Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2011 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Шемякина М.К. ПОПЫТКА КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» В ФОКУСЕ ПОСТИЖЕНИЯ ОСНОВ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПОПЫТКА КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА «ВОЗРОЖДЕНИЕ» В ФОКУСЕ ПОСТИЖЕНИЯ ОСНОВ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Шемякина Мария Константиновна

канд. филол. наук, доцент кафедры теории и истории культуры,

Белгородский государственный институт культуры и искусств, г. Белгород,

E-mail: mary-ru2004@mail.ru

 

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, всё большее значение приобретают те, которые связаны с категориями гуманитарного порядка. В специфике культурологического изучения важно отметить, что в текущем временном периоде в ряду наиболее актуальных вопросов русской действительности все чаще поднимаются темы, связанные с рассмотрением вневременных идей-символов русской культуры, важнейшее место в среде которых занимает концепт «возрождение».

Сложность комплексного изучения концепта «возрождение» состоит в том, что данный феномен бытует в культурном пространстве не только в виде традиционно выделяемого спектра разнообразных эмпирических практик, находящих непосредственные формы воплощения в культуре, но и в качестве спектра понятийных комплексов, объединенных общей семантикой «возрождение».

Понятие «возрождение» (как и синонимы: «воскресение», «обновление», «воссоздание») в языке гуманитарной науки выступает для обозначения «объекта» исследования (эмпирического культурного фенотипа, или вырабатываемой в ходе исследования его модели). Вместе с тем, «возрождение» используется в контекстах, не имеющих напрямую отношения к эмпирическим жизненным практикам, то есть применяется для описания вещей, не связанных в нашем сознании напрямую с бытийными категориями.

В большинстве случаев «возрождение» используется не только как эмпирический пример или метафора, в частном порядке иллюстрирующая положение той или иной концепции, а вплетается в саму ткань научного дискурса, организует многоаспектные развертывания аналитической мысли. В этом случае понятие «возрождение» не имеет эмпирической референции, но отсылает к иной области бытования культуры. Это обусловливает рассмотрение «возрождения» как «феномена культуры», реализующегося на ментальном уровне культурных архетипов, моделей, образов, познавательных конструктов, представляющих неотъемлемую часть самой культуры.

Рассмотрение сформировавшегося представления о русской национальной культуре в контексте реализации концепта «возрождение» тем более важно и актуально сегодня,  поскольку этнический материал способствует конструированию нового типа отношений между субъектами культуры, способствующих реализации центральных этноформирующих задач функционирования системы русской культуры в целом в ее стремлении сформировать не столько носителя культуры, сколько активного субъекта нравственного действия, транслирующего лучшие достижения исконной для себя культуры.

Определяя духовно-нравственный компонент русской культуры в качестве определяющего центральные ориентиры ее развития, согласимся в размышлении с Н.И. Яковкиной, отмечающей, что «история русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития» [4, с. 5]. И это представление о частном, естественным образом соединяясь, дает понимание развития страны, ее культуры в целом, определяет постижение закономерностей этого развития и его обязательно повторяющихся элементов.

Основным материалом для анализа в работе определена традиционная культура русского народа. Причина такого выбора заключается в том, что в силу ряда исторических причин, давно отмеченных исследователями, именно традиционная культура взяла на себя роль синтезирующего духовного и аксиологического основания культуры русской.

Традиционная культура русского народа в таком ракурсе осмысления становится особой областью художественного (образного) выражения в спектре духовных оснований русского мира, определяется органичной частью русской культуры в целом. Она является естественным выражением духа народа, его ментальности и духовности.

В центральных направлениях выражения русской традиционной культуры (традиционном календаре и обрядовой культуре, в системе художественной традиции русского народа, в поэтике традиционного устного народного творчества) происходили процессы выработки широкого спектра идей постижения и бытийного утверждения концепта «возрождение», новых идей и архетипного понимания аксиологических основ специфики его характера.

Стоит заметить, что рассмотрение традиционной культуры особенно актуально в современном культурологическом знании в связи с совокупностью обстоятельств реального времени, неординарностью исторического момента, который переживает наше общество. И это тем более важно, поскольку в моменты кризисов, социальных реформ и всякого рода изменений общественность всегда обращается к своему культурному жизнеобеспечивающему базису — традиции.

Традиция будет выступать в качестве гаранта воспроизводимости существующих связей, вечным двигателем возрождения установленных миром законов бытия. При этом регламентации традицией будут подвержены все сферы жизни человека — от сакральных, смыслообразующих, деятельностных компонентов (картина мира, представления о жизни и смерти, религиозные воззрения) до обыденных, повседневных забот.

Механизм действия традиции обладал и продолжает обладать способностью возрождать и одновременно трансформировать этнические утвержденные в истории культурные стереотипы и формы. По сути, в этой трансляции и обретает свою жизнь и смысл любое определение феномена культурной традиции.

 

Традиционная культура русского народа, являясь культурой передаваемой в устной традиции в условиях коллективной практики, осуществляемой в самых разных пространственно-временных масштабах (от десятилетий до столетий, от малых (субкультурных) образований до национальных общностей), выступает естественным образом в качестве механизма сохранения, воспроизводства и передачи, а также обновления социально значимого опыта.

Традиционная культура представляет собой форму и способ выражения всех категорий и характеристик жизни народа. Самобытность ее функционирования определялась наличием высоких духовно-нравственных ценностей, открывающихся в этических нормах, добродетелях, духовных и материальных памятниках с приоритетом первых.

При этом абсолютно все структурные составляющие, как справедливо отметит Т.И. Бакланова, «неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений», включают «систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов», сложившихся и передаваемых из поколения в поколение форм и приемов создания, сохранения и распространения художественных ценностей, форм бытования произведений народного творчества, способных при необходимости реализовать концепт воссоздания культуры [3, с. 35].

Традиционная культура в своей цельности предстает сложным, многоуровневым явлением (сложная структура, проявляющаяся в материальных и духовных культурных реалиях). Гармоничность составляющих ее элементов дает представление о целостности и совершенной организации ее структурных компонентов, возникающих на основе бытового и бытийного в жизни народа. Бытовое, закрепляемое в формах семейно-социального и трудового (земледельческого) жизнеустройства, и бытийное, выражаемое в основных образно-целостных смыслах духовной жизни. 

Обряды, обычаи, ритуалы, знания, ценности в единстве своего проявления составляют стержень традиционной культуры русского народа, становятся в культуре уникальным культурным наследием, основанием бытовой практики и художественного творчества народа, передающимся из поколения в поколение и сохраняющимся в течение длительного времени посредством традиции.

Так, циклический принцип развертывания времени (с равноположенностью прошлого, настоящего и будущего) приобретет в земледельческом календаре универсальную форму возрождающегося мира. А та же созидательная функция смеха в праздничной культуре и семейно-бытовом обряде, по аргументированному замечанию М.М. Бахтина, докажет его универсальный и миросозерцательный характер, формирующий особое мировосприятие человека традиционной культуры [1, с. 14].

Традиционная культура отразит понятие не индивидуального бытия, а коллективного устроения жизни — основной характеристики любого начинания в данной области человеческой и национальной деятельности. Коллективное сознание, выражаемое в самосознании народа, подразумевает выход к категориям его духовной жизни. В свою очередь, «дух народа» символизирует его смысл и идею, основы существования и чувствования, раскрывается в типологии его состава, отражает сущность народа во всей совокупности его реакций на обстоятельства и объективно данные ему отношения.

Можно сказать, что традиционная культура в генезисе своего развития не только закрепит, но и усилит закономерности развития русской культуры. Не случайно традиционная культура определится в качестве системы ограничений, ставших внутренними принципами человеческого поведения, творчества, любой значимой деятельности. Переживая те же, что и вся русская культура, переломные этапы, традиционная культура реализует ее генеральное устремление — в культуре ничто не умирает, актуализируясь в определенные периоды своего существования, детерминируясь самой традицией.

Об этом феномене традиционной культуры справедливо заметит В.В. Касьянов мысль о том, что именно «традиции и обычаи сохраняют в обществе состояние равновесия и устойчивости» [2, с. 26].

Таким образом, вся традиционная культура в специфике выражения своих характеристик должна быть рассмотрена своеобразным механизмом воплощения концепта «возрождение», саморазвивающегося и самодавлеющего, поскольку именно в традиционной культуре как носителе аксиологических культурных универсалий отразится культурная модель мира русского народа, будут искать опору все элементы культурной системы общества.

 

Список литературы:

1.        Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М.М. Бахтин. — 2-е изд. — М.: Художественная литература, 1990. — 543 с.

2.        Касьянов В.В. Культурология: Учебное пособие для высшей школы/ В.В. Касьянов. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 574 с.

3.        Народная художественная культура: Учебник/ Под.ред Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. — М.: МГУКИ, 2000. — 344 с.

4.        Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век/ Н.И. Яковкина. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во «Лань», 2002. — 576 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.