Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Антонова А.А. АРТ-КЛАСТЕРЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 4(47). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

АРТ-КЛАСТЕРЫ  КАК  ПРОСТРАНСТВО  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  КУЛЬТУРНОГО  ПОТЕНЦИАЛА  ГОРОДА

Антонова  Александра  Андреевна

аспирант  1  курса,  кафедра  культурологи  и  искусствоведения  ДВФУ,  РФ,  г.  Владивосток

Е-mailantonova-sasha@yandex.ru

 

ART-CLUSTERS-AS  A  SPACE  FOR  THE  DEVELOPMENT  OF  CULTURAL  POTENTIAL  OF  THE  CITY

Antonova  Aleksandra

postgraduate,  of  Far  Eastern  Federal  University,  Russia,  Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  на  примере  «арт-кластеров»  раскрываются  потенциал  и  возможности  современной  «креативной  недвижимости»  в  развитии  публичной  сферы,  в  раскрытии  творческого  потенциала  города  и  увеличении  его  культурного  потенциала.

ABSTRACT

In  the  article  "art-  clusters"  describes  the  capacity  and  capability  of  the  modern  "creative  real  estate"  in  the  development  of  the  public  sphere,  in  the  creative  potential  of  the  city  and  increase  its  cultural  potential.

 

Ключевые  слова:  арт-кластер;  креативная  недвижимость;  городская  среда;  культурный  потенциал;  городское  пространство. 

Keywords:  art-cluster;  creative  real  estate;  urban  environment;  cultural  resources;  urban  space.

 

Современные  люди  в  большинстве  своем  горожане.  Городская  среда  —  это  совокупность  многих  объектов,  которые  формируют  специфическое  пространство,  и  возможность  возникновения  взаимоотношений  внутри  него.  Качество  городской  среды  напрямую  зависит  от  того  насколько  хорошо  удовлетворяются  в  этом  пространстве  объективные  потребности  и  запросы  жителей  города.  Возможность  реализации  культурных  и  коммуникативных  потребностей  горожан  связана  в  целом  с  уровнем  культурного  потенциала  каждого  отдельно  взятого  города.  Культурный  потенциал  представляет  собой  меру  способности  городского  сообщества  создавать  и  вновь  поддерживать  условия  для  своего  развития  [1,  с.  13—14].

К  пространствам,  содержащим  и  транслирующим  культурный  потенциал  любого  города  можно,  безусловно,  отнести  специализированные  места  для  проведения  культурного  досуга  граждан,  такие  как  театры,  концертные  залы,  библиотеки,  дома  культуры  и  т.  д.  Однако,  можно  отметить,  что  эти  пространства  навязаны  горожанам  государством  извне.  И  зачастую  они  не  воспринимают  их  как,  что-то  близкое  и  понятное.  И  если  культурный  потенциал  города  рассматривать  как  способность  городского  сообщества  к  развитию  через  осознание  самого  себя  [1,  с.  18],  то  естественной  реакцией  городское  сообщество  при  отторжении  таких  культурных  пространств,  как  чего-то  внешнего,  является  попытка  создавать  свой  собственный  внутренний  мир  городской  культуры.  Так  возникают  иные  пространства,  которые  активно  развивают  и  используют  сами  граждане.  Одной  из  форм  таких  пространств  является  «арт-кластер»,  который  существует  в  рамках,  так  называемой,  «креативной  недвижимости».  Нефункционирующие  промышленные  зоны  в  современных  российских  городах,  преобразовываются  в  нестандартные  офисные  и  культурные  центры  —  «креативные  пространства».

Использование  индустриальных  зданий  по  новому  назначению  это  один  из  способов  ревитализации,  процесса  воссоздания,  оживления  и  восстановления  городского  пространства.  Обычно  это  реконструкция  промышленной  архитектуры  с  изменением  её  ключевых  функций. 

«Арт-кластеры»  или  «Лофты»  —  это  наиболее  распространенные  формы  организации  «креативных  пространств»,  на  территории  бывших  промышленных  предприятий.  Понятие  «Лофт»  изначально  измененное  под  жилое  по  назначению  пространство  фабрики  или  завода.  Идея  использования  таких  пространств  возникла  в  сороковых  годах  в  Манхэттене,  во  время  увеличения  цен  на  землю  в  центральных  районах  города.  Результатом  этого  стал  перенос  промышленных  предприятий  на  окраины  города.  Опустевшие  промышленные  зоны  стали  местом  локации  представителей  творческих  профессий,  в  связи  с  низкой  ценой  аренды  и  возможностью  для  нестандартного  использования  данных  помещений. 

«Арт-кластер»  —  это  культурное  и  бизнес-объединение,  расположенное  на  территории  бывшей  промышленной  зоны,  которое  объединяет  выставочное  пространство,  шоурум,  театральную  или  киноплощадку,  аудитории  для  семинаров,  фуд-корты  и  прочие  подобные  элементы.  Кластер  представляет  собой  единое  целое,  и  каждая  его  часть  должна  работать  на  общую  идею,  а  организации  и  структуры  функционировать  в  рамках  стратегии  и  стилистики.  Стержнем  кластера  часто  становятся  аутентичные  культурно-исторические  памятники,  вокруг  которых  формируется  инфраструктура  и  сервисное  коммуникативное  пространство  (рестораны,  кафе,  гостиницы)  [6,  с.  60].  Отличительной  чертой  «арт-кластера»  можно  назвать  наличие  мобильных  и  трансформирующихся  элементов,  позволяющих  организовывать  выставочные  площади  для  различных  мероприятий  и  активностей.  В  физической  организации  таких  пространств  используют  многоэлементное  наполнение,  а  также  его  связанность  с  временем  года,  темой  события  и  т.  п.

Впервые  обосновал  концепт  кластера  Майкл  Портер  в  работе  «Конкуренция».  Он  понимал  его  как  «группу  географически  соседствующих  взаимосвязанных  компаний  и  связанных  с  ними  организаций,  действующих  в  определенной  сфере  и  дополняющих  друг  друга»  [4,  с.  258].  Кластеры  имеют  различную  форму  и  структуру  в  зависимости  от  своей  глубины  и  сложности,  направленности  и  тематичности.

Яркими  примерами  «арт-кластеров»  в  России  являются  практически  все  центры  современного  искусства:  «Artplay  на  Яузе»  (г.  Москва),  Красный  октябрь  (г.  Москва),  «Дизайн-завод  Флакон»  (г.  Москва),  Лофт-проект  «Этажи»  (г.  Санкт-Петербург),  Дизайн-фабрика  «Заря»  (г.  Владивосток).

Преимущество  кластера  заключается  в  суммированном  эффекте  взаимодействия  всех  его  элементов,  которые  при  совместной  деятельности  дают  результат,  превосходящий  эффект  каждого  из  них  по  отдельности. 

Возникновение  творческих  кластеров  позитивно  влияет  на  культурную  и  социальную  атмосферу  в  городах.  Улучшается  оформление  городской  среды  с  публичного  пространства  как  ее  элемента.  Появляются  условия  для  творческой  активности,  и  как  результат  развивается  внутренний  культурный  потенциала  города.  Как  показывает  мировой  опыт,  с  открытием  «арт-кластеров»,  появляются  пространства  для  коммуникаций,  места,  связанные  с  различными  направлениями  творчества  и  искусства:  инсталляций  до  музыкальных  концертов.  Динамичная  и  возобновляемая  городская  среда  —  это  добавочные  элементы  к  историческому  культурному  наследию.

Можно  говорить,  что  «арт-кластеры»,  как  новые  формы  очень  хорошо  включаются  в  «традиционное»  городское  пространство.  И,  что  самое  главное,  кластеры,  это  место  реализации  культурного  потенциала,  созданное  преимущественно  по  инициативе  активных  горожан,  которые  стремятся  развивать  город,  делать  его  современным  и  интересным  для  жителей. 

«Арт-кластеры»  возникают  как  центры,  объединяющие  в  конкретном  месте  различные  активности,  практики  культурного  процесса.  Это  приводит  к  эффекту,  распространяющемуся  в  целом  на  городское  пространство:  развитие  инфраструктуры,  занятость  для  горожан,  возможность  для  реализации  творческой  активности,  оформление  городской  среды,  и  в  целом  поднятие  уровня  культурного  потенциал.

Эти  кластеры  становятся  культурной  частью  комфортной  среды  и  помогают  городскому  пространству  стать  целостным. 

 

Список  литературы:

  1. Глазычев  В.  Городская  среда.  Технология  развития:  Настольная  книга  .  М.:  «Издательство  Ладья».  1995.  —  240  c.
  2. Макарова  К.  Постиндустриализм,  джентрификация  и  трансформация  городского  пространства  в  современной  Москве  //  Неприкосновенный  запас.  2010.  —  С.  150—152.
  3. Мартынова  М.  Субъективное  оценивание  реализуемости  базисных  ценностей  в  городской  среде  и  его  взаимосвязь  с  личностным  потенциалом  вузовской  молодежи  //  Молодой  ученый.  —  №  12.  —  2013.  —  С.  809—814.
  4. Портер  М.  Конкуренция.  Киев:  Издательский  дом  «Вильямс».  2005.  —  610  с.
  5. Тыкулов  Д.  Фабрики  превращаются  в  арт-кластеры.  //  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.irn.ru/articles/31677.html  (дата  обращения:  01.03.2015).
  6. Федотова  Н.  Креативный  кластер  в  контексте  социокультурных  проблем  региона  //  Всероссийская  научно-практическая  конференция  «Социокультурное  пространство  современной  России:  вызовы  XXI  века»:  материалы  науч.  конференц.  30  апреля  2013  г.  //  Книжный  дом  «Либроком».-  2013.  —  С.  59—68.
  7. Федотова  Н.  Векторы  региональной  культурной  политики  в  сфере  капитализации  культуры  //  Труды  Санкт-Петербургского  государственного  университета  культуры  и  искусств.  —  Том  199.  —  2013.  —  С.  17—33.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий