Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 октября 2012 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ И АГИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД С 1917 ПО 1922 ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ
Лисин Никита Владимирович
аспирант ПВГУС, г. Тольятти
E-mail: lisinnikky@gmail.com
Реклама развивается достаточно быстро в России сконца XIX века, причиной тому было развитие промышленности. Были рекламные агентства, которые координировали рекламную деятельность предприятий и производили рекламную продукцию. Также реклама имела место в периодических изданиях, газеты и журналы пестрили рекламными объявлениями. «...Даже в общественно-политических изданиях составляет половину общего объема. Реклама агрессивно выходит на первые полосы, оттесняя на внутренние даже самые общественно значимые новости. Как правило, она занимает одну треть первой полосы, но иногда и полную» [13. с. 305].
После окончания октябрьской революции в 1917 г. у захвативших власть большевиков возникает главная задача в сфере идеологии: формирование новых стандартов жизни и презентация их, как единственно правильных и верных, среди населения. Везде подобные задачи решаются с помощью средств массовой информации, и советское государство не было исключением. Власти предстояло доносить до населения информацию о своих целях и задачах, разъяснять свою позицию по многим актуальным вопросам, пропагандировать коммунистические идеи, осуществлять агитацию. Сначала это быламобилизация населения в Красную Армию, сбор средств и пожертвований. Уже позже, когда проблемы войны и борьбы с белогвардейцами отошли на второй план, тема социальной рекламы стала более разнообразной.
В атмосфере напряжения происходит много художественных экспериментов. Параллельно развиваются независимые друг от друга направления искусства, такие как конструктивизм, реализм, пролетарское искусство. При этом каждое из перечисленных направлений имеет практическое применение в поставленных целях Советской власти. Явно выраженное развитие реклама, как искусство, имеет вплоть до 30х годов, позже основной задачей становится отражение официальной линии партии. За это время было создано немало шедевров, определивших развитие графического языка.
«Одним из первых правительственных постановлений новой власти Советов стал «Декрет о введении государственной монополии на объявления», подписанный председателем Совета народных Комисаров В.И. Лениным от 21 ноября 1917 года» [12, с. 7].
Причиной введения декрета была не столько экономическая, сколько политическая обстановка. «После гражданской войны политическая линия советской власти, отраженная в многочисленных декретах, была направлена на установление контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроение в обществе. Это диктовалось задачей удержания власти» [3, с. 2].
Рассматривая особенности развития рекламы, необходимо выделить средства, используемые для достижения результатов и проанализировать их актуальность.
Многие из исследователей выделяют несколько основных направлений рекламы в послереволюционный период. Крайне популярна была устная политическая реклама. К устной рекламе можно отнести лозунги, которые лидировали в этот период среди всех средств массовой информации и агитации.
Лозунг — призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Лозунги используются в политической, религиозной и других сферах. Лозунги могут существовать как в устном, так и в письменном виде. В письменном виде лозунги чаще всего появляются в форме плакатов. Будучи ёмкой и запоминающейся формой передачи мысли, лозунги часто используются в пропаганде [14].
Не в каждом из случаев лозунг можно отнести к разновидности рекламы, но по своей функциональности он обладает свойствами политической рекламы. Они часто рождались из реплик митингующих и выражали глобальные задачи революции: «Вся власть советам» и т. д.
Устная реклама проявлялась не только на политической сцене, но и среди запрещенной в период «военного коммунизма» ярмарочной деятельности и свободной торговле. «Москва, несмотря на все запреты со стороны «вождей», оставалась торговым городом. На многочисленных торговых площадях звучал разноголосый гомон продавцов, расхвалившие на все лады свои товары… На рынках продавали оптом и в розницу хлеб, пирожки, папиросы, спички, рис, изюм и т. д.» [4, с. 144].
Достаточно ярко в агитационно-рекламной деятельности проявляются изобразительные жанры рекламы. «Реклама стала орудием политической борьбы. Это обусловило развитие политического плаката, который в этом деле сыграл свою решающую победоносную роль, заметив все доселе существующие приемы и опыты» [8, с. 78].
Плакат становится главным средством политической рекламы, или по крайне мере тем средством, в котором революционные и политические идей проявлялись наиболее ярко. «Из-за нарушений многих социальных, профессиональных и личных связей, а так же в силунепринятия новой власти многими журналистами и деятелями культуры, структура средств массовой информации была повреждена. В этой ситуации плакат, как средство информирования и агитации приобрел особую популярность. В условиях неграмотности части населения, меняющейся военной и политической обстановкой такие качества плаката как доходчивость, выразительность, оперативность были востребованы и со стороны государственной власти, и со стороны гражданского населения» [10].
Революционные плакаты создавали талантливые художники Д. Моор, В. Дени, А. Рааков, Н. Кочергин, М. Черемных и др.
Тематика плаката определялась актуальностью момента, политическими акциями правительства, ходом военных действий. Именно оперативностью реагирования, возможностью корректировки содержания, а также дешевизной изготовления объясняется широкое распространение и разнообразие этого вида массовой коммуникации в первое десятилетия советской власти.
Плакат революционный касается самого главного — он говорит о жизни и смерти, о борьбе и победе, о насилии и свободе, о хлебе и человечестве, о настоящем и будущем — о темах широкого мирового охвата [9, с. 13].
Стоит отметить, что именно ранний советский плакат, используя традиции, сформированные февральской революцией, утвердил новую систему революционной символики. Эта символика вводила народные массы в мир политики, моделируя характер восприятия и оценки нового советского государства. Государственные символы служили средством идентификации, развития гражданского сознания и чувства принадлежности к новому социальному образованию. Они легитимировали и делали узнаваемой новую власть.
Газеты, выпускаемые на территории России в период Гражданской войны и позже, активно использовались как средство идеологического воздействия, социальной ориентации. «В научной литературе утвердилось мнение, что слово и текст служили тогда для большевиков настоящим оружием» [2, с. 91].
Такие функции, выполняемые советской периодикой, как информационная, просветительская и мифотворчество, были необходимы для решения основной задачи по манипулированию общественным сознанием. Параллельно информационным статьям на страницах газет публиковались пролетарские стихи и песни, которые использовались властью как средство внедрения идей в массовое сознание [7, с. 193—194].Таким образом, читатели приобщались к коммунистической идеологии.
Не стоит упускать из внимания совершенно новый вид агитации, проявивший себя в послереволюционный период и в начале 20-х гг. ХХ столетия — агитпоезда и агитпароходы. «Это былиспециально оборудованные и приспособленные для ведения агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работы среди населения и войсковых частей отдалённых районов. Значительное место в деятельности агитпоездов занимали театр и концертно-эстрадные выступления. Такую же работу проводили агитпароходы» [10, с. 46—48].
К агитационной работе правительства можно отнести революционные праздники, а именно 1 мая и 7 ноября, которые начали проводить в период революции. «На Неве днём выстроился флот, расцвеченный тысячами разноцветных флажков. Вечером же здесь зажглись десятки прожекторов, в небо взвились ракеты. Завершилось все грандиозным салютом» [11, с. 26].
Старые праздники царской России замещались новыми социалистическими. Проведение параллельно церковно-народным праздникам позволяет предполагать о желании Советской власти поставить их на один уровень, добиться народного признания пролетарских святынь. Нельзя не согласиться с Е.И. Козновой в том, что в «основу советских праздников был положен классовый принцип, идеология противоборства со «старым миром», они сознательно противопоставлялись народной культуре. Посвященные «воспоминаниям об исторических и общественных событиях» они были нацелены в будущее и мыслились как мирная форма борьбы за коммунистическое завтра» [5, с. 75].Ранний советский праздник выполнял функцию мифологизации исторического прошлого и настоящего.
Так же в формате агитационной компании проводили субботники и воскресники. Как писали историки раннесоветских праздников, «субботник-маевка противопоставлял себя досугу, отдыху, развлечениям и разгулу. Его содержание и миросозерцательный смысл целиком и полностью связывались с трудом, с реальными процессами труда, сопровождаемыми пением и направленными на более или менее высокие его формы: уборка площадей и улиц от мусора, древонасаждение, закладка памятников и т. п.» [6, с. 301].
Все эти формы репрезентации образа советской власти средствами агитации и пропаганды несли в себе определенную символику, являвшуюся методом и приемом формирования образа власти.
Список литературы:
- Агитпартпоезда ВЦИК. Их история, аппарат, методы и формы работы. М., 1920; «Советский театр», М., 1932.
- Байрау Д. Пропаганда как механизм самомобилизации // Отечественная история. 2008. № 1.
- Грицук А.П. История отечественной рекламы. Советский период. Учебное пособие для очно-заочного и заочного обучения. М.: МГУ печати, 2004.
- Давыдов А.Ю. Указ. Соч. — С. 144.
- Кознова Е.И. XX век в социальной памяти российского крестьянства. М., 2000.
- Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М., 1978.
- Молчанов Л.И. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны(окт. 1917—1920 гг. ) М.: Издатпрофпресс, 2002.
- Охочинский В. Плакат Л., 1926, с. 78.
- Полонский В. Указ. Соч. — С. 13.
- Революционная и государственная символика в раннем советском плакате, М.А. Ельшина. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sovet.geraldika.ru/page/1960.
- Ростовцева Н., Агитационно-массовое искусство первых лет октября. М. 1971.
- Ученова В.В., История отечественной рекламы. СПб.: Питер. 2009.
- Ученова В.В., Старых Н.В., История рекламы или метаморфозы рекламного образа. М. 1999.
- [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Лозунг.
дипломов
Оставить комментарий