Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 июля 2014 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Филимонова Н.В. РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(38). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РАЗВИТИЕ  ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО  ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА  В  МЕЖКУЛЬТУРНОМ  ПРОСТРАНСТВЕ  ПЕРМСКОГО  КРАЯ

Филимонова  Наталия  Владимировна

старший  преподаватель  кафедры  народных  инструментов  и  оркестрового  дирижирования  Пермской  государственной  академии  искусства  и  культуры,  РФ,  г.  Пермь;

аспирант  Челябинской  государственной  академии  культуры  и  искусств,  РФ,  г.  Челябинск

E-mail:  shulepova_82@mail.ru

 

DEVELOPMENT  OF  INSTRUMENTAL  PERFORMANCE  IN  A  CROSS-CULTURAL  SPACE  OF  PERM  KRAI

Filimonova  Nataliya

senior  teacher  of  the  Department  of  folk  instruments  and  orchestral  conducting  of  the  Perm  state  Academy  of  art  and  culture,  Russia,  Perm;

graduate  of  the  Chelyabinsk  state  Academy  of  culture  and  arts,  Russia,  Chelyabinsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  предпринята  попытка  посмотреть  поэтапное  развитие  инструментального  исполнительства,  рассматриваются  культурные  истоки  данного  явления,  осмысляется  опыт  исполнительской  практики,  анализируются  социокультурные  функции,  а  также  формы  и  жанры  музыкальной  культуры  Пермского  края.

ABSTRACT

In  the  article  attempt  to  look  at  the  phased  development  of  instrumental  performing,  discloses  cultural  backgrounds  of  this  phenomenon,  interprets  experience  of  performance  practice,  analyzes  social-cultural  functions,  as  well  as  forms  and  genres  of  music  cultures  of  Perm  region.

 

Ключевые  слова:  инструментальное  исполнительство;  регион;  музыкальная  культура;  технологии.

Keywords:  instrumental  performing;  region;  music  culture;  technologies.

 

 

Изучение  культурно-художественной  жизни  российской  провин­ции  в  последние  годы  становится  одним  из  приоритетных,  и  это  совершенно  закономерно.  Еще  полвека  назад  ос­новные  культуротворческие  процессы  —  создание  художественных  цен­ностей,  их  трансляция  исследование  и  т.  п.  —  были  сосредоточены  в  столичных  центрах.  А  в  наши  дни  можно  с  уверенностью  говорить  о  том,  что  периферия  живет  не  менее  интенсивной  жизнью,  чем  центр.  Более  того  —  без  изучения  региональной  проблематики  сегодня  невоз­можно  понимание  путей  и  особенностей  российского  культурного  про­цесса  в  целом.

Инструментальное  исполнительское  искусство  Прикамья  прошло  долгий  путь  через  широкое  распро­странение  любительского  музицирования  в  XVII—XVIII  веках  к  формирова­нию  в  XX  веке  профессиональной  исполнительской  культуры,  которая  к  началу  XXI  века  приобрела  не  только  региональное  и  даже  не  только  общероссийское  значение.

Письменные  источники  и  уральский  фольклор  донесли  до  нас  сведения  о  народном  инструментарии  прошлого.  Вне  всякого  сомнения,  инструментальная  музыка  Прикамской  земли  была  тесно  связана  с  музыкальным  бытом  сельского  и  горнозаводского  населения.  В  сёлах  Прикамья  во  второй  половине  ХХ  века  были  найдены  старинные  инструменты  —  гудок,  гусли,  звучащие  луки,  деревянные  барабаны.  Народная  инструментальная  музыка  довольно  продолжительное  время  развивалась  в  рамках  непрофессиональных,  устных  традиций.

Попытаемся  очертить  общую  картину  исторического  развития  музыкального  исполнительства  в  крае.

Сегодня  музыкальная  летопись  Пермского  края  существует  в  виде  анонсов  и  афиш,  мемуа­ров  и  статей  в  периодической  печати,  скупых  строк  приказов  и  кратких  упоминаний  в  научных  трудах.  И  все  же,  по  этим  доку­ментам,  по  большей  части  разрозненным,  можно  воссоздать  основные  события  и  явления  музыкальной  жизни  Прикамья.

Так,  первые  ростки  профессиональной  музыкальной  культуры  появились  и  начали  развиваться  на  территории  края  еще  в  XVI-м  веке  в  Усолье-Вычегодском,  где  располагались  владения  семьи  Строгановых,  внесших  огромный  вклад  в  экономическое  и  культурное  разви­тие  края  [1,  c.  17].

Следующий  век  —  XVIII-й  —  был  ознаменован  началом  1-го  периода  промышленного  освоения  Урала.  Именно  тогда  были  основаны  будущие  центры  музыкальной  культуры  —  города  —  и  города-заводы,  в  том  числе,  наряду  с  Екатеринбургом,  Нижним  Тагилом  и  другими  —  Пермь.  Долгое  время  после  город  был  только  административным  центром  губернии  [2,  с.  6—9].

К  концу  XVIII-го  —  началу  XIX-го  века  относится  и  появление  первых  ростков  русской  музыкальной  жизни.

Большое  внимание  уделялось  музыкальному  воспитанию  в  начале  и  середине  XIX  столетия:  в  училище  детей  канцеляр­ских  служителей,  где  постоянно  организовывались  музыкально-литературные  вечера  и  проводились  престижные  балы.  Еще  одним  местом  проведения  музыкальных  вечеров  и  аристократических  балов  было  Благородное  собрание.  Столичная  пресса  отмечала  «очень  недурной  для  провин­ции  оркестр»  под  управлением  дирижера  Г.  Горна.  Центром  культуры  XIX-го  века  был  и  Дом  Смышляева,  где  располагались  купеческий  клуб,  общественное  собрание,  городская  дума.  В  середине  столетия  здесь  «играли  в  карты  и  слушали  заезжих  гастролеров»,  а  в  конце  века  в  этом  доме  располагалась  Город­ская  театральная  дирекция.

Центром  притяжения  творческой  интеллигенции  конца  XIX  века  был  и  дом  семьи  Дягилевых  —  сегодня  школа-гимназия  №  11  им.  Дягилева.  Первым  Дягилевым  в  Прикамье  был  Дмитрий  Васильевич,  приехавший  в  конце  XVIII-го  века  из  Екатеринбурга  —  одарен­ный  музыкант,  художник,  литератор,  коллекционер.  Видным  деятелем  Пермской  губернии  был  Павел  Дмитриевич  Дягилев  —  дед  будущего  импресарио.  Землевладелец,  религиозный  человек,  благотворитель,  обустраивавший  свои  поместья  на  территориях  Прикамья,  построивший  Никольский  храм  в  Бик-Барде,  помогал  и  в  строительстве  каменного  здания  Пермского  театра. 

Иван  Павлович  Дягилев  (дядя  С.П.)  вместе  с  Константином  Сперанским,  почетным  пермским  виолончелистом,  были  организаторами  и  старшинами  Пермского  музыкального  кружка,  открытого  в  1874  году.  В  последней  четверти  XIX-го  века  кружок  представлял  собой  единственную  музыкальную  организацию,  деятельность  которой  была  активной.  В  знаменитой  гостиной  домашних  концертах  в  исполнении  членов  пермского  музыкального  кружка  звучала  музыка  Бетховена  и  Глинки,  Шопена  и  др.

С  60  годов  XIX  века  наступает  возрождение  коллективного  музицирования  на  русских  народных  инструментах  в  России.  Это  прогрессивное  движение  коснулось  и  Пермской  губернии.  С  1870-х  годов  в  губернии  было  налажено  производство  гармоник.  Крупные  мастерские  находились  в  Осинском,  Оханском,  Кунгурском  и  Пермском  уездах,  а  также  в  Чердыни  замечательными  мастерами  Ф.  Клюкиным  и  С.  Трефиловым.

В  начале  1900-х  годов  появились  и  балалайки  с  домрами.  По  примеру  Великорусского  оркестра  в  клубах  Пермской  губернии  создавались  ансамбли  и  небольшие  оркестры.  Так,  газета  «Пермские  ведомости»  1905  году  сообщала,  что  в  концертах  можно  было  услышать  хор  балалаечников  под  управлением  Л.Ф.  Виноходова[1],  оркестры  балалаечников  и  мандолинистов,  а  на  станции  Чусовая  был  оркестр  балалаечников-любителей.

В  послереволюционный  период  государство  выдвигает  на  первый  план  задачу  массового  приобщения  народа  к  классическому  музыкальному  наследию  и  организации  учебных  заведений  с  целью  обучения  игре  на  народных  инструментах.  Определённый  вклад  в  решение  этой  задачи  внесла  и  Пермская  область.  Так  в  1927  году  в  музыкальной  школе  Перми  открывается  класс  народных  инструментов.  Это  способствовало  дальнейшему  развитию  любительского  исполнительства.

Вместе  с  тем,  в  коллективах  остро  ощущался  недостаток  квалифицированных  руководителей.

Первая  в  Прикамье  профессиональная  музыкальная  школа  была  открыта  в  1886  году  Эдуардом  Кабеллой,  пианистом,  ди­рижером,  композитором.  Выпускник  Миланской  консерватории  в  Перми  дирижировал  театральным  оркестром  в  антрепризе  Вельского.  Школа  просуществовала  до  отъезда  музыканта  из  города  в  1891  году.

В  1914  году  в  Пермской  губернии  была  предпринята  по­пытка  создания  Императорского  музыкального  училища.  Это  учебное  заведение  возникло  на  базе  профессиональной  музы­кально-драматической  школы  супругов  Басовых-Гольберг,  где  велось  обучение  по  консерваторским  программам.  В  здании  училища  также  располагалась  нотная  библиотека.  Училище  просуществовало  до  1917  года.

В  двадцатом  столетии  музыкальная  культура  Прикамья  развивалась  параллельно  новым  тенденциям  нового  советского  искусства.  Одним  из  больших  событий  в  развитии  городской  культурной  инфраструктуры  в  30-е  годы  стало  открытие  филармонии  —  концертной  организации,  которая  ставила  перед  собой,  прежде  всего,  просветительские  цели.  Однако  филармония  дол­гое  время  не  имела  собственного  концертного  зала,  и  филармо­нические  концерты  проходили  на  разных  площадках  Перми,  го­родов  и  районов  Пермской  области.

В  20-е  годы  были  заложены  основы  системы  музыкального  образования.  Открылись  первые  детские  музыкальные  школы,  затем  —  музыкальный  техникум  (впоследствии  —  Пермское  музыкальное  училище,  а  ныне  —  Пермский  музыкальный  колледж),  где  первыми  инструментами  для  изучения  были  баян,  аккордеон,  балалайка.  В  60-е  годы  добавились  музыкальные  училища  в  крупных  горо­дах  области  на  севере  Пермского  края  —  в  Березниках  —  и  на  юге  —  в  Чайковском;  было  открыто  культурно-просветительное  училище  (ныне  —  колледж  искусства  и  культуры),  музыкально-педагогическое  училище,  созданное  по  инициативе  Д.Б.  Кабалевского  и  нося­щее  его  имя.  В  них  продолжалось  обучение  на  таких  народных  инструментах,  как  домра,  балалайка,  баян,  аккордеон.

Инструментальное  исполнительство  на  русских  народных  инструментах  формировалось  на  протяжении  веков,  переживая  периоды  подъёма  интереса,  и  периоды  почти  полного  забвения.  В  Пермской  губернии  уже  с  начала  ХХ  столетия  существуют  «оркестры»  и  «кружки»  балалаечников.  А  в  20—30-е  годы  начинается  активное  развитие  любительского  исполнительства  в  сёлах  и  городах  Пермской  области.  Во  второй  половине  прошлого  столетия  в  Прикамье  существовало  несколько  ярких  коллективов:  ансамбль  народных  инструментов  Всероссийского  общества  слепых,  оркестр  русских  народных  инструментов  при  ДК  имени  Ленина  и  ансамбль  ДК  Горького,  самодеятельные  оркестры  русских  народных  инструментов  посёлков  Ильинский  и  Платошино. 

Огромную  роль  в  развитии  музыкальной  культуры  Перми  играли  и  самодеятельные  музыкальные  коллективы,  и  самодея­тельное  творчество. 

Но,  несмотря  на  активное  развитие  инструментального  исполнительства,  квалифицированных  кадров  по-прежнему  катастрофически  не  хватало.

Чтобы  решить  данную  проблему,  приказом  Министерства  культуры  в  1975  году  основан  Пермский  государственный  институт  культуры.  Тогда  были  открыты  только  две  специальности:  народное  творчество  и  библиотековедение.  Сегодня  в  вузе  13  направлений  подготовки:  инструментальное  исполнительство,  народное  художественное  творчество  и  др.  В  1991  году  институт  культуры  преобразован  в  Пермский  государственный  институт  искусства  и  культуры,  а  с  2013  г.  —  Пермская  государственная  академия  искусства  и  культуры.

Инструментальное  исполнительство  Пермского  края,  без  сомнения,  развивает­ся  в  русле  тех  же  процессов,  которые  формируют  отечествен­ную  музыкальную  культуру,  сохраняя  при  этом  свою  индивиду­альность.  И  в  связи  с  этим,  в  Перми  работает  несколько  ярких  коллекти­вов,  которым  удается  решать  множество  профессиональных  и  просветительских  задач:  это  Пермский  военный  губернский  ор­кестр  и  Пермский  русский  народный  оркестр.

В  1990  году  по  инициативе  его  бессменного  художественного  руководителя,  заслуженного  деятеля  искусств  России,  профессора  Виктора  Салина.  На  протяжении  нескольких  лет  музыканты  —  студенты  и  преподаватели  ПГАИК,  музыкальных  училищ,  педагоги  детских  музыкальных  школ  города  бескорыстно,  на  общественных  началах,  отдавали  свое  свободное  время  репети­циям  и  выступлениям.  Только  спустя  пять  лет  был  получен  официальный  статус  коллектива:  Пермский  русский  народный  оркестр  при  областном  Департаменте  искусств  и  культуры,  а  ныне  —  Русский  народный  оркестр  Пермской  краевой  филармонии  [3,  c.  56].

XXI  век  внес  свои  коррективы  в  развитие  музыкальной  культуры  региона.  Во-первых,  это  доминирование  проектных  технологий  в  деятельности  культурных  институтов.  Во-вторых,  это  сочетание  традиционных  и  инновационных  форм  и  методов  демонстрации  культурных  событий.  В-третьих,  это  влияние  ме­диа-технологий  и  проникновение  их  во  все  формы  и  жанры  музыкальной  культуры.

Пермь  —  культурная  и  музыкальная  столица  Западного  Урала.  Сегодня  это  не  только  строка  из  энциклопедии,  но  и  некая  константа,  не  требующая  специальных  доказательств.  Среди  музыкальных  брендов  Прикамья  —  Академический  театр  оперы  и  балета  им.  П.И.  Чайковского  и  новый,  суперсовременный  Органный  зал  областной  филармонии,  образовательные  учреждения  культуры,  яркие  и  самобытные  творческие  коллективы,  создающие  имидж  региона  в  России  и  за  рубежом  и  сложившаяся,  приносящая  весомые  результаты  в  виде  побед  на  конкурсах  и  фестивалях  различного  уровня  система  музыкального  образования.

Особая  музыкальность  Перми  и  пермской  публики  —  один  из  реально  существующих  феноменов,  ставший  базой  для  пермского  культурного  мифотворчества.  Природа  этого  явления  лежит  и  в  бо­гатом  историческом  прошлом  Пермской  губернии  и  в  многогранном  культурном  настоящем  Пермского  края.  Собирание,  изучение,  обоб­щение,  систематизация  данных  о  развитии  и  современном  состоянии  инструментального  исполнительства  в  музыкальной  культуре  региона  может  и  должна  стать  темой  серьез­ных  научных  изысканий.

 

Список  литературы:

  1. Баталина-Корнева  Е.В.  Я  изучаю  «Музыкальную  культуру  Прикамья»  /  Е.В.  Баталина-Корнева.  Пермь:  Перм.  гос  ин-т  искусства  и  культуры,  2007.  —  127  с.
  2. Музыкальное  исполнительство  Прикамья  /  отв.  ред.  Н.Б.  Зубарева.  Пермь:  Перм.  гос  ин-т  искусства  и  культуры,  2008.  —  С.  6—9/
  3. Чебыкина  Т.И.  Прикамский  феномен:  Пермский  русский  народный  оркестр.  Пермь:  Пермское  кн.  изд-во,  2006.  —  100  с.
 

[1]  Вечер  драматического  кружка  //  Пермские  ведомости,  1905.  –  11  окт.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.