Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тажибаев Р.И. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 4(47). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

НЕКОТОРЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  В  САМОИДЕНТИФИКАЦИИ  КАЗАХСКОГО  НАРОДА

Тажибаев  Рашид  Ибрагимович

PhD,  Международный  казахско-турецкий  университет  имени  Ходжи  Ахмеда  Ясави,  Республика  Казахстан,  Южно-Казахстанский  область,  г.  Туркестан

Е-mail: 

 

PROBLEMS  ON  KAZAKH  PEOPLE’S  IDENTITY

Tazhibayev  Rashid

PhD,  Khoja  Akhmet  Yassawi  International  Kazakh-Turkish  University,  Republic  of  Kazakhstan,  South  Kazakhstan,  Turkestan

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  кратко  анализируется  самоидентификация  казахского  народа  на  волне  исторических  событий.  Приводятся  примеры  кризиса  идентического  развития  под  влиянием  внешних  и  внутренних  факторов.  А  также  выясняется,  что  со  временем  важную  роль  будет  занимать  культурная  идентичность  в  межгосударственных  отношениях.

ABSTRACT

This  article  deals  with  the  matter  of  self-identification  of  Kazakh  nation  in  the  wave  of  historical  events.  The  examples  of  identical  development  crisis  under  internal  and  external  factors  are  given  in  this  paper.  It  turns  out  that  with  the  lapse  of  time,  the  cultural  identification  in  international  relations  will  take  important  role.

 

Ключевые  слова:  идентификация;  казахский  народ;  культура;  столкновения  цивилизации.

Keywords:  identification;  Kazakh  people;  culture;  clash  of  Civilizations.

 

 

На  протяжении  ХХ  века  казахская  история  имела  разные  этапы  развития  по  своей  социально-экономической,  политической,  идеологической  направленности.  Отсюда  различное 

толкование  фундаментальных  проблем  казахского  общества.  Одной  из  этих  проблем  является  формирование  самоидентификации  казахского  народа.  В  современном  мире  идентификация  народов  проходит  через  определение  противоположной,  «чужой»  культуры.  То  есть  кто  не  пережил  вместе  горе  и  радость,  тот  считался  чужим,  навязанным,  неродным  [4,  c.  126].  Казахский  народ  как  все  остальные  народы  постсоветского  пространства  начал  формировать  свою  национальную  государственность  после  обретения  независимости.  Развал  СССР  и  последующие  политические  преобразования  на  постсоветском  пространстве  были  началом  формирования  новой  культурной  идентификации  для  каждого.  Но  развал  экономики,  всеобщий  кризис,  духовный  хаос  привели  некоторые  государства  к  сотрудничеству.  На  этом  пути  казахский  народ  прошел  немало  трудностей.  И  это  естественно  дает  формирование  своего  рода  казахской  идентичности.

История  формирования  казахской  идентичности  имеет  глубокие  корни.  В  процессе  исторического  развития  казахского  народа  можно  наблюдать  разъяснение  о  произвольных  изменениях  в  жизненном  образе  и  менталитете,  а  также  о  деятельности  внешних  элементов  в  принудительном  изменении  жизненного  образа  и  менталитете.  Географическое  расположение  казахского  народа  был  открыт  всякому  влиянию  извне  и  одновременно  участию  совместного  межцивилизационного  диалога.

Процесс  формирования  казахской  идентичности  мы  можем  разделить  на  четыре  главных  периода.  Первый  период  —  изменение  менталитетов  с  принятием  Ислама  народов  Центральной  Азии.  Завоевание  Чингисханом  Центральной  Азии  и  последующие  преобразования  повлияли  на  формирование  единой  степной  культуры  с  оттенком  оседлости  в  некоторых  местах.  На  формирование  идентичности  кочевых  и  оседлых  народов  большую  лепту  принесла  Золотая  Орда. 

Второй  период.  Вторжение  Царской  России  в  казахскую  степь  вызвало  у  казахов  понятие  кто  мы,  кем  мы  хотим  стать  или  остаться.  Усиление  межклановых  борьбы  и  междуусобиц,  убийство  ханов  и  султанов  отрицательно  повлияло  на  формирование  идентичности.

С  завоеванием  Царской  Россией  Центральной  Азии  произошло  усиление  социально-культурных  изменений  и  реакций,  порождающих  противоборство  против  русификации,  христианизации.  Насколько  было  сопротивление,  и  степень  этого  противоборства  можно  узнать  от  перекочевок  за  границы  и  вооруженных  восстаний  в  разных  этапах  «добровольного  присоединения»  казахского  народа  к  России. 

Тотальное  завоевание  Царской  Россией  Центральной  Азии  привело  к  упадку  Ислама.  В  развязанной  Большой  Игре  в  Центральной  Азии  усиливается  процесс  трансформации  принудительной  Европеизации  и  цивилизации  англичан  с  одной  стороны,  русских  с  другой  стороны  в  период  расслабления  Исламской  представительской  функции.  В  этом  этапе  Царская  Россия  ведет  политику  упразднения  ханского  правления  и  установления  своего  административного  управления.  В  казахских  степях  появляется  модель  своего  рода  «русской  цивилизации»  и  личности,  ассоциирующие  себя  с  русской  культурой.

Третий  период  —  применение  насилия  и  прессинга  в  установлении  Советским  Союзом  безбожной  системы.  Советский  Союз,  прилагая  большое  давление  и  принуждение,  пытался  установить  «Советскую  модель»  и  идентичность  «Советского  гражданина».  Атеизм  в  политике  советского  периода  создали  огромный  разрыв  в  вере  казахского  народа.

Четвертый  период  —  с  развалом  старой  системы  после  распада  Советского  Союза  и  принятием  независимости,  происходившие  иногда  произвольно  и  отчасти  под  давлением  других  факторов  в  Казахстане  начинается  процесс  формирования  новой  идентичности  казахского  народа.  В  процессе  формирования  идентичности  наблюдается  поиск  новых  моделей  в  среде  интеллигенции. 

В  одно  время  параллельно  с  интеллигентами  в  обществе  появляется  группа  людей,  которые  идеологически  (или  этнически)  ориентирована  на  исследование  поисков  новых  моделей  в  историческом  процессе  региона.  Например,  возрождение  СССР,  объединение  всех  тюркоязычных  народов  (туран  или  пантуркизм),  Союз  Центрально-Азиатских  государств,  сотрудничество  с  Исламским  миром,  объединение  с  Россией  и  т.  п.

Глобализация,  с  окончанием  холодной  войны,  является  стремлением  США  в  качестве  представителя  Запада  к  распространению  Западной  культуры  и  ценностей  среди  народов  региона  (судя  по  некоторым  данным  это  Американская  или  глобальная  культура).  Это  способствовало  завершению  перехода  стран  региона  с  либерально-капиталистической  структурой  к  свободной  рыночной  экономике. 

В  период  независимости  без  всякого  принуждения  и  насилия  среди  населения  региона  происходят  изменения  в  жизненном  образе,  тогда  как  до  этого  времени  изменения  жизненного  образа  и  ценностей  совершались  давлением  с  применением  особо  грубых  сил.  В  этом  велика  роль  перехода  от  тоталитарной  культуры  к  контролируемой  демократии.  Контролируемая  демократия  преподносила  обществу  выгодную  себе  культурную  программу  через  СМИ  и  государственные  учреждения.  Во  время  переходного  периода  когда  всюду  царствовала  неразбериха,  хаос,  криминал,  убийство,  разбой,  воровство  президент  Н.  Назарбаев  напоминая  И.  Сталина,  который  во  время  войны  уделял  внимание  религии,  особо  подчеркнул  роль  религии  в  обществе  [5,  с.  161].  Самоидентификацию  казахского  народа  в  нужное  русло  повернула  государственная  культурная  политика.  Весенний  праздник  Наурыз  был  объявлен  официальным  праздником  с  2001  года.  А  с  21  Марта  2009  года  праздник  Наурыз  начали  отмечать  3  дня  и  эти  дни  считались  официально  выходными  [6].  Самый  большой  праздник  мусульман  Ораза  Айт  и  Курбан  айт  не  входил  в  категорию  официальных  праздников.  Возрождение  в  Казахстане  трансформированной  со  временем  доисламской  культуры  и  поднятие  её  на  государственный  уровень  должно  было  стать  своего  рода  культурным  кодом  идентификации  казахского  народа.  Такая  политика  со  стороны  общества  была  принята  по  уровню  верования  по-разному.  Например,  некоторые  мусульмане  радикального  направления  праздник  Наурыз  считали  как  еретическим.  Они  объяснили,  что  в  сути  праздника  Наурыз  лежит  корень  огнепоклоничества.  Поэтому  отмечать  этот  праздник  мусульманам  недозволено.  А  священнослужители  мечетей  объяснили  приход  Наурыза,  как  признак  благодарности  Всевышнему,  выраженный  через  праздничное  настроение,  посещение  близких  и  родных,  раздачей  милостыни,  приготовлением  Наурыз  коже,  прощением  обиды  друг  к  другу.  Священнослужители  не  желают  противостоять  государственной  машине  пропаганды  стараясь  трансформировать  Наурыз  в  Исламский  праздник  и  дать  ему  Исламский  вид.  Это  очевидно  из  разных  выступлений  в  пятничных  молебнах  Для  некоторых  казахов,  уровень  верования  которых  между  тенгрианством  и  Исламом  или  имеющим  смешанную  веру,  праздник  Наурыз  считается  священным.  Но  со  временем  укрепляя  веру  они  тоже  возможно  изменятся  во  взгляде  и  будут  рассматривать  праздник  Наурыз  как  недозволенное  Исламом.  Это  естественный  процесс.  Так  как  идентичность  (в  каком  виде  она  не  была)  постоянно  находится  в  процессе  развития  и  прогресса. 

Большое  влияние  на  формирование  новой  культурной  модели  в  регионе  в  течение  переходного  процесса  оказали  или  пытались/пытаются  оказать  Турция  (Турецкая  модель),  Россия  (Евразийский  проект)  и  США  как  представитель  Запада  (модель  западного  типа  под  названием  глобализация).  С  принятием  Казахстана  независимости,  Турция  оказывает  ему  помощь  и  поддержку.  Предшественниками  «толерантного  Ислама»  в  Казахстане  были  Турецкие  предприниматели.  Частные  лицей-школы  открытые  Турецкими  предпринимателями  были  в  свое  время  поддержаны  государствами.  Восьмой  Президент  Турции  Тургут  Озал  в  своем  письме  от  10  ноября  1992  года  Н.  Назарбаеву  попросит  оказать  поддержку  Турецко-Казахским  лицей-школам  [7].  В  Турецких  лицей-школах  процесс  обучение  идет  на  английском  языке.  Это  уже  формирует  у  молодежи  новую  продвинутую  «культуру». 

В  формировании  идентичности  казахского  народа,  особый  вклад  внес  глава  государства  Н.  Назарбаев.  Например,  Н.  Назарбаев  в  своих  выступлениях  на  разных  уровнях  отмечал,  что  «в  Казахстане  нет  государственной  религии.  Все  религии  равноправны»  [8,  с.  58].  Тем  самым  он  устанавливает  основные  направления  развития  государства  и  народа.

Присоединение  Казахстана  в  Таможенный  Союз  и  последующее  вхождение  в  ЕврАзЭС  особо  не  сказалось  на  сложившийся  жизненный  образ  казахстанцев.  Наоборот  принудительно  добровольные  участие  Казахстана  в  интеграционных  процессах  разбудило  у  коренных  народов  (иногда  и  других  этнических  народах  РК)  национально-патриотические  настроение.  Так  как  интеграционные  проекты  ассоциировались  с  возрождением  Российской  империи.  К  тому  же  в  интеграционном  процессе  отсутствует  объединяющий  фактор  народов.  Все  государственные  политики  и  интеллигенты,  работающие  на  интересы  государственной  политики  в  основном  делают  ударение  на  общую  историю.  Но  народ  живет  не  вчерашним  днем,  а  смотрит  на  будущее.

По  внешнему  виду  ЕврАзЭС  преследует  обоюдные  экономические  выгоды.  Но  преобладания  России  во  всех  сферах,  является  риском  для  Казахстана,  стать  ее  колонией.  Если  экономический  кризис  обострится  в  стране  то  виновником  в  этом  может  быт  Россия.  Экономический  кризис  приведший  к  многочисленной  безработице  может  разделить  общество  на  «свои  и  чужие».  Такое  восприятие  еще  сильнее  подталкивают  искать  ответы  на  вопросы:  «кто  мы,  и  кем  мы  хотим  стать  или  остаться».  Это  естественно  приведет  на  разделение  «Мы  и  Другие».  Понятие  «Мы»  больше  акцентирует  на  обьединение  Ислама.  Как  то  американский  исследователь  Г.  Фуллер  сказал  «в  нынешнее  время  религия  может  быть  сильным  средством  возрождения  казахской  культуры  обычаев  и  традиции,  а  также  сугубо  расхождением  между  русским  и  казахом»  [1].  Появляются  мнение,  что  идентичность  казахского  народа  формируется  внешними  факторами  и  в  этом  играют  роль  Запад  (в  лице  США).  И  чтобы  это  не  привело  к  «столкновению  цивилизаций»  с  Россией,  в  рамках  сотрудничества  ЕврАзЭС  надо  формировать  общую  культуру,  которая  отвечала  бы  вызовам  времени  и  интересам  сторон.  Но  укрепление  казахской  идентичности  с  преобладанием  Исламской  религии  может  использоваться  в  качестве  идеологического  прикрытия  для  различного  рода  манипуляций  как  внутри  так  и  ее  за  пределам.  Формирование  самоидентичности  казахского  народа,  и  совпадение  с  идентичностями  других  тюркоязычных  народов,  не  выгодно  для  России. 

«А  ведь  сейчас  ислам  резко  активизировался  в  отношении  ряда  евразийских  народов  (казахи,  киргизы,  башкиры).  Пока  ислам  среди  этих  народов  весьма  слаб,  однако  нынешняя  ситуация  создает  предпосылки  для  его  грядущего  резкого  усиления.  Очень  велика  опасность  того,  что  казахи  и  киргизы  станут  по-настоящему  мусульманами,  что  создаст  угрозу  необратимого  разрушения  Евразийской  общности,  которое  отбросит  Россию,  при  самом  худшем  сценарии  развития  событий,  к  ситуации  до  взятия  русскими  Казани  (т.е.  к  середине  XVI  в.)»  [2].  Мы  не  знаем  насколько  это  мнение  отвечает  интересам  России,  может  быть  это  клин  который  хочет  забить  наши  недруги  между  нами.  Естественно  такой  подход  может  усугубить  межгосударственные  отношения.  Так  как  в  свое  время  американский  исследователь  С.  Хантингтон  отметил,  что  культурные  (этнические,  национальные,  религиозные,  цивилизационные)  идентичности  занимают  центральное  место,  а  союзы,  антагонизмы  и  государственная  политика  складываются  с  учетом  культурной  близости  и  культурных  различий  [3,  с.  142—143].  По  утверждению  С.  Хантингтона  наиболее  важными  между  странами  стали  уже  не  идеологические,  политические  или  экономические  различия,  а  культурные.  Чтобы  не  допустить  «столкновения  цивилизаций»  который  может  привести  кризису  идентичности,  Евразийское  пространство  должно  быть  ареной  диалогов.  Поэтому  мы  должны  установить  взаимоотношения  на  основе  общечеловеческих  ценностей  и  гуманных  принципов.

 

Список  литературы:

  1. «Бунтующий»  ислам  в  Казахстане  —  источник  угрозы  региональной  безопасности,  19.III.2005,  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.analitika.org/article.php?story=20050319003624194
  2. Георгий  СитнянскийГеополитика  классовая  против  геополитики  национальной,  Русский  Журнал,  22.Х.2004.  (см.:  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.russ.ru/publishers/extracts/#46)
  3. Казахстан  встречает  Наурыз  Мейрамы,  http://baursak.info/?p=38540.  (В  Казахстане  Наурыз  не  праздновался  всенародно  с  1926  года  по  1988  год.  С  2001  года  Наурыз  объявлен  государственным  праздником,  а  с  2009  года  праздник  отмечается  3  дня  подряд,  начиная  с  21  марта.  Эти  три  дня  в  Казахстане  объявлены  нерабочими.),  21  марта  2012.
  4. Назарбаев  Н.,  На  пороге  ХХІ  века,  Алматы,  Атамұра  2003,  —  стр.  161.
  5. Хантингтон  С.  Столкновение  цивилизаций  и  изменение  мирового  порядка  (отрывки  из  книги),  Pro  et  Contra.  М.  —  1997.  —  Т.  2,  —  №  2.  —  С.  142—143.
  6. Avrasya  Etudleri,  Cilt  I,  Sayı  3,  Sonbahar-1994,  —  s.  58.
  7. Mehmet  Yanmış,  Bayram  Kahraman,  Gençlerin  Dini  ve  Etnik  Kimlik  Algısı:  Diyarbakır  Örneği,  Akademik  İncelemeler  Dergisi  (Journal  of  Academic  Inquiries)  Cilt/Volume:  8,  Sayı/Number:  2,  Yıl/Year:  2013,  —  стр.  126.
  8. "Onlar  da  desteklemiş",  Hurriyet,  22  Haziran  1999.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий