеты. Позже Шри и Венья объединили свои силы, чтобы основать Королевство Анло (также известное как Авуна) со столицей в Анлоге. Население королевства Анло прирастало за счет миграции и осуществляло экспансию по всему побережью Золотого Берега, поглощая некоторые группы, существовавшие до эве, в том числе Аватиме, Логба, Нконья, Сантро Кофи и Акпафу.

Данная легенда разделяется всеми сообществами эве в Гане и Того, однако, исследование вопроса показывает, что она получила широкое распространение среди эве в рамках германской колониальной политики, и использовалась, равно как и язык, как средство мобилизации и интеграции этнической группы для упрощения управления колониальной администрацией. Тем не менее, легенда об исходе из Нотси, несмотря на ее искусственную популяризацию, приобрела для эве фундаментальное значение и стала, своего рода, историческим символом этнической сплоченности, демонстрирующим, что когда-то эве были едины и имели собственное государство[1].

Третий фактор, формирующий общность эве – это культура. Под культурой мы обобщенно понимаем все многообразие материальных и нематериальных практик самовыражения народа, представленных фольклором, искусством, в том числе религиозным, танцами, праздниками и другими формами.

Культура народности эве очень многогранна и многолика, и при этом является традиционной. В ее основе лежит религиозное, а вернее сакральное мировоззрение и анимистические принципы, в соответствии с которыми каждый объект природы обладает душой, а духовный мир существует параллельно с миром людей и оказывает на него выраженное трансформационное влияние[11]. Следует оговориться, что традиционной для эве религиозно-мистической системой является водун, которая также исповедуется многими другими народами в регионе, что не позволяет идентифицировать культуру эве исключительно в системе религиозного мировоззрения. Кроме того, за последние 200 лет многие эве восприняли христианство и ислам, что трансформировало их культуру. Говорить о том, сколько представителей народности эве сменили религию крайне сложно. По формальным оценкам, сторонниками традиционных культов остались около 50% населения, но данную оценку нельзя считать адекватной, так как среди эве часто встречается приверженность сразу двум религиозным системам, например, христианству и традиционным культам. Кроме того, переход человека в христианство, во многих случаях, связан с конъюнктурными интересами, например, с получением образования в христианской школе, после чего он возвращается к традиционной религии. Также, среди христиан остаются популярны различные традиционные практики, например, система гадания афа[8], к которой обращаются для решения многочисленных жизненных проблем. Даже само христианство среди эве, далеко не всегда является традиционным, так как большинство христиан – это приверженцы так называемых духовных церквей, которые обычно связаны с конкретным проповедником и одним – двумя молельными домами, где церемонии часто включают отдельные традиционалистские практики[10].

В итоге, сакральная культура остается с одной стороны, традиционалистской, а с другой, крайне разрозненной, так как сама сакрально-мистическая система водун не является монолитной и распадается на множество культов и локальных религиозных традиций, в числе которых, к примеру, гороводу[3], йэве, брекете и др. Общими для всего многообразия традиций является вера в верховное божество-создателя Маву, вера в духов природы, а также культ почитания предков[12]. Общими также являются музыка и религиозная философия (имеющие свои локальные интерпретации), а также вера в магию и колдовство.

Разнообразие духовной культуры переносится на культуру материальную, которая также, в значительной степени, является сакрализованной и связана, в первую очередь, с традицией фетишизма, то есть создания физических объектов, которым приписывается духовная и магическая власть. Изучение фетишей эве демонстрирует их широкое разнообразие и фактическое отсутствие канонов. Фактически, в каждом поселении может присутствовать собственная традиция изготовления и почитания фетишей, однако некоторые принципы являются общими. Так, например, эве практически никогда не создают образов божеств, за исключением культа Легбы[13] (хранителя входов) и Мами Уотер (Мами Вата)[14] – богини вод. Также повсеместно существует культ почитания предков через почитание изображающих их деревянных фигур. Особого почитания удостаиваются дети, и существует повсеместно распространенная традиция изготовления кукол венави, изображающих близнецов.

Тем не менее, сложно заявлять о том, что данные культурно-религиозные традиции объединяют сообщества эве, так как, во-первых, аналогичные традиции присутствуют у ряда родственных народов, прежде всего фон, а во-вторых, среди самих эве отсутствует выраженная обще этническая связь. Так, например, у эве нет общих праздников и фестивалей, которые могли бы демонстрировать сплочённость этнической группы. Более того, как мы уже отмечали, народность проживает на территории трех стран, что формирует барьер в трансграничной коммуникации и ведет к автономизации сообществ. На это также накладывается и языковой барьер. Гана и Того исторически были соответственно, британской и французской колониями, поэтому государственные языки в них различаются, а сами эве, по разные стороны границы, сохраняют свою приверженность в устном общении местным диалектам.     

Таким образом, эве безусловно являются народностью с общим языком, культурой и обычаями, однако данная общность сверхэклектична. Кроме того, важным фактором ослабления этнической идентичности становится урбанизация и распространение материальной культуры. Так как исторически эве – это прежде всего, сельское или полу-сельское население, то перемещение в крупные города неизбежно означает для них разрыв с традиционной культурой, а также разрыв с семьей, кланом и общиной. Это также означает и неизбежную языковую трансформацию, так как в крупных городах доминирует общение, соответственно, на английском или французском языке. Эти тенденции ослабляют этническую культуру и препятствуют процессу этногенеза, который до этого получил развитие во второй половине 20 века.

 

Список литературы:

  1. Amenumey D. E. K. Ghana a concise history from pre-colonial times to the 20th century. - Accra: Woeli Pub. Services, 2008. 281 р.
  2. Brown D. Borderline Politics in Ghana: The National Liberation Movement of Western Togoland// The Journal of Modern African Studies. -  1980. - 18 (4). – Р.583–585.
  3. Brivio A. La dinamica vodu in Benin: politica e pratica religiosa// Università di Milano Bicocca. URL: https://rosa.uniroma1.it/rosa03/uomo/article/download/17817/16952/ (дата обращения: 14.05.24)
  4. Greene S.E. Notsie narratives: history, memory, and meaning in West Africa//South Atlantic Quarterly. – 2002. - 101(4). – Р.1015-1041
  5. Kobla Dotse A. Detailed History of The Ewes: The Founding of Agavedzi, Klikor and Bomigo. African Research Consult.  URL: https://african-research.com/research/african-countries/african-tribes/detailed-history-of-the-ewes-the-founding-of-agavedzi-klikor-and-bomigo/(дата обращения: 14.05.24)
  6. Lawrance B.N. Most Obedient Servants: The Politics of Language in German Colonial Togo// Cahiers d'Études Africaines. – 2000. - 40 (159). – Р. 490-514.
  7. Missionaries and the Ewe Language. URL: https://postcolonialexcavations.blogspot.com/2016/01/when-bremen-missionary-society-situated.html(дата обращения: 14.05.24)
  8. Nukunya G. K. Afa divination in Anlo: a preliminary report// Research Review. – 1969. - vol. 5, no. 2. – Р. 9-26.
  9. Nyaborby J. Eight arrested for trying to declare Volta Region an independent state.  Reading Time. 06.05.2019. URL: https://citinewsroom.com/2019/05/eight-arrested-for-trying-to-declare-volta-region-an-independent-state/(дата обращения: 14.05.24)
  10. Osei E. A Strategy For Church Planting Among The Ewe-Speaking People Of The Volta Region, Ghana. Professional Dissertations DMin. 1997. Р.344 URL: https://digitalcommons.andrews.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1358&context=dmin (дата обращения: 14.05.24)
  11. Rosenthal J. Possession, Ecstasy, and Law in Ewe Voodoo. Charlottesville: University Press of Virginia, 1998.  275 рр.
  12. Van Reenen G. Christ in Animistic contexts. Grand Rapids, Michigan: Baker Book House, 1991. 342р.
  13. Рelton R.D. The Trickster in West Africa: A Study of Mythic Irony and Sacred Delight. Berkeley: University of California Press, 1989. 312р.
  14. Wright C. Art and Symbolism in Ewe Religion: Ritual Objects of the Yewe and Tro Mami. Worship In Klikor, Ghana// African Diaspora ISPs. Paper 13. - 1999. URL:http://digitalcollections.sit.edu/african_diaspora_isp/13 (дата обращения: 14.05.24)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий