Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 октября 2014 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зиннятуллина Г.Ф. СПЕЦИФИКА ПОВСЕДНЕВНОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 10(41). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СПЕЦИФИКА  ПОВСЕДНЕВНОЙ  МУСУЛЬМАНСКОЙ  КУЛЬТУРЫ:  ПОДХОДЫ  К  АНАЛИЗУ

Зиннятуллина  Гульшат  Фяритовна

аспирант  Московского  государственного  гуманитарного  университета  им.  М.А.  Шолохова,  РФ,  г.  Москва

E-mailGul-Basharova@yandex.ru

 

THE  PARTICULARITY  OF  EVERYDAY  MUSLIM  CULTURE:  APPROACHES  TO  THE  ANALYSIS

Zinnyatullina  Gulshat

postgraduate.  of  Sholokhov  Moscow  State  University  for  the  humanities,  Russia,  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  автор  рассматривает  значимость  изучения  мусульманской  культуры  сквозь  призму  повседневности.  Проанализированы  характерные  особенности  культуры  повседневности,  ее  национальная,  социальная  и  историческая  специфика. 

ABSTRACT

The  author  examines  the  importance  of  Islamic  culture  study  through  the  prism  of  daily  life.  The  characteristics  of  everyday  life  culture,  its  national,  social  and  historical  component  are  analyzed.

 

Ключевые  слова:  мусульманская  культура;  ценности;  культура  повседневности.

Keywords:  Muslim  culture;  values;  everyday  life.

 

Мусульманская  культура  является  составляющей  всей  мировой  культуры,  в  общем,  и  российской  культуры,  в  частности.  Она  оказывает  существенное  влияние  на  различные  стороны  общественной  жизни,  играя  все  более  заметную  роль  в  трансформациях  социокультурного  пространства  нашей  страны.  Изучение  тенденций  развития  мусульманской  культуры  в  современной  России  представляется  актуальным  и  значимым  для  понимания  процессов,  происходящих  в  обществе.

Одним  из  подходов  к  пониманию  сущности  и  особенностей  динамики  мусульманской  культуры  выступает  исследование  повседневности  мусульман.  В  XX  веке  повседневность  стала  предметом  изучения  философов,  антропологов,  историков,  культурологов  и  др.  Повседневность  стала  привлекать  внимание  ученых,  поскольку  несет  в  себе  отражение  бытия  индивида,  тем  самым  выступая  фундаментальной  антропологической  категорией.  Категория  повседневности  достаточно  трудно  поддается  четкому  определению,  поскольку  она  многопланова,  поэтому  необходим  системный  анализ  повседневности,  который  предполагает  определение  и  описание  основных  ее  элементов  и  структуры,  рассмотрение  ее  функций  и  динамики  исторического  развития.

Во  второй  половине  XIX  —  начале  ХХ  в.  были  опубликованы  работы  Н.  Костомарова,  А.  Терещенко,  И.  Забелина,  Э.  Виолле–ле–Дюка,  П.  Гиро,  Э.  Фукса  и  других,  посвященные  повседневной  жизни.  Вопросы,  которые  волновали  ученых  этой  первой  волны  интереса  к  повседневности,  можно  свести  к  таким  группам  как  среда  обитания:  природа,  город,  деревня,  жилище  (в  его  обращенности  вовне,  наружу;  и  внутреннее  пространство,  включая  интерьер,  мебель,  утварь,  и  т.  д.);  тело  и  заботы  о  его  природных  и  социокультурных  функциях:  питание,  физические  упражнения,  гигиена,  врачевание,  костюм;  обряды  перехода  —  рождение  (крещение),  создание  семьи  (свадьба),  смерть  (похороны);  семья,  семейные  отношения,  межличностные  отношения  в  других  микросоциальных  группах  (профессиональных,  конфессиональных  и  др.);  досуг:  игры,  развлечения,  семейные  и  общественные  праздники  и  обряды  [1,  с.  377].

На  Западе  исследование  повседневности,  как  новой  культурологической  проблемы,  началось  с  работы  голландского  историка  Й.  Хейзинги  «Осень  Средневековья»  (1919  г.).  Она  посвящена  описанию  европейской  формы  жизни  и  форме  западного  мышления  в  XIV—XV  вв.  Хейзинга  показывает  свое  видение  истории  культуры.  Для  автора  важно  понять  жизнь  люди  в  те  отдаленные  времена,  их  мысли,  стремления,  ценности.  Он  хочет  представить  «живое  прошлое»,  по  крупицам  восстановить  Дом  истории,  диалог  с  прошлым  Й.  Хейзинга  ставит  цель  изучить  «драматургию  форм  человеческого  существования»:  страдание  и  радость,  злосчастие  и  удача,  церковные  таинства  и  блестящие  мистерии;  церемонии  и  ритуалы,  сопровождавшие  рождение,  брак,  смерть;  деловое  и  дружеское  общение;  перезвон  колоколов,  возвещавших  о  пожарах  и  казнях,  нашествиях  и  праздниках  [3]. 

  Изучение  ментальности,  начатое  Хейзингой  продолжили  представители  французской  школы  «Анналов»  [2,  с.  378].  К  таким  представителям  относятся  историки  Ф.  Бродель,  Ж.  Ле  Гофф,  Ж.  Дюби,  М.  Блок,  Л.  Февр.  Именно  Блок  и  Февр  изучая  социально-психологические  механизмы  членов  общества,  ввели  понятие  ментальности,  что  и  помогло  глубже  понять  поведение  людей.  Таким  образом,  в  начале  1960-х  гг.  история  повседневности  стала  одним  из  исследовательских  направлений.  История  повседневности  определяла  привычный  стиль  и  образ  жизни  представителей  разных  социальных  слоев,  также  эмоциональные  реакции  на  различные  жизненные  события  и  мотивы  поведения.

Российские  последователи  этих  ученых  —  А.Я.  Гуревич,  Ю.Л.  Бессмертный,  А.Л.  Ястребицкая  —  работали  на  западноевропейском  историческом  материале.

Представления  российских  ученых  о  повседневности  базируются  на  феноменологии  (Ф.  Бретано,  Э.  Гуссерля,  М.  Хайдеггера,  позднее  —  Г.Г.  Гадамера,  Ж.  Деррида  и  др.)  и  феноменологической  социологии  (А.  Шюц,  П.  Бергер,  Т.  Лукман,  Э.  Гоффман  и  др.).  Феноменологическими  идеями  в  России  занимались  Г.Г.  Шпет,  М.М.  Бахтин,  А.Ф.  Лосев.  В  отечественной  науке  традиции  социологической  феноменологии  продолжает  Л.Г.  Ионин;  философско-культурологической  —  А.В.  Михайлов,  М.К.  Мамардашвили,  Г.Д.  Гачев.

Системный  анализ  повседневности  предполагает  определение  и  описание  основных  ее  элементов  и  структуры,  рассмотрение  ее  функций  и  динамики  исторического  развития.

Культура  повседневности  имеет  свою  историю,  так  как  определенные  ментальные  структуры  исторически  изменяются  от  одной  культурной  эпохи  к  другой.  Она  связана  с  природными  и  климатическими  условиями,  этническим  и  национальным  своеобразием  определенного  народа,  исторически  сложившимся  бытом,  обрядностью,  трудовой  деятельностью,  досугом,  культура  повседневности  —  результат  регионального,  эпохального  и  регионального  своеобразия.  Более  того,  культура  повседневности  вообще,  и  культура  повседневности  мусульман,  в  частности,  подразумевает  образ  жизни  и  мышления  людей  данной  социальной  общности  и  исторической  эпохи  и  складывается  из  нравов,  обычаев,  верований,  привычек  сознания  и  поведения,  способов  мировосприятия  и  картины  мира  в  целом,  которые  стали  коллективным  достоянием  целых  классов  и  сословий,  нации  на  их  определенном  историческом  развитии.  Реалии,  которые  происходят  в  глобальном  мире,  видоизменяют  даже  наиболее  консервативные  и  устойчивые  структуры.

Таким  образом,  культура  повседневности  имеет  свою  национальную,  социальную  и  историческую  специфику.

Предметом  изучения  истории  повседневности  является,  прежде  всего,  повседневная  жизнь  обычных  людей,  изменения  в  их  жизни  в  разные  временные  промежутки.  В  настоящее  время  повседневность  понимается  как  утверждение  другого  совершенно  нового  понимания  истории,  где  ее  течение  связано  с  политическими,  экономическими,  культурными  составляющими,  а  что  самое  главное  —  жизнью  простых  людей.

В  последнее  время  изучение  повседневности  с  точки  зрения  быта  утрачивается,  большое  внимание  уделяется  идеалам,  стереотипам,  ценностным  ориентациям,  поскольку  зарождение  многих  ценностных  ориентаций,  отдельные  представления  и  идеи  по  некоторым  ценностям  были  у  народов  уже  на  стадии  первобытного  общества,  в  том  числе  в  виде  мифологических,  языческих,  родоплеменных  представлений,  идолов,  обычаев  и  т.  д. 

Изучение  повседневности  происходит  с  точки  зрения  семиотики,  эстетики,  психологии  и  культурологии.  Ценности  повседневности  западноевропейской  цивилизации  изучены  подробно,  повседневность  носителей  других  культур,  в  частности  мусульман,  затронута  в  наименьшей  степени.

Одним  из  важных  моментов  является  понимание  традиционных  ценностей  повседневной  мусульманской  культуры,  как  взгляд  на  проблему  социальных  взаимоотношений  мусульман  и  общества.  Также,  изучение  ценностей  повседневной  культуры  мусульман  способствует  сохранению  и  развитию  этнических  культур  народов,  являющихся  мусульманами,  продуцирует  самобытность  адептов  мусульманской  культуры  —  арабов,  турков,  татар,  узбеков,  таджиков,  киргизов  и  т.  д.  А  поскольку  ислам  взаимодействует  с  культурами  различных  этносов,  то  он  формирует  религиозный  характер  всего  быта  мусульман,  а  именно  -  свадебный  ритуал,  рождение  ребенка,  похороны  и  т.  д.

Повседневные  ценности  формируются  и  становятся  актуальными  для  человека  под  влиянием  и  осознанием  своих  потребностей.  Системы  ценностей  одного  народа  могут  существенно  отличаться  от  ценностей  другого  народа.  Например,  ценности  адептов  западной  культуры  отличаются  от  ценностей  адептов  восточной  культуры,  в  частности  мусульманской.

Системы  ценностей  одного  народа  могут  существенно  отличаться  от  ценностей  другого  народа.  Например,  ценности  адептов  западной  культуры  отличаются  от  ценностей  адептов  восточной  культуры,  в  частности  мусульманской.

Классификация  ценностей  мусульман  может  делиться  на:  витальные  (справедливость,  благосостояние);  индивидуальные  (саморазвитие  личности,  творчество);  религиозные  (стремление  и  покорность  Богу,  смирение);  социальные  (делать  добро  ближнему,  ценность  человеческих  отношений). 

Ислам  оказывает  существенное  влияние  на  формирование  этих  ценностей,  поскольку  ислам  это  не  просто  религия,  а  образ  жизни  мусульман.  Основой  образа  жизни  мусульман  является  мусульманское  право  —  шариат,  источником  которого  является  Священный  Коран,  Сунна  Пророка  Мухаммада  (мир  Ему).

Таким  образом,  изучение  специфики  традиционных  ценностей  повседневной  мусульманской  культуры  содействует  особенностям  проявления  традиционных  ценностей  повседневной  мусульманской  культуры.

 

Список  литературы:

  1. Лелеко  В.Д.  Культурология  повседневности:  становление  и  современное  состояние//Фундаментальные  проблемы  культурологии:  в  4  т./отв.ред.  Д.Л.  Спивак.  СПб.:Алетейя,  2008.  Т.  1.:  Теория  культуры.  —  С.  377.
  2. Лелеко  В.Д.  Культурология  повседневности:  становление  и  современное  состояние//Фундаментальные  проблемы  культурологии:  в  4  т./отв.ред.  Д.Л.  Спивак.  СПб.:Алетейя,  2008.  Т.  1.:  Теория  культуры.  С.  378.
  3. Хейзинга  Й.  Осень  Средневековья:  Исследование  форм  жизненного  уклада  и  форм  мышления  в  XIV  и  XV  веках  во  Франции  и  Нидерландах.  М.:  Наука,  1988.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.