Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2014 г.)
Наука: Культурология
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА КОСТРОМСКОГО ПОВЕТЛУЖЬЯ
Пиляк Сергей Александрович
заместитель директора по развитию, Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода», РФ, г. Кострома
E-mail: s.pilyak@mail.ru
THE MUSEUMFICATION OF WOODEN ARCHITECTURE MONUMENTS OF KOSTROMA VETLUGA REGION
Pilyak Sergey Aleksandrovich
deputy director of development, Regional state budgetary institution of culture "Kostroma architectural-ethnographic and landscape museum-reserve "Kostromskaya sloboda", Russia, Kostroma
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-34-01300 «Деревянное зодчество Поветлужья. Истоки и особенности».
АННОТАЦИЯ
Деревянное зодчество — наиболее хрупкая часть материального культурного наследия России. Создание музеев деревянного зодчества является одним из наиболее эффективных способов сохранения памятников народной архитектуры, традиций, быта и промыслов провинции. Одним из регионов, представленных в музеях под открытым небом, является долина реки Ветлуги. Костромское Поветлужье представлено исключительно в Костромском музее деревянного зодчества. В настоящей статье представлен краткий анализ планов по музеефикации и перевезенных памятников Поветлужья в Костромской музей.
ABSTRACT
Wooden architecture is the most fragile part of the material cultural heritage of Russia. The creation of museums of wooden architecture is one of the most effective ways of preserving monuments of folk architecture, traditions, household and crafts of the province. One of the regions represented in the museums under the open air, is the valley of the river Vetluga Kostroma Vetluga region is presented exclusively in Kostroma Museum of wooden architecture. The present article presents a brief analysis of plans of MUSEUMFICATION and transported monuments of Vetluga region in Kostroma Museum.
Ключевые слова: Деревянное зодчество; Поветлужье; музеефикация.
Keywords: Wooden architecture; Vetluga region; museumfication.
Костромской музей-заповедник «Костромская слобода» — один из старейших музей деревянного зодчества России. Коллекция музея начинает формироваться в 1954 году, а в 1960 уже было принято решение о формировании музея народного деревянного зодчества и его комплектовании памятниками культовой, хозяйственной и жилой архитектуры [1]. Особую группу архитектурных экспонатов музея составляют памятники деревянного зодчества Костромского Поветлужья.
Долина реки Ветлуги, расположенная в современных границах Кировской, Вологодской, Костромской, Нижегородской областей и республики Марий-Эл, — регион с уникальным культурным наследием. Значительную роль в этом сыграли природа и естественные богатства региона, и во многом, его неосвоенность. Поветлужье до сих пор является краем древней культуры, сокровищницей традиций и памятников народного зодчества.
В 1958 году в целях изучения архитектурного наследия была проведена первая экспедиция по обследованию памятников деревянной архитектуры Костромской области. Специалисты Костромской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской (КСНРиПМ): архитекторы И.Ш. Шевелев и Н.М. Державец, художник В.П. Муравьев обследовали северо-восточные районы области, принадлежащие бассейну Ветлуги — Шарьинский, Пыщугский, Вохомский и Павинский районы. По результатам экспедиции были рекомендованы к перевозу в музей деревянного зодчества несколько сооружений [2].
В первом генеральном плане 1960 года (автор проекта — архитектор КСНРиПМ И. Шевелев) Костромского музея деревянного зодчества фигурируют следующие памятники Поветлужья: дом Ципелевой из деревни Аристиха Шарьинского района, Дом Скрябиной и амбар из деревни Худобино Вохомского района, ворота из деревни Юрьево Вохомского района, Дом Орловой из села Пыщуг Пыщугского района. Памятники разбросаны по территории участка, не собраны в отдельный «ветлужский» сектор.
Реализация генерального плана на территории Богословской слободы не состоялась по ряду объективных причин, и в 1966 году для развития музея была выделена новая территория площадью в 13,5 гектаров, в настоящее время это основная территория музея-заповедника. Разработанный в 1966—1967 годах генеральный план предусматривал вначале создание четырех обособленных секторов, в том числе и сектора северо-восточной деревни Костромской губернии (Вохомский, Шарьинский районы) [3, c. 47]. Однако в итоге переработанный генеральный план уже предусматривал создание на этом участке единой условной «деревни», объединяющей памятники, перевезенные из разных районов области и иллюстрирующие разные типы сооружений и конструкции деревянного зодчества. Сочетание памятников разных районов в едином архитектурном пространстве оказалось целесообразным на небольшом участке музея.
Первыми памятниками Поветлужья, перевезенными в музей стали ранее выявленный дом Ципелевой из деревни Аристиха Шарьинского района и усадьба Тарасова из деревни Мухино Вохомского района. Дом Тарасова — сравнительно крупная изба-двойня с обширным, примыкающим с северной стороны двухъярусным хозяйственным двором. Зимняя изба дома представляет редкий образец курной избы с интерьером, украшенным костромской росписью. Реставрация дома, перевезенного в 1968 году, была закончена к 1980 году. Усадьба Тарасова включает 3 объекта — жилой дом-комплекс, амбар-житницу, перевезенные из деревни Мухино и соединяющий их новодельный забор-заплот с воротами, созданными по образцу зафиксированных экспедицией КСНРиПМ ворот из деревни Ковылято Вохомского района. Дом Ципелевой, перевезенный в 1969 году, был отреставрирован в 1970—77 годах. При реставрации разновеликие срубы зимней и летней изб, разнесенные по разные стороны сеней, получили гипотетичный каркасный хозяйственный двор, примыкающий с восточной стороны. Дом экспонируется в музее как изба гончара. Следующий ветлужский памятник, перевезенный в 2000-х годах — дом Тарасовой из деревни Мухино-Емское Вохомского района — пример редкой реконструкции дома-двора с пристройкой дополнительного пятистенка, включающего зимнюю избу и летнюю горницу, со стороны главного фасада. Поздний жилой объем отделяется от первоначального нешироким мостом. Реставрация дома к настоящему времени не завершена.
Поветлужье во второй половине XX века оставалось местностью, хранящей редкие образцы хозяйственной деревянной архитектуры. Так, Е.А. Ополовникова называет реку Вол в Ветлужском районе Нижегородской области среди тех, где еще в конце XX века сохранялись ряжевые мосты. Такой мост исследователь видела на реке в 1991 году [4, c. 53]. Неслучайно в коллекции хозяйственных сооружений костромского музея деревянного зодчества ветлужские памятники занимают особое место. В 1968 году в музей была перевезена ранее выявленная экспедицией КСНРПМ под руководством К.Г. Тороп водяная мельница второй половины ХIХ в. из деревни Нюрюг Шарьинского района. Запланированный перевоз двух мельниц-шатровок из деревень Шарьинского района, предусмотренный одним из генеральных планов музея, не был реализован. Генеральным планом было предложено разместить мельницы на периферии музейной территории, вблизи южной границы участка.
Единственным культовым памятником, иллюстрирующим архитектуру Поветлужья в Костромском музее деревянного зодчества, стала перевезенная в 1969 году часовня из деревни Притыкино Шарьинского района. Крупный четверик, габаритами 7 на 7 метров, срублен из сосновых бревен, увенчан двумя постепенно уменьшающимися рублеными восьмериками. Верхний восьмерик завершен невысоким повалом. Часовня покрыта восьмискатной крышей, увенчанной луковичной главкой на невысокой шее, обитой осиновым лемехом. Ярусная композиция часовни и пропорции восьмериков характерны для большинства ветлужских деревянных храмов. Реставрация часовни, перевезенной в Костромской музей деревянного зодчества, была проведена в 1969—1970-х годах.
Музеефикация пяти памятников деревянного зодчества Поветлужья, находящихся сейчас в музее-заповеднике «Костромская слобода» на этом этапе развития учреждения дает характерный пример представления группы памятников одной архитектурной зоны без создания обособленного сектора.
Список литературы:
- Архив КСНРиПМ. Решение Исполкома областного Совета «О создании музея народного деревянного зодчества при историко-архитектурном заповеднике бывшего Ипатьевского монастыря» № 387 от 3 мая 1960 г.
- Архив КСНРПиМ. Материалы экспедиции в Шарьинский, Пыщугский, Вохомский, Павинский районы в верховьях реки Ветлуги и по ее притокам. 14.07.—14.08.58 г.
- Москалева Л.В. Деревянная архитектура Костромского края. Из истории создания музея деревянного зодчества в Костроме // Художественно-этнографический журнал «Костромская слобода». Кострома: Издательский проект Костромского архитектурно-этнографического и ландшафтного музея-заповедника «Костромская слобода», — 2013. — № 3—4. — с. 39—54.
- Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония: Образы деревянного зодчества России. М.: Ополо, 1998. — 208 с.
дипломов
Оставить комментарий