Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2014 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Макарова Е.В. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В РОССИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 5(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  РАЗВИТИЯ  НАРОДНЫХ  ХУДОЖЕСТВЕННЫХ  ПРОМЫСЛОВ  В  РОССИИ

Макарова  Екатерина  Владимировна

аспирант  МГГУ  им.  М.А.  Шолохова,  РФ,  г.  Москва

E-mail: 

 

CULTURAL  AND  HISTORICAL  ANALYSIS  OF  FOLK  ART  CRAFTS  IN  RUSSIA

Ekaterina  Makarova

postgraduate  Sholokhov  Moscow  State  University  for  the  Humanities,  Russia,  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В  истории  развития  народных  художественных  промыслов  можно  выделить  несколько  этапов.  Каждый  из  них  характеризуется  определенными  особенностями,  обусловленными  рядом  факторов:  экономических,  географических  и  др.  Исследования  в  этой  области  способствуют  поддержке  и  дальнейшему  развитию  промыслов.

ABSTRACT

The  history  of  folk  arts  and  crafts  can  be  divided  into  several  stages.  Each  of  them  characterized  by  certain  features  due  to  several  factors:  economic,  geographic  and  other.  Research  in  this  area  promote  the  support  and  further  development  of  fisheries.

 

Ключевые  слова:  народные  художественные  промыслы;  история  промыслов;  ремесла

Keywords:  folk  arts  and  crafts;  history  of  crafts;  handicrafts

 

При  упоминании  народных  художественных  промыслов,  мы  привычно  представляем  себе  их  изделия.  В  нашем  современном  понимании  они  сопоставимы  с  произведениями  искусства,  которые  стали  неотъемлемой  частью  сувенирной  промышленности.  Но  изделия  промыслов  не  всегда  имели  подобный  статус.  На  каком  же  этапе  их  развития  произошли  столь  кардинальные  изменения?  Когда  предметы  ремесленного  производства  для  повседневного  быта  превратились  в  объекты  декоративно-прикладного  искусства?  Рассмотрим  процесс  зарождения  и  развития  промыслов  в  России,  чтобы  ответить  на  этот  вопрос.

История  художественных  промыслов  прослеживается,  благодаря  результатам  археологических  раскопок,  кропотливо  собранным  и  сохраняемым  долгие  десятилетия  коллекциям,  как  частных  лиц,  так  и  разного  рода  музеев  (этнографических,  краеведческих,  художественных).  Не  зря  мы  называем  промыслы  народными  и  художественными.  Богатый  опыт,  накопленный  человечеством  уже  на  ранних  стадиях  его  развития,  говорит  о  неразрывности  материального  и  духовного  содержания  в  производстве  предметов  домашнего  быта  и  их  декоративного  украшения.  Историю  российского  декоративно-прикладного  искусства  сложно  отделить  от  истории  ремёсел.  Справедливо  утверждение  о  том,  что  всякий  мастер  декоративного  искусства,  прежде  всего  ремесленник.  В  развитии  русского  декоративно-прикладного  и  народного  изобразительного  искусства  можно  выделить  несколько  этапов,  и  на  каждом  из  них  видна  неразрывная  связь  ремесла  и  искусства. 

Начальный  этап  прослеживается  от  языческой  культуры  славян,  обладающей  богатым  духовным  и  творческим  потенциалом.  По  мнению  академика  Б.А.  Рыбакова  процесс  миграции  славянского  этноса,  длившийся  почти  две  тысячи  лет,  завершился  появлением  первых  славянских  государств  в  VI—VII  веках.  «Приобретение  технических  навыков  и  обособление  ремесла  от  общехозяйственных  задач  происходили  на  обширной  русской  территории  крайне  неравномерно,  и  эта  неравномерность  была  обусловлена  совокупностью  разнообразных  исторических  фактов,  различно  влиявших  на  темп  развития»,  —  пишет  он  [5,  с.  127].  Природные  условия  и  особенности  образа  жизни  (скотоводческий,  земледельческий,  смешанный)  определяли  процесс  развития  ремёсел  в  различных  этнических  группах  и  регионах.

Следующим  этапом  развития  декоративно-прикладного  искусства  и  ремесел  можно  считать  начало  80-х  годов  X  века  вплоть  до  его  завершения  периодом  феодальной  раздробленности  в  30—40-е  годы  XIII  века.  Народная  художественная  культура  синтезировала  языческое  и  христианское  мировоззрение.  На  этом  этапе  наблюдается  развитие  как  городских,  так  и  деревенских  ремесел;  с  различием  быта  различаются  городское  и  крестьянское  бытовое  и  декоративно-прикладное  искусство.  «Вплоть  до  XIX  века  почти  каждая  крестьянская  семья  своими  силами  рубила  избу,  ладила  соху,  борону,  ставила  ткацкий  стан,  дубила  овчины,  пряла  и  ткала  лён,  изготавливала  деревянную  мебель  и  утварь»,  —  пишет  Б.А.  Рыбаков  [5,  с.  356].  В  X—XIII  веках  в  самостоятельные  ремесла  с  работой  на  заказ  выделились  кузнечное,  литейное,  гончарное,  бондарное  дело.  В  этот  период  появляются  кустарные  промыслы,  продукция  которых  становится  предметом  торговли.  Ведущим  промыслом  становится  изготовление  шиферных  пряслиц,  используемых  для  прядения  пряжи  веретеном.  Промыслы  формировались  единовременно  с  процессом  развития  ремёсел  и  народного  декоративно-прикладного  искусства. 

В  XV—XVII  века  идет  процесс  роста  и  укрепления  Русского  централизованного  государства.  Его  столица  —  Москва  —  превращается  не  только  в  политический,  но  и  культурный  центр.  Знать,  стараясь  укрепить  свой  авторитет,  стремилась  к  роскоши  и  богатству.  К  великокняжескому,  а  потом  и  к  царскому  двору  съезжаются  во  множестве  мастера  золотых  и  серебряных  дел,  иконописцы,  камнерезы,  специалисты  обработки  дерева,  мастерицы  шитья.  Стремясь  угодить  заказчику,  царские  мастера  стали  уделять  больше  внимания  художественной  стороне  предмета.  Таким  образом,  его  утилитарное  значение  было  оттеснено  на  второй  план.  Следствием  развития  товарного  обмена  становится  то,  что  во  многих  городах  и  селах  изготовление  на  продажу  предметов  быта  становится  основным  занятием  населения. 

В  различных  регионах  России  на  базе  народных  ремесел  возникают  кустарные  художественные  промыслы.  Продолжая  и  развивая  древние  традиции  народного  искусства,  кустари  художественных  промыслов  стали  создавать  изделия  на  продажу.  Одним  из  старейших  русских  художественных  промыслов  можно  считать  промысел  художественной  резьбы  по  кости  и  дереву,  который  появился  в  Троице-Сергиевом  монастыре  в  XVI—XVII  вв.  В  этом  же  регионе  стал  развиваться  и  промысел  игрушек  [4].

В  XVI—XVII  веках  были  известны  своим  мастерством  новгородские,  псковские  и  вологодские  «златокузнецы»,  псковские  литейщики  колоколов.  В  XVII  веке  в  Сольвычегодске  развивается  промысел  «усольской  эмали».  Искусство  эмали  стало  развиваться  и  в  Великом  Устюге.  Также,  в  этом  городе  жили  специалисты  по  просечному  железу,  умеющие  изготовлять  узорчатые  железные  полосы  и  украшать  ими  деревянные  ларцы  и  подголовники.  В  городе  Холмогоры,  расположенном  на  севере  России,  расцветает  косторезное  искусство.

В  XVII  веке  зародился  теперь  всемирно  известный  хохломской  промысел.  Он  берет  свое  начало  в  лесах  нижегородской  области,  где  укрывались  беглые  старообрядцы.  Они  знали  секрет  золочения  икон  при  помощи  серебряного  металла  и  льняного  масла  —  олифы.  Впоследствии  этот  способ  стал  использоваться  в  росписи  деревянной  посуды.  Не  смотря  на  то,  что  посуда  из  дерева  производилась  во  многих  регионах,  особо  славилась  заволжская,  или,  как  её  ещё  называли,  керженская.  По  берегам  Керженца  и  Узолы  располагалось  много  сел  и  деревень,  жителям  которых  редко  удавалось  вырастить  богатый  урожай,  и  подсобные  деревообрабатывающие  промыслы  были  основной  статьёй  дохода  населения.  В  своем  романе  «В  лесах»  П.И.  Мельников-Печерский  писал:  «Леса  заволжанина  кормят.  Ложки,  плошки,  чашки,  блюда  заволжанин  точит  да  красит...  все,  что  из  лесу  можно  добыть,  рук  его  не  минует»  [3,  с.  14]. 

Расписная  деревянная  посуда  заволжских  мастеров  получила  широкую  известность  по  всей  России.  Поступали  особые  заказы  на  «парадную»  посуду,  которая  изготавливалась  небольшими  партиями  из  разных  пород  дерева,  разных  форм  и  художественной  отделки,  и  предназначалась  для  дарения  именитым  гостям  и  иностранным  послам.  Известно,  что  нижегородцы  традиционно  выполняли  особый  заказ  на  деревянные  ложки  для  солдат  царской  армии.  По  данным  статистики  в  Семёновском  уезде  в  начале  ХХ  века  вырабатывали  в  среднем  за  год  100  миллионов  ложек,  а  в  1910  году  было  достигнуто  рекордное  число  —  170  миллионов  штук.  Производили  продукцию  тысячи  крестьян-кустарей,  живущих  в  самом  городе  и  в  окрестных  сёлах.  У  каждого  была  своя  специализация:  резчики,  красильщики,  занимавшиеся  росписью  «белья»  (долбленой  или  выточенной  на  станке  посуды),  и  лачилы,  те,  кто  покрывал  расписную  посуду  лаком  [1].

К  началу  XIX  века  и  в  его  первой  половине  домашнее  производство  продолжает  оставаться  актуальным  для  деревень  и  малых  провинциальных  городов  [2].  Наряду  с  ним  развивались  художественные  промыслы,  структура  которых  ощутимо  отличалась  друг  от  друга.  Многие  из  них  оставались  надомными,  производили  товар  «на  скупщика»  (вологодское  кружевоплетение,  ювелирное  дело  Красного  Села  и  др.).  Некоторые  промыслы  превратились  в  крупные  производства  фабричного  типа  —  мануфактуры  (керамическое  производство  Гжели,  набойка  Павловского  Посада  и  др.).  Часто  помещики  в  своих  имениях  устраивали  художественные  мастерские,  в  которых  трудились  их  крепостные,  изготовляя  на  продажу  ковры,  кружево,  узорные  ткани.

Во  второй  половине  XIX  —  начале  XX  века  получают  распространение  некоторые  новые  художественные  промыслы.  Здесь  следует  упомянуть  о  крестецком  и  заонежском  вышивальных  промыслах,  вятском  кружевном  промысле  и  других.  Многие  из  них  стали  обслуживать  город,  поставляя  свою  продукцию  и  испытывая  при  этом  заметное  влияние  «официального»,  светского  искусства  того  времени.  С  промыслами  нередко  сотрудничали  профессиональные  художники.  В  других  промыслах,  находившихся  вдали  от  промышленных  центров  и  ориентированных  на  село,  сохранялись  устоявшиеся  традиции,  получали  отражение  старые  народные  вкусы.  Творческий  ручной  труд  и  виртуозное  мастерство  исполнителей  продолжали  составлять  основу  художественного  кустарного  производства.

Главным  отличием  крестьянских  промыслов  от  изделий  традиционного  народного  искусства  стало  то,  что  изделия  кустаря  создавались  на  продажу,  а  не  для  собственных  нужд,  хотя  и  были  тесно  связаны  с  бытом  русской  деревни.  Со  временем  кустарничество  переросло  в  профессию,  ремесло  и  стало  зависимым  от  потребностей  рынка,  куда  изделия  попадали  чаще  всего  через  перекупщиков,  которые  были  главными  заказчиками  товара  и  поставщиками  сырья. 

По  своей  сути  художественное  кустарничество  тесно  связано  с  народным  искусством,  от  которого  произошло.  В  их  основе  схожие  идеи,  образы  и  выразительные  средства,  но  их  отличают  цели  и  задачи.  Кустарь  становился  полностью  зависимым  от  потребностей  рынка  и  вкусов  моды  определённой  эпохи,  в  результате  чего  он  терял  возможность  самостоятельного  выбора  сюжетов  и  был  вынужден  пренебрегать  традициями  крестьянского  бытового  искусства.  Вследствие  этого  можно  говорить  о  том,  что  народное  декоративное  искусство  является  сложным  структурным  образованием,  которое  соединяет  в  себе  произведения  домашнего  производства  и  ремесла,  не  только  украшающие  быт  народа,  но  и  выражающие  его  этническую  сущность.  Развитие  художественных  промыслов  привело  к  угасанию  традиционного  народного  декоративно-прикладного  искусства  и  домашнего  ремесла.  Нарушение  гармонического  соотношения  утилитарной  и  эстетической  функций  вызвало  упадок  многих  художественных  промыслов.  К  тому  же,  из-за  связи  кустарных  промыслов  с  художественно-промышленным  производством  процесс  изготовления  предметов  домашнего  обихода  стал  ориентироваться  на  массовый  вкус,  что  привело  к  увлечению  декоративизмом,  украшательством  и  отрыву  от  функциональной  значимости  вещи,  превращению  её  в  сувенир.

В  современной  ситуации  многим  народным  промыслам  становится  все  труднее  сохранять  свою  индивидуальность  и  самобытность.  Изделия  некоторых  промыслов  утратили  свою  первоначальную  бытовую  функцию  и  сейчас  поддерживаются  на  плаву  только  благодаря  выпуску  своих  изделий  в  качестве  сувенирной  продукции  и  поддержке  государства.  Именно  поэтому  хочется  отметить  особую  важность  исследований  в  этой  области,  т.  к.  они  могут  способствовать  развитию  народных  промыслов  на  новом  уровне  и  их  сохранению  в  качестве  нашего  национального  достояния.

 

Список  литературы:

  1. Иванова  Ю.  Чудо-ложки  из  Семенова//Наука  и  жизнь,  1999,  №  7  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://www.nkj.ru/archive/articles/9499/  (дата  обращения  16.04.2014).
  2. Купцова  И.А.  Динамика  русской  провинциальной  культуры  в  условиях  исторических  трансформаций  российской  цивилизации:  Автореф.  дисс…доктора  культурологии.  М.,  2011.  —  42  с.
  3. Мельников-Печерский  П.И.  В  лесах,  т.  1  М.:  Государственное  издательство  художественной  литературы,  1956,  —  615  с.
  4. Мещерский  А.А.  Модзалевский  К.Н.  Свод  материалов  по  кустарной  промышленности  в  России.  СПб.,  1874.  —  345  с.
  5. Рыбаков  Б.А.  Ремесла  Древней  Руси.  М.:  Изд-во  АН  СССР,  1948,  —  803  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.