Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 февраля 2022 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Су Ж. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АКТЁРСКОЙ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. № 2(47). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 43-47.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АКТЁРСКОЙ ШКОЛЫ БЕЛАРУСИ

Су Жунцзи

аспирант, Белорусский государственный университет культуры и искусств,

Республика Беларусь, г. Минск

CURRENT STATE OF THE BELARUSIAN ACTING SCHOOL

 

Su Rongji

Postgraduate student, Belarusian State University of Culture and Arts,

Belarus, Minsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье даётся характеристика современной театральной жизни и актерской школы Беларуси, анализируются особенности подготовки актеров на современном этапе, проблемы, с которыми сталкиваются деятели театра, а также современное состояние актерской школы Республики Беларусь

ABSTRACT

The article describes the modern theater life and acting school of Belarus, analyzes the features of the training of actors at the present stage, the problems faced by theater figures, as well as the current state of the acting school of the Republic of Belarus

 

Ключевые слова: Актер, театр, искусство, драма, подготовка, белорусский театр, мастерство актёра.

Keywords: Actor, theater, art, drama, preparation, Belarusian theater, actor's skill.

 

Конец ХХ- начало XXI веков можно охарактеризовать духовным состоянием общества, которое прошло в Беларуси через трансформацию представлений, взглядов и понимания культуры, образования. В этот период происходит развитие элементов гражданского общества, трансформируется система ценностей, происходит интеграция ориентиров белорусской культуры, происходит изучение потенциала национальной и мировой культуры прошлых эпох для современности. Среди негативных элементов также можно отметить, что экономические, политические и социальные изменения вызвали ряд сложных проблем социокультурного характера.

Таким образом, современный театр сформировался под влиянием многих факторов. В этот период появляются фундаментальные исследования в Республике Беларусь, среди которых можно отметить работы некоторых белорусских авторов: Громов Я.А. «Театральная Беларусь», Соболевский А.В. «Театр», Бузук Р.Л. «Беларускi тэатр i глядач на парозе XXI стагоддзя», Смольский Р.Б. «Театральное искусство», Сохар М.Ю. «Тэатральная школа Беларусi: ад вытокаў да сучаснасцi», Ярмалiнская В.М. «Сучасныя тэатральнае i экранныя мастацтвы». В этих работах анализируются особенности белорусской театральной школы, её история, аспекты функционирования и современное состояние.

В данной работе автором ставится цель проанализировать состояние актерской школы Республики Беларусь на современном этапе, исходя из специфики культурно-исторического, социального развития, экономической составляющей данного процесса, а также культурных, технических и социальных изменений общества в международном масштабе.

В Республике Беларусь действуют 51 государственная театрально-зрелищная организация, в том числе 28 театров (из них ГУ «Драматический театр Белорусской Армии» относится к системе Министерства обороны Республики Беларусь), 20 концертных организаций и 2 цирка. Из них статусом «национальный» обладают 4 театра и 2 концертные организации, статус «академический» предоставлен 1 театру, а звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» присвоено 10 театрам и 3 концертным организациям [5, c. 680].

В республике проводятся театральные фестивали и форумы, которые содействуют развитию международного культурного сотрудничества. В Минске проводится республиканский конкурс театрального искусства «Национальная театральная премия». Среди других мероприятий – международный театральный фестиваль «Белая Вежа» (г. Брест), международный театральный фестиваль «Славянские театральные встречи» (г. Гомель), международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт» (г. Могилёв), международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» и Белорусский международный фестиваль театров кукол (г. Минск), Минский международный рождественский оперный форум. Проводятся театральные фестивали в небольших белорусских городах. Например, в Молодечно — это республиканский театральный фестиваль «Молодечненская сакавица» [5, c.676].

Относительно современного состояния актерской школы, необходимо отметить, что актёрское искусство — это кропотливая работа мастера, студента, обучающей среды. Для современной актерской школы характерен симбиоз лучших традиций, фундамента школы и постоянного эксперимента, открытости миру, времени. Современный театральный университет сталкивается с рядом трудностей, потому что коммерциализация, новые культурные предпочтения общества, иное восприятие реальности современным поколением, безусловно, ставят перед театральными вузами задачу пересмотра методики преподавания профилирующих дисциплин.

Воспитание и формирование личности актёра связано с опытом предыдущих поколений и использованием современного потенциала и новаций эпохи. И поиск подходов постоянно ведется на базе уже существующей профессиональной актерской школы, а именно, обобщаются и анализируются знания, накопленные годами практики, в очередной раз пересматриваются и анализируются с новой точки зрения достижения мастеров театра К.С. Станиславского, М.А. Чехова, Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда, Н.В. Демидова, Б. Брехта, Е. Гротовского и др. [1]

Помимо проблем, связанных с формированием новой методической базы актерской школы современности, сегодня актуальны и проблемы финансового характера. Современный мир и актерская школа должны идти в ногу со временем, обучение актерскому мастерству сегодня требует и внедрения технических средств. К сожалению, большинство спектаклей сегодня оформляется из подсобного материала, суммы поступления денежных средств минимальны и не позволяют формировать актуальный образ современности, что играет важную роль как для актерского состава, так и для потенциальных зрителей.

Сегодня существует немало школ, академий и институтов, выпускающих актеров для профессионального театра. Нельзя не согласиться с тем, что накоплен и актуализируется огромный опыт формирования личности актера и развития его профессиональных качеств.

В Беларуси театроведение определилось как научная область только в начале XX столетия. В это время были созданы профессиональные драматические театры, а развитие получило самодеятельное творчество. Однако в довоенный период исследований в области театра было немного, они имели фрагментарный, локальный характер. В Республики Беларусь, формирование и становление современной актерской школы связано, прежде всего, с деятельностью Белорусской государственной академии искусств [4]. Здесь, на кафедре мастерства актера начиналась история профессиональной актерской школы Беларуси. Основатель академии Е.А. Мирович, будучи последователем идей великого Станиславского, принимает решение в 1946 году возглавить кафедру в белорусской академии, которая в тот период именовалась институтом. Большой вклад в становление актерской школы Беларуси внесли профессор, заслуженный артист РСФСР Б.А. Мордвинов. В 1948 году этот человек возглавил кафедру и стал у руля формирования самобытной белорусской театральной и актерской традиции уже нового тысячелетия. Создавать, формировать и развивать актерское мастерство в Беларуси на разных этапах стремились выдающиеся деятели белорусского театра - народные артисты Беларуси Орло Д.А., Санников К.М., Ефремов А.В., Жданович И.Ф., народная артистка РСФСР Редлих В.П., народные артисты СССР Платонов Б.В., Глебов Г.Г. [4].

Таким образом, современное состояние актерской школы Беларуси характеризуется актуальными проблемами, стоявшими перед театрами всегда: вопросы уровня профессиональной подготовки актёров, соответствия актерского искусства требованиям современности, вопросы финансирования и обеспечения театра всем необходимым для организации как учебного процесса, так и создания постановок.

Современный театр крайне разнообразен, он отличается множественностью жанровых решений, стилевых направлений. Новаторство современной актерской школы предполагает использование новых возможностей воздействия на зрителя, привлечение его внимания новыми «актерскими находками».

Театру нашего времени требует от актера выдающейся профессиональной подготовки, опирающейся на опыт предыдущих поколений и современность. Современная белорусская актерская школа сегодня еще находится на этапе поиска путей дальнейшего развития в условиях меняющегося и нестабильного мира [4]. Белорусский театр не может не задумываться о национальной идентичности, не анализировать, как меняются общество, социум, нация. Современный белорусский театр и актерская школа по-прежнему находятся в тесной взаимосвязи с российской, украинской актерской школой. Учитывая все вышесказанное, необходимо отметь, что современная театральная школа Беларуси ставит своей целью сохранение традиций национального сценического искусства, а также уделяет особое внимание популяризации в белорусском обществе традиций и новаций мировой театральной культуры.

 

Список литературы:

  1. Бузук, Р.Л. Эволюция современного белорусского театра и зрительской аудитории на рубеже ХХI столетия // Вестник МГУКИ. 2008. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya (дата обращения: 01.02.2022).
  2. Захарина, Ю.Ю. Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика / Ю.Ю. Захарина. - Минск: БГПУ, 2008. - 269 с.
  3. Мошенский, А.А. Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России / А.А. Мошенский. - Москва: Юнити-Дана, 2004. - 125 с.
  4. Плотникова К.П. Современные проблемы театрального образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №5 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-teatralnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.02.2022).
  5. Соболевский, А.В. Театр // Республика Беларусь: энциклопедия в 6-ти томах, Т. 1 / А.В. Соболевский. - Минск: БелЭн, 2005. - 989 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.