Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 августа 2017 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Библиографическое описание:
Улевич Е.С. ПАРАДОКСЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1(1). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 5-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПАРАДОКСЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ

Улевич Елена Стефановна

канд. филос. наук, доц. кафедры философии и социальных коммуникаций Омский государственный технический университет,

РФ, г. Омск

Elena Ulevich

candidate of Science assistant professor of Omsk State University,

Russia, Omsk

 

АННОТАЦИЯ

Теория З.Фрейда, традиционно считающаяся образцом иррационализма, анализируется в призме рационалистической традиции. Используется метод проблемного анализа. Культура предстает не только в виде фактора, подавляющего личность, но и в виде орудия спасения человека от разрушительного действия невротических заболеваний.

ABSTRACT

The theory of Z. Freud, traditionally considered a model of irrationalism, is analyzed in the prism of the rationalistic tradition. The method of problem analysis is used. Culture appears not only in the form of a factor that suppresses the personality, but also as an instrument of saving man from the destructive effect of neurotic diseases.

 

Ключевые слова: структура личности, бессознательное, психоаналитическая концепция, иррационализм, культура, рационализм, психоанализ, парадоксальность.

Keywords: personality structure, unconscious, psychoanalytic concept, irrationalism, culture, rationalism, psychoanalysis, paradoxicality

 

За психоаналитической концепцией З.Фрейда прочно закрепилась репутация пансексуализма. Действительно, многие явления человеческой жизни, даже далекие от сексуальных проявлений, автор объясняет действием сексуальных факторов. Почему девочки любят кататься на качелях? Потому что испытывают сексуальное удовольствие. Почему мальчики любят бороться? Причина та же; даже в трудовой деятельности человека З.Фрейд видит сексуальную подоплеку: «первобытный человек делает труд приятным для себя, принимая его за эквивалент и замену половой деятельности» [1,104.]. Этот пансексуализм напрямую выводит нас на иррационализм концепции в целом. Сам Фрейд своим учителем называет А.Шопенгауэра – яркого представителя (возможно, и основателя) иррационализма. Подтверждением тому – структура личности, где З.Фрейд отводит сознанию подчиненную роль.

Иррационализм - методологический принцип, согласно которому в центре структуры личности, в центре мира и его познания ставится не сознание, а бессознательное - воля к жизни (А. Шопенгауэр), воля к власти (Ф. Ницше), инстинкты (З. Фрейд). При этом наличие сознания не отрицается, но ему отводится второстепенная роль. Надо отметить, что З.Фрейд не первый, кто ввел понятие бессознательного в структуру личности. Однако до него исследователи полагали, что бессознательное управляется сознанием – мы сдерживаем свои эмоции и чувства, а действуем на основе сознания.

XX век называют веком иррационализма. Слишком многое свидетельствует о том, что человек поступает не в соответствии c сознанием, а вопреки нему. Разрушительные войны, унесшие жизни миллионов людей, бесчеловечные эксперименты над людьми, якобы в научных целях, и многое другое свидетельствуют в пользу иррационализма. Трудно представить, что всё это проводилось на основе сознания, поскольку один из признаков сознания – умение не только планировать свою деятельность, ставить цели, но и предвидеть отдаленные последствия и нести за них ответственность. Возможно поэтому идея иррационализма оказалась близка европейскому человеку.

Создав психоаналитическое учение о личности, З. Фрейд дает на этой основе свое толкование многих явлений социальной жизни. Это религия («Будущее одной иллюзии»), особенности первобытного мышления и мифы («Тотем и табу»), художественное творчество и искусство («Художник и фантазирование»), культура («Неудобства культуры») и др. Возникает резонный вопрос – является ли психоанализ мировоззрением? Мировоззрение, в понимании австрийского ученого, - это целостное учение, в рамках которого даются ответы на разного рода вопросы в соответствующем ключе. В «Лекциях по психоанализу» З. Фрейд вполне определенно говорит, что его учение не является мировоззрением, это лишь частная теория в психиатрии, «оно не заслуживает столь громкого названия, потому что не все видит, не претендует на законченность и систематичность» [1,416]. Однако перечень тем, к которым приковано внимание психоанализа, говорит об обратном. З. Фрейд разработал целостную концепцию личности (заметим, что речь идет не о невротической личности, а о личности вообще), что выводит нас за рамки психиатрии. Кроме того, ни один учебник по философии, философии культуры, культурологи не обходится без раздела по психоанализу, как бы ни относились авторы учебника к этой концепции. Ни одна частная психиатрическая теория не заслужила столь пристального внимания со стороны философии, как бы она ни была значима для медицины.

Вопросам культуры, как уже было сказано выше, З. Фрейд уделяет значительное внимание. Помимо того, что этой теме посвящена отдельная работа [4], можно с уверенностью заявить, что в большинстве произведений австрийского ученого присутствуют вопросы, связанные с культурой. Культура понимается в широком смысле слова, включает в себя не только искусство, но и мифы, религию, мораль и т.д. С такой трактовкой культуры согласен и З. Фрейд.

Анализ психоаналитической концепции культуры следует начать, на наш взгляд, со структуры личности. В структуру личности, по З. Фрейду, входят следующие элементы: Оно (в латинизированном варианте Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). Бессознательное Оно находится в центре этой структуры, именно этот элемент определяет все поведение личности и является неизменным на всем протяжении человечества и отдельной личности.

Сущность культуры З. Фрейд видит в социальных нормах. Важно отметить, что Супер-Эго, выраженное в социальных нормах, носит репрессивный характер, поскольку подавляет личность, ее желания, сдерживает инстинкты. Инстинктов много, но основных два – инстинкт агрессии (разрушения, смерти) и инстинкт любви (созидания, жизни). Взаимодействие этих инстинктов определяет и отдельную человеческую жизнь, и жизнь человечества в целом. Например, когда инстинкт агрессии превалирует, в обществе начинаются войны.

В этом же ключе идет и объяснение З. Фрейдом такого явления, как религия. Взяв за основу взаимоотношения в семье между отцом и детьми, З. Фрейд объясняет сущность религии и отношения «человек – бог».

Не менее важно и то, что социальные нормы, действующие в обществе, не являются чем-то внешним для личности – они вошли в структуру личности в качестве необходимого ее элемента. Для контроля по соблюдению этих запретов не требуются никакие внешние «наблюдатели», человек сам себе контролер и хорошо знает, что можно, а что нельзя.

По мере развития общества репрессивные функции культуры усиливаются. Если в первобытном обществе инстинкт агрессии свободно проявлялся (по крайней мере, по отношению к врагам) и вендетта не только не осуждалась, но и приветствовалась и положительно оценивалась со стороны морали – аморально было не отомстить, то в процессе дальнейшего развития общества репрессивный характер культуры проявлялся в том, что все конфликты в ходе возникновения и развития права должны были решаться юридическими средствами.

Эта же тенденция проявляется и в укрощении противоположного инстинкта – инстинкта любви. Вначале общество запретило кровнородственные связи, затем полигамия сменилась на моногамию. Хотя, как отмечает З. Фрейд, лишь слабые натуры подчинились этому требованию [4].

Результат этого наступления культуры на ядро личности – инстинкты – рост числа невротических расстройств. Это явление наблюдается в XX веке, и З. Фрейд, как практикующий врач, заявляет это со знанием дела.

Итак, перед обществом встает сложная дилемма. С развитием общества социальные нормы и запреты все более и более усиливаются, инстинкты подавляются, общество становится все более цивилизованным и, одновременно с этим, увеличивается рост числа неврозов. Человечеству предстоит выбрать – отказаться от культурных запретов (что предполагает некоторый возврат к варварству) либо превратиться в общество невротиков. Очевидно, оба варианта неприемлемы.

З. Фрейд, как врач, должен не только поставить диагноз, определить причины заболевания, но и предложить метод лечения. Какой выход предлагается из этой сложной ситуации? Согласно психоаналитической концепции бессознательное, Оно, не может подавляться до бесконечности и пытается вырваться наружу в виде невротических расстройств. Для предотвращения этого З. Фрейд предлагает направить этот поток в социально значимое русло (для этого, как известно, вводится понятие сублимации). Пути движения ранее подавленной энергии различны – активная политическая деятельность, занятия спортом, художественное и научное творчество.

Нетрудно догадаться, что З. Фрейд не сводит культуру только к фактору, который направлен на подавление личности, ее ограничение. В культуре он видит и способ избавления от неврозов. Именно художественное творчество как необходимый элемент культуры является тем каналом, который ведет к здоровой личности.

В самом начале нашей статьи мы привели доводы в пользу тезиса о том, что важнейшей особенностью психоанализа является иррационализм – принижение роли сознания в структуре личности. Однако при дальнейшем рассмотрении этот тезис не представляется нам непоколебимым.

Фрейд, как врач, считает своим долгом не только поставить диагноз, но и вылечить пациента. З. Фрейд считает, что важнейшим способом предотвращения роста заболеваний и спасения культуры от ослабления ее запретов является широкое внедрение психоаналитических служб в школы, армию, церкви и другие организации. В конечном итоге именно учение, психоаналитическая теория, как результат деятельности разума, а отнюдь не бессознательного, выступает тем спасательным кругом, решающим фактором в деле спасения человечества. Сознание, которое, на первый взгляд, находилось «на задворках» личности и выступало лишь в роли амортизатора - для смягчения влияния запретов на бессознательное – выходит на первый план. Это позволяет сделать, казалось бы, парадоксальное заявление, что психоанализ является ярким примером рационализма, как и его автор, отводящий сознанию столь почетное место, выступает как рационалист. Равно, как и психоаналитическое понимание культуры, – культура не только подавляет, запрещает и ограничивает, но и вооружает орудием, способным защитить человека от разрушения, которые несут в себе невротические заболевания.

 

Список литературы:

  1. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука. 1989.- 456 с.
  2. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.- 398 с.
  3. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии[Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/fr_tabu/(дата обращения 27.06.2017)
  4. Фрейд З. Неудобства культуры /Фрейд З. Художник и фантазирование [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ fr_hud/06.php (дата обращения: 27.06.2017).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий