Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 28 октября 2013 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
СВОБОДА И МУЗЫКА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 10(29). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

СВОБОДА  И  МУЗЫКА

Бахтизина  Дильбяр  Исмаиловна

 канд.  филос.  наук,  доцент,  Сибайский  институт  Башкирского  государственного  университета,  г.  Сибай

E-mail: 

 

FREEDOM  AND  MUSIC

Dilbyar  Ismailovna  Bakhtizina

candidate  of  philosophy,  assistant  professor  of  Sibay  institute  of  Bashkir  State  University,  Sibay

 

АННОТАЦИЯ

Музыка  представляет  собой  реализацию  сферы  свободы.  Она  дает  человеку  возможность  оставаться  самим  собой,  воплощать  свою  индивидуальность.  Музыка  предоставляет  человеку  свободу  выбора,  которая  состоит  в  актуализации  его  личных  приоритетов  в  области  духовной  жизни.  Свобода  музыки  есть  проявление  ее  творческой  природы.

ABSTRACT

Music  is  a  embodying  of  freedom.  Its  give  the  possibility  man  to  preserve  his  self-consciences,  personality.  Music  gives  to  man  freedom  to  choice,  which  actuality  his  personal  choices  in  spiritual  life.  Freedom  of  music  is  a  development  her  creative  nature.

 

Ключевые  слова:  музыка;  свобода;  творчество.

Keywords:  music;  freedom;  creation.

 

Свобода  является  необходимым  условием  продуктивной  деятельности  творческой  личности.  Именно  в  сфере  жизни  духа  человек  достигает  свободы.  «Дух,  —  считает  Гегель,  —  пребывает  только  у  самого  себя  и,  следовательно,  свободен,  ибо  свобода  состоит  именно  в  том,  чтобы  в  своем  другом  все  же  быть  у  самого  себя,  быть  в  зависимости  только  от  самого  себя,  определять  самого  себя»  [3,  с.  124].  Искусство,  которое  «может  процветать  только  в  атмосфере  свободы»  [4,  с.  237],  дает  человеку  возможность  оставаться  самим  собой. 

Для  искусства  проявление  свободы  заключается  в  создании  уникального,  неповторимого  явления,  которое  подчиняется  только  собственным  имманентным  законам.  Художник  реализовывает  свободу  в  особом  взгляде  на  мир,  реципиент  —  в  уникальности  отклика  на  этот  взгляд.  Диалогическая  ситуация,  присутствующая  в  произведении  искусства  как  форма  духовного  общения  между  автором  и  реципиентом,  позволяет  реализовывать  творческие  потенции,  как  создателя  произведения,  так  и  человека,  который  его  воспринимает.  Значимость  творения  художника  заключается  в  том,  насколько  полно  оно  позволяет  реципиенту  раскрыть  его  собственную  индивидуальность.  Конечная  ценность  понимания  искусства  и  умения  наслаждаться  им  состоит  в  том,  чтобы  эти  духовные  акты  были  направлены  на  совершенствование  внутреннего  мира  человека.  Свобода  художника,  благодаря  этому,  получает  отклик  в  творческой  деятельности  других  людей. 

Культура,  эта  сфера  созидания  и  функционирования  духовных  ценностей,  предстает  как  некое  имперсональное  начало,  «всеединая  сущность»  (Вл.  Соловьев).  Создавая  произведение,  художник  черпает  в  этом  всеедином  духе,  опирается  на  достижения  прошлого,  которые  проявляются  в  использовании  идей,  образов,  форм,  приемов  развития  и  т.  д.  Личный  взгляд  художника  делает  такую  художественную  информацию  уникальной,  в  чем  проявляется  соотнесенность  личного  и  всеобщего,  характерного  для  духовной  жизни  человека  вообще.  Свобода  слушателя  проявляется  в  отборе  им  художественной,  музыкальной  информации,  что  служит  знаком  его  личного  отношения  к  бытию  и  обрисовывает  те  ценностные  ориентиры,  которые  становятся  основными  в  его  понимании  и  приятии  бытия.  Восприятие  музыки  предполагает  не  только  переживание  чисто  музыкальной  информации,  но  и  тех  духовных  ценностей,  которые  составляют  глубинный  слой  содержания.

Культурное  пространство  бытия  человека,  частью  которого  является  музыка,  значимо  тем  духом  всеобщего,  который  объединяет  все  духовные  акты  человека.  Это  источник  творения,  к  которому  обращаются  постоянно  и  в  котором  черпают  вдохновение  многие  поколения  людей.  Музыка  несет  в  себе  социокультурную  память  человечества,  приобщение  к  которой  необходимо  каждому  культурному  человеку.  Овладение  культурным  достояния,  каким  является  музыка,  означает  для  человека  обретение  свободы,  проявляющейся  в  возможности  приобщения  к  ее  ценностям.  Общение  с  музыкой  создает  особое  творческое  состояние,  вызывающее  напряжение  и  «вырывающее  человека  из  привычного  времени»  [5,  с.  27].  Попадая  из  времени  исторического  во  время  трансцендентальное,  человек  реализовывает  свою  исконную  потребность  в  превышении  своей  биологической  данности,  как  существа,  которое  «не  может  довольствоваться  только  физической  репродукцией»  [7,  с.  35].  В  своем  стремлении  к  иному,  выходящему  за  границы  привычного,  человек  реализует  свою  трансцендентальную  природу.  Музыка  с  древности  является  способом  прорыва  к  запредельному,  тому,  что  помогает  человеку  почувствовать  себя  творящей  частью  вселенной.  В  состоянии  трансцендирования  человек  превышает  свою  природную  данность  и  раздвигает  границы  своего  присутствия,  обозначая  заложенное  изначальное  стремление  к  трансцендентному.  Соотнесенность  с  Абсолютом,  тяга  к  нему  составляет  в  человеке  то,  что  всегда  рассматривалось  мыслителями  как  проявление  божественности  его  природы. 

Человеку  приходится  постоянно  завоевывать  свою  свободу,  несмотря  на  то,  что  она  дана  человеку  при  рождении.  Стремлением  вырваться  из  тесных  рамок  запретов  пронизана  вся  жизнь  человека.  Музыка  дает  человеку  возможность  оторваться  от  повседневного,  задуматься  о  вечном  и  непреходящем.  Погружаясь  в  музыку,  человек  освобождается  от  мелочной  суеты  быта,  заставляющего  его  тратить  свои  силы  на  решение  ничтожных  проблем.  Прикасаясь  к  музыке,  человек  прикасается  к  самой  вечности,  к  метафизическим  основам  бытия.  Находясь  в  «поле  притяжения»  красоты,  он  начинает  мыслить  другими  категориями,  позволяющими  стать  выше  обыденного  сознания  и  обрести  мудрость.  Этот  процесс  дает  человеку  такой  нужный  ему  «полет  духа»,  звучащий  как  достижение  свободы.

Творец  по  природе  своей  —  существо  свободное,  реализующее  тот  идеальный  план,  который  вызван  не  необходимостью  эмпирического  мира,  мира  выживания,  а  потребностью  высшего  мира,  мира  мечты.  Истинная  свобода  художника  состоит  в  том,  что  он  всегда  остается  верен  своим  творческим  принципам  и  подчиняет  все  обстоятельства  требованиям  своего  гения.  Это  рождает  искренность,  которая  является  приметой  истинного  искусства.  Духовные  акты,  совершаемые  художником,  перестают  быть  только  субъективной  субстанцией,  приобретая  объективное  значение  и  становясь  источником  духовной  жизни  других  людей.  Трансцендентальное  значение  искусства  заключается  в  том,  что,  обретая  значение  духовной  ценности,  произведение  становится  частью  того  всеобщего  духа,  который  когда-то  послужил  самому  художнику  источником  творения.  Отсутствие  дидактизма  придает  ценностям  музыки  дополнительную  привлекательность.  Она  предоставляет  слушателю  возможность  выбора,  через  которую  реализуется  его  индивидуальность.  Богатство  содержания  музыки  позволяет  сделать  выбор,  практически,  неограниченным.  Человеку  самому  предстоит  оценить  духовное  богатство  музыки  и  выбрать  для  себя  то,  что  представляется  ему  в  данный  момент  актуальным  для  его  духовной  сущности.  Вдумчивый  слушатель  всегда  найдет  в  великой  музыке  то,  что  является  для  него  ценным.

Музыка  является  царством  свободы,  в  котором  отсутствуют  принуждение  и  зависимость  от  эмпирического  мира.  Максимально  удаленная  от  всего  приземленного  и  привычного,  она  вводит  нас  в  область  сверхэмпирических  категорий,  позволяя  приобщиться  к  высшему  знанию.  «Погружение  в  глубины  музыкального  языка»,  по  утверждению  А.В.  Лукьянова,  «означает  прорыв  в  сферу  трансцендентального»  [6,  с.  39].  Абстрактность  музыки  открывает  большие  возможности  в  реализации  творческой  установки  художника.  Музыка,  с  ее  отсутствием  прямых  аналогий  с  повседневной  реальностью  бытия,  позволила  многим  великим  музыкантам  быть  честными  по  отношению  к  себе  и  смело  утверждать  свою  творческую  и  гражданскую  позицию. 

В  музыке  заключена  жизнь  человеческого  духа  в  его  динамике.  Именно  музыка  способна  раскрыть  тончайшие  и  неуловимые  душевные  движения  внутреннего  мира  человека,  показать  его  непостоянство,  трепетность.  В  музыке  раскрывается  экзистенция  человека,  потому  что  в  нее  он  вкладывает  все  самое  сокровенное,  то,  что  невозможно  выразить  словами.  Погружаясь  в  стихию  музыки,  человек  занимается  самым  важным  делом  в  своей  жизни  —  самопознанием  [1,  с.  140—142].  От  познания  собственной  души  он  пойдет  к  самореализации,  к  тому,  ради  чего  он  существует  на  земле.  Решая  проблему  самореализации,  человек  оправдывает  свое  существование,  оправдывает  свое  бытие.  Раскрывая  в  человеке  творческое  начало,  музыка  способствует  рождению  тех  «счастливых  моментов»,  когда  «проявляется  индивидуальная  идея  человека»  [2,  с.  219],  когда  человек  раскрывается  как  неповторимое  существо.  Музыка  уникальна  сочетанием  абстрактности  и  чувственной  конкретности  образа.  В  этом  проявляется  ее  антропологическая  природа,  в  которой  тесно  переплетено  телесное  и  духовное.  Как  справедливо  заметил  С.  Левицкий,  «личность  не  есть  дух,  а  есть  воплощение  духа  в  психофизической  жизни»  [4,  с.  222].  Человек  должен  сделать  свое  тело  выразителем  духа,  в  этом  случае  он  достигнет  той  гармонии,  к  которой  человечество  постоянно  стремилось  [1].  Гармония  становится  выражением  свободы  духа. 

В  музыке,  сложившейся  исторически  как  область  духовной  жизни  человечества,  в  которой  запечатлены  высочайшие  взлеты  человеческого  духа,  свобода,  наряду  с  добром  и  красотой,  выступает  в  качестве  одной  из  высших  ценностей  бытия. 

 

Список  литературы:

1.Бахтизина  Д.И.  Музыка  в  гармонии  мира.  Уфа:  изд-во  БГПУ,  2012.  —  160  с. 

2.Гартман  Н.  Эстетика.  Киев:  Ника-Центр,  2004.  —  480  с.

3.Гегель  Г.В.Ф.  Энциклопедия  философских  наук.  Наука  логики.  М.:  Мысль,  1975.  —  452  с.

4.Левицкий  С.А.  Свобода  и  ответственность.  М.:  Посев,2003.  —  464  с.

5.Лотман  Ю.М.  Культура  и  взрыв//  Лотман  Ю.М.  Семиосфера.  СПб.:  Искусство  СПБ,  2010.  —  С.  12—148.

6.Лукьянов  А.В.  Трансцендентальное  в  морали.  Уфа:  РИЦ  БашГУ,  2009.  —  284  с.

7.Хюбнер  Б.  Смысл  в  бес-СМЫСЛЕННОЕ  время:  метафизические  расчеты,  просчеты  и  сведение  счетов.  Мн.:  Экономпресс,  2006.  —  384  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.