Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2014 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Селиванова Е.С. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 4(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

СОВРЕМЕННОЕ  ИСКУССТВО  И  РЕЛИГИЯ:  ВОЗМОЖНОСТИ  ПОСТРОЕНИЯ  ДИАЛОГА

Селиванова  Елена  Сергеевна

аспирант  Уральского  федерального  университета  им.  Б.Н.  Ельцина,  РФ,  г.  Екатеринбург

E-mail: 

 

MODERN  ART  AND  RELIGION:  PROSPECTS  OF  COOPERATION

Elena  Selivanova

post  graduate  student  of  Ural  Federal  University  named  after  the  first  President  of  Russia  B.  NYeltsinRussiaYekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  изменению  положения  религии  в  современном  обществе,  формированию  новой  религиозности,  межрелигиозным  отношениям,  оказывающим  влияние  на  различные  сферы  общественной  и  духовной  жизни  человека.  Для  примера  приводится  ситуация  с  так  называемым  «современным  искусством»,  часто  находящимся  в  конфронтации  с  религией.  В  качестве  перспективы  построения  диалога  между  искусством  и  религией  рассматривается  архитектура,  выявляется  единый  архетип  православного  храма  и  мечети. 

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  change  of  position  of  religion  in  a  modern  society,  formation  of  the  new  religion,  inter-religious  relationships  which  affect  different  spheres  of  public  and  spiritual  life  of  a  person.  As  an  example,  there  is  proposed  a  situation  with  so  called  “modern  art”  which  is  often  confrontational  with  religion.  Architecture  is  considered  as  a  prospect  for  cooperation  between  art  and  religion;  a  unified  archetype  of  Orthodox  Church  and  Mosque  is  defined

 

Ключевые  слова:  религия;  современное  искусство;  культовая  архитектура.

Keywords:  religion;  modern  art;  religious  architecture.

 

Изменения,  происходящие  в  современном  мире  —  стремительное  развитие  науки,  техники,  информационных  технологий,  процессы  глобализации  не  привели,  тем  не  менее,  к  уменьшению  влияния  религии,  как  предполагали  многие  исследователи,  разрабатывая  теорию  секуляризации.  Конец  ХХ  века  отмечен  возвращением  религии  в  политическую  и  общественную  жизнь  —  в  России  наиболее  заметным  стало  возрождение  православия,  а  на  международной  арене  —  возрастающее  влияние  ислама. 

Однако,  наряду  с  возрождением  религии,  исследователи  отмечают,  что  вернувшаяся  в  нашу  жизнь  религиозность,  не  является  религиозностью  в  традиционном  понимании.  Мировоззрение  современного  человека,  сталкиваясь  с  религиозными  идеями  и  феноменами,  трансформирует  их,  создавая  новые  культы  и  учения.  Подобное  явление  П.С.  Гуревич  назвал  «новой  религиозностью»,  определяя  его  как  одно  из  характерных  направлений  современной  духовной  жизни  [1,  с.  257].  Также  осложняют  положение  религии,  в  особенности  ислама,  политические  конфликты  и  террористические  акты.  То  есть,  несмотря  на  происходящее  возрождение  религиозности,  существуют  определенные  сложности,  связанные  с  религиозным  вопросом. 

Эти  проблемы  находят  свое  отражение  в  изобразительном  искусстве,  являющимся  своего  рода  барометром,  отражающим  изменения  в  духовной  культуре,  а  также  в  современной  политической  и  религиозной  ситуации.  Примером  могут  служить  нашумевшие  акции  и  выставки  так  называемого  «современного  искусства»  —  «Осторожно,  религия!»  (2003),  «Запретное  искусство»  (2006),  «Духовная  брань»  (2012),  «Культурный  альянс»  (2012),  «Icons»(2012),  так  называемый  панк-молебен  группы  «Pussy  Riot»  в  храме  Христа  Спасителя  в  Москве  (2012)  и  т.  д.  Подобная  конфликтная  ситуация  между  искусством  и  религией  характерна  не  только  для  нашей  страны.  Работы  американских  и  европейских  художников,  таких  как  Андрэс  Зеррано,  Томас  Ленерер,  Мартин  Киппенберг  и  др.,  создаваемые  с  конца  80-х  годов  ХХ  века,  также  продолжают  вызывать  споры.  Еще  одним  примером  является  история  с  карикатурами  пророка  Мухаммеда  в  одной  из  датских  газет  в  2005  году,  ставшая  поводом  для  конфликта  между  мусульманами  арабского  мира  и  современной  западной  культурной  богемой. 

  Россия  исторически  находится  на  стыке  Востока  и  Запада,  что  оказывает  влияние  практически  на  все  сферы  жизни  и  специфику  развития.  Стремясь  приблизится  к  Западу,  особенно  в  области  политики  и  экономики,  Россия,  тем  не  менее,  на  протяжении  всей  своей  истории  многое  заимствует  у  Востока,  что  отражается  в  многообразии  и  разнородности  современной  российской  культуры.  Помимо  этого,  Россия  является  многонациональной  и  многоконфессиональной  страной  (кроме  исторических  причин  это  связано  и  с  современными  процессами  миграции)  и  существует  проблема  мирного  сосуществования  людей  разных  культур  и  религиозных  убеждений.  Большая  часть  верующих  в  России  это  православные  и  мусульмане.  И  если  изобразительное  «современное  искусство»  в  виде  картин,  фотографий,  инсталляций,  акций  и  перформансов  достаточно  быстро  и  часто  провокационно  реагирует  на  изменения  современной  жизни,  то  архитектура,  будучи  менее  оперативным  видом  искусства,  редко  является  выражением  провокационных  идей  (по  крайней  мере,  в  нашей  стране).  Однако  именно  архитектура  как  нельзя  лучше  выражает  различия  и  сходства  в  мироощущении  и  религиозном  чувстве  православия  и  ислама,  а  также  демонстрирует  возможность  диалога  культур. 

В  Библии  присутствует  описание  храма  Соломона,  который  можно  рассматривать  не  только  как  один  из  первых  иудейских  храмов,  но  и  как  некий  архетип  мусульманской  мечети  и  православного  храма.  В  плане  храм  Соломона  представлял  собой  три  смежных  помещения,  располагающихся  на  одной  оси  —  притвор,  святилище  и  святая  святых.  Храму  предшествовал  большой  двор,  разделенный  на  две  части  —  внешнюю  и  внутреннюю.  Первым  помещением  с  восточной  стороны  храма  был  притвор  (улам),  отделяющий  святое  от  мирского.  К  притвору  вел  ряд  ступеней.  Православный  храм  также  имеет  притвор,  символизирующий  область  грешного  мира.  К  притвору  ведет  паперть  —  крытая  или  же  без  крыши  лестница,  называемая  иногда  внешним  притвором.  Для  мечети  характерно  наличие  открытого  двора  с  фонтаном  для  омовений,  который  в  российских  климатических  условиях  часто  трансформируется  в  крытое  помещение. 

Следующим  за  притвором  в  библейском  храме  было  святилище  (хейхал)  —  самое  большое  помещение  храма,  где  происходило  священнодействие.  В  православной  церкви  за  притвором  следует  также  самая  большая  по  размеру  часть,  именуемая  «храм-земля».  Эта  часть  храма  предназначена  для  прихожан,  здесь  же  проходит  богослужение.  В  мечети  этому  помещению  соответствует  молитвенный  зал,  где  во  время  молитвы  собираются  верующие.

  В  глубине  святилища  храма  Соломона  располагалось  небольшое  по  размеру  помещение  —  святая  святых  (двир).  Уровень  пола  в  святая  святых  был  выше,  чем  в  святилище  и  потому  туда  вела  лестница.  Двир  был  отделен  каменной  стеной  с  дверью,  завешанной  дорогим  занавесом.  В  святая  святых  имелось  возвышение,  на  котором  был  установлен  Ковчег  Завета  где  хранились  Скрижалии  Завета.  Входить  в  двир  мог  только  первосвященник.  Описание  этой  части  храма  Соломона  во  многом  соответствует  алтарной  части  храма  православного.  В  средней  части  храма  перед  иконостасом  имеется  небольшое  возвышение  —  солея.  Подниматься  на  солею  во  время  службы  или  для  чтения  проповедей,  как  и  входить  в  алтарное  пространство  могут  только  священнослужители.  Иконостас,  отделяющий  алтарь  и  среднюю  часть  храма,  имеет  дверь,  называемую  царскими  вратами.  В  самом  алтарном  пространстве  находится  престол  —  возвышение  кубической  формы  для  совершения  на  нём  Евхаристии.  В  мечети  помещений,  следующих  за  молитвенным  залом,  нет.  Однако  кибла  —  стена,  указывающая  направление  на  Мекку,  имеет  неглубокую  нишу  —  михраб.  Она  предназначена  для  молитвы  имама.  В  качестве  аналога  солеи  христианского  храма  можно  рассматривать  специальную  кафедру  для  чтения  проповедей  —  минбар,  установленную  возле  михраба. 

Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что  архетипом  православного  храма  и  мусульманской  мечети  можно  назвать  описанный  в  Библии  храм  Соломона.  Однако  существует  ряд  отличий,  обусловленных  канонами  конкретной  религии  подробно  рассмотренных  в  работе  И.А.  Ибрагимова  [2].  В  первую  очередь  это  пространственное  расположение.  Христианский  храм  всегда  сориентирован  по  сторонам  света  и  располагается  алтарем  на  восток  (ориентация  на  восход  солнца  и  предполагаемое  местонахождение  Эдема),  а  в  исламе  у  мечети  нет  ориентаций  по  сторонам  света,  но  одна  из  стен  —  кибла  всегда  указывает  направление  на  Мекку. 

Во-вторых,  визуальная  динамика  архитектуры.  Важное  значение  для  христианского  храма  имеет  вертикальная  устремленность  архитектурных  форм,  что  связано  с  идеей  вознесения  к  Богу.  Устремленность  ввысь  достигается  за  счет  преобладания  вертикальных  линий  над  горизонтальными,  путем  сокращения  объемов  к  верху,  вытянутых  вверх  окон,  деталей  фасада,  островерхих  завершений  закомар.  Также  можно  отметить  вытянутость  вверх  главы  храма,  что  достигается  не  только  за  счет  определенной  луковичной  формы  купола,  но  и  за  счет  высокого  барабана  поддерживающего  главу.  Для  архитектуры  мечети  более  характерна  горизонтальная  развернутость,  поскольку  мусульманин,  совершая  молитву,  устанавливает  горизонтальную  сакральную  связь  с  Каабой.  Горизонтальную  устремленность  в  архитектуре  мечети  можно  наблюдать  в  ступенчатости  композиции  в  сторону  Мекки  —  открытый  двор  и  далее  купол  над  молитвенным  залом.  Купола  и  порталы,  которые  используются  как  в  христианской,  так  и  в  исламской  архитектуре,  в  мечети  отличаются  наличием  тупых  углов,  они  как  бы  прижаты  к  земле.  Это  характерно  и  для  куполов  мечети,  не  вытянутых,  как  в  церквях,  а  сплющенных,  приближенных  к  основному  объему  здания. 

То  есть,  наблюдаем  как  единый  архетип  мечети  и  православного  храма,  так  и  различия  в  организации  пространственно-художественного  решения  церкви  и  мечети,  обусловленные  религиозными  представлениями. 

Пространство  религиозного  помещения,  к  какой  бы  конфессии  оно  не  относилось,  может  служить  не  только  культовым  целям.  Некоторые  общественные  деятели  пытаются  организовать  встречу  не  только  сфер  религии  и  искусства  в  широком  смысле  (значительное  взаимоналожение  которых  в  определенном  смысле  и  так  имеет  место,  как  мы  видим  на  примере  храмовой  архитектуры),  но  и  религии  и  «современного  искусства».

Можно  отметить  практику  проведения  художественных  выставок  в  пространстве  действующих  религиозных  объектов.  Подобные  примеры  нашли  достаточно  широкое  применение  за  рубежом:  в  городе  Билефельд  в  Систеркирхе  проходят  выставки  авангардных  художников,  на  биеннале  в  Венеции  в  течение  последних  лет  можно  наблюдать  тенденцию,  когда  художникам  предоставляются  действующие  религиозные  помещения,  которые  они  оформляют  в  соответствии  со  своими  художественными  представлениями  и  идеями.  В  нашей  стране  подобные  примеры  немногочисленны  —  выставка,  прошедшая  в  храмовом  пространстве,  «Двоесловие/диалог»  (2010).  Существуют  и  другие  проекты,  направленные  на  построение  диалога  между  религией  и  «современным  искусством»  —  «Хлеб  Неба»  (2010),  «Обратная  перспектива»  (2012),  «Искусство  и  религия  в  пространстве  современной  культуры»  (2013)  и  др.  Насколько  такой  путь  является  конструктивным  —  покажет  время.  Ведь  современное  искусство  в  широком  смысле  и  так,  как  мы  видим,  в  значительной  степени  укоренено  в  сфере  религии.

 

Список  литературы:

  1. Гуревич  П.С.  Культурология.  М.:  Проект,  2003.  —  336  с.
  2. Ибрагимов  И.А.  Пространственно-ценностная  ориентация  и  визуальная  динамика  храмового  зодчества  в  христианстве  и  исламе.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.dissercat.com/content/prostranstvenno-tsennostnaya-orientatsiya-i-vizualnaya-dinamika-khramovogo-zodchestva  (дата  обращения  07.04.2014).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.